company_banner

Как поделить одного инструктора на всех, чтобы каждому досталось по два. Best practice в обучении ИТ

    Сфера образования очень консервативна. Здесь сложно придумать что-то революционное, а уж внедрить новацию в учебный процесс еще сложнее. Так и получается, что обучение самым передовым технологиям во многих учреждениях до сих пор напоминает школьную тоску и поэтому малоэффективно.

    В «Сетевой Академии ЛАНИТ» новый формат обучения разрабатывали, опираясь на научные исследования – как человек усваивает и как скоро забывает новую информацию, какие факторы отвлекают внимание и в каких условиях обучение более эффективно. Сразу скажу, благодаря новым методикам результаты экзаменов улучшились на 30%. В этой статье я расскажу о научных фактах, которые так повлияли на эффективность нашего обучения. Вы же сможете их использовать где угодно – и в самостоятельном обучении, и в выступлениях на публике, и при подготовке презентаций.



    Появление Википедии и различных интернет-ресурсов с учебными материалами породило вопросы из серии «Зачем теперь вообще учиться, если вся нужная информация под рукой?»

    Возможно, в Сети вы быстрее найдете нужный раздел, чем в бумажных учебниках или энциклопедиях, но то, насколько много вы из него поймете, зависит от ваших нынешних познаний в конкретной области. Одной из моих настольных книг был сборник задач Сканави. Но вряд ли свободный доступ к нему в Сети автоматически сделает хоть кого-нибудь умнее.

    Технологии дают всего лишь новые инструменты донесения знания, но знания еще нужно усвоить.

    Аналогичное отношение вызывают и другие новации в области образования, например, предложения всем раздать по планшету или шлему виртуальной реальности. Об эффективности той или иной методики говорят не инструменты, которые в ней используются, а результаты (например, оценки на экзаменах), которые она дает.

    К сожалению, невозможно обучить тысячи людей, только чтобы проверить новую методику, – в образовании нет условий для масштабных экспериментов. Поэтому мы в «Сетевой Академии ЛАНИТ» пошли другим путем: решили сконструировать более эффективную форму обучения, опираясь на серьезные исследования в сфере психологии, педагогики, нейрофизиологии.

    Какие же исследования легли в основу нового учебного формата, названного нами «Персональное обучение»?

    Научим всех и каждого


    В 1984 году Бэнджамин Блум, возможно, известный вам как создатель знаменитой таксономии Блума, исследовал наиболее эффективные способы обучения. Напомню, что речь идет о классическом обучении, поскольку информационные технологии в то время еще не проникли в образование.

    Источник: The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring. В.Bloom, Educational Researcher (1984)

    Перед вами нормальное распределение оценок на экзамене. Большинство слушателей лекций показывают хорошие и средние результаты. Число блестящих ответов, впрочем, как и плохих, составляет небольшую долю в общем количестве. Как же улучшить эти результаты?

    Оказывается, целенаправленная отработка знаний и навыков гарантированно дает лучший результат.


    Сейчас жесткая муштра часто используется в дистанционном обучении – пока ты не освоишь материал, не сможешь продвинуться дальше. Но, например, у меня такое вдалбливание знаний вызывает стойкое отвращение.

    Согласно исследованию Блума, лучший результат приносят индивидуальные занятия.


    Если вспомнить, что эти графики касаются людей, получится, что после лекций на экзамене условно 50 студентов наберут проходной балл, а половина отсеется. А если с каждым из провалившихся студентов позанимается отдельный преподаватель, экзамен успешно сдадут 98% всей аудитории.

    Источник

    Вы представьте, как это круто! Половину аудитории мы могли бы перевести из «неудачников» в хорошисты и отличники (на рисунке ниже я их окрасила в зеленый цвет), просто сменив форму обучения.



    Как же это осуществить на практике? К сожалению, у преподавателей нет времени на персональные занятия с каждым и, даже если бы это было возможно, такой подход получается очень дорогим.

    Но давайте не будем отказываться от трудноосуществимой идеи. Попытаемся максимально освободить преподавателя, тогда он сможет каждому студенту уделить время. Давайте для этого заменим живую лекцию на видеозапись, а ученики будут ее смотреть, сидя в классе. Речь не о дистанционном образовании, а о привычном очном обучении, хотя и использующем компьютер для просмотра видео.

    Несмотря на тривиальность этой идеи, возникает небольшое чудо. Теперь все время, которое преподаватель раньше тратил на чтение лекций, освобождается для личного общения со студентами. Увидев, что студент хорошо овладел материалом, преподаватель может перевести его к следующему учебному блоку. Хорошо успевающим слушателям можно дать действительно серьезные и интересные задачи. А с теми, кто не успевает, можно позаниматься лично.

    Мы использовали эту идею и в учебном центре организовали формат «Персональное обучение» в группе, в разы увеличив время на персональное общения студента и преподавателя в рамках групповых занятий.


    А вот что еще дает персональное обучение
    • Каждый может учиться в своем темпе.
    • Составление персонального плана обучения: учишься только тому, что не знаешь.
    • Можно составить персональное расписание.
    • Можно прерваться в любой момент.
    • Можно пропустить занятие и наверстать упущенное.


    Кроме того, оказалось, что новый метод позволяет одновременно обучать студентов по разным программам: если преподаватель читает несколько курсов, то в одном классе он может собрать студентов, изучающих совершенно разный материал.

    Впрочем, идея только выглядит простой, но ее реализация «в лоб» приведет к катастрофе. Даже самое интересное видео невозможно смотреть долго, совсем не прерываясь. Поэтому нельзя показывать студентам полную запись выступления преподавателя в течение 45 минут. А у нас курс длится 5 дней по 8 часов!

    Основные правила хорошего учебного видеоролика

    Источник

    Ролики в стиле YouTube


    Люди лучше воспринимают короткие видеоролики и с большим усилием смогут сосредоточить внимание на обучающем видео дольше 5 минут. Поэтому разбивайте видеоматериал на фрагменты по несколько минут.

    Постоянная смена кадра


    В психологии известен ориентировочный рефлекс, впервые описанный русским физиологом Иваном Сеченовым еще в 1863 году, – заложенная в нас способность переключать внимание на неожиданное событие. Вы сами можете легко провести эксперимент и обнаружить у себя эту способность: если вы установите телевизор без звука на периферии своего зрения, а сами займётесь домашними делами, вы против воли будете постоянно отвлекаться на меняющуюся телевизионную картинку.

    Эту общечеловеческую реакцию активно эксплуатирует ТВ-реклама, обычно меняя кадр с максимальной частотой – раз в четыре секунды. Этот срок не случаен, он тоже установлен в ходе эксперимента: это максимальное время которое может длиться физический контакт с малознакомыми людьми, чтобы они не испытали неловкие ощущения. То есть за 4 секунды мы успеваем осознать ситуацию, но не успеваем «включить» эмоции.

    При создании учебного видео, пожалуй, не стоит соревноваться с рекламщиками в частоте смены картинки, но менять кадр нужно регулярно.

    Дополнительные приемы


    Снимая учебное видео для «Сетевой Академии», мы не только постоянно чередуем планы, но и заставляем преподавателей работать с кадром –  что-то нарисовать, подчеркнуть, сделать какое-либо другое дополнительное действие. Эти простые приемы также помогают удерживать внимание зрителя.

    Все эти правила создания видеоряда направлены на то, чтобы побороть монотонность образовательного процесса. Они позволяет нам поддерживать интерес у слушателей в течение всего 8-часового учебного дня.

    Как усвоить и не забыть – боремся с человеческой природой


    Источник

    На эффективность усвоения материала сильно влияет, через какие органы чувств человек воспринимает информацию. Если учащийся читает книгу, он в состоянии воспринять не более 8% материала. Видеофильм увеличивает долю усвоенного материала до 40%. Проговаривание новой темы позволяет овладеть 60% информации. Если человек обсудит новый материал и применит его на практике, он усвоит до 80% информации.


    Любопытно, что этот график гуляет по тематическим статьям, однако он не опирается ни на какое исследование – журналы печатают его со ссылкой друг на друга. Отсутствие научного первоисточника делает график стопроцентным фейком, который, однако, правдив по сути: вряд ли кто поспорит с тем, что мы запоминаем лучше, подключая все органы чувств.

    Как это применить? Самый простой способ, который дает технология, – постоянно варьировать деятельность слушателей: после просмотра видео устройте учащимся тест, дайте практическую работу. После практических занятий человек захочет опять вернуться к видео, потому что компьютер «засасывает» ваше внимание. Выдерните ученика в реальный мир, пусть он пообщается с преподавателем, с коллегами. Пусть возникнет эффект «говорения», после чего можно опять вернуться к видео. Именно такая постоянная (и частая!) смена деятельности заложена в персональное обучение.



    Свой вклад в копилку исследований в сфере образования внесла Coursera. И не только своими новациями в сфере организации учебного процесса. Интереснее то, что на этой интернет-площадке с учебными курсами ведущих вузов мира собрались миллионы людей, а значит, появилась уникальная аудитория для сбора статистики с небывалой по охвату выборкой по странам, народам, расам, социальным слоям и т.п.

    Давайте посмотрим на график посещаемости одного из курсов Coursera на протяжении всего времени, когда он был доступен. Как думаете, с чем связаны периодические пики посещаемости?



    Угадали? Это время перед промежуточными проверочными работами, когда люди начинают активно учиться. Не только у российских студентов время, когда они учатся эффективнее всего, можно назвать одним единственным словом: сессия.

    Дафна Коллер, одна из основателей Coursera, комментируя график, сделала замечательный вывод: «Мы доказали, что во всем мире откладывание дел на последний момент – самая популярная стратегия поведения».

    Впрочем, нам интересен другой, более практический вывод. Единственный способ заставить людей постоянно учиться – обеспечить постоянные проверки их знаний. Поэтому в персональном обучении слушатели буквально каждые несколько минут отвечают хотя бы на один короткий вопрос. Результаты подробно протоколируются, и если преподаватель видит, что тест вызывает трудности, он тут же может подойти к обучающемуся и помочь.

    Теперь мы понимаем, как добиться хорошего усвоения материала, но, к сожалению, как только материал освоен, он тут же неумолимо начинает стираться из нашей памяти.

    Источник

    Как можно хотя бы попытаться побороть забывчивость?

    Исследование, опубликованное в журнале Science в 2011 году, выявило, насколько хорошо люди сдают экзамены после разных форм обучения.



    Однократное обучение подразумевает привычные нам лекции: учащимся один раз рассказывали новый материал, и они сдавали экзамен. Как видно на графике, результаты такого обучения весьма посредственные.

    Более эффективным оказалось обучение с повторением материала. Ученикам до тех пор повторяли материал, пока они его не усваивали, только после этого переходили к следующей теме.

    На фоне этой простой и жесткой методики даже сложные стратегии обучения менее результативны. (В данном исследовании проверяли эффективность методики установления семантических соответствий – обучения, при котором между новым материалом и уже усвоенной информацией выстраивают ассоциативные связи).

    Лучшие результаты на экзамене показала группа учеников, на которых применили практику активного вспоминания материала. Это простой прием, известный всем со школы: на каждом уроке учитель задает классу вопросы по ранее пройденной теме.

    Со временем любые знания все равно выветриваются из головы. Насколько часто и сколько времени нужно тратить на активное вспоминание информации? Исследование скорости, с которой люди забывают информацию, провел немецкий психолог Герман Эббингауз. В конце XIX века он выстроил свою знаменитую кривую забывания.



    На графике хорошо видно, что спустя месяц человек может вспомнить лишь малую долю изученной информации. Меньше чем через час вы будете помнить от силы половину того, что усвоили вначале.

    Как же бороться с быстрым забыванием?

    Чтобы информация, например, от 45-минутного занятия осталась у вас в голове если не навсегда, то надолго, нужно через день повторить ее в течение 10 минут, через неделю потратить на это 5 минут, через месяц – 2-4 минуты. Еще раз повторим (простите за каламбур), что повторить – это значит попытаться активно вспомнить материал. Не прочитать еще раз, а именно вспомнить.



    Какой в этом практический смысл для учебного центра? Выстроив учебный курс таким образом, чтобы студенты с нужной частотой вспоминали пройденный материал, вы сделаете все возможное, чтобы побороть кривую Эббингауза (хотя победить ее, конечно, невозможно). Слушатели даже сами не будут понимать почему, но знания у них будут оставаться в голове очень надолго.

    Бытует мнение, что лектору стыдно повторяться. Наверное, этот предрассудок возник из научной среды, где повторяться, например, в тексте статьи – это почти преступление. На самом деле, если совсем ничего не повторять, всего через месяц едва ли кто из студентов вспомнит хоть что-то из услышанного.

    Большой выбор интерактивных образовательных материалов – это прекрасно. Или нет?


    Сегодня чрезвычайно популярно представление информации в самых различных формах. Слушателям недостаточно учебника. Они хотят, чтобы там были упражнения, игры, гиперссылки, учебные активности и т.п. Насколько разнообразным должен быть учебный материал?

    Следующий эксперимент не из образовательной сферы, но он отлично описывает поведение человека в ситуации выбора, а значит, применим и в проектировании современных образовательный систем.



    В супермаркете поставили два дегустационных стола – с шестью и с двадцатью четырьмя баночками варенья. Как вы думаете, у какого столика народу было больше? Конечно, людям нравится возможность выбора, поэтому разнообразие вкусов вызвало больший интерес.

    А как вы думаете, у какого столика дегустация приводила к большему количеству покупок варенья? Как ни странно, покупок у столика с бОльшим выбором было в десять раз (!) меньше. Все потому, что выбор вгонял людей в ступор и они не могли определиться со своими желаниями. Какой из 24 вкусов предпочесть?

    Этот психологический момент работает повсеместно. Например, дизайнеры здорово поработали и сделали не 6 вариантов дизайна, а 24? Молодцы? Нет, их надо всех уволить! Теперь заказчик будет долго мучиться, выбирая финальный вариант и скорее всего просто пойдет к конкурентам, у которых он легко выберет свой вариант из трех предложенных.

    Аналогичная проблема возникает в образовании. Под завязку нашпиговали учебные материалы гипертекстом, играми, дополнительными материалами? Они от этого стали только хуже. В ситуации, когда можно и по той ссылке пройти, и здесь почитать, и там посмотреть, наш ученик растеряется и учиться перестанет вовсе.

    Тем не менее, мы все хотим, чтобы наше обучение было как можно более интересным и развлекательным. И если включение большого количества дополнительных материалов — это, как мы убедились, плохо, то хотя бы стоит сделать курс как можно более интерактивным. Оказывается, и здесь все не так однозначно.

    Использование интерактива в обучении не является безусловным благом. В подтверждение привожу еще одно любопытное исследование.

    Для трех групп учащихся подготовили разный образовательный контент – без интерактива, с возможностью выбора последовательности изучения материала (слабый интерактив) и с ярко выраженным интерактивом – учебными играми, интерактивными тестами и т.п.



    Как видим, результативность обучения повышается: чем более интерактивный курс, тем лучше. Теперь давайте посмотрим на время изучения материалов и стоимость их создания. Первый и второй варианты сопоставимы, а для третьего варианта потребовалось вдвое больше времени учащихся и куда более значительные материальные вложения.

    Если мы посчитаем, какое приращение в качестве обучения мы получили за потраченные на интерактив деньги и время, которое слушатели провели на занятии вместо того, чтобы провести его с семьей или даже на работе, получится, что игра не стоит свеч.

    В персональном обучении мы стараемся определить идеальную траекторию прохождения обучения. Это не блуждание среди огромного количества образовательных материалов, а тропинка, которая ведет каждого слушателя по наиболее эффективному для него маршруту, но так, чтобы он не сталкивался с ситуацией сложного выбора. Конечно, мы разрабатываем интерактивные элементы, но занимаемся этим в меру, всегда помня о том, что мы хотим сэкономить и свое время, и время тех людей, которые пришли учиться.

    Подробнее о том, как выглядит обучение в классе, как зародилась идея нового формата, вы можете прочитать под катом.

    Как в «Сетевой Академии» внедряли персональное обучение и что из этого вышло
    Все результаты описанных мной исследований используются в нашем учебном центре в формате «Персональное обучение».

    Когда я пришла сюда на работу, первым делом решила опробовать на себе новый формат. Обучение шло так гладко, что даже немного меня убаюкало.

    Я проходила «Продвинутый Excel» и думала, что и так все знаю в таблицах. И тут раз – контрольный вопрос после очередной темы. Здесь-то я и поняла, что последнюю тему проспала с открытыми глазами: вроде все слышала, а оказалось, что нет, потому что не смогла ответить. От удивления я «проснулась», снова пересмотрела этот эпизод и дальше уже более осознанно участвовала в обучении. В традиционном очном обучении такого «пробуждения» могло не случится, а при самообучении, где совсем нет никакого контроля, такое и вовсе невозможно.

    Знали бы вы, сколько часов жизни сэкономил мне этот обучающий формат, ведь благодаря нему сводные таблицы мне уже не портят настроение.

    Итак, любой ученик, который выбрал «Персональное обучение», учится в классе за своим монитором. Он смотрит короткие видеоролики, раскрывающие отдельные аспекты темы, проходит тесты, делает практические упражнения. Структура учебных материалов заставляет его повторять изученное с нужной периодичностью. Вопросы каждые пять минут держат учащихся в тонусе и заставляют с большим вниманием смотреть видео.

    Время от времени с каждым учеником разговаривает преподаватель – он отвечает на вопросы, еще раз объясняет сложные для понимания места, в зависимости от ситуации может предложить дополнительные задачи или перевести ученика на новую тему, определяя его индивидуальную образовательную траекторию.

    Идея подобного формата в школьном образовании известна очень давно под названием «Перевернутый класс».

    Источник

    На Западе так обучают уже более 15 лет. А «Сетевой Академии», как и другим участникам российского рынка образования, вариацию этой идеи по франшизе в 2010 году предложила одна иностранная компания. Тогда учебный центр оказался первым, кто был готов к экспериментам на этом поле. Во многом потому, что новая форма обучения, казалось, использовала на практике уже известные научные результаты.

    До подписания договора появилась идея попробовать сделать учебный контент самостоятельно. Результат этого эксперимента оказался интереснее западного аналога.

    Тогда наши специалисты принялись дорабатывать собственные методики производства контента, применили много своих фишек. Так, например, в исходной методике отсутствовала идея постоянного тестирования.

    Собственная разработка оказалась дешевле (перевод на русский всех материалов был очень дорогим удовольствием), да и весь продукт по многим параметрам превзошел предложение западных партнеров. Кстати, от них учебный центр ничего не скрыл и честно рассказал о своей работе. Сейчас мы сами распространяем материалы для персонального обучения в сфере ИТ по франшизе и с удовольствием делимся методическими наработками со всеми желающими.

    Пожалуй, именно так и рождаются инновации в образовании. Придумать что-то революционное с нуля всегда трудно. Чаще ты вдохновляешься идеей, преобразуешь ее, оттачиваешь детали, и в итоге получается совсем новый продукт, аналогов которому нет.

    Персональное обучение в цифрах


    Наши слушатели до и после обучения заполняют опросник, в котором оценивают свои собственные знания, делятся впечатлениями от преподавателей и мнением о том, как работало оборудование учебного центра.

    На основе их ответов мы сделали график, показывающий:

    • субъективный прогресс в знаниях – если до курсов человек оценил свои знания на один балл, а после – на десять, значит, его прогресс составит девять баллов;
    • объективный результат оценки знаний в ходе тестирования (max – 100%);
    • впечатления от преподавателей (max — 5 баллов);
    • впечатления о работе оборудования учебного центра (max — 5 баллов).


    На графике интересно проследить, как отличаются ответы и результаты учащихся персонального и традиционного очного обучения.

    Выпускники курсов в формате персонального обучения в два раза выше оценивают собственный прогресс по сравнению с учащимися самой эффективной очной формы. Конечно, оценки субъективны – люди могут многое насочинять. Однако эти выпускники действительно лучше сдают экзамены-тесты – разница составляет 30%!

    Любопытно, что преподавателей и оборудование выпускники тоже оценивают выше, хотя и очное, и персональное обучение проходит на одинаковом оборудовании и ведут его те же самые преподаватели. Но людям кажется, что все лучше. Почему? За счет персонального подхода к слушателям.

    Когда все слишком хорошо, это тоже немножко плохо


    Конечно, у персонального обучения в группе есть и свои недостатки. Самый существенный – отсутствие социального взаимодействия, которое обычно происходит в аудитории.

    В книге Гладуэлла Малкольма «Давид и Голиаф. Как аутсайдеры побеждают фаворитов» приведен целый список исследований, которые пытались выявить оптимальный размер класса.


    Общий вывод этих работ сводится к приведенному графику. Как видим, зависимость успеваемости от размера класса представляет собой перевернутую букву U. Совсем маленькие и совсем большие классы оказались одинаково плохи. Оптимальный вариант – класс среднего размера, позволяющий обсуждать учебный материал, делиться на подгруппы для его проработки.

    Один из учителей поясняет: «Источник жизненной силы любого класса – дискуссия, а для ее ведения необходима определенная критическая масса. В настоящее время я работаю с классами, где есть ученики, которые вообще никогда не участвуют в обсуждениях, это кошмар какой-то. Если учеников слишком мало, обсуждение тоже страдает. Кажется нелогичным, ведь я всегда считал, что робкие дети, которым неловко выступать в классе из 32 учеников, охотнее разговорятся в классе из 16 человек. Но я ошибался. Робкие дети робели вне зависимости от размера класса. А если класс слишком маленький, то среди участников не наблюдается широкого разброса мнений, необходимых, чтобы дискуссия развивалась. К тому же очень маленькая группа лишена той энергии, что возникает в результате трений между людьми».
    (Гладуэлл Малкольм «Давид и Голиаф. Как аутсайдеры побеждают фаворитов» )

    Вся групповая динамика, которую использует преподаватель в очном обучении, – соревновательность, взаимопомощь учеников, коллективное обсуждение – в персональном обучении пропадает.

    Конечно, и в персональном обучении хороший преподаватель может в какой-то момент прервать курс и сказать всем: «Пожалуйста, отложите наушники, мы сейчас поработаем совместно, в группе». Но сделать это довольно сложно, потому что в этот момент все ученики изучают разные главы учебного материала. Поэтому так можно обсуждать только какие-то совсем общие концепции.

    Помимо неудобства, которое может испытывать преподаватель (как раз то, о чем я написала выше), стоит сказать и об ощущениях учеников. Многие привыкли учиться в группе и сетуют на отсутствие общения.

    Разумеется, в обучении всё общение прежде всего направлено на достижение лучшего результата, а эффективность нашего нового формата и так высока. Тем не менее, мы работаем над тем, чтобы попытаться добавить элемент социального взаимодействия в персональное обучение. Если у вас есть идеи, как это сделать, расскажите о них комментариях, будем очень признательны.
    ГК ЛАНИТ 339,72
    Ведущая многопрофильная группа ИТ-компаний в РФ
    Поделиться публикацией
    Комментарии 19
    • 0
      информационные технологии в то время еще не проникли в образование
      В 80-х годах они в него не только проникли (в виде программируемого обучения), но и успешно (в этом формате) покинули. К счастью.
      Перед вами нормальное распределение оценок на экзамене.
      Как же прекрасны ни о чём не говорящие картинки и графики, приводимые (не только вами) в качестве «доказательств» — никакой информации об условиях проведённого (проведённого же?) исследования, просто одна кривая на картинке нарисована выше и сразу же — «вот видите!».
      значит, его прогресс составит девять баллов
      На девять баллов выросла его оценка своих знаний. Не более того.
      • +2
        информационные технологии в то время еще не проникли в образование

        В 80-х годах еще было слишком дорого широко использовать информационные технологии в образовании. И Блум изучал классическое обучение, без видео, без системы дистанционного обучения. То, о чем Вы пишете, относится, скорее, не к технологиям, а к алгоритмам в обучении.

        В процессе подготовки статьи действительно утеряла ссылку на источник, спасибо, что указали на это недоразумение — исправила. The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring. В.Bloom, Educational Researcher (1984)

        Оценивая результаты, мы, конечно, прежде всего опираемся на результаты экзаменов. Кстати, прогресс подтверждают и международные вендоры во время своего собственного, независимого тестирования. Что касается субъективных впечатлений учеников, эта метрика тоже имеет право на существование. Повышение самооценки и уверенности в себе может очень помочь человеку в жизни и работе.
        • 0
          Он смотрит короткие видеоролики, раскрывающие отдельные аспекты темы, проходит тесты, делает практические упражнения. […] Вопросы каждые пять минут держат учащихся в тонусе и заставляют с большим вниманием смотреть видео.
          Поздравляю, вы открыли для себя EDpuzzle. А ещё существует Formative и множество других неплохих инструментов, которые, в своей сути не так уж и далеки от идей программируемого обучения.

          Но речь не об этом, а о том, что:
          предложила одна иностранная компания […] применили много своих фишек
          …а теперь ещё и:
          подтверждают и международные вендоры
          Уже заметили как много конкретики в вашей статье?
          • +2
            Поздравляю, вы открыли для себя EDpuzzle. А ещё существует Formative и множество других неплохих инструментов, которые, в своей сути не так уж и далеки от идей программируемого обучения.

            Вы правы, сейчас это очень известные вещи, а когда мы это начинали делать в 2008 году, все было в новинку. Еще не было ни Coursera, ни упомянутого EdPuzzle. Тогда компания New Horizons и заявила миру о новом формате, а мы принесли его в Россию.

            А вендоры все известные – MS, Cisco, Adobe и т.д. Компания MS, например, не только поддерживает такое обучение, но и заказывает нам свои материалы по методике, описанной в статье.
        • +1
          В 80-х годах они [информационные технологии] в него не только проникли (в виде программируемого обучения), но и успешно (в этом формате) покинули. К счастью.

          Во-первых, для меня лично самым ярким примером программированного обучения остается переводной учебник по химии, изданный как раз в 1980-е годы. После каждого абзаца там шел вопрос и в зависимости от ответа нужно было переходить к следующему материалу (был указан номер страницы и абзац). Помню, как меня тогда поразило, насколько грандиозная работа была проделана авторами. Но какое это имеет отношение к информационным технологиям?

          Во-вторых, с вами полностью согласен в отношении оценки программированного обучения. И правда, что к счастью, такие методики нас успешно покинули. Хотя до сих пор встречается много адептов, особенно эти методы популярны при дистанционном обучении. Такие курсы может быть даже интересно делать, но очень тоскливо проходить.
        • 0
          Если знания не используются на практике, то они не нужны. Природа так решила.
          Запоминай, заучивай хоть 10 лет, но если не применять их на практике, то лет через 15 будет трудно что-то вспомнить.
          • +2
            Совершенно согласна. И всё же надеюсь, что взрослые люди сознательно приходят на обучение – выбирают курс, которым им действительно нужен в работе. Я и писала, ориентируясь на тех, кому важно запомнить, а не «высидеть» на занятиях.
            А так, конечно, насильно не научишь и не вдолбишь на века. Если не повторять, все забудется.
            • +2
              У меня другой опыт. Я как раз использую вариант схемы повторения, которая описана в статье, для изучения языков. Недавно подключился к проекту, где нужен итальянский язык. И начал вспоминать, когда же я его учил. Оказалось, последний раз в 1998 году, учил месяц до поездки в Италию. А до сих пор и слова и грамматику помню…
          • 0
            Любопытная статья, которая позволяет обогатить базу знаний и стать на шаг ближе к пониманию — а почему в онлайн обучении «Природа так решила» *)
            Что касается предложения отгадать источник — спешу предположить, что им может выступать работа https://en.wikipedia.org/wiki/Edgar_Dale#Cone_of_Experience?
            • +1
              Отличная попытка и толковый источник. 
              Как раз на этой странице Wiki есть ответ, что у Эдгара Дейла конус обучения был без цифр. 
              Проценты – абсолютная фикция. В журнале «Наука и жизнь» была даже публикация, посвященная этому вопросу. Ее авторы попытались проследить одну за другой ссылки на источник этих данных. Вывод, написанный в Wiki, подтвердился: оригинального научного исследования попросту никогда не сущестовало. Впрочем, это не значит, что приведенный график или конус обучения Эдгара Дейла некорректны. Просто цифры не надо воспринимать слишком близко к сердцу.
            • 0

              Спасибо за статью. Интересные цифры приведены. Тоже хочу сделать серию видеороликов, чтобы они были дополнением к очному занятию для тех, кто перегрузился информацией или пропустил. Готовность к видеоролику появилась когда более пяти раз прочитал курс, убрал в нём лишнее, выделил главное, понял, что в нём важно, и накопил достаточный объём обратной связи.


              И тут вопросы такие, если не секрет, какую платформу и ПО используете для трансляции видеороликов, есть ли там обратная связь?


              Если обучение в сфере IT, то неизбежно для демонстрации используется какое-то ПО. Наприер, Postgress 7, Apache.JMeter 3.0. Это как-то помечается в описании ролика, и издаётся ли новая версия материала при выходе Postgress 9.5, Apache.JMeter 3.2? Вот сам думаю, что если запишу ролик, для какой-то версии ПО, то он на всегда и останется для этой версии. И чтобы это было не так, нужно заранее написать сценарий учёбного материала, для коллеги-преподавателя, который через год или два будет обновлять материал, и потом связывать его с предыдущим.


              И третий вопрос, по композиции. Какое соотношение "Доска — Преподаватель" используете — 100:0, 1:1, 1:10? Какой подход к композиции более удачен? Думаю, что чтобы не захломлять пространство, использовать почти всё место для демонстрации рабочего стола или слайдов, где да, можно что-то выделять. И в правом нижнем углу, также добавить говорящую голову — десятая часть экрана. Просто чтобы была, и чтобы добавлялось интерактивности, постоянной смены чего-то… И в те редкие моменты, когда нет слайдов и демонстрации — начало и завершение (актуально для длинных рассказов, более 5-ти минут), можно делать говорящую голову побольше — на весь экран.

              • +1
                В качестве платформы для обучения в персональном формате мы используем свободную СДО Moodle. У нас уже накопился большой опыт ее использования. Плюс свободное ПО позволяет не повышать стоимость видеокурса. Здесь есть традиционный инструмент обратной связи – форум (позволяет привнести элементы социального обучения в учебный процесс). Кроме того, платформа дает преподавателю важную информацию о динамике обучения: сколько учебных модулей слушатель изучил, как успешно справляется с контрольными вопросами, с каким материалом работает в данный момент и т. п.

                Да, мы записываем курсы по конкретной версии ПО, что отражается в названии курса. В любом случае, в курсе содержится некое инвариантное ядро –оно меняется минимально при обновлении версии соответствующего ПО. Написав сценарий, можете заложить в курс возможность его перекомпиляции в будущем: для нового курса вы возьмете старую теоретическую часть и создадите новую – с демонстрацией конкретного ПО. Соединив «старые» и «новые» части, получите обновлённый видеокурс по новой версии ПО.

                На выбор композиции влияют многие факторы: содержание материала (его практическая или теоретическая направленность), методическая проработка содержания и форм подачи материалов курса преподавателем, технические ограничения студии видеозаписи (наличие помещения, позволяющего снимать с нескольких ракурсов с помощью нескольких видеокамер, возможность использования хромакея и/или декораций, наличие хорошо смотрящегося в кадре инвентаря и т. п.). Плюс есть курсы, например, вендорские, которые ограничивают свободу мысли рамками предоставленных вендором материалов и программой обучения. Большинство разработанных нами курсов — вендорские, а значит, мы жёстко связаны рамками, обозначенными вендором. Поэтому в наших курсах на данный момент соотношение «Преподаватель – демонстрация (слайдов, выполнения лаб. работы и т. п.)» приблизительно 20:80.
                • 0

                  Спасибо за подробный ответ, Юлия. Интересно, используете принцип Парето для композиции экранного пространства.


                  Есть вопрос, экономический. При каком количестве слушателей курсов и какой частоте их проведения производство видеоуроков оправдывает себя? Если обучается 5 человек с частотой 1 раз в месяц у каждого преподавателя, то стоит ли переходить от очного преподавания к видеоурокам? Речь идёт об обучении новых сотрудников с последующим трудоустройством.


                  Схема обучения новых сотрудников такая — люди проходят очное обучение с преподавателями в классах, а потом ещё проходят online-курсы, некоторые, хорошие, и внутренние практические занятия, где консультирует и проверяет наставник. При использовании только online-курсов практические навыки стажёров, даже с отличными оценками по online-курсам, были низкими, стажёры не могли пройти собеседование. Поэтому пока от очного обучения не планируется отказываться. Схема неустоявшаяся, постоянный эксперимент, с медленным наращиванием объёма дополнительных online-курсов, на выбор, и отладкой материалов очных курсов.


                  Про выбор СДО

                  Когда сравнивал системы дистанционного обучения, то выбирал ту, где удобнее всего составлять тесты и удобнее всего отвечать на них. Сначала смотрел на Moodle. Moodle по внешнему виду проигрывает другим системам, субъективное мнение.


                  В качестве первой альтернативы к Moodle использовал efront, соблазнившись их demo-версией платной системы, она красива, быстра и удобна. Опробовал OpenSource-вариант https://www.efrontlearning.com/download (версия 3.6) — эта версия отличается от demo-версии платного варианта. Главным образом тем, что efront OpenSource медленнее demo-версии. Но свою задачу efront OpenSource выполнил на отлично. Задача была — подготовка к сертификационным экзаменам небольшой группы людей — заливка в систему открытых дампов тестов и тренировка на этих тестах.


                  Система Sakai https://sakaiproject.org/ быстрее efront и симпатичнее Moodle. Проста в установке. Есть план использовать её для внутренних тестов.


                  И смотрю на проект Open EdEx https://open.edx.org/, в репозитории которого тонны Python-кода. Проста в установке, если верить документации, но смущает большой объём кодовой базы. Тут всё в одном, есть и видеоконверторы и тесты и чаты и форумы. Не ставил её ещё.

                  • +1
                    Есть вопрос, экономический. При каком количестве слушателей курсов и какой частоте их проведения производство видеоуроков оправдывает себя?
                    Вы можете самостоятельно посчитать это под Ваш пример. У нас большой учебный центр, речь о нескольких сотнях учащихся еженедельно. Мы продаем «Персональное обучение» как франшизу для тех учебных центров, которые учат MS и организуют пользовательские курсы. Они довольны, у них все окупается. Главное, чтобы преподаватель был специально подготовлен к проведению занятий в таком формате (мы учим своих этому) и мог вести одновременно несколько курсов. В этом экономический эффект. Если у Вас не собирается группа, рентабельная для Вас, но есть таких 2-3 группы, объединяйте их в один класс. Вот Вам и экономия без потери качества обучения. Например, преподаватель умеет вести курсы по Excel, Word и Power Point, но на каждый курс собралось по 3-4 человека, это нерентабельно. Объединяйте их в одном помещении, учите одновременно и с одним преподавателем, а не тремя, будет и экономический эффект, и хороший результат.
                    • +1
                      Про СДО

                      Для нас ответ на вопрос выбора СДО достаточно прост: в Moodle реализован весь необходимый нам функционал, она достаточно легко расширяемая за счёт подключения необходимых модулей (частично новый функционал мы пишем своими силами: для этого у нас в штате есть разработчик) и, самое, наверное, главное, процесс сборки курса и заворачивания его в готовый для размещения в системе SCORM-пакет у нас полностью автоматизирован и выполняется с помощью скрипта (в том числе, и добавление тестов в курс).
                      Согласна, что в стандартном варианте вид Moodle – не очень. Но если разобраться в верстке тем, то можно доработать систему так, чтобы для пользователей система представлялась вполне симпатичной. Внутреннюю ее часть, которую используют преподаватели, мы даже и не пытались править в смысле оформления. Хотя если бы выбирали сейчас, возможно, из эстетических соображений выбрали что-то другое.

                      Мы тоже присматриваемся к другим СДО, которых с каждым днём на рынке появляется всё больше, пытаемся оценить их применимость к нашим задачам, а также оценить, насколько дорого для нас будет осуществить переход на другую платформу. Например, упомянутая Вами платформа Open EdEx больше предназначена для MOOC (при всей функциональности, красоте эта платформа, кстати говоря, требует больших серверных мощностей). А МООС по своей идеологии достаточно далеки от нашей главной задачи — качественного обучения IT-специалистов.
                • +1
                  Как поделить одного инструктора на всех, чтобы каждому досталось по два

                  Сначала подумал, что статья будет о практическом применении парадокса Банаха — Тарского.

                  • 0
                    Очень остроумная ассоциация! Даже не знаю, многие ли помнят старика Банаха с его многомерными пространствами. Очень жаль, конечно, что мы так не можем сделать. Недавно в соцсетях гулял фокус: шоколадную плитку делили на части, обратно их складывали, и в итоге оставался лишний кусочек. При этом шоколадка визуально не теряла в размерах. Вот бы так с нашими преподавателями, и даже клонирования не нужно
                  • 0
                    Выстроив учебный курс таким образом, чтобы студенты с нужной частотой вспоминали пройденный материал, вы сделаете все возможное, чтобы побороть кривую Эббингауза (хотя победить ее, конечно, невозможно).

                    Поделитесь, как именно вы встроили в учебный процесс повторение пройденного материала? Какие приёмы, их сочетания показали наибольшую эффективность? Особенно интересует повторение через рекомендуемые интервалы (часы, дни).
                    • 0
                      Опираясь на принцип «Я запоминаю только то, что делают мои руки», мы включаем в учебные курс практические и лабораторные работы. Причём слушателю предлагаются разные варианты выполнения практической части курса:
                      • воспроизвести способ действия, который преподаватель показал на видео,
                      • самостоятельно решить практическую задачу (пошаговый алгоритм даем),
                      • самостоятельно найти и реализовать алгоритм решения некой проблемной задачи, поставленной в курсе.

                      Контрольные вопросы по фрагментам курса, итоговые вопросы по модулям курса, а также промежуточные тестирования по группе модулей курса построены с опорой на принцип непрерывного повторения: слушатель должен ответить на один или несколько вопросов по материалу предыдущих модулей курса (не обязательно по теме, пройденной только что).

                      В конце каждого модуля преподаватель беседует со слушателем: в формате вопрос–ответ учащийся рефлексирует и подводит для себя некие итоги, а преподаватель имеет возможность выявить пробелы в знаниях слушателя и восполнить их. Этим задачам посвящены и установочные мини-сессии с преподавателем в начале и конце учебного дня.

                      Форум (элемент социального взаимодействия) позволяет слушателю выступить в роли эксперта и помочь сокурсникам найти ответы на их вопросы. Здесь задействуются более высокие уровни познавательной деятельности (в таксономии Блума): необходимо проанализировать проблему своего сокурсника, найти подходящие инструменты её решения и понятно объяснить, как применить эти инструменты на практике. Всё это помогает запомнить материал самому слушателю.

                      И, наконец, преподаватели разрабатывают базу знаний по наиболее востребованным курсам. Она доступна слушателям в любой момент изучения курса. Здесь есть ответы на большинство классических вопросов. Это, пусть и менее активный, но всё-таки способ запоминания учебного материала: нужно не только правильно сформулировать вопрос, но и осознать и проработать ответ, найденный в базе знаний.

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое