Pull to refresh

Comments 70

Бала такая передача на ТВ "Это Вы Можете" (кто помнит не забудет) все эти самодельные модели там были представлены, и авторы отвечали на вопросы. Там много чего еще было, жаль что выпусков ее не сохранилось.

Как-же, помним, помним.
Там еще мужик был такой толстый, очень громко дискутировал.

Это который Захарченко? глав. ред. Техника молодежи или Гулиа?

Приглашали на съёмки этой передачи регулярно вместе с коллегами. Ради упомянутого Тритона даже устраивали выездную сессию, чтобы продемонстрировать его на воде.
Статья, к сожалению — никакая. Бессистемно надёрганы факты, многократно повторяющиеся в инете в последние десятилетия.
По-моему в этой передаче один из участников показывал автомат по изготовлению оладьев. Впечатление детства.

Да, там даже было две версии, одна для массового изготовления, вторая для домашнего (на одну штуку)

Я помню что там было что-то вроде горизонтального подогреваемого вращающегося диска. На край диска дозатор наливал смесь, а в конце полного оборота готовые оладьи падали в приемник.
Передача из детства. Помню такой момент, дяденька представлял свою самоходную модель, что приводилась в действие от электродрели. Потом отец с кем-то обсуждал эту передачу в таком ключе, что если бы была возможность приобрести хотя бы электродрель в домашнее хозяйство, то можно было бы наделать и не таких «машинок». Я запомнил и ждал, что как только купят дрель, так отец сделает мне такую машинку )) Тогда я не понимал, что купить электроинструмент в личное пользование не такая простая задача в СССР.
Тогда я не понимал, что купить электроинструмент в личное пользование не такая простая задача в СССР

Ну это вы уже совсем преувеличиваете. что относительный дефицит был да, но не до такой степени
Нет, просто ещё была дифференциация по регионам. Москва получала намного больше благ, чем Челябинск. Помню ездили в Москву не столько город посмотреть, сколько купить дефицит. Даже кетчуп из ГУМа у нас был дефицит, стояли в очереди, чтобы втроём по два бутылька в руки купить.
Не до такой степени что дрель купить было нельзя
другое дело что она довольно дорого стоила чтобы её незадумываясь на развлечения пускать
Именно до такой степени, к сожалению. А если брать мой родной город (3 категории или как-то так по их номенклатуре) в ближнем подмосковье Челябинска, всё было ещё хуже.
Ну во времена СССР съездить в крупный областной город за техникой никогда особой проблемы не составляло, транспорт ходил гораздо удобнее и стоил дешевле и это была не проблема о которой стоит задумываться…
P.S. Это дико кажется сейчас, когда в каждой деревне от перфоратора до бетономешалки с газонокосилкой всё купить можно
Дико. Тем более в крупном областном центре это также, как правило, не лежало на витринах, ( во всяком случае то что было реально нужно — те же дрели), а просто «выбрасывалось»(термин даже такой специальный был, представляете), тут же по всему городу шёл слух «в магазине выбросили то-то», все кто мог отпрашивались с работы, и кто не успел тот опоздал. Согласитесь, что при таком раскладе
съездить в крупный областной город за техникой никогда особой проблемы не составляло,
не совсем верно, и дело тут не в транспорте а в скорости, ведь жителям областного центра такие товары были нужны точно так же.
(термин даже такой специальный был, представляете),

конечно представляю, я помню как родители за колбасой ездили в Москву
а в скорости, ведь жителям областного центра такие товары были нужны точно так же.

В те годы скорость всего была не та что сейчас, обычных телефонов у большинства людей дома не было. по меркам тех времен это было нормой, люди переписывались письмами, ответ надо было ждать неделю, в соседний город звонили с переговорных пунктов
ведь жителям областного центра такие товары были нужны точно так же.

но они были доступны, пусть и сложным путем
Не забывайте ещё такой факт, что определёнными «покупками» и вещами в личном пользовании можно было привлечь к себе ненужное внимание чекистов. Специально ездили в Москву за дрелью, ещё и других инструментов купли… Зачем вам электроинструмент в личном пользовании? Извлекать нетрудовые доходы! У отца на заводе один из цехов занимался капитальным ремонтом автобусов. Однажды, для обшивки автобусов завезли оцинкованные листы, но они оказались слишком толстыми для обшивки, 2 или 2.5 миллиметра, я уже точно не помню. Была возможность совершенно легально купить эти листы в домашнее хозяйство. Дед у меня жил в частном доме, так вот отец с дедом долго решали, купить или нет для перекрытия крыши на доме эти листы или нет. Крыша могла стать почти вечной и служить всю жизнь. Потом решили не покупать, от греха подальше и зависти соседей. Кто-то мог банально стукануть решив, что украли. Хотя очень хотелось, и рассматривали разные варианты, к примеру — взять и покрасить, а потом покрывать крышу, тогда могут и не понять соседи. Но всё же отказались от затеи… хотя всё было легально.
Это какие-то местные заскоки. Менталитет. Из детских воспоминаний помню, что ездили за хозтоварами на авто по дороге на море — заодно заехать в сельский магазин или универмаг. Ярко отпечаталось обилие всяких необычных вещей на полках, в частности, запомнились ряды мотоциклов на первом этаже сельского универмага.
Ага, в Спорттоварах стояли новенькие «Жигули», только талончик нужен был специальный, что вы в очереди на работе отстояли 10 лет на машину и вот наступил счастливый момент. А в магазине Мелодия можно было купить магнитофон Бердского радиозавода 2-3 класса, а Радиотехника уже не для всех. Но это, что было на виду. Вы видимо не бывали на закрытых складах КООП, там было очень всё хорошо.
Чекисты? за дрель? смеётесь чтоли?
Я слышал реальную историю про покупку слесарем-электриком Волги на деньги за премию за изобретение УКВ антенны для ЖД вагонов. вот там были проблемы. но это автомобиль!!! да ещё и волга! А дрель стоила явно меньше половины месячной зарплаты и вообще рекламировалась в книгах типа «домоводство»
С листами всё понятней, их не продавали через розничную сеть, и достать такую оцинковку легальным способом для большинства (не работающих на профильных предприятиях) было проблематично и появление такого материала логично вызывает вопросы у завистников которые пишут куда надо… а учитывая что в те годы был популярен принцип «тащи с работы каждый гвоздь» можно было поиметь бюроктатической нервотрёпки.
это называлось не чекисты а ОБХСС а в остальном очень похоже на правду. видимо это не местные заскоки, как пишет автор выше, — такая удручающая атмосфера беспросветности и страха непонятно перед чем. а то что
в те годы был популярен принцип «тащи с работы каждый гвоздь»
это было не от желания нажиться нетрудовым путём, а от того, что реально всё было в дефиците.
Согласен полностью какие то местные загоны и забитость населения. Оцинковку всё же можно было купить и официально, сам с батей в начале 80-х ездил на лесоторговую базу за ней. И дрель дома была и не одна. )
Про популярность принципа «все вокруг колхозное, всё вокруг моё» — у него был сосед, друг детства, крайне оборотистый. С его помощью можно было с авиазавода, производящего Ту-95МС и Ту-142, вывезти любое полезное в хозяйстве барахло. Лишь бы оно из-за бортов Газона не высовывалось.
UFO just landed and posted this here
Именно до такой степени, что ничего не было. Это было в 80х годах, в это время отец работал начальником моторного цеха на Бийском авторемонтном заводе (ремонт двигателей КАМАЗ), затем начальником производства завода, но вот дрели у нас не было, да ничего толком не было, кроме гвоздей, гаек и изоленты. Ниже вам правильно заметили, что в Москве, возможно и были возможности, но не по стране. По стране было всё очень плохо…
Страна большая, не только в Москве хорошо было, и не только в Бийске плохо.
Звучит как 50/50. На деле, думаю, что 1/9… в лучшем случае.
Раньше в «за рулём» очень много концептов (в т.ч. официальных автозаводов) описывали. Некоторые весьма таки ничего. Но они так и остались в тени безликих тазов, козлов и буханок.
Проблема в том, что нужен был рынок сбыта, иногда нехватало запчастей и гражданские авто стояли месяцами без колёс или двигателей. люди хотели бы покупать без очередей, но плановой системе это было не нужно, также как и повышать качество покраски и запчастей. Зато «кормили полмира», все удачные экземпляры отправлялись на экспорт, а то что слепии из остатков и отбраковки- на внутренний рынок (всё равно купят, выбора нет). В целом, нужно было унифицировать и делать небольшой рестайлинг. Отличный пример Нива. Япошки взяли, купили, покумекали, запилили на основе конструктива кучу моделей, постоянно дорабатывая. Но где японский автопром и где наш. Нива (уже 40 лет) производится без значительных перемен. Удачный тазик, но нынешняя её цена совсем уже не соответствует образу утилитарного компактного внедорожника.
Ну я бы назвал основной проблемой Нивы двигатель, при сравнительной бюджетности всего остального имеем всего один вариант двигателя, который является расточенной версией двигателя от «классики» и выдаёт всего 80 л.с. но при этом расход топлива от 8 литров на трассе, а при использовании по прямому назначению может доходить до 15-20 литров на 100км (проблему не решила даже установка инжектора). Плюс при использовании по всё тому же прямому назначению Нива требует регулярного обслуживания, и качество запчастей временами удручает.
То есть получается что Нива это скорее машина для фанатов, чем что то утилитарное.
UFO just landed and posted this here
А где советский электромобиль, показанный в «Это Вы Можете»?
Очень красивый и с огромным блоком аккумуляторов, находящимся позади двух сидений (электромобиль был двухместный).
Есть у меня книга «Я строю автомобиль». В ней были статьи про все машины, описанные здесь, и даже больше. Помню листал её и тоже хотел что-нибудь своё собрать, вот только самоделку зарегистрировать в ГАИ сложновато.
У меня тоже была книга. Правда называлась она «Это вы можете» (если не ошибаюсь) и там были все эти автомобили (почти все иллюстрации оттуда) плюч куча других плавающих авто и прочих самоделок, плюс различные устройства вроде самодельной автоматической коробки с ручным управлением…

И каждый раз пересматривая ее испытывал жуткий диссонанс глядя на то, что ездило в то время по нашим дорогам.

Готовую машину пришлось транспортировать в Москву по железной дороге, так как плохие дороги северного города не позволяли это сделать ей самостоятельно.
Скажем проще. Из Ухты дороги позволяющей доехать до Сыктывкара, столицы Республики откуда была дорога, летом даже для простой легковой автомашине такой дороги не было, а зимой только зимники и тоже не под эту машину.

Прикольно!
Пара Лаур (правда тогда никто не знал, что они Лауры, никаких надписей на машинах не было) стояли у меня во дворе. Мы просто долго не могли понять, что это да как. Машины были чуть разные, но похожие на серийные, хотя местами вылезали явно самодельности. Допустим у одной из них заднее стекло было из огстекла и без рамки, просто лежало по краям на кузове (по краю там уплотнитель стоял).

Потом авторов по телевизору показывали — была тогда передача про самодельщиков…
Вообще, машины имели персональные имена — Лаура и Колеакри (не спрашивайте, что это значит, я не знаю).
Но как-то так получилось, что Лаура стала гораздо более знаменитой. Может по выставкам больше ездила, может просто имя удачнее.
Ну нам, подросткам, никто названий не сказал. Что там авторы в передаче говорили — уже не вспомнить…

Но машины были красивые. И появившиеся позже зубилы (2109) почему-то немного на те машины смахивали…
Зубилы (2108) разрабатывались и появились несколько раньше.
Допускаю. Только увидели мы их позже.

Девайс, похожий на "Тритон" (но не он) снимался в фильме "Путешествие будет приятным".

Так у нас можно было снимать свою версию фильма «Назад в будущее» :)
UFO just landed and posted this here
В журнале «Моделист-Конструктор» была серия статей по постройке самодельного кемпера (который тоже засветился в передаче «Это Вы можете») с чертежами и инженерными расчетами. Насколько помню, обшивку кузова там предлагали делать из авиационной фанеры.
Если под боком было авиационное производство, как у меня в Таганроге, дельта-древесина была вполне доступна. Хотя и добывалась нелегально.
Но нелегальность не мешала расцвести массовому катеростроению, всех размеров и видов. Встречались просто уникальные экземпляры, был например один с предельно облегчённым камазовским дизелем, дополнительно фрезерованным блоком и заменой шпилек и болтов на титановые. Параллельно было налажено полуподпольное мелкосерийное производство литых алюминиевых охлаждаемых выпускных коллекторов, поворотно-откидных колонок, гребных винтов. Благо в городе были пром предприятия подходящих профилей и даже секретность производств не мешала.
На дядькином катере дизель был БМПшный (тоже Таганрог) :-Р

А ведь тогда не только самоделкины в штучных экземплярах пытались сделать что-то интересное. Конструкторские отделы при заводах тоже экспериментировали, разрабатывали и испытывали новые машины. Конечно, вот такие "порше-ламбо-феррари" в серию бы наверняка не пошли, но что-то поинтереснее, и более передовое как по дизайну, так и технической части, чем серийные машины тех времен, вполне могло сходить с конвейеров. Но, так уж сложилось, что тот же Поляков, и же с ним прочие руководители советского автопрома, или родной ВАЗ защищиали, или просто не желали экспериментировать. Как итог, "квадратно-гнездовая" классика, уже по меркам 70-х устаревшая, с чередой доработок выпускалась не только до конца СССР, а еще и почти два десятилетия после его распада. А те же, например, Иж Старт или Москвичи С-серии на свое время практически не уступали всяким БМВ. Но, советское руководство решило, что советскому человеку буржуйские излишества ни к чему, и лучше уже освоенные машины дальше делать, слегка модернизируя. Не срослось, и в итоге угловатые жигульки и москали 412 (потом 2140, но не суть важно) и после появления "зубил" делали еще не один год.

В СССР не надо было заморачиваться с экспериментированием, поскольку люди считали за счастье купить любую машину. Очередь на покупку на много лет вперед стояла.

Так то оно было так, но талантливые инженеры были, и исследования велись. Но так как стимула не было (сейчас люди, покупая Мерс, не испытывают такой радости, как тогда от получения долгожданного Москвича), то некоторые новые разработки часто не шли дальше пары прототипов.

Парни на последней фотке выглядят так как будто записали лучший инди-альбом года.

А как обстоит дело с самодельными авто Сейчас? Мастера то никуда не делись, есть еще люди, склонные делать авто сами… как сейчас проходит регистрация самоделок, что для этого надо и тд?
Не знаю, что на счёт регистрации, а самоделок полно (благо с запчастями и инструментами сейчас сильно проще). Правда большая часть — это внедорожники/гусеничники и т.п. техника. Даже в ближнем подмосковье порой попадаются любопытные пепелацы.
Ну и под заказ сейчас людям с деньгами порой делают весьма оригинальные эксклюзивы (хотя САМОделкой их уже не назвать)
Насколько знаю, сейчас самоделку не зарегить от слова «вообще». А жаль. Мои родственники когда-то в начале 70х сделали самодельную машину с компоновкой «Запорожца». Кузов деревянный (бруски, фанера, оклейка стеклотканью) на моторной раме. Проходила до середины 2000х, когда рама доржавела до потери прочности…
пытался вентилировать эту тему в конце 2000х… оказывается существует целый рынок автокитов для производства самоделок, двигатели коробки кузов, подвеска… даже вин-номера имеют
но наше законодательство как раз в те годы полностю перекрыла возможность растаможки подобных штук, и ценник на получение одобрения для дальнейшей регистрации такой что дешевле и проще себе корвет привезти из США и растаможить… будет дешевле и быстрее
народ говорил что в НАМИ прямым текстом говорят что есть указание не одобрять такое авто (в конце 2000х… сейчас незнаю но скорее также)
а насколько можно переделать авто, чтоб оно осталось авто? То есть вот например взять раму с винномером и сделать вокруг свой корпус? Вроде как это все еще будет считаться авто с регистрацией и прицепится не к чему, если соблюдать правила установки световых сигналов и тд.
Так нужно регистрировать внесение изменений.
Совсем недавно стали придираться к тем кто ставит фаркопы/лебедки/глушители… а это ерунда по сравнению со своим корпусом.
хм, а если вывезти поделку как, например, выставочный образец в соседнюю страну, в которой нормальные власти, там поставить на учет и перегнать обратно в Россию как автомобиль?
насколько я помню там будут проблемы с растаможкой и вообще лицензией изготовителя (я не помню уже но там чтото связано с ОТТС)
плюс конечно космический налог на литраж
Запорожец 1951 года выглядит шикарно. Можно в Fallout без изменений пихать.)
Принято считать, что советский автопром в целом был весьма скуден по всем фронтам. Советскому автолюбителю чаще всего доставались однотипные, штампованные машины, которые не могли похвастаться ни изысканным дизайном, ни технической составляющей. Но действительно ли это так?

Да, действительно, все эти вкусные разработки шли как-то мимо советского автолюбителя.
Эх, жалко Москвич, у них как-то всё перспективнее было в головах. Но не у тех, кто принимал решения…
Сейчас что-то похожее на Туриста имело бы внимание…
Я от «Панголины» в детстве просто кипятком.
И да, примечания:
* на КДПВ — тоже «Панголина». Она была несколько раз перекрашена (самая красивая раскраска была многоцветной);
* у «Лауры» главная особенность — передний привод. В связи с чем на передний мост ребята нагрузили около 60% массы машины.
А мне нравится темно-синяя. Разноцветная какая-то игрушечная слишком, особенно на тех колёсиках.
Вообще, мне кажется, именно она была главным символом советских автосамоделок. Было ещё около 5-7 машин, которые приближались к ней по уровню известности. И несколько десятков относительно малоизвестных, но тоже интересных. Но Панголина была непревзойдённая.
«А мне нравится темно-синяя. Разноцветная какая-то игрушечная слишком»
Ну да — темно-синяя с тремя яркими полосками на боках наискосок.
Игрушечка.
PS. кстати — на «Лянча-Стратос» немного похожа.
Ну общепринято считать, что Кулыгин вдохновлялся Lamborghini Countach, с поправками на доступные ему технологии.
* Дизайнер кузова в обоих случаях — Бертоне.
* но так слизать дизайн без всяких интернетов из одних мыльных фоток поверх рамы из водопроводных труб…
«ГТЩ» 1969 г. Еще чуть-чуть и будет «КИТТ» из Рыцаря дорог)
Тритон и Панголина реально круты, даже по современным меркам. Особенно Тритон. Жаль, что остались в единичных экземпляров. Себестоимость у Тритона мизерная, а конкурентов почти нет.
Эх блин, эти бы концепты да в массовое производство… Но в стране где за предпринимательство был положен срок, это было невозможно, увы :(
А еще помнится, у АЗЛК был концепт «Истра», могущий ездить на рапсовом масле…
Авто реально красивые. Сразу вспомнил дедушкины журналы «За рулем»
Sign up to leave a comment.

Articles