Comments 66
ранее ученые пытались создать ядерную электродвигательную установку… Сейчас же разрабатывается именно ядерный ракетный двигатель
Не электродвигательную, а напрямую ядерную.
И не пытались, а создали.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%94-0410
+6
UFO just landed and posted this here
Возможно и так.
Но текст статьи построен таким образом, что косвенно указывает на американских и советских учёных середины двадцатого века.
Забыл сразу вставить вторую ссылку про «создали»:
ru.wikipedia.org/wiki/NERVA
Но текст статьи построен таким образом, что косвенно указывает на американских и советских учёных середины двадцатого века.
Забыл сразу вставить вторую ссылку про «создали»:
ru.wikipedia.org/wiki/NERVA
+3
UFO just landed and posted this here
«текст статьи построен таким образом, что косвенно указывает на американских и советских учёных середины двадцатого века.»
— Читал списанные книги изданные при советах, ещё 60-80гг выпуска, в них как раз были и расчёты ядерных двигателей и схематические чертежи. Да, никаких пометок «секретно» на них не было — обычная научная литература.
Эти книги шли на растопку… Сейчас жалею, что постеснялся выпросить.
— Читал списанные книги изданные при советах, ещё 60-80гг выпуска, в них как раз были и расчёты ядерных двигателей и схематические чертежи. Да, никаких пометок «секретно» на них не было — обычная научная литература.
Эти книги шли на растопку… Сейчас жалею, что постеснялся выпросить.
0
Не только им пришла в голову идея запитать ЭРД от ядерного реактора, она достаточно очевидна, с учетом того, что у ЭРД с энергопотреблением огромная проблема, так как тяга ограничивается единицами грамм на киловатт. Например был Project Prometheus. Проблема всех этих проектов не в черезмерной сложности реализации, а в отсутствии нагрузок, которые этими установками имеет смысл разгонять.
0
Правда, в середине 20-го века разработчики пытались решить задачу создания аппарата, который поднимался бы с поверхности Земли. Сейчас же речь идет о старте уже с орбиты.
Вообще космические движки (РД-0410 и NERVA) тогда тоже были разработаны. И распространения не получили по банальной причине — после лунной программы правительства не продолжили дальше наращивать траты на космос (например, не стали готовить пилотируемый полет на Марс), а наоборот начали сокращать, и движки, с массой и тягой в тонны, использующие дорогой ядерный реактор и связанные с политическими сложностями оказались не у дел.
Собственно сейчас, возможно, для такого движка и будет нагрузка, если LOP-G будет развиваться и грузов будет требоватся много.
+2
А потом в двигатель прилетает маленький камушек на огромной скорости и в космосе происходит большой бум с дальнейшим разлетом мелких осколков.
0
В космосе ещё и не такие «бумы» бывают.
+1
и — что? Такой движок явно не годится для взлёта с земли, да и как низкоорбитальный — тоже. А уже в полёте, скажем, к Луне — что страшного в этих осколках?
И, замечу, сдаётся мне, что соединить эффективность ЭРД с тягой ЯРД можно, ионно ускоряя рабочее тело, превращённое в плазму нагревом (и облучением, хотя там по преимуществу нейтроны, так что лучше уж сразу термояд) от ядерной реакции.
И, замечу, сдаётся мне, что соединить эффективность ЭРД с тягой ЯРД можно, ионно ускоряя рабочее тело, превращённое в плазму нагревом (и облучением, хотя там по преимуществу нейтроны, так что лучше уж сразу термояд) от ядерной реакции.
+3
Опасность как раз в том, что траектории подобного мусора уже много лет как высчитывают, а в новостях изредка появляются сообщения о попаданиях осколков в спутники и МКС.
Как итог можно смоделировать ситуацию — летит к Луне транспорт для пополнения запасов кислорода и прочих жизненно нужных вещей. И тут происходит взрыв — проект по освоению Луны грозит полным вымиранием всех сотрудников около спутника Земли.
Как итог можно смоделировать ситуацию — летит к Луне транспорт для пополнения запасов кислорода и прочих жизненно нужных вещей. И тут происходит взрыв — проект по освоению Луны грозит полным вымиранием всех сотрудников около спутника Земли.
0
UFO just landed and posted this here
Видимо речь о вымирании не из-за поражающих факторов взрыва, а из-за отсутствия кислорода и прочих запасов, резервных способов доставки которых в такой гипотетической ситуации не предусмотрено. Но тогда причём тут ядерный двигатель — непонятно, такая авария и с обычным грузовым доставщиком может случиться.
+2
Вы, похоже, очень слабо представляете масштабы.
+1
UFO just landed and posted this here
Задача — разработка такого движка, который можно было бы использовать для передвижения космических транспортников в пределах лунной орбиты.
С таким движком и на Марс за месяц можно долететь и астероиды становятся доступнее, у РД-0410 была тяга в пару тонн и импульс 900 сек. Луна в этом плане получается замах на рубль, а удар на пять копеек.
+1
Для полета на Марс за месяц такой движок не пригоден, там намного большие скорости нужны. Такой движок способен на удвоение-утроение (в зависимости от того, с каким видом хим. топлива сравниваем) запаса дельты, но наработка топлива непосредственно на Марсе делает примерно то же самое.
В то же время при полетах на Луну он позволит существенно увеличить доставляемую массу. Скажем, если на НОО мы выводим 70 тонн, то с водородным двигателем (УИ 4,53км/c) и массовой долей разгонника 1:10 от массы топлива, на орбите Луны будет ~23.8 тонны полезного груза, а при ЯРД (УИ 8,82 км/c) с массовой долей разгонника 1:5, на орбите Луны будет уже около 38,5 тонн.
В то же время при полетах на Луну он позволит существенно увеличить доставляемую массу. Скажем, если на НОО мы выводим 70 тонн, то с водородным двигателем (УИ 4,53км/c) и массовой долей разгонника 1:10 от массы топлива, на орбите Луны будет ~23.8 тонны полезного груза, а при ЯРД (УИ 8,82 км/c) с массовой долей разгонника 1:5, на орбите Луны будет уже около 38,5 тонн.
0
Стартовать на ЯРДе с НОО, я думаю плохая идея, потому как производится инжекция заряженными частицами радиационных поясов, что со временем может привести к большим сложностям по их преодолению, уровень радиации в поясах будет существенно выше…
0
Хм, а откуда? Выхлоп ЯРД это просто нагретый водород, причем существенно ниже температуры, при которой идет ионизация. С Земли улетает 95000 тонн водорода ежегодно и ничего. Лишние 300-500-1000 (ежемесячные пуски тяжелых кораблей стартовой массой от 60 до 200 тонн) тонн в год погоды не сделают, даже без учета того, что скорость выхлопа относительно Земли будет менее 4 км/c и большая его часть будет падать в атмосферу.
0
-1
Вы конструкцию двигателя посмотрите… Все, что Вы так красиво описали, остается в корпусе двигателя и не попадает наружу. Так, что да выхлоп практически чистый водород. (возможно отдельные атомы дейтерия, если по дороге словил случайный нейтрон)
+2
Почитал, там получается реактор открытого типа, открытая часть у него сопло, но не в этом дело, оказывазывается у американского проекта NERVA тяга была 34 тонны при 880 сек импульса, вот это я понимаю был бы разгон, особенно к Марсу
0
Ректор открытого типа да, по охлаждению. И это естественно, а продукты Вами описанного распада, они остаются в твеллах, точно так же как и в тех реакторах которые на земле… еще раз говорю, не картинку посмотрите, а схему двигателя внимательно. продуты распада никуда не вытекают, а остаются в реакторе. А за один проход, водород не успевает нахватать достаточное количество нейтронов, что бы стать заметно радиоактивным.
0
Оля, а что происходит с твеллами при остановке реактора? Поэтому реактор рассчитан на один пуск. На самом деле повреждение твеллов начинается раньше, так как более прочные твеллы — это дополнительные потери энергии между её источником и рабочим телом, более тяжёлый реактор, и т.д.
0
Согласна. Так и происходит. Но! есть одно большое «Но». Вы без чтения проектной документации и не работая в группе разработчиков можете сказать хотя бы из какого материала сделаны твеллы? Есть ли в конструкции «ловушки» для отколов? какая вероятность происхождения отколов от твеллов за время работы двигателя? Если происходит просто эрозия твеллов водородом, то сколько атомов материала твеллов вылетает в секунду? Вполне может оказаться, что на кубический метр водорода количество радиоактивных молекул эрозировавших от твеллов будет меньше чем содержание таких же молекул в обычном воздухе (в воздухе достаточно много всяких примесей).
В общем до тех пор пока не опубликованы подробные технические характеристики, наши споры, так и Ваши страхи смысла не имеют…
P.S. что происходит после остановки… опять же в тех документации нужно искать… но вряд ли отстрел с последующим тепловым взрывом)))))
В общем до тех пор пока не опубликованы подробные технические характеристики, наши споры, так и Ваши страхи смысла не имеют…
P.S. что происходит после остановки… опять же в тех документации нужно искать… но вряд ли отстрел с последующим тепловым взрывом)))))
0
Как раз таки во всём проекте материалы аз видятся основной задачей.
Ловушек вероятно и не будет. Вероятность происхождения отколков за вменяемое время работы 100%.
" Вполне может оказаться, что на кубический метр водорода количество радиоактивных молекул эрозировавших от твеллов будет меньше чем содержание таких же молекул в обычном воздухе (в воздухе достаточно много всяких примесей)."
Это где такой воздух с активированным материалом?
А по сабжу схем нет, но это habr тут много инженеров имеющих те или иные осколки знаний. Как вы и упомянули статья не содержит ничего шибко полезного, для понимания степени вменяемости проекта, так что только предположения и дополнения. Схема с отстрелом не так уж и плоха, но конечно без взрыва.
Ловушек вероятно и не будет. Вероятность происхождения отколков за вменяемое время работы 100%.
" Вполне может оказаться, что на кубический метр водорода количество радиоактивных молекул эрозировавших от твеллов будет меньше чем содержание таких же молекул в обычном воздухе (в воздухе достаточно много всяких примесей)."
Это где такой воздух с активированным материалом?
А по сабжу схем нет, но это habr тут много инженеров имеющих те или иные осколки знаний. Как вы и упомянули статья не содержит ничего шибко полезного, для понимания степени вменяемости проекта, так что только предположения и дополнения. Схема с отстрелом не так уж и плоха, но конечно без взрыва.
0
Это где такой воздух с активированным материалом?На хабре была статья про источники радиоактивности (совсем не давно) там была замечательная фраза —
Кстати, эти радиоактивные продукты распада радона постоянно падают нам на головы. И если в сильный дождь замерить радиационный фон на улице, окажется, что он вырос — иногда даже в 2-3 раза. Это вовсе не «чернобыльский дождик» и не последствия Фукусимы, это всего-навсего продукты распада радона из километрового слоя атмосферы собрались на поверхности земли.Оригинал прочитайте очень интересно
Схема с отстрелом не так уж и плоха, но конечно без взрыва.Я бы дотащила куда нибудь, где можно оставить (скажем высокая орбита вокруг луны) и там оставила для последующей переработки например (делящихся материалов там еще будет очень много учитывая, что суммарно работать то он будет первые десятки минут.
0
Я бы дотащила куда нибудь, где можно оставить (скажем высокая орбита вокруг луны) и там оставила для последующей переработки например (делящихся материалов там еще будет очень много учитывая, что суммарно работать то он будет первые десятки минут.Не очень хорошее место, из-за Солнца и Земли там постоянные пертрубации. В этом отношении лучше близкая к круговой орбита выше геостационарной, но для её формирования надо делать дополнительный импульс двигателями…
0
Оля, а что происходит с твеллами при остановке реактора?
Вводить поглотители и гасить. Это разве невозможно?
0
«Погасить» реактор вполне возможно, но кроме «гашения» его надо охлаждать, т.е. оставить для этого запас жидкого водорода в баках, и двигатель в это время работает, с постоянно падающей эффективностью.
0
Остановить цепную реакцию можно, но вот распад образовавшихся изотопов — нет. А у него тепловыделение порядка 1% от рабочей мощности.
И кстати именно он фукусиму разнёс.
И кстати именно он фукусиму разнёс.
0
Хорошо, что будем делать при разрушении твс? Вылет фрагментов а.з. из сопла весьма веселая перспектива.=)
0
А с чего вдруг оно должно произойти? Люди так и не научились делать реакторы, которые самопроизвольно не разрушаются? Тем более до такой степени, что бы осколки ТВС попали в контур охлаждения.
0
У вас есть схема контура охлаждения. А то я не помню схему. Но что-то сильно подозреваю, что охлаждается тем же газом(рабочим телом что логично), как ниже правильно пишут схема с открытым первым контуром. А вот разработка конструции этого двигателя так что бы материалы 100% не разрушались и в нейтроном поле и при таких режимах работы(взлет с земли), это думается под вопросом.
0
Во первых, это двигатель не для взлета с Земли. Он должен выводится обычной ракетой и стартовать уже на орбите.
Во вторых, я не очень понимаю — вы утверждаете, что на орбиту отправят недоделанный двигатель? Можете описать сценарий последовательно, скажем:
1) Сделали двигатель
2) Начали тестировать, при запуске из сопла полетели куски ТВС
3) Попытались решить проблему, не смогли
4) Запустили нерабочий двигатель на орбиту
Или:
1) Сделали двигатель
2) Тестировать не стали
3) Закинули на орбиту
4) Из сопла с выхлопом полетели куски ТВС
А то пока такая ситуация выглядит сравнимо со сценарием, когда отправили на новом корабле человека на орбиту, и уже после запуска вспомнили, что нужны системы жизнеобеспечения.
Во вторых, я не очень понимаю — вы утверждаете, что на орбиту отправят недоделанный двигатель? Можете описать сценарий последовательно, скажем:
1) Сделали двигатель
2) Начали тестировать, при запуске из сопла полетели куски ТВС
3) Попытались решить проблему, не смогли
4) Запустили нерабочий двигатель на орбиту
Или:
1) Сделали двигатель
2) Тестировать не стали
3) Закинули на орбиту
4) Из сопла с выхлопом полетели куски ТВС
А то пока такая ситуация выглядит сравнимо со сценарием, когда отправили на новом корабле человека на орбиту, и уже после запуска вспомнили, что нужны системы жизнеобеспечения.
0
Если говорит о запуске с орбиты то все не так неплохо. Касательно полетели куски твс(не куски, фрагменты сверх малых размеров). Контур грязный с облучением всех его частей и при таком охлаждении вполне вероятна эрозия металла. Стоит так же предусмотреть вероятность разрушения твс(скорее уж 1-го конкретного твэла в сборке) от тех или иных физических воздействий. Да и не совсем понятно как адекватно реагировать на ситуацию потери теплоносителя. Я вообщем-то к чему все это, лучше не использовать схему с открытым первым контуром. =)
0
Я вообщем-то к чему все это, лучше не использовать схему с открытым первым контуром. =)Всё верно, но двухконтурные ЯРД будут менее эффективны, примём даже чем химические двигатели.
0
Стоит так же предусмотреть вероятность разрушения твс(скорее уж 1-го конкретного твэла в сборке) от тех или иных физических воздействий.А кто Вам сказал, что это не предусмотрено?
Инженеры которые делают такие двигатели не хуже Вас разбираются в безопасности. Мы читаем короткую статью, а не полную техническую документацию на проект.
0
Оля, от этих проектов в своё время отказались именно потому, что в принципе не смогли сделать эффективный и безопасный двигатель. Можно сделать безопасный — но тогда он не даст выигрыша перед химией, можно сделать эффективный — тгда он не буден безопасен для запуска с Земли. Компромисс — эффективный и в меру безопасный двигатель, запускаемый на достаточно высокой орбите с соблюдением мер предосторожности.
0
Компромисс — эффективный и в меру безопасный двигатель, запускаемый на достаточно высокой орбите с соблюдением мер предосторожности.Эм… А Вы собственно статью то саму читали? О двигателе для старта с земли там в принципе нет ни одного слова.
Задача — разработка такого движка, который можно было бы использовать для передвижения космических транспортников в пределах лунной орбиты.
0
Оля, разумеется, читал. Я и говорю, что буквально главной мерой безопасности использования ЯРД стал отказ от его использования на Земле и орбитах ниже 800 км.
0
Так они и сами пишут, что двигатель разрабатывается для высоких орбит… откуда страхи тогда?
0
Это не страхи. Просто другими словами сами разрабатывающие ЯРД инженеры не могут гарантировать отсутствие материала АЗ в выхлопе.
Оля, мы с вами, на самом деле, не спорим друг с другом, мы просто смотрим на одно явление с разных сторон. Плюс к тому я противник ЯРД потому, что его время прошло, и при снижении стоимости вывода ПН на орбиту мы скоро увидим термоядерные корабли орбитального базирования. НАСА во всю работает над пульсирующим термоядерным двигателем, и, как я понимаю, вполне в состоянии быстро его доделать.
Оля, мы с вами, на самом деле, не спорим друг с другом, мы просто смотрим на одно явление с разных сторон. Плюс к тому я противник ЯРД потому, что его время прошло, и при снижении стоимости вывода ПН на орбиту мы скоро увидим термоядерные корабли орбитального базирования. НАСА во всю работает над пульсирующим термоядерным двигателем, и, как я понимаю, вполне в состоянии быстро его доделать.
0
Валерий, с умным человеком обменяться мнениями всегда приятно!
Это не страхи. Просто другими словами сами разрабатывающие ЯРД инженеры не могут гарантировать отсутствие материала АЗ в выхлопе.Зависит от конструкции… в свое время были разработки «прозрачной капсулы» когда вылет делящихся материалов из активной зоны был полностью исключен… Но по моему так и не доделали))))
Плюс к тому я противник ЯРД потому, что его время прошло,
мы скоро увидим термоядерные корабли орбитального базирования.У этих двигателей немного разная ниша использования… если я правильно помню по термоядерному движку НАСА у него тяга исключительно небольшая (но на порядки больше тех же ионников и плазмы) он да, дя орбитального базирования, и перелетов орбита-орбита. Но всегда останется ниша «быстренько смотались до луны и обратно» в этих перелетах термоярд избыточен, а химии уже часто недостаточно и атомный движок вполне подойдет (правда не одноразовый, а многоразовый)… но и до этого инженеры дойдут.
0
Для того, чтобы ЯРД был высокоэффективен, температура в активной зоне реактора должна быть как можно выше, поэтому материалов, способных работать там (в отличии от активной зоны энергетического реактора) длительное время не существует. Поэтому в выхлопе ЯРД всегда есть примесь уносимого материала активной зоны, а после некоторого времени работы и ядерного топлива.
Поэтой же причине ЯРД запускается один раз. Были проекты, в которых сопло после эпого заглушалось, и ЯРД какое-то время работал в качестве энергетического реактора.
Поэтой же причине ЯРД запускается один раз. Были проекты, в которых сопло после эпого заглушалось, и ЯРД какое-то время работал в качестве энергетического реактора.
+1
Что-то много в этой теме комментаторов не представляющих себе ни масштабы космоса, ни процессы в нем. По сравнению с Солнцем или галактическим излучением даже индустрия космических кораблей на ярд из нф-романов будет каплей в море.
+1
Эмм… если эти ярд подальше от планеты, то хоть табунами пускайте, но на планете или ноо не стоит оно того я думаю. Я честно скажу, что не знаю, на сколько проблемной будет ситуация попадания загрязнённых осколков аз на ноо, но пускать это в атмосферу точно не стоит.
+1
Абсолютно согласен, но добавлю, что без специальных мер эти «осколки АЗ» могут выпасть кучно, и, по закону подлости, на густонаселённую территорию или даже на мегаполис…
0
Опасения, что при аварии обломки могут упасть на землю это одно, а что радиационные пояса могут «распухнуть» это совсем другое. Сомнения/возражения должны быть хоть сколько-нибудь реалистичными. Насколько миллионных долей процента даже несколько таких двигателей повысят естественный фон работая на 200 км выше плотных слоев?
0
Тут проблема в том, что бак для водорода — тяжёлый, чуть ли не 50% от массы содержимого. И почти весь наш замечательный УИ израсходуется на его разгон, выигрыш на выходе не так что уж и особо большой.
Другое дело, если можно будет в процессе полёта его заправить. Но это очень не сегодняшний день.
Другое дело, если можно будет в процессе полёта его заправить. Но это очень не сегодняшний день.
0
Развития они не получили...
Еще и по причине сложности сложности отработки. Самые простые схемы — это по сути реактор с открытым первым контуром, а значит в выхлопе присутствует радиоактивность. Уровень надежности, если я уже не забыл по древности лет требовался не менее двух девяток, то есть требовалось множество испытательных пусков. В советское время (как нам рассказывали) эти движки дули в специальный тоннель в Семипалатинске, ныне закрытый
Очередная цитата от преподавателя — «ЯРД будут развиваться, когда сделают испытательный полигон на Луне»
И вторая причина, почему ЯРД посчитали невыгодным. Реактор постоянно работает, его нужно охлаждать, что при открытом первом контуре означает постоянный расход рабочего тела
+1
А нельзя ли отказаться от «массивной радиационной защиты для экипажа» разместив двигатель на длинной штанге, подальше от жилого отсека? Тогда было бы достаточно небольшого по площади экрана рядом с двигателем, чтобы создать некий конус безопасности, в котором будет находиться чувствительные к радиации кожаные мешки. Саму штангу использовать, как грузовой отсек.
0
РД-0410 уже был, тут СССР был пионером.
А вообще, «ядерный двигатель» понятие растяжимое. Тот же ВЧИД-45 тоже относится к ядерным двигателям (преображует энергию ядерного топлива в «полезную» энергию), при том что это ионный движитель (преобразует энергию двигателя в полезную работу).
Но самая большая проблема тут не в реакторе, а в радиаторе. С этим давно столкнулись у нас (для ВЧИДа в том числе на МКС проводили эксперимент, кажется «Капля-2»), это спотыкание ждет и ДАРПу
А вообще, «ядерный двигатель» понятие растяжимое. Тот же ВЧИД-45 тоже относится к ядерным двигателям (преображует энергию ядерного топлива в «полезную» энергию), при том что это ионный движитель (преобразует энергию двигателя в полезную работу).
Но самая большая проблема тут не в реакторе, а в радиаторе. С этим давно столкнулись у нас (для ВЧИДа в том числе на МКС проводили эксперимент, кажется «Капля-2»), это спотыкание ждет и ДАРПу
0
Извините за офф-топ, но по теме двигателей: а что там с EmDrive? Его же вроде хотели испытать на орбите, и как-то всё это заглохло, никаких новостей.
-3
Вы б еще про реактор Росси спросили, или про торсионные поля.
+1
Ой, не надо. Наоборот, история с EmDrive как раз уникальный пример альтернативщины здорового человека, когда автор корректно все описал и дальнейшая дискуссия шла на странциах рецензируемых журналов а не в блогах и форумах. И теперь любые рассуждения о «я ставлю эксперименты, получаю результаты, а официальная наука просто отмахивается и защищает вековые догмы, да еще и грозится меня сжечь как Галилея» можно смело игнорировать — никакое покушение на догмы не мешало публиковать результаты экспериментов с EmDrive, даже если вместо «мы ничего не получили» приходилось писать «мы зарегистрировали тягу, которую не можем списать на ошибки экспериментов». Правда сейчас похоже ясно, что это взаимодействие с магнитным полем Земли, и никакого попрания догм не произошло, https://en.wikipedia.org/wiki/RF_resonant_cavity_thruster#Dresden_University_of_Technology.
0
Sign up to leave a comment.
DARPA займется разработкой ракетного ядерного двигателя