Pull to refresh

Comments 137

То есть сейчас, студент выполнивший задание дома всё равно вынужден нести его на диске/флешке? Кстати, как обстоят дела в аудиториях с внешними носителями и доступом в интернет? На всех машинах есть DVD-ROM/RW, USB порты не заблокированы? Никто студентам не мешает во время лабораторных работ «сидеть вконтакте»? :)
Да, из дома нужно на чем-то нести. А где-то сделано по другому? Как именно?
И, да, в большинстве аудиторий USB, DVD разрешены.
Есть несколько аудиторий, где запрещено все, даже сетевые диски, чтобы студенты не могли никак меняться информацией, в этих аудиториях как правило работают с CAD'ами, и задания выполняются прямо на занятиях — это требования отдельных преподавателей, но это исключение, а не правило.
Если на занятиях нужен доступ в Интернет, то преподаватель заранее сообщает на каких парах в каких аудиториях нужно разрешить доступ на семестр.
С учебными заведениями не сталкивался, но в различных организациях вариантам несть числа — от отправки себе на рабочее мыло до полноценной работы в локалке организации через VPN, включая такие встроенные в винду фичи как автономные файлы и папки.

А как с вирусами обстоит? Не заражают машины с флешек/дисков?

VPN планировали для сотрудников, не для всех, только для тех кому это действительно нужно. Есть много сотрудников и преподавателей которые много работают дома.
С вирусами все просто — Nod32 на клиентские машины (свой внутренний сервер обновлений) и symantec на файл сервере. Получается что проверют 2 антивирусника.
Из практики получается что nod32 во время работы (просто мониторинг) в разы больше грузит проц чем симантек (проверял по диспетчеру задач какой процесс сколько использовал времени при аптайме примерно в месяц)
У нас, например, webdav наружу для студенческих хомяков висит
Не плохая идея, надо будет обдумать. Как с безопасностью? При таком шаринге, я бы наверное для студентов сделал отдельный физ. сервер, чтобы не рисковать прочими документами, ценность которых в разы выше.
Отдельный сервер, при чем на Linux. Он же держит самбовые шары и PDC в виде OpenLDAP, если не ошибаюсь.
А как с нагрузкой? У нас хотя бы иногда «мои документы» использует порядка 2000 студентов и порядка 500 сотрудников, нагрузка по сети небольшая, но проблема в том, что храниться очень много мелких файлов, т.е. при увеличении количества активных пользователей мы скорее всего упремся не в сеть, а в дисковую подсистему (профили студентов весили порядка 40 гиг, но это было 1,2 миллиона файлов и 500 000 папок, мои документы студентов «всего лишь» 30 гиг или 140000 файлов, общие документы сотрудников 140 гиг, 160 000 файлов)
У нас у «избранных» сделаны курсы в moodle и студенты решения прикрепляют к заданиям в курсах, а потом на занятиях могут их забрать из классов. Некоторые преподы даже проверяют сразу в онлайн.
А у нас как правило usb и DVD-ROM отключены, по крайней мере под студенческими записями, а для сдачи лабораторных прям из дома и обсуждения их в некоторых случаях, установлена система moodle. Очень хорошая вещь кстати. Во первых фиксирует время сдачи лаб и не бывает конфликтов, вроде преподавателю помнится что студент сдал позже срока работу, а студенту что вовремя.
К тому же, например очень удобно когда курсовик надо сдать до 23.59 воскресенья, а вспоминаешь ты об этом в субботу вечером. Можно за день всё сделать и отослать и всё сдано вовремя.
Очень удобно для работающих студентов, которые не могут например в институте часто появлятся. Всё делается и сдаётся через сеть.
И там же есть файловая помойка небольшая. Когда например не успеваешь лабу сделать на занятии, но сделано уже много, флешки с собой нет, а след паре завтра надо сдать — можно закинуть на мудл, дома доделать, и в инстиуте с утра показать уже нормальную копию.

Правда вот почему то преподаватели не IT направления уже 2-ой год не могут толком научится пользоваться этим и принимают всё по старинке.
Да, большинство идей информатизации натыкается на непонимание преподавателей. Им и так не плохо работается.
с вконтактом была очень интересная ситуация — 70% месячного трафика составляли 10 сайтов: вконтакте, одноклассники, mail.ru,… в общем все развлекательное. Канал наружу тогда был кажется 2 мегабита, забит был под завязку.
Обрубать не выход, сделали просто: на сквиде зажали скорость на одноклассники и вконтакт. Работать они не перестали, но канал уже не грузили так сильно.
хм, почему не резали одноклассники и вконтакте? преподы сами сидели там, что ли?
Ну почему сразу преподы, почти все сотрудники сидят, не только преподаватели.
Причем некоторые удивляются на счет большого трафика: «я ведь видео не качала, только посмотрела его вонтакте».
У нас преподы просили отправлять домашки на внутреннюю почту
ДРУЗЬЯ, НУ ВЕДЬ ТЕМА «IT В ВУЗЕ» ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ. ДАВАЙТЕ КАК-ТО ВМЕСТЕ ДЕРЖАТЬСЯ, ОПЫТОМ, КОНТАКТАМИ МЕНЯТЬСЯ.
Извиняюсь, что на верх вылез и за капс, но считаю что нужно объединяться it-работникам вузов. =)
Я вот из вуза, где 1к сотрудников, сплошные продукты Microsoft, 5 территорий на разных концах Москвы объединены в одну сеть (VPN).
Внутренние порталы документооборота и не только на SharePoint 2007/2010.
Exchange, Active Directory, Project Server, Team Foundation Server, HelpDesk, Redmine, SQL, VMWare [esx], Hyper-V, ISA Server…
С удовольствием расскажу про SharePoint, структуру сети, организацию работы тут или по мылу.
poliakov.roman#gmail.com
Давайте и вы представляйтесь, нефиг всё от всех прятать!
С нетерпением жду рассказа. Лучше в виде полноценного поста, а не комментария.
может комьюнити или сайт какой то сделаем, где опытом делиться?))
Наверно нужен блог и форум — решает 90% задач обмена опытом. Блог есть — хабра.
Если ещё люди идею поддержат можно и поднять) и форум и вики)
А можно название ВУЗа? Хочется знать, где же такой рай :)
МГППУ
Но это отнюдь не рай =). Хотя благодаря Microsoft у нас всего работает 1 админ и 5-6 инженеров/техников, хотя это скорее грамотная организаци работы, наверно.
1 админ — это совсем не грамотно. Что случится, если он заболеет или уйдет в отпуск? Как минимум их должно быть двое.
Это да, проблема в том, что мы нарастили такую IT мощь за 2-3 года, и половина вещей до сих пор не формализована, т.е. любой админ, который к нам придёт будет пол года обучаться и т.п.
Сейчас обходимся примерно так: я (начальник отдела по разработке/sharepoint), начальник управления IT, пара техников постоим, потолкуем и приходим к варианту решения. Также про запас есть пара админов, которых можно вызвать и попытаться починить ими =)
Смену/помощь админу вырастить сложно и долго, пока нет на это времени и желания. Хотя рискуем мы сильно =))
UFO just landed and posted this here
Ждем Вашего поста на хабре.
Если вы про университет, то это МарГТУ. Прямую линку не дам, не знаю как хабраэффект даст о себе знать.
Спасибо! Имею косвенное отношение к ИВЦ КНУ им. Т.Шевченко, обмен живым опытом всегда полезен. К сожалению не могу рассказать как там все устроено, ибо не уполномочен.

ЗЫ. А минусовать то за что?
А лекции на видео Вы записываете? Есть такая практика?
Централизовано — нет. Отдельные личности балуются, не более.
Видел как это делают в Пензе, к сожалению название ВУЗа не вспомню. Там все серьезно, примерно так, как раньше по телевизору показывали: пишется сценарий, отдельно пишется видео, создается контент который встраивается в видео. Т.е. не просто преподаватель стоит у доски, что-то на ней пишет и рассказывает, а показываются графики, схемы, формулы,…
Нет какой-нибудь документации, красивый схем?
А что на схемах интересного? 2 контроллера, файл сервер, БД, веб. Там смотреть не на что. А вот сам пост по идее это выжимка из документации, где мы описали как будем именовать пользователей, email, как будем создавать общие каталоги, как именуются группы безопасности, OU…
но это по большей части относится к AD, про который не мало написано.
Если интересует что-то конкретное — спрашивайте.
Мне понравилось. Для института очень хорошо сделано, продуманно. Спасибо, что поделились. Присоединяюсь к просьбе выше — покажите пару схем сети.
Дело ведь не в том, институт это или еще что-то. Покритикуйте, поделитесь своим опытом. Даже если области работы разные, все равно что-то перенять можно.
перенять от меня лично непросто будет, т.к. у нас специфика совсем иная и компоненты инфраструктуры, как и архитектура в целом, построены с прицелом на максимальную надежность, отказоустойчивость, доступность, и финансы для этого требуются соответствующие, просто огромные порой (проект в $500К — средненький такой). Мои советы просто будут не по карману в реализации для ВУЗ'а. В целом же, как я уже отметил, у вас сделано хорошо, я бы рад был, чтобы в моем вузе так было, когда я был студентом. Ну и схемы всё же хотелось увидеть.

Только лишь маленькое замечание по вашей файлопомойке — почему вы ограничились тремя вариантами очистки для выбора? Есть вариация второго варианта — удалять те, которые были созданы, скажем, месяц назад. Очень скоро у всех выработается привычка, что данные на шаре живут месяц.
Согласен, уровень разный, но ведь идеи-то не в деньгах меряются. Да и варианты использования ИТ инфраструктуры общие: в мелкой конторе обычный ПК в роли файл-сервера, а у кого-то DFS на куче серверов географически разнесенных очень далеко.

Схемы чего? Как по физ серверам размазаны сервисы? Или как организована сеть, коммутаторы? Если про сеть, то тут я не большой специалист, этим занимаюсь не я. Знаю, что все основано на Cisco, делали все по правилам (проектировал это дело товарищ со статусом CCIE): 3 уровня, между корпусами оптика (правда пока не резервируется), между кроссовыми тоже оптика, до каждого рабочего места 100 мегабит (тупые свичи остались в единичных экземплярах — почти вся сеть уже переделана)
Какое конкретно оборудование на каждом из уровней — не знаю, в цисках не разбираюсь.

Да, с датой создания тоже неплохой вариант. Но у обеих дат есть одна проблема — если скопировали некий пакет файлов и в нем работали только с 1 файлом (или еще один создали), а не со всем пакетом, то в обоих случаях удалиться только часть (либо все, если смотреть на дату создания/модификации их родительского каталога), т.е. теряем целостность.
В любом случае, спасибо за идею, но анархия в помойке — тоже не плохо. Получилось самоорганизующееся пространство, когда люди привыкают, что кто-то может твои файлы грохнуть и используют эту помойку только для передачи информации, а не для хранения.
УАБД в Сумах (Украина) — точно такая же организация.
Насколько я понимаю, основной упор сделан на удобное хранение файлов студентов/сотрудников/преподавателей, что, конечно же, очень здорово. Но на мой взгляд университетскую инфраструктуру обеспечивают в первую очередь решения навроде Moodle — там и расписание занятий, и материалы для них, и контроль посещаемости, и сабмиттинг выполненных заданий и много-много что еще.

Не внедрили ли вы что-то подобное? Или, может быть, в планах?
Согласен, упор в тексте был сделан именно на удобство работы с файлами.
Для автоматизации работы есть другие системы (учебные планы, учет нагрузки преподавателей, расписание занятий и экзаменов, прием документов от абитуриентов, контингент студентов, ведение сессии,...) Они эксплуатируются уже не один год. Потихоньку переписываем их, объединяем БД в одну большую, делаем веб-интерфейс.
На счет мудла и ему подобных — в этом году часть специальностей будет учиться «дистанционно». Поэтому потихоньку внедряем. Пока на уровне scorm пакетов, и slk для sharepoint.
Контроль за работой в течении семестра — у нас это система РИТМ (раньше было несколько софтин слабо связанных между собой), с этого года будет полностью в онлайне для преподавателей. А значит потихоньку и для студентов сделаем.
Здорово, значит процесс идет!
Просто мне очень бы хотелось послушать впечатления кого-то, кто с нуля разворачивал систему вроде Moodle на факультете или в университете. У меня после учебы в Англии и активного пользования этим самым мудлом была смелая идея предложить подобное на родном факультете, но возникли серьезные опасения по поводу готовности ппс к таким переменам — поэтому и интересен чужой опыт.
Если вы говорите, что даже общий доступ к файлам используют далеко не все, то похоже опасения не беспочвенны…
Было бы вообще замечательно, если бы Вы описали как он использовался. Не просто «читайте доки», а именно живое мнение живого человека, с реальными сценариями работы.

Да наши системы используют далеко не все, но потому что они об этом не знают, и сами учиться в этом направлении не хотят. А когда сталкиваются на практике: по общим делам общаешься, параллельно показываешь, начинают пользоваться, потом уже сами другим показывают, и отказываться не собираются. Как говориться: к хорошему привыкаешь быстро.
Ну вот, стоило немного опоздать, а edhell уже рассказал все и без меня. Но я все же расскажу не только про Moodle, но и как организована IT-инфраструктура в London School of Economics вообще, может для кого-то это будет полезной информацией.

Каждому студенту при регистрации выдается имя пользователя, которое генерируется автоматически из его имени-фамилии и пароль, который студент выбирает сам. Имя пользователя становится адресом университетской почты студента, которая работает на Exchange Server. Доступ — через веб-интерфейс или Outlook с кампуса университета. Кроме того, каждому студенту выделяется собственная папка под личные нужды объемом в 250Мб, которая подключается как диск H ко всем терминалам на кампусе. Насколько я знаю, у преподавателей все то же, но лимит на размер выше. Переоценить удобство сложно — так, например, никто не мучается со своими флешками, когда необходимо делать доклад с презентацией: все просто включают компьютер в классе, входят в свой аккаунт — и вот они файлы, приготовленные заранее. Кроме того, есть диск U объемом в 50 Мб, который предоставлен для личных веб-страниц студентов и преподавателей, но я им никогда не пользовался, поэтому тонкостей не знаю.

Доступ к собственным разделам и электронной почте через Outlook работает напрямую только с кампуса университета, если же студент или преподаватель находится дома, то необходимо подключаться через VPN, о чем составлены детальные инструкции для всех возможных операционных систем. Кроме того, реализована возможность удаленного подключения к машинам в университете через удаленный стол (RDP к виртуальным машинам VmWare на Windows Server 2008) для работы с некоторыми программами, на которые у университета есть лицензия и, опять же, доступа к своим разделам и почте через Outlook. Что интересно, при работе через VPN или через компьютеры на кампусе нет никаких «Моих документов» — для работы доступен единственный раздел — свой, и больше ничего не видно. Рабочий же стол, похоже, остается локальным для каждой машины.

Наконец, возвращаясь к теме вопроса — программные решения. Не считая библиотечной системы используются всего две платформы — собственно Moodle для образовательного процесса и нечто неопределенное под названием LSE For You для административных дел. Так, в последней системе можно посмотреть расписание своих экзаменов, полученные за них оценки, пин код для библиотеки, состояние оплаты за учебу и проживание и прочие такие вещи, которые не относятся к определенным курсам.

Собственно, Moodle используется как электронное средство обеспечения курсов. Каждому курсу, преподаваемому в университете, присваивается уникальный код, который состоит из названия факультета и порядкового номера курса, и студенты должны самостоятельно «вступить» в те курсы, которые они в этом году изучают. На странице каждого курса указана детальная информация о всех преподавателях, которые имеют к нему отношение и о том, как с каждым можно связаться, представлено детальное описание каждого курса, грядущих экзаменов по нему, а также полные списки чтения за весь курс. Дальнейшая информация разбита по неделям, т.к. каждое занятие проходит раз в неделю. На каждую неделю заранее вывешивается список необходимой для чтения литературы, как основной, так и дополнительной (со ссылками на электронные версии статей, если таковые имеются, или с библиотечными шифрами, если нет), вопросы для обсуждения и конспекты лекций, если преподаватель их потрудился сделать. Кроме того, к каждой неделе заведено что-то вроде мини-форума, где студенты могут задавать вопросы друг другу и преподавателю относительно прочитанного и обсуждать спорные моменты, но этим не так часто пользуются.

Некоторые преподаватели идут дальше и используют Moodle, например, для того, чтобы собирать со студентов написанные эссе, давать ссылки на видеозаписи лекций, вывешивать сделанные студентами презентации или предоставлять любую полезную информацию, которая может помочь студентам.

Нетрудно заметить, что весь учебный процесс завязан на Moodle и интернет вообще. В принципе, не составит никакого труда сидеть дома, делать конспекты по видеолекциям, брать задания на Moodle и лишь раз в неделю выбираться на семинары, многие так и делают.

Именно из-за этого, на мой взгляд, должно пройти еще немало времени, прежде чем что-то подобное и в таких масштабах можно будет реализовать в вузах России — вряд ли где-то найдется учебное заведение, где все без исключения преподаватели согласятся и смогут без проблем писать домашние задания, информацию о предмете, собирать сделанные работы и т.п. через компьютерную систему. Хотя преимущества, конечно, чрезвычайны. Самое важное, пожалуй — четкая структура всех курсов, возможность заглянуть вперед на сколько угодно занятий, а главное — возможность читать литературу и конспекты по любым курсам в университете — в Moodle ограничений на вступление в курсы нет никаких.

Таким вот образом организован учебный процесс в LSE. Изначально система показалась мне несколько сложной, ушло неделя-две на выяснение того, что и где искать, но потом оказалось, что все сделано очень удачно, хорошо работает, а главное — очень активно используется.

PS. Как все это выглядит вживую можно увидеть на moodle.lse.ac.uk, однако без авторизации там особо смотреть не на что.
У нас используется moodle с 2004 г., хотя и не особо активно, несколько десятков курсов, для нашего вуза это мало (СФУ). В городе и другие вузы используют moodle, некоторые активнее нас (вот список наших местных инсталляций moodle в городе study.sfu-kras.ru/mod/resource/view.php?id=6290).

Я веду 1 дисциплину и у меня сделан курс на moodle. Там конспекты всех лекций, условия всех заданий, тесты по блокам, итоговый тест (часть экзамена), доп. литература (доки, справочники, статьи, примеры, делал пару демонстраций на adobe captative), ведомость, объявления.

Есть пара курсов в moodle на которых есть видеолекции. Для видеолекций у нас есть отдельный сайт раздел на другом сайте tube.sfu-kras.ru/video-lectures.

Есть преподаватели, которые используют moodle только для тестирования. Некоторые тестируют большими потоками (более сотни чел-к).
А в чем именно делались курсы? На сколько я знаю moodle поддерживает scorm, так что скорее всего ваш курс это scorm пакет, который можно использовать и в других системах дистанционного образования.
в мудле и делаются, никакого скорма не используется
А видео хостится на вашем серваке? Какое у вас железо, сколько всего видео? Какой трафик. Мой вуз как раз сейчас делает хостинг для видео — очень интересно стало =)
Сейчас 600+ видео, на нашем серваке, не брэндовом, планируется перевод на ibm bladecenter.
А мы вот на Office SharePoint 2010 к этому сентябрю сделаем нечто подобное для внутреннего пользования и для внешнего хостинга видео.
Посмотрим как Sharepoint держит нагрузки
Дык если будет хоститься видео, то на SP нагрузка будет минимальна — он тут как бы вообще сбоку получается. основная нагрузка это перекодирование видео, а сам хостинг это IIS, про который собственно всё известно.
В Эстонии подняли Moodle в маштабах государства сразу для всех учебдных заведений.

В каждом учебном заведении, участвующем в программе есть специалист по этой системе — дожность называется haridustehnoolog — технолог учебного процесса, скажем так. Он проводит курсы для учителей по этой системе, помагает её внедрять в своем учебном заведении.

Ежегодно специальная организация выбирает из всех составленных в Moodle курсов наилучшие и вручает составившим их учителям довольно приличные гранты.
Вот тут адрес системы — https://moodle.e-ope.ee/
Для прохождения большинства курсов нужно быть акцепритованным пользователем одного из учебных заведений. Идентификация при помощи Ид-карты
в нашем университете
зал открытого доступа для студентов (место где студенты могут посидеть в интернете и т.п.)
раньше контроллер домена был на базе win NT. несколько лет назад перевели его на MDS.
почта qmail раньше был почтовый сервер от нетскейп
в учебных классах как линукс так и XP и 7ка также есть терминальные классы в основном win 2003 + wtware + 1 класс на базе ltsp.

А какое кол-во студентов, сотрудников, преподавателей?

У нас когда был 1 относительно небольшой вуз жить было проще и были шансы прийти к единой системе аутентификации и т.п., но после объединения четырёх вузов в один федеральный вуз стало всё намного сложнее. 40к+ студентов, 3к+ ППС + уйма неППС, куча корпусов. Одних веб-серверов по корпусам раскидано не меньше 15.

Некоторые подвижки есть (единая аутентификация на почту, vpn, wi-fi, а на машинах везде как попало), до идеала еще далеко. В частности, не можем осилить регистрацию всех студентов (почти по 10к каждый год приходит-уходит). Есть планы по внедрению ifolder (типа dropbox) и openatrium (типа sharepoint на drupal). В урезанном виде работает moodle и dspace.
У нас порядка 12к студентов 1к ППС и 1к прочих сотрудников.
Главная цель — привести все к одному виду. Потому как сейчас имеется куча систем которые связаны между собой костылями, обмен идет полуавтоматический.
Как подзадача — единый логин/пароль на все сервисы.
Хочу поинтересоваться где хранится почта для студентов? На все том же Exchange?
Для данной задачи я использовал общее адресное пространство которое делят между собой Exchange 2007 (Сотрудники+ППС) и Outlook Live (Live@Edu)(Студенты) В итоге не паримся насчет выпускников. Почта за ними остается пожизненно.
У студентов пока нет почты, за исключением 30 ящиков созданных специально для проведения курсов по совместной работе с использованием Exchange, Outlook, Sharepoint, Infopath.
А как вы именуете ящики для студентов?
SmirnovP2010@****.ru
Фамилия, первая буква имени и год поступления. В случае совпадения выбираем вариант добавления буквы отчества либо имя можно полностью написать.
В Cornell все логины именуют следующим образом:
[первая буква фамилии][первая буква имени][если есть — первая буква отчества][порядковый номер]

у меня было что-то типа dl576
Хотелось бы видеть описание технической стороны как аппаратной так и программной части. И с картинками :-)

Также хотелось бы почитать о поэтапном внедрении всего этого, с чего всё начиналось, с какими трудностями пришлось столкнутся etc.

Заранее, Спасибо.
Это тянет на отдельный пост с элементами боевика (борьба с бюрократией), комедии (общение с пользователями), а также эротики (временами жесткого порно) — при общении с начальством.
Постараюсь найти на это время.
Добрый день. У меня пара советов.
1. Про помойку.У нас 1к сотрудников на 4 территориях, помойка одна на всех. Реплицируется по сети. Решение оооочень простое — скрипт, который удаляет все файлы созданные более недели назад. Помойка для передачи файлов, а не для хранения. Недели хватает просто за глаза. Вам же не нужны вирусы/порно/видео на помойке? =)
2. На SharePoint вы никогда не сможете перенести всю помойку и даже её половину. Он всё же только для документов, хранить там файлы довольно накладно и дорого ;) В равном счёте и использовать файлы в сети универа и в инете можно без него, вернее он не для этого.

Теперь пара вопросов:
1. Зачем такой изврат с Exchange, вернее с linux?
2. Кем от вирусов защищаетесь? Как нить студентов и сотрудников ограничиваете по типам файлов и т.п.?
3. Сколько у вас техников, админов и т.п. И сколько юзеров?
4. Как вы студентам создаёте учётки, к вам студент приходит и просит или пачками?

у нас помойка — 200 гиг, доступна всем сотрудникам. Реально занято порядка 70, иногда до 100 гиг. Шаловливые ручки периодически что-то грохают. Это и держит «в напряжении» остальных.

Может я не совсем правильно выразился, на шарепоинт переезжает не помойка, а общие документы разных групп работников, временных коллективов, которым нужна совместная работа над документами. Помойка и должна остаться помойкой.

1. С Exchange не изврат, а вполне надежная система. Мы ей довольны. Но сложилась она сама по себе, изза переходного периода, когда Exchange только внедряли. Сами подумайте: имеется настроенная, работающая система с антиспамом, антирусной проверкой, зачем от нее отказываться? Правильнее ее использовать в дополнении к вновь внедряемой.
2. С антивирусами как с почтой — 2 разные системы: нод и симантек. Они друг с другом не конкурируют, они дополняют друг друга. По типам файлов студентов не ограничиваем.
3. На факультетах/управлениях имеются собственные админы, как правило просто более-менее грамотные пользователи. Непосредственно с AD работает 2 человека. С коммутаторами (Cisco) — 1 человек. Студентов 12к, сотрудников 2к. Реально за компами работает порядка 1к сотрудников.
4. У нас есть система «абитуриент», для автоматизации приемной комиссии, из нее данные о зачиленных идут в систему «деканат» с которой мы синхронизируем данные скриптами. Логины/пароли для 1 курса создаются пачками и раздаются по деканатам, дальше они отдают старостам. Естественно, что в ведомостях пароли одноразовые.
Вообще, относительно автоматизации я придерживаюсь поговорки «лень двигатель прогресса». Все что можно заскриптовать — скриптуется.
А системы деканат и абитуриент самописные?
Да, писались где-то в 2002-2004 годах, с тех пор и используются.
Деканат потихоньку переписывается под новую БД, и веб-интерфейс.
А посмотреть на них можно?
у нас просто приёмная комиссия всё в exel фигачит =( со следующего года с писком и визгом будут это делать в access.
Везёт вам. У нас учебное управление списки всех студентов в Word забивает =)) Microsoft не смог это распарсить даже.
А как вы с законом о персональных данных и excel увязывали. Да и как всё воедино сводили: все факультеты, всех операторов и т.п.? Учитывая, что можно поступать на всё сразу, жуткие кучи дублей у вас были небось.
Если честно этими вопросами я не задавался, так мы отвечаем именно за технику.
Насколько мне известно закон о персональных данных требует лицензии на оператора?
Там какие-то мозговыносящие заморочки. Оператор должен листик какой-то подписать и всё кажется. После принятия закона и последующей временной отмены его частей, стало очень много чисто бумажной и организационной работы, а лицензирование софта и железа — дело последнее.
Кажется бумажку нужно подписать в фсб…
Если юристы не в отпуске спрошу интереса ради)
Ну это последнее действие уже, фактически сертификация. А вот для этого нужно сделать ворох бумаг.
Вы, как понимаю, не московские, а то бы вас уже прокачали в департаменте образования. И это даже хорошо.
Этап «подписать бумажку», кажется, может делать только сертифицированная фирма. За это +бумажки в Москве дерут под 1-2млн за 1 систему. Для сравнения — чуть подальше от москвы есть хорошие фирмы, которые на 400к рублей сделают сертификацию 3 или 5 систем в сумме.
ужос. Умеют у нас законы принимать блин…
Ну этот закон даже не сравнится с законом о госзакупках =)
о да… кстати как советовал автор темы покупать железо очень сложно. Во первых тендерная система, во вторых откаты тендорной системы. Оборудование всегда поставляет победитель…
Ой, да ладно. Не верю я что тендерной системой можно хоть чуть-чуть помешать договорённостям. С другой стороны, мы покупали железа на 1м и нам было всё равно кто его поставит, главное — ТЗ написать хорошо и иметь время побадаться, если недобросовестный подрядчик будет.
Люди которые пришли на тянуть сеть спросили как обжимать витую пару. #facepalm
Естественно их контора выиграла в тендер.
А в сервер не поставили батарейку в рейд и сетевушку на 10гб. По цене не влезли)
Люди которые пришли на тянуть сеть спросили как обжимать витую пару.

<irony>А нафига им обжимать? Им нужно расшить патч-панели и розетки, а патч-корды уже обжатые покупаются.</irony>
В свитчи приходит обжатая))
К сожалению в России это обыденность, обжатый кабель, свичи,…
Для мелких фирм с 3-5 компами — это нормально, для более крупных — позор как заказчикам так и исполнителям.
Это не только для мелких фирм, но и для всяких «домонетов» характерно. Мне вот как-то протянули — так обжали из рук вон хреново, сначала вроде норм, а потом связь периодически пропадала. Пошел, купил розетку за 100р, коннектор оторвал и приделал розетку, патчкорд взял заводской — все залетало.

ЗЫ Я уж не говорю о том, что коннектор изначально обжали не по 568A/B, причем оно работало (вроде вместо зеленой-оранжевой были то ли зеленая-коричневая, то ли синяя-коричневая пары) — то есть у них еще и стандарт какой-то свой собственный :)
у меня дома инет приходит по двухпарному кабелю, это нормально.
Без разницы какого цвета пары, главное что бы правильно были использованы.
Может это и нормально, но есть же такая вещь, как стандарты…
Серваки брэндовые, вся сеть на каталистах — а СКС нормально развести — ну никак :(
Ну да, если сеть «правильная» и делалась по проекту, то таких исполнителей можно и скорее даже нужно заставлять все переделывать за свой счет, чтобы был урок на будущее.
простите, не понял, а как для более крупных? Вы сеть без свитчей строите?
Да, без тупых свитчей.
Все же в более или менее серьезных проектах должны быть управляемые свичи, коммутаторы,…
А не тупые железки у которых управление состоит из одной кнопки — ресет, и одного выключателя — питание.
как то не считаю, что на 15-20 пользователей на этаже нужен управляемый свитч. Хватает центрального управляемого.
Пользователи бывают разные, требования к сети бывает меняются.
Допустим через год бухи потребуют чтобы к ним никто доступа не имел или с какой-то розетки нельзя было идти в инет и придется использовать виланы, потом захочется еще что-то.
Я не говорю что это нужно делать сразу, но нужно к этому быть готовым.
Уже вполне используем)
У нас на этаже 5-15 кабинетов, кабинеты по 5-20 человек. этаж на тупых свитчах втыкается в коммутационный шкаф (на каждом этаже), там свичи с мозгами. Коммутационные шкафы втыкаются в умный свитч в серверной (туда же приходять VPN каналы с других территорий).
При такой архитектуре нам совершенно не нужны умные свичи на этажах, хватает одного центрального. (ну разве что фигово когда сеть кольцуют =)
Пипец в квадрате. Нет, в кубе. Нет, в третьей сверхстепени.
Вы про системы К1 и К2 говорите? Абитуриенты, а тем более студенты и прочий персонал легко приводятся к К3 и не нужно обращение к спец-фирмам.
Ну нифига себе, я думал что все вузы уже что-нибудь себе прикупили из систем автоматизации. Посмотреть на наши системы не получиться — системы десктопные, но есть старенькая презенташка, в которой интерфейс систем и их взаимодействие очень хорошо показаны (на первый взгляд там не актуальны скриншоты сайта абитуриентов, остальное — нормально)
Если хотите, продадим Вам наши системы.
У нас приёмная комиссия работает с access. Но выяснилось, что есть ряд мероприятий — скажем выездные физмат-школы, на которые надо регистрироваться. И вот там вся регистрация происходит вручную. В exel.

Я подошёл к вопросу просто — завёл тематический сайт, сделал универсальную систему регистрации на сайте (то есть можно любой сложности форму завести, хоть с флагами, хоть с выборками из списка и пр.) и весь поток желающих записаться перенаправил на него.

Был ряд сложностей у родителей и студентов, которые не бум бум в интернете. Но в целом — сняли громадную нагрузку с приёмной комиссии, а модуль регистрации успешно используем в других проектах.

Вы видимо мало работали с приемной комиссией. Ее достаточно сложно полностью автоматизировать. Там различных отчетов просто дохрена, поэтому данные по абитуриентам должны быть в БД.
Основные задачи которые решает наша система:
* ввод и хранение информации о поступающих
* построение рейтингов
* построение экрана числа поданных заявлений по специальностям
* формирование приказов на зачисление
* печать анкет абитуриентов для подшивки в дело
* построение отчетов в различных разрезах (по школам, районам, оценкам, по типам учебных заведений,… штук 30 наверное наберется)
* экспорт данных в систему «деканат» для ведения контингента студентов.

Можете ради интереса спросить в своей приемной комисси, сколько отчетов они выдают по результатам приема в мин обр, сколько во внутренние подразделения вуза, будете сильно удивлены.
pokryshkin, Вы абсолютно правы. Видимо я не очень понятно написал. Я не изменял стандартную работу приёмной комиссии. Упаси бог!

Я решил вопрос с дополнительными сервисами — «регистрация на физмат школах». Эти данные, кстати, потом поступают в их обычную базу и по ней уже готовят отчёты и пр.
А с кадрами/бухгалтерией тоже скриптом?
У нас вот с этим вообще запара жуткая: Active Directory, Кадры сотрудников, Кадры студентов, Бухгалтерия, Деканат, Абитуриент. И везде всё заново =)
Да, за годы «синхронизиций» для большинства операций написаны либо скрипты (там где действие пользователя вообще не нужно), либо мелкие софтинки.
Последний год приводим все системы связанные с учебным процессом к одной БД.
Как у Вас обстоят дела с лицензированием софта? На серверах, раб. станциях (система, офис, антивирус, другое). Покупали по спец ценам, подарили, ломанное? Куда движетесь? В сторону платного ПО или наоборот — в сторону OpenSource?
Для делопроизводства Win+Office купленные. Для учебного процесса MSDN. На сервера Win + часть софта было получено в рамках какой-то программы информатизации ВУЗов года 4 назад.
Прикладной софт — как правило бесплатный (ну и что, что люди привыкли пользоваться Nero, всем поставили cdburnerxp, к нему тоже быстро привыкли)
От Win отказываться сложно, особенно в учебном процессе. Большинство спец софта идет только под винды.
Но, как я уже писал про желесо, так и с софтом — большие фирмы делают очень большие скидки для уч. заведений. Они просто хотят подсадить людей на свои продукты — вот и «дарят»
nod — купленный, сейчас порядка 1200 лицензий, сколько это стоит — не представляю, лиц. софтом занимается отдельный человек.
Движемся в сторону лицензирования того ПО что действительно используется и еще не куплено.

Для уч. заведений MSDN — хороший выход. 12-15 т.р. в год не большие деньги для любого факультета.
Покажите, пожалуйста, как реализовано расписание на сайте и кто им занимается в ВУЗе?
у нас exel и open office.
В прошлом году наш замечательный программист (Алла вернись!!! =(( ) написала скрипты в нём под запросы диспетчерского отдела.
Теперь хоть доки и в экселе, но всё это автоматизированно.
Можете дать ссылку на сайт? Хочу посмотреть, как оно выглядит в екселе.
оно не выводится в web, пока не выводится)
А на excel-файлы можно посмотреть?
Расписание тут
Составлением расписания занимаются зам. деканов, либо сами деканы, в спец программе (ручное составление расписания, но проверяется соответствие расписания учебным планам). Потом это дело идет в учебное управление, где расписание сводится, проверяются накладки. Дальше экспорт в Excel для печати и в html для сайта.
Вау, шикарно сделано! Расписание верстается, или как оно заполняется непосредственно на сайте?
В программе составляется расписание, автоматически проверяется соответствие учебным планам, проверяются на разные конфликты. Затем нажатием одной кнопки экспортируется в HTML
Да, весь учебный процесс автоматизирован своими силами.
У меня не праздный интерес, коллега )

Каким образом проверяется соответствие учебным планам — по часам? Как формируются учебные планы?

А какая платформа лежит в основе всей системы?
Для начала гляньке нашу презенташку. Она старая, но тем не менее существующую систему описывает (содержит много красивых картинок и скриншотов). Новая строится на тех же принципах.
Да, проверка идет по часам. Существующие системы написаны на Delphi, базы данных (а их несколько) FireBird. Потихоньку переходим к MSSQL и веб-морде на Sharepoint 2010.
Если что в профиле есть моя аська.
А можно получить примерную группу людей (начальник, программисты, техники) и количество времени потраченное на создание этой системы?
Посчитать достаточно сложно — потому как на большинство систем не было никакого ТЗ, по сути сами придумывали как автоматизировать тот или иной процесс. Реально писалось примерно с конца 2001 года по 2004. За это время большинство систем было переписано с ноля по 2 раза, а некоторые и по 3. Дальше — только шлифовка и никаких серьезных изменений в них не делалось.
Команда была 6 программистов-студентов, 1 дизайнер, 1 начальник (это относится к автоматизации учебного процесса).

Все что описано в статье разрабатывалось в уме и на бумаге где-то примерно месяца 3, попутно на отдельных подразделениях ставили эксперименты. Реализовали силами 2х администраторов которые работают с AD, и человек 10-15 «админов» на местах, которые собственно только загоняли компы в домен.
Немного о своей работе :)
Работаю в колледже, объёмы конечно не как у Вас, но то же есть. На текущий момент есть 2 независимые площадки на которых к сожалению общая только почта и то теперь.
Почта exchange
Домен w2k3
Linux сервер с системой тестирования igivetest.com/rus/
На внешнем хостинге atutor (moodle действительно лучше)
Шлюз на Pfsense
Раньше сервис смотрел лицом в большую сеть, но на первой же сессии лёг под ддосом. Теперь только локально.
Файлопомойка на винде.
Пользователи имеют логины вида номер_группы-номер_по_журналу. Сейчас от этой системы планируем уходить к индивидуальным логинам на время обучения.
В компьютерных классах на машинах стоит win+ubuntu linux
Винда монтирует домашнюю папку студента, где хранятся его работы и появляются задания от преподавательского состава. Некоторые преподаватели имеют свои папки которые студентам доступны через ярлык на рабочем столе в ридонли. На винде инета нет, только на linux =)
Сейчас как раз работаю над доменной авторизацией на unix с монтированием сетевых папок.
Из планов:
перемещаемые профили в linux с AD авторизацией (в процессе likewise-open + pam_mount)
Сквозная авторизацией через AD на системе тестирования.

По поводу нововведений. Все упираются по страшному. Даже система тестирования редко но используется старая, хотя сейчас вроде тесте все перенесли и жизнь налаживается.
Excange использую тупо как почту(кстати перед ним стоит постфикс с анти-спамом, ибо нагрузка снижается в разы.)
Мне вот интересно, кто как печатает дипломы?
Специализированный софт или шаблоны из ms office?
У нас Вордовские шаблоны с базой данных во внешнем файле, по сути автоматизированно. Но каждый год подгонять приходится немного под новые бланки.
Вообще из личных предпочтений — Ms word, но сталкивался с тем что заставляют брррр делать в Latex'е.
Ну а в с латехом-то какие проблемы?
составляется текстовый фаил фактически со списком людей, из которого латех сам формирует страницы дипломов. Я так бейджи для конференции печатал.
Может мы о разном говорим? Я про том, что некоторых заставляют самостоятельно весь диплом верстать в latex'е, а не только титульник.
Кажется тут каждый о своем. Под дипломом я понимаю документ об образовании, а Вы видимо — дипломную работу. Так?
Да, виноват. У меня просто «диплом» и «дипломная работа» — уже стали синонимами.
У нас тоже данные берутся из БД в Word, дальше руками подгоняется под шаблон.
В скором времени думаю тоже написать о нашем ВУЗе раз уж тема имеет определенный интерес.
О, отличная статья! Спасибо Вам.
Замечательный пост!
И предложение насчет коммюнити в комментариях!

Внесу и свои «пять копеек»:

У нас 5 площадок по всей Нерезиновой, более 2,5К машин, отсюда и много-много юзеров/студентов/преподавателей.
В принципе, структурная схема, примерно, аналогичная автору топика.
1 домен. На каждой площадке по 2 контроллера (1 резервный), 1 файлсервер+принтсервер. На ключевых площадках добавляются еще дополнительные сервера, типа: для VPN, для баз и всякого прикладного ПО, используемого в обучении, WSUS, DrWeb Ent Server и прочее. 2 ISA сервера на 2х ключевых объектах. Интернет раздают только они.
Внешний почтовый шлюз на FreeBSD, по LDAPу сверяющий наличие пользователя-получателя в AD (один из антиспам методов), внутри Exchange 2007. (ранее был 2003, мигрировали, весьма успешно)
Что касается файлопомойки, то мы так же, пока, не решили что с ней делать и «как быть?» :) Проблемы примерно такие же, как и у автора.
Работа с дисками, так же, очень похожа на «как у автора».
Студентам предоставляется:
-локальный доступ на компьютеры в учебных классах
-доступ в интернет по WiFi на «урезанном» канале с кучей ограничений по сайтам типа ВКонтакте, Одноклассники.
-возможность отправить «из дома» через веб-форму на сайте ВУЗа любой файл, дабы не тащить на флешке
-доступ в интернет в специальных медиа-классах

Буду рад, если сообщество все таки организуется.
С удовольствием поделюсь опытом и выслушаю ваши предложения, замечания. :)

У нас городок не большой, между корпусами оптика (пока без резерва) поэтому в одном корпусе полноценная серверная, в других корпусах только кроссовые. Соответственно всего 2 DC, 1 файл-сервер. В будущем возможно придется воспользоваться DFS для файл-сервера.
У Вас WiFi как развернут? Единой сеткой по всем корпусам? или куча отдельных точек доступа и отдельных сетей?
Отдельная подсеть, с точками доступа на этажах. Не на всех этажах, надо сказать, пока что.
Сделано на cisco, аксес контрол тоже на базе cisco.
Я имею ввиду вот что: переходим от одной точки к другой — сеть нужно переподключать или роуминг есть, и переключение идет на автомате?
А то у нас есть тут умельцы — предлагали по корпусу поставить 10-20 бытовых точек доступа, и было бы в каждом углу по своей wifi сети.
Ух, я что-то даже затрудняюсь с ответом :)
У нас так, пример:
3й этаж стоит, скажем, 6 точек — 2 сети STUFF и STUDENTS — доступ к той или иной сетке на уровне циски (лог/пас) — ходи по нему — везде 1 сеть.
Если уйти на 5й — то будет точно таже сеть, там так же 6 точке, к примеру. И так далее.
Это пока бета вариант, сейчас нам готовят систему гостевого доступа, один из интеграторов.

Просто не совсем моя стезя, в данном случае. Поэтому так «заковыристо» объясняю.
Любопытно. Если повезёт — то в скором времени буду поднимать похожую инфраструктуру в вузе в Питере. В данный момент там наличествует только примитивная сеть на д-линках, шлюз на фрибсд и куча пользовательских ящиков. Пытаюсь выбрать между несколькими вариантами реализации, так что статья была очень в тему.
Успехов в этом нелегком начинании!
Развлекуха у вас будет на пару лет =))
По опыту скажу что это минимум 3 года, в среднем 4-5
единая сеть
единая почта
автоматизация рабочих мест деканатов, руководства, сотрудников
безопасность
и т.п.
Да я уже и ожидаю не меньше 3-4 лет работы по этому профилю. Зато потом какое резюме, если вдруг случится смена места деятельности! )
Да выглядит красиво: разработка и поддержка AD, почты,… с 15000 пользователями, 2000 компьютеров,…
Только вот компы в классах однотипны. Из 15000 пользователей — 13000 одинаковых учеток студентов.
Но все равно, такие строчки в резюме душу греют. :)
Sign up to leave a comment.

Articles