Pull to refresh

Comments 73

Все еще проще: «система» должна поддерживать работу в оффлайн режиме и импорт данных из внешних источников.
Все еще проще: все бизнес-процессы должны планироваться исходя из возможных отказов в разных точках (кони, люди, компьютеры, сети).

Я вот не первый год наблюдаю за одной амбициозной сыктывкарской сетью доставки пиццы — они заложились на облачную систему, работа с которой требует интернетов во всех точках, и никаких оффлайновых режимов. За два года, как пишут, было простоев на несколько часов.

Продолжаю наблюдать, затаив дыхание.
пицца — это фигня.

forums.aws.amazon.com/message.jspa?messageID=241597

Life of our patients is at stake — I am desperately asking you to contact
We are a monitoring company and are monitoring hundreds of cardiac patients at home. We were unable to see their ECG signals since 21st of April
Эта истеричная реплика была написана во время одного из глобальных даунтаймов AWS.
Да, эпично.

Кстати, отключились же не интернеты у всех пациентов, а пресловутое «облако». Вывод — кросс-датацентровый failover, вполне решаемо на стадии разработки, уж особенно могли бы задуматься о сем для такой системы.
Это говорит только о том, что они неправильно оценили риски, если вообще оценивали их.
На самом деле корень проблемы на бизнес а люди, потребители. Очень мало людей откажутся от банка потому что у них система глючит. Надо воспитывать требовательного потребителя путём создания качественных услуг. А также везде и всюду лично отказываться от сотрудничества с такими бизнесами.
На самом деле корень проблемы на бизнес а люди, потребители.
Да, мнение, что клиенты — это главная проблема, распространено ещё со времён советской торговли…

Вот только я, как потребитель, не хочу чтоб меня «воспитывали» путём создания «качественных», а, на самом деле, просто в десять раз более дорогих при той же доступности и надёжности, услуг.
Не проблема не в потребителях, а в неумении посчитать упущеную прибыль. Изза того что система не работает вы не обслужили N человек, следует как минимум потеряна прибыль на комиссиннних. В маштабах банка, потери легко могут превысить миллионы.
Вы путаете Банк и НПФ — это разные структуры. Банк просто агент по приему заявлений.
Отсюда все ваши выводы не совсем корректны.
Но банк ведь не бесплатно оказывает агентские услуги. А то вы так говорите, будто банку никакой прибыли нет, поэтому им незачем решать проблемы.
я думаю в задачу банка входит обеспечить рабочее место (без пк) и канал. НПФ за это ничего не платит, т.к. это одна группа компаний.

У банков есть требования по обеспечению непрерывности бизнеса, которые диктует им регулятор (ЦБ РФ), у НПФ таких требований нет.

UFO just landed and posted this here
И так начнем.

НПФ — Некоммерческая организация Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд (ИНН: 7714007734, ОГРН: 1037739183470)
ВТБ24 — Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) (ИНН: 7710353606, ОГРН: 1027739207462)

Вывод 1:
Это разные юридические лица. Обязательство одного никак не связаны с другим.

т.е. от каждой вашей зарплаты он будет получать 2-6%

Он ничего получать не будет, кроме своей зарплаты. Это будете получать Вы.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, с исключительными видами деятельности.


Вывод 2: НПФ технически не может быть банком.

UFO just landed and posted this here
Какой нал, какие кредиты — вы о чем? НПФ могут размещать страховые средства только в очень ограниченном списке инструментов.
UFO just landed and posted this here
смотрите т.е. теоретически вы можете сами себе через НПФ выдать да же ипотеку :)

Теоретически вы и сами будете платить себе проценты.

Банки нужны НПФ для уменьшения ограничений. Т.е. сам нпф инвестировать не может, а банк таких ограничений не имеет.

Но вопрос то в другом, автор нам говорит: Раз НПФ работает плохо, то банк еще хуже. Я же говорил — о совсем разном бизнесе.
С НПФ вы встречаетесь несколько раз в жизни! А с банком несколько раз в год.
Поэтому бизнес процессы в НПФ не требуют уровня непрерывности, что в банке. В банке с 9:00 по 21:00 проводят около 10 тыс. платежей и еще внутри себя 24 часа. А НПФ делает 2-3 операции в месяц.
>автор нам говорит: Раз НПФ работает плохо, то банк еще хуже
Я, как автор, протестую.
Я говорю: раз банк, который обслуживает клиентов НПФ и имеет то же название, работает плохо, а руководитель НПФ не добился от него работы в нестандартной ситуации, то и всей работе НПФ я доверять не могу.
Вы абсолютно правы, что данный НПФ не является банком. Статья же о другом: о том, что в этом НПФ ХХХ сидит руководитель, которому плевать, что в банке ХХХ24, по некоторому стечению обстоятельств принимающему заявления, невозможно принять такие заявления в течение нескольких дней.
В данном случае банк называется ХХХ24, фонд называется ХХХ пенсионный фонд, и заявления принимаются в банке ХХХ24. В данном случае ХХХ равно ХХХ.
Напомнили диалог из «Шлема ужаса» Пелевина:

[Nutscracker] Почему ты считаешь, что здесь есть xxx посольство?
[Romeo-y-Cohiba] xxx посольство везде есть.
[Nutscracker] Ты уверен? А вдруг мы в xxx?
[Organizm(-:] Похоже, ребята, вы понимаете друг друга без слов. А мне вот непонятно, что это за xxx посольство и где это xxx, если xxx посольства там нет. И на xxx оно вообще тебе сейчас нужно.
— Почему, когда не работает банкомат, мне пишут «Извините, не работает», а не показывают адреса ближайших со схемой проезда и телефоном для клиентов?


Банкоматы Привет-банка пишут адрес нескольких ближайших, если не работают.
UFO just landed and posted this here
UFO just landed and posted this here
Дважды заблокировать карту за якобы подозрительную транзакцию в Duty Free крупного международного аэропорта, где в обязательном порядке проверяют паспорт и посадочный талон — так-то да, банк просто отличный.
UFO just landed and posted this here
Я был в Азии. И с двумя картами других банков тоже проблем не возникало. Видимо, только у ВТБ24 считаются подозрительными такие транзакции и сразу попадают в фрод-мониторинг.
Кстати мне ВТБ заблокировало карту когда кто-то где-то попытался забронировать отель на 2000$. Спасибо им за бдительность!
UFO just landed and posted this here
Кстати забавный нюанс, в США при оплате картой часто есть выбор дебетовая или кредитная. Так вот, наши у нас ни одна карта ни разу не прошла как дебетовая. В России видимо всем выдают кредитки с 0 лимитом )
То что называется за рубежом debit card это в самом деле совсем отделный банковский продукт, в России такие не выпускаются вообще.
UFO just landed and posted this here
«РосБа» вообще не работает с картами из других филиалов банка. Видите ли если у Вас карта из Сибири, то туда и обращайтесь и там же продлевайте. Банкоматов около 10 штук по всему Питеру.
Вы будете смеяться, но банкоматов московского Сбербанка нет в Питере и наоборот. Т.е. положить деньги на карту Сбербанка в Питере и снять в Москве без комиссии — невозможно в принципе.
План Б в индустрии называется Business Continuity Plan, план непрерывности бизнеса. Его создают те предприятия, которые дозрели до той стадии, чтобы понимать, что без этого плана бизнес не защищён.
Нет. Его создают те предприятия, которые оценивают риски и после оной оценки решают, что потери от тех немногий клиентов, которые «плюнут» и уйдут писать статью на Хабр превышают затраты от поддержки «плана Б» в актуальном состоянии.

И, что удивительно, далеко не всегда оценки потерь показывают, что поддержка «плана Б» выгодна для банка, НПФ и т.д. и т.п.
Ну, так оценка рисков — это как раз созревание и есть. Уже мышление в рамках BCP. И потери клиентов — лишь часть рисков. Например, на предприятие моей жены приходил ОБЭП и парализовал работу на несколько дней. После этого владельцы задумались о разделении бизнеса таким образом, чтобы паралич был менее вероятен. Формального BCP пусть и не приняли, но дозрели.
«Тут правда может оказаться, что процесс без системы и с приемлемым качеством не стоит тех денег, которые тратятся на систему. Может поэтому IT не любит продумывать план «Б»?»
Именно! Там где взято за правило тратить много денег — складывается экосистема с паразитами и жуликами, распилами и откатами. Задача достигнуть целей вторична, первично стремление попилить бабло.
И еще: если верить правдивости описанной ситуации CIO в XXX24 — безразличный лентяй и растратчик, КОТОРОГО НАДО УВОЛИТЬ ПИНКОМ ПОД ЗАД. Ведь рыба — она всегда ГНИЕТ С ГОЛОВЫ!
> Могу я быть уверенным, что когда нужно будет быстро отреагировать на изменения на рынке и перевести мои инвестиции из одних финансовых инструментов в другие, этот банк сможет быть эффективным?

Я вас успокою, в масштабах приличного НПФ _быстро_ отреагировать нельзя.

У НПФ ХХХ24 (а он далеко не самый крупный) объём фонда превышает оборот всей ММВБ. Не те объёмы, можно рынок обвалить.
Значит, реагировать нужно вообще заранее. А значит, я не могу это доверить банку, который заранее не смог продумать варианты работы в случае сбоев.
Если вы хотите реагировать заранее — вам телепат нужен. А пенсию придёться нести всё же в НПФ.

Да и спешка нужна при ловле блох. НПФ — это не ПАММ-счет на Forex.

Это я не к тому, что в XXX24 всё хорошо, это я к тому, что эти проблемы впринципе ортоганальны НПФ.
Может быть и телепат. А может — анализ трендов. Когда я ходил на начальные курсы по инвестированию, нам рассказывали про кривые второго и третьего порядка, и как по ним заранее определить момент выхода из долгосрочных и среднесрочных инвестиций. Да, для краткосрочных и для скальпинга не подходит, но это не про НПФ.
В этой стране на «начальных курсах по инвестированию» рассказывают про что угодно, кроме инвестирования.

Попробуйте нарисовать кривые перед августом 1998 или 2008, или они вам предскажут 24 сентября 2011?

Да и по чему вы их рисовать вообще планируете рисовать для НПФ?
по определению, бизнес — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.
Корень проблемы ИМХО в том, что деятельность xxx24 под определение бизнеса не подходит, как минимум, в его отношениях с клиентом, который пришел со своей пенсионной фигнёй. Хотя по ошибке называется бизнесом и вводит в заблуждение
Всё бы ничего, если бы у них только прием заявлений НПФ не работал. Передо мной один клиент около часа сидел, пытался деньги внести, а второго просто отправили даже не знаю с чем. У них, похоже, всё не работало.
Вне ваша ситуация напомнила эпизод из старого фильма Тарантино «Desperado». Там есть такой момент: в захолустный бар, который на самом деле является местом, где наркоторговцы решают свои проблемы, заходят две девушки, на них никто не обращает внимания, и через какое-то время они высказывают ему свои претензии по поводу качества обслуживания и пива.

Этот фрагмент, первые 25 секунд
О да! Деньги они делают явно не на частных клиентах.
А раз так, то и ждать от них, что они будут работать на частного клиента, не приходится. Опять же, нужно искать других.
Ни у кого нет запасных вариантов.
Надо было оплатить квитанцию. Пошел в местное отделение сбера, сказали реквизиты не верные, в системе нет такого. Поехал в центральное отделение сбера, сказали то же самое, пошел в соседнее отделение сбера — опа, всё есть, оплатил. Далее так и оплачивал в этом отделении. Но в один прекрасный день, когда надо было очень-очень срочно оплатить, в оделении сбера внезапно всё висит, причем рассказали об этом когда почти час отстоял очередь, при этом оператор сказала попробовать в соседнее окошко: «может там работает», куда снова вставать в очередь на час… Пошел в другой банк (Возрождение), там квитации только в кассу, которых 100500 штук, но работает только две, постояв примерно 10 минут стала работать только одна, из которой около получаса никто не выходит, а очередь копится, внезапно оператор говорит что всетаки можно и не в кассу, ибо касса везде, протянул отпечатанную квитацию, но внезапно у них такой размер не прокатит и надо на бланке банка всё писать, потерял очередь, написал руками все реквизиты, постоял еще, оплатил. Всё это было в рабочий день, не в обеденное время. Страшно представить чтобы меня ждало в выходные около обеда.
На счет сообщений об ошибках с планом Б — полностью согласен.
На счет того что план Б обязательно должен быть на случай лежащей базы — не во всех случаях.
На самом деле ущерб от работы в ручном режиме может оказаться большим чем от потерянного клиента.
У меня был случай когда в одном банке не работала одна из их систем. Меня послали с моим вопросом, мол офлайновых схем нет.
Когда достал карточку премиум-класса (вопрос не касался конкретно этой карты никоим образом) то возможность резко появилась, и проблему решили без работы системы, а потом уже без меня улаживали свои технические формальности.
Я считаю что часто это является правильным вариантом. Разные бизнес-модели бывают.

Но вот что действительно возмущает в Вашей истории, и действительно повод терять такой банк (если это не ляп отдельного сотрудника конечно) так это слова «попробуйте придти на следующей неделе». Господа, у вас что нет телефона? Если банк не подразумевает такой подготовки сотрудников чтобы они уважали клиента настолько чтобы позвонить ему и сказать что проблемы решены — приходите, то да, такой банк нужно терять (по возможности, иногда особого выбора нет).

Опять таки если вернуться к плану Б, то у меня есть такое слабое место в обслуживаемой мною системе — интернет каналы.
Сеть подразделений разбросана по всей области, объектов под сотню. Некоторые расположены на режимных объектах и в десятках километров даже от беспроводной связи, и без репитеров и толстых антен (или тарелок) никуда. У меня везде развернуты запасные каналы. Как минимум флоппинет на флешках до ближайшей точки где присутствует интернет. Хотя универсальным вариантом у меня идет диалап (приучаю молодых к чудесным звукам коннекта). При этом в случае падения канала я советую полчасика попить чаю, прежде чем переходить на план Б. В наших условиях часто можно и сутки подождать без репликации, а план Б он всегда план Б.

ПЫСЫ: и кстати «план Ц» у нас тоже есть. На случай полного падения базы или локального сервера. Но для его применения нужно получать разрешение напрямую у высшего руководства. Для каждого случая отдельно. Так что в большинстве случаев стараемся всё поднять раньше чем оно понадобится или попросить клиентов полождать.
Когда достал карточку премиум-класса (вопрос не касался конкретно этой карты никоим образом) то возможность резко появилась, и проблему решили без работы системы, а потом уже без меня улаживали свои технические формальности.
Знаем-знаем, типа «CitiGold» с тарифом $100/мес… Кому за что больше платить нравится… В общем, да, хорошо, что есть такая опция со специальной бизнес-моделью.
Ну у меня подешевле карточки. Всего сто баксов в месяц. Правда банк украинский. Сейчас думаю что можно вернуться к обычной именной голд за 30 баксов в год, даже не смотря на то что голд за последние годы уже фактически перестал быть премиумом.

Про ситиголд прочитал. Ни чем не лучше чем Платиновые карты у моего банка, только дороже и дополнительные требования к остатку. Разве что считать это как продукт для инвестирования, там как я понял разные брокерские услуги дополнительно даются. Но тут уж лучше в два раза больше заплатить и получить полный спектр услуг приватного банкинга в хорошем европейском банке.
>>>> Знаем-знаем, типа «CitiGold» с тарифом $100/мес

>> Ну у меня подешевле карточки. Всего сто баксов в месяц.

Действительно подешевле!
Черт.))) Я хотел сказать В ГОД.
Сто баксов в год — вполне вменяемая цена, особенно если за нее дают какие-то реальные плюшки.
У голдовых карт лимиты снятия выше банально, для кого-то это критично. Плюс скидки всякие и тд (-10% бизнес класс в аэроэкспрессе, как пример).
Вот кому нужен этот бизнес-класс в аэроэкспрессе? Сорок минут в комфортных сидячих креслах. Когда летал в Москву много в нем ездил. То сам прилетал-улетал, то встречал/провожал… Думал съездить в бизнес-классе но так и не придумал что мне это даст :)

Что касается скидок вообще, то у моего банка большая партнерская сеть, у них во многих местах есть скидки для голдов/платины и т.п. Но за четыре года пользования премиум-картами я ни разу не воспользовался этими скидками. Даже там где они были, я всегда получал не меньшую скидку просто так. То распродажа, то акция, то поторговаться, то еще что-то… работает только та скидочная программа которая у них есть и у обычных карточек.

Может я конечно сильно молодой или мало летаю, что готов на босяцкий эконом-класс, но я вот никогда не сталкивался с тем, чтобы меня привлекал бизнес класс. Разве что срочно надо а эконом билетов нет. И кстати эта скидка для бизнескласса подтверждает мое наблюдение — скидки есть только там где их и так можно получить, или когда торгуют воздухом и накрутка такая безумная что лучше не брать.

ПЫСЫ: а вот кстати тарифы на премиум-картах похуже выходят. Оно правда не особо существенно, но там где на обычной карте у меня полпроцента, на премиуме процент.
Да разве они одни такие?
«Авиакомпания „Аэрофлот“ планирует модернизировать свой сервис онлайн-регистрации на рейсы. На время проведения работ онлайн- и мобильная регистрации будут недоступны более 30 часов — с 0:00 понедельника, 23 сентября, до 6:30 вторника, 24 сентября»
Тут как раз «план Б» существует — зарегистрироваться без проблем можно в оффлайне. Онлайн-регистрация лишь дополнительный сервис для удобства. Ну может чуть разгружает основной.
Для «онлайн-регистрации» нет «онлайн»-же бэкап-плана. Это все равно что предложить, раз пока не работает банк — пойти пиццу разносить.

PS/ С оффлайном было тоже не все в порядке, несколько часов не работало вообще ничего, ни «оффлайн», ни онлайн.
«Авиакомпания „Аэрофлот“ отменила или перенесла на другое время все свои вылеты из московского аэропорта Шереметьево ранним утром вторника, 24 сентября. Это связано с неработоспособностью всех видов регистрации на рейсы в это время ввиду модернизации соответствующих систем „Аэрофлота“»
Для «онлайн-регистрации» нет «онлайн»-же бэкап-плана. Это все равно что предложить, раз пока не работает банк — пойти пиццу разносить.

Перегибаете. Банк и пицца — разные продукты с разным результатом. Онлайн-регистрация и оффлайн на выходе имеют одно и тоже — посадочный талон. Это именно бэкап-план — если онлайн регистрация не работает, то пассажиры вполне могут пройти оффлайн.

Если даже оффлайн не работала, то фэйл, да. Хорошо я не Аэрофлотом лечу сейчас :)
Автору нужен свой НПФ с блэкджеком и шлюхами.

А по теме — видимо, в банке не приходилось работать.

А ведь мог бы построить всех, разослать хоть по электронке, хоть курьером инструкции по приему заявлений в бумажном виде, отправил бы бланки для заполнения и процедуру, как их потом вводить при восстановлении работоспособности. Понятно, не сам, через подчиненных. Но он не делает этого.

Не может, потому, что в большинстве банков подобные процессы настолько забюрократизированы, что проще дождаться пока все заработает, так как подписи и согласования на выпуск такой инструкции и запуск приема заявлений в бумажном виде займут больше времени. Увы, но это так.
ЧТо значит «проще дождаться пока все заработает»? Когда конкретный фэйл пройдет или когда система будет до ума доведена и фэйлов не будет вообще?
Обычно, конечно же, в первом случае.
Так инструкция-то не на один раз делается, а все подобные фэйлы.
Почему, когда не работает банкомат, мне пишут «Извините, не работает», а не показывают адреса ближайших со схемой проезда и телефоном для клиентов?
Потому что есть разница — грузить на все банкоматы через интернет при обновлении софта одинаковую версию (ну или три-четыре разных — по одной под каждый тип банкомата) или нечто индивидуальное для каждого банкомата. Ну и, наверное, не считают неработу банкомата настолько штатной ситуацией, чтобы к ней специально готовиться. Да, и банкоматы неработают изредка, в основном ночью, во время плановых обновлений ПО, так что в такой момент работающего «ближайшего» скорее всего просто нет в наличии…
Пришлось нанять 20 курьеров и заплатить сверхурочные операторам для ввода данных после восстановления системы?
Если система простоя будет достаточно серьёзна, то нанять курьеров тоже может стать физически невозможно;-)
В смысле — «причина простоя». Хотел вначале написать «причина простоя будет системной»…
>Не вопрос, вычитаем из премиального фонда подразделения, допустившего косяк. Не гипотетические потери прибыли, а фактические расходы.

Чтобы иметь моральное право вычитать фактические расходы из зарплаты, надо сначала платить людям фактические доходы, полученные от их работы, а не зарплату, которая рассчитана ровно чтобы сводить концы с концами.
Вы имели в виду проценты, потому что если платить «фактические доходы», то сотрудники моментально вылетят на улицу, а работодатели — в трубу.
Почему, когда не работает банкомат, мне пишут «Извините, не работает», а не показывают адреса ближайших со схемой проезда и телефоном для клиентов

У нас в Минске в некоторых банкоматах я такое видел. Так что не все так плохо :)
Никто из этой всей ветки руководителей не стукнул по столу и не сказал: «Вы пойдёте раздавать газеты на улице...

Мне иногда кажется в России так везде. Куда хоть какие то крохи от нефтяной халявы долетают.

Тоже загорелся было НПФ выбрать после статей — а теперь читаю, что срочно латают дыры и никаких НПФ на 2014 год никому. Кажись это и есть план Б в министерстве финансов.

с трудом вежливый коммент написал )
Кстати вот по поводу плана Б.
Звонит ночью клиент, мол «вижу ты не спишь, у меня что-то с сервером». Глянул что у меня ничего в ДЦ не пингуется и спать ушел.
Утром вижу что всё давно восстановилось, и лежит письмо:

Здравствуйте Максим Дьяченко,
1го октября 2013, на территории, где располагается датацентр WebDC, произошел обрыв электрического кабеля. Дизельный генератор запустился в штатном режиме и работал исправно. В 23:04 (MSK) генератор перестал подавать энергию по неизвестным нам причинам. Датацентр был полностью обесточен. В 2:00 (MSK) генератор возобновил корректную работу.

В настоящий момент энергоснабжение датацентра восстановлено в штатном режиме. Специалисты датацентра предприняли максимум усилий для скорейшего решения проблемы. Примите наши извинения за имевший место инцидент.

Сижу и думаю — это обычная ситуация, мол план Б есть, но в жизнеспособном виде его никто не держит, или действительно так звезды стали?
Это еще кое-как Б, если он и правду запустился. Хотя для полной картины нет времени обрыва и запуска генератора, т.е. сколько времени он проработал изначально — можно будет прикинуть, запускался ли он вообще в реальности?
И как раз буквально вчера… Какой план Б можно придумать в этой новости? Особенно когда резервируется на соседний сервер в том же ДЦ, о внешнем бекапе не особо некоторые задумываются, т.к. не критичные данные и процессы, однако возможность что вернутся серверы без жестких или с поврежденными/стертыми данными не равна нулю?
Sign up to leave a comment.

Articles