Pull to refresh

Comments 17

Жёсткий диск — это не только два магнита, но ещё и 100-400 грамм алюминия, прикольный моторчик (который часто можно использовать, сняв без поверждения) и 1-5 приятных зеркалец. Не знаю, что там сложного, всё разбирается быстро и без почти без повреждений. Кроме блинов и БМГ, наверное, всё можно пустить в дело. Хоть крышу крыть, хоть дорожки мостить нержавеющими крышками.
Где-то даже писали о восстановленых дисках в продаже.
UFO just landed and posted this here
10-100 дисков вы вручную переработаете таким образом, а теперь масштабируйте на хотя бы 1% выпускаемых дисков в год.

По уму, ресурсы и необходимая информация (точные схемы с размерами и планы сборки) есть у самих производителей, т.е. именно они могут с наименьшими расходами реализовать механизмы утилизации (разобрать и рассортировать по типу/материалу) и как ни странно кое что даже использовать повторно. Но 'почему то' (сарказм) этим не занимаются, наверное потому что юрисдикция им это позволяет.
В мире существует очень много дешёвой рабочей силы. Тот же алюминий и магниты перерабатывать ими будет выгоднее, чем добывать и обрабатывать руду. Те же мигранты, например. Мешает то, что получая пособия, работать они не хотят, а заставлять нельзя. 100 мигрантов/разнорабочих переработают, например, 10000 дисков за смену в 8 часов, магниты, алюминий и нержавейку на переработку. Платы можно продавать конторам по восстановлению информации как доноров.
Магнитики из HDD — сколько их служит у строителей, просто не счесть.
PS Странно, что речь идет только о магнитах, если более-менее автоматизировать процесс разбора, то алюминиевый корпус там тоже источник весьма ценного вторсырья. Крышки из немагнитной нержавейки, переработка электроники, при многомиллионных объемах это становится выгодно. Но только если не разбирать это руками.

Эта проблема вроде как была решена для автомобилей: чем ручками всё по запчастям разбирать, их просто дробят целиком, а потом массово сортируют обломки — выходит вроде как дешевле.

Ну в автомобиле тысячи запчастей самых разных вариаций. Систему для развинчивания и разборки HDD можно сделать автоматическую, конвеерную.
У HDD тоже тысячи моделей, и у каждой болтики чуть-чуть в другом месте. Вот бы к этому делу машинное обучение прикрутить…
Вот желание прикрутить везде маш.обучение… Болтики детектить не сложная проблема для обычного машинного зрения.
Самое сложное продетектировать болтик, который у всех скрыт под наклейкой.
На самом деле даже детектирование как таковое не нужно — на корпусе диска нанесен штрих-код с моделью и серийным номером. Этой информации, которую легко считать без всяких сложных «зрений» и «машинных обучений» обычным сканером штрихкодов, вполне достаточно, чтобы с высокой точностью определить, где находятся все крепежные элементы в данном диске. В том числе и скрытые за наклейками.
Надо было просто блютус ещё упомянуть. Ну или блокчейн на крайний случай.
Так что для того, чтобы быстро получить магниты, нужно просто отрубить у HDD угол,

Почему бы не договориться с производителями, чтобы они сделали инструкцию что где нужно отрубать при утилизации. Классификация, штрихкод на корпус и автоматизировать.
Сейчас проблем с дисками много, но будет еще больше.
IMHO для любых технологических продуктов несложно разработать минимальную инструкцию по утилизации и печатать корпусе код, по которому эту инструкцию можно идентифицировать/получить.
Это будет лишняя сущность. Штрихкод модели диска и так уже наненсен на крышку корпуса. Осталось его прочесть и на основании имеющейся базы данных сделать необходимые операции по заранее разработанному плану.
Я предполагал не только это, я предполагал, что производители могут подумать как модернизировать диски для более простой утилизации впоследствии.
Всё просто, сейчас всё равно остались только WD и Seagate. Модели все унифицированы. Разница часто только в прошивках и количестве блинов.
Самое сложное- когда статор запрессован или монолитный с корпусом, тогда вручную выбивать сложно. Вот как с Hitachi, которые слева и по центру на КДПВ. А если всё на болтиках, как в старых добрых винтах, то запчасти разлетаются по кучкам за 5 минут. Даже при разборке вручную двумя отвёртками Torx8/10+Torx7/9.
Сейчас проблемными в ручной разборке будут заваренные гелиевые диски, но разрезать колбку тоже можно автоматически.
Да вот ни фига не просто. Это я вам говорю как человек разобравший 400 однотипных винтов.
Вот список проблем.
1. Про откручивание отверткой я даже комментировать не буду. После десяти дисков желание отпадет на всю жизнь. Так что только шуруповерт.
2. Диски собираются автоматикой и усилие затяжки винтов весьма приличное. По неизвестной причине некоторые винты затянуты гораздо сильнее и срываются очень тяжело. А на некоторых винтах не выдерживают шлицы. По моей практике это случается на каждом пятом диске, что создает не маленькую статистику.
3. При откручивании винтов поверх наклейки повышается шанс срыва шлицов потому, как наклейки не очень тонкие и при попадании в шлиц провоцируют срыв. Дальше только или пытаться прорезать прямой шлиц или срезать винт.
4. Самый дорогой TORX из тех что я нашел в продаже выдержал только 50 дисков.
5. Блок головок крепится двумя винтами с двух сторон и что самое печальное винты вкручиваются в подшипник. То есть при откручивании есть не маленький шанс, что усилие прижима крышки ослабнет и винт начнет прокручиваться вместе с осью. После этого вы больше никогда не сможете его открутить. Это получалось где-то один раз на 15-20 дисков.
6. Разбор блока с магнитами тоже не совсем простая история. В жестких дисках стоят очень сильные магниты и даже при осторожном подходе удары по пальцам всё же происходят. И кстати бросать их, как вы наверное знаете, нельзя. При складывании магнитов стопку надо очень аккуратно приложить магнит одним краем, а потом сдвинуть в стопку. Во всех остальных случаях или получается удар магнита о магнит или по пальцам.
7. На многих дисках крышка биметаллическая. Алюминий склееный с нержавейкой. Не знаю чем склеенный, но просто так расклеить крайне сложно, а при нагревании выделяется чуть ли не фосген.
Ну а в остальнов всё просто… :)))
И ещё. Разборка экономически не выгодна потому, что всё что есть ценного в диске это алюминий и возможно неодим. Ну так вот. Алюминий можно извлечь банальной плавкой.
Но! В моих дисках, а это были диски Fiber Channel 10К, двигатели были на винтах. И теперь я обладатель 400 движков которые выдерживают ток до 5А. :)))
Sign up to leave a comment.

Articles