Pull to refresh

Comments 46

Приложение N к договору NN
Список лиц, ответственных за разработку проекта со стороны Заказчика

Спасибо, взял на заметку)
Выложили бы полный текст договора — было бы вообще великолепно и статья была бы бесценной :)
да-да, а еще лучше генератор договоров типа «введите реквизиты, оцените заказчика на риски по шкале от 1 до 5, получите договор» :)
именно, причем очень нужного!

было бы вообще супер, если бы были коментарии юристов и практиков
посмотрите там ниже комменты от AlexDov — это директор по развитию TRINET'а, который собственно и делился для статьи практиками в своей компании по части договора.
Договор есть в статьях от Новикова в трех частях в этом же разделе. Иногда старая посты куда полезней чем новые.
У Темы договор хорош тем, что очень делать регламентирует процесс производства и на каждом этапе плотно держит заказчика за яички.
Да дофига этих договоров в сети. Даже типовой договор САЛ есть.
Без собственных навыков работы с документами все эти шаблоны бесполезны, т.к. даже при минимальных изменениях этих шаблонов неспециалист начинает пложить юридические косяки, а специалист в состоянии составить договор, исходя из реалий именно вашего бизнеса и конкретного проекта.
Спасибо, оченьпознавательно :)
С некоторыми ситуациями сталкивался, некоторые предвидел.
С нетерпением жду продолжения.
UFO just landed and posted this here
Очень интересно, спасибо.

Не совсем понятно откуда взяты цифры годовой прибыли по фрилансу?? на какую компанию расчитаны?
Какого рода проекты выполняются?? Только сайты под ключ, или же все подряд…
Рассказываю: по фрилансу здесь приводится не прибыль, а оборот. Откуда — наш партнер (по UMI.CMS) просто поделился со мной своим опытом и результатами. Ну т.е. это не исследование рынка ).
Компания 12-15 человек, работает в регионе. Уровень цен — по региону средний, по сравнению с Москвой и СПб — низкий. Проекты — сайт под ключ, сайт на основе готового дизайна заказчика, seo.
Вопрос, на самом деле, справедливый, поэтому оговорюсь еще раз — такая тактика подходит далеко не для всех компаний, хотя бы потому что нужно уметь работать с заказчиком удаленно. И ваш уровень цен и качества не должен быть существенно выше уровня тех заказчиков, которые идут на фриланс.ру. Но для некоторых, особенно региональных студий, это может действительно стать дополнительным каналом продаж.
В таком случае интересно было бы услышать данные по каналам продаж услуг:
— региональные продажи — реклма на региональном рынке напрямую (пришли в офис);
— нашли компанию через интернет;
— личные контакты.

Возможно, такие данные не предоставят, но секретного в этом ничего не вижу.
Роман, насколько я понимаю, вам интересен вклад этого источника в общий оборот компании.
Он составил 10%. Ну т.е. это не самый основной поставщик клиентов, но отказываться от него студии тоже незачем.
Спасибо, большое.
Я сталкивался со всем выше перечисленным.
Хорошие способы выхода.
про документы — спасибо, взял на заметку
но про free lance — удивился и сомневаюсь
А что удивительного. Сперва приглядитесь. Портфолио самых топов фрилансеров часто пересекаются. А еще в их описании иногда предлагаются ссылки на сайт. Сайты частенько оказывабтся сайтами веб студий — это трудно не заметить.
Самая большая работа там — отделение зёрен от плевел: надо увидеть тот 1% заказчиков, кот. на этом сайте оказались случайно, просто потому что кто-то посоветовал, что там дешевле, например. Тогда можно взять хороший по региональным меркам заказ на сайт под ключ, например, за 50-100 т.р.

Если ломиться ко всем подряд, то это будет пустой тратой времени. Я к тому, что этот способ подхдит только, если садить на него опытных менеджеров.
вот вот, я это имел ввиду, фрилансеры там есть очень высокого уровня и за ними видимо студии
то заказчики просто беда — нормальных адекватных не «клюющих» на демпинг студентов и регионов дествительно 1-2 %
Про фри-ланс.ру — любопытная информация.
Про договоры — сдается мне, что Вы преувеличили их роль в минимизации рисков. Да, тщательно составлять его нужно, со всеми перечисленными особенностями. Но это все мы делаем не столько из-за себя, сколько из-за возможной разборки в суде. А в типичном совковом бизнесе происходит обычно так:
— Не выполняете договор!
— Ну извините, ничего другого предложить не можем… Подавайте в суд, если хотите!
Вы подаете в суд, попутно узнаете массу интересного про своего контрагента, и, может быть, где-то через годик получаете какую-то часть денег. А может, и не получаете, потому что юр.лицо оказалось одним из многих, которые ваш контрагент использует для левых сделок. Да, справедливость, может быть, восторжествует, но студия-то должна не за правду бороться, а деньги зарабатывать.
То есть в реальности при помощи правильного договора студия не столько упрощает себе жизнь, сколько подстилает соломки на случай наезда именно на нее. Но не более.
А чтоб именно заработать, да побольше и побыстрее, нужно не только трясти бумажками, а выстраивать нормальные взаимоотношения и договариваться, договариваться и договариваться. Да, и избегать совсем уж отмороженных клиентов.
+1
В итоге судебные разбирательства на самом деле не стоят времени и денег, потраченных на них.
Ну, в каких-то случаях, может и стоят, но такие случае в бизнесе веб-студии ИМХО редкость. Бизнес, по большей части, мелкий потому что.
не могу согласиться на 100% — опять же, все зависит от ситуации. Адвокат в Москве — это в среднем 10 т.р за 1 заседание. Вполне реально отделаться за 1-3 заседания. Ходить на заседания и участвовать в волоките вам не нужно. Хотя все мы представляем себе именно такую муторную картинку при слове «подать в суд».
Вот и считайте, стоит или не стоит, если заказчик отказывается принимать работу на 100 т.р. и более, или сам подает на вас суд с требованием вернуть деньги.
До тех пор, пока не приходится с этим столкнуться лично, кажется что это все невозможно и сложно. А на практике сейчас — довольно банально.
Сам арбитраж — это не проблема. Тут Вы правы — пары заседаний и обычного юриста достаточно, и споры между юр.лицами решаются относительно быстро.

Проблема в другом — добиться исполнения судебного решения, с чем у нас в стране большие трудности.
ну вот из ближайшего примера — там заказчик подавал в суд и требовал вернуть деньги. Студия выиграла, и это нужный результат.
частично соглашусь, и опять же потому, что ни один из приведенных приемов не претендует на универсальность. Тщательно проработанный договор — обязательное условие работы для студии, которая нацелена на крупных заказчиков.
Для небольших студий, в низком ценовом сегменте договор может быть менее важен, т.к. студия не готова будет идти в суд (нет ресурсов на это, не столь уж большие потери в абсолютном выражении и т.д.).
Но не стоит забывать о том, что в суд можете пойти не только вы, но и заказчик. На моей памяти такие примеры встречаются чаще. И именно подобного рода формальности позволят студии выиграть суд, не возвращать деньги заказчику и т.д.

Ну и конечно, как я отметила в статье, подобные вещи психологически дисциплинируют заказчика и дают вам моральное право останавливать его, когда он «перегибает палку».

А «договариваться», безусловно, никто не отменял. Просто можно при этом и «предохраняться» :).
> Просто можно при этом и «предохраняться» :)
Мы друг друга поняли, ага.
Я и подчеркнул, что договор — это больше защитный механизм для студии, чем средство для увеличения чистой прибыли.

Для нацеливания на крупных клиентов, кстати, имеющегося на руках проработанного договора недостаточно. Неплохо бы еще уметь на ходу согласовывать и апдейтить договор под конкретную сделку, не плодя в нем косяки. Собственно, за это умение крупный клиент и платит бОльшие деньги, чем остальные, притом что сам изготавливаемый сайт может быть не сложнее, чем «визитка» для обычного клиента.
Был у меня один случай (тут, конечно была полностью моя ошибка, в виду неопытности): в договоре ничего не было сказано о том, что текстовые материалы на сайте должны предоставляться заказчиком, при встрече не было сделано акцента на том что заказчик — профессионал в своей сфере, а мы в своей и конечно же ему лучше знать все о своей продукции.
В итоге получилось так, что заказчик «удивился», когда мы попросили его дать нам нужную информацию. Очень много было потрачено времени и нервов, чтоб эту информацию из него выбить ((.

Договор нужен скорее для того, чтобы заказчик понял как именно будет действовать исполнитель и что от него тоже требуется телодвижения.
Большинство типовых договоров, которые составляют разработчики с юридической точки зрения очень скользкие. А для того, чтобы действительно можно было бы идти в суд, в случае чего, нужно для каждого конкретного проекта составлять индивидуальный договор, причем привлекать к этому делу юриста.
А у меня на практике не разу не было случая (а я лично участвовал, пожалуй, в нескольких сотнях проектов), чтобы на решения по дизайну серьёзно влиял другой человек, нежели тот, который непосредственно и принял решение о покупке сайта у меня. А если и есть в какой конторе серый кардинал, так он замутит так, чтобы тебе на мозг капал всё равно тот, кто в приложении указан. Поэтому я такого приложения не пишу, имхо, только напрягать зря заказчика на этапе продажи…
процент от продажи всегда начисляется после отгрузки товара, т.е. в нашем случае после подписания акта выполненных работ по каждому этапу

У нас сотрудники в отделе веба так и работают. Вроде как всем нравится. А в случае, если Заказчик подписывает договор и Разработчик сделал часть работ, а Заказчикее не принимает, то он (Заказчик) оплачивает ту часть работ, которая была сделана.
При условии невыполнения Заказчиком условий пункта a. настоящего Договора, даты начала выполнения последующих этапов работ могут быть перенесены Исполнителем, но не более чем на 20 рабочих дней после предоставления необходимых материалов.


А что потом? Какие меры защиты от затягивания?

У меня были ситуации, когда при наличии подобного пункта в договоре работа замораживалась почти на год (а на другом проекте — более года и до сих пор висит). Тупиковое положение — бросать проект жалко (и нет оснований), но и держать его в заморозке не выгодно — работа стоит, дохода нет, потом размораживать очень не удобно.
> Непредоставление необходимых материалов

Этот пункт работает, если клиент задержал на месяц/два. Я сталкивался с ситуациями, когда в компаниях клиентов меняли директоров/учредителей и т.д. Работы останавливались более чем на пол года, а то и год. За это время цены становились не актуальными, а з/п сотрудникам повышали как минимум на 20%, просто из-за инфляции. И когда клиент с новым руководством возвращался через год, то фирма уходила в минус.

После пару таких случаев в договоре дописали, что задержка материалав и прочего со стороны заказчика может быть не более двух календарных месяцев, иначе договор считается расторгнут, а все работы законченные на данный момент принятыми. Это не заставит клиента заплатить Вам оставшиеся деньги за выполненные работы, но явно сохранит уже полученные деньги.
Затягивание материалов, наверное, самое распространенное явление. При этом, обычно студии работают, разбивая оплату за сайт на две части — предоплата и «завершающий платеж». Без необходимых материалов студия не может сдать сайт, соответственно, остается без денег. И чем дольше, тем хуже, как вы правильно заметили. Для маленьких студий с небольшим оборотом такие задержки могут иметь печальные последствия. Может быть в договоре стоит разбивать платеж на три части? Например, предоплата 40%, выплата 50% по завершению всех работ, не требующих материалов заказчика и 10% после наполнения. В таком случае, студия хотя бы большую часть суммы получит вовремя
Если материалы для наполнения, то лучше разбивать на три части 45%, 45% и 10%. Получив 90% Вы можете быть спокойны, а клиент уже пусть сам думает, как быстро ему нужен полностью готовый сайт.

Проблема если материалы нужны для другого этапа: дизайн или программная часть. И закрыть не закроете и время идет.
В TRINET есть следующая практика.

Понятно, что для студии процесс разработки Интернет-проекта понятен и прозрачен, это обычная ежедневная работа.
Компании заказчики, сталкиваются с разработкой сайта гораздо реже и в большинстве случаев не понимают, какой объем работ по сбор и согласованию материалов внутри компании ложиться на их плечи.

Зачастую получается так, что мы всю свою работу сделали, но не можем сдать проект т.к. от заказчика нету конечных согласованных материалов для наполнения.

Для этого в договоре предусмотрен пункт, по которому, в случае если Заказчик вовремя не предоставил материалы, он оплачивает 100% оставшейся суммы и подписывается дополнительное соглашение, по которому мы обязуемся доделать все работы по предоставлению материалов со стороны заказчика.

Мы специально акцентируем внимание Заказчика на этом пункте до подписания договора. момент, На момент подписания большинство Заказчиков этот пункт договора не пугает, т.к. по их мнению задержать процесс может только разработчик, а у них все будет в полном порядке.

Наверное, один из самых лучших вариантов. Решается сразу и проблема недостающего наполнения и, как верно заметил GenriX, — недостающих материалов для основных этапов работы. Вообще, вы смогли бы оценить, стимулирует как-то самого заказчика наличие таких пунктов в договоре?
Заказчика должен стимулировать менеджер. Наличие того пункта в договоре, позволяет менеджеру еще до наступления момента X предупреждать Заказчика о возможных последствиях и всячески подстегивать его к своевременное предоставлению материалов. При таком подходе, большинство клиентов укладываются в срок, а те, кто не уложились, выплачивают оставшуюся стоимость работ. Естественно находятся и те, кто не предоставил материалов, и при этом отказывающиеся выплачивать остаток по договору, несмотря на наличие такого пункта. Для этого в договоре есть другой пункт, которой гласит, что в случае задержки работ оп вине Заказчика более чем на ххх дней, Исполнитель вправе изменить стоимость оставшихся работ или в одностороннем порядке расторгнуть договор. И здесь уже можно думать на сколько для Вас важен этот заказчик и стоит идти к нему на встречу или закрыть проект. В случае если каждый этап работ предоплачен, то принципе данный факт не очень критичен.
Ого-го… Вот это странно. Потому что

> вправе изменить стоимость оставшихся работ
скорее всего, эта часть пункта мёртвая в том смысле, что она не применяется как противоречащая закону. Хотя однозначно утверждать не могу, не видя полного текста договора.

а право
> в одностороннем порядке расторгнуть договор
у сторон есть и так. Исходя из тех данных, по крайней мере, которые у меня есть.
«Я возвращаюсь в кассу, чтобы забрать деньги»

Не редко встречался с договорами и покупкой некоторых товаров, где ясно сказано, что если клиент отказывается от заказанного товара, то ему возвращается сумма, за вычетом условно 5%. Делается это по причине того, что вся машина бизнеса уже начала работать, время потрачено, и вдруг говорят СТОП.
Как возможный вариант данной проблемы.
Спасибо за статью, было интересно и полезно. Сам вот собираюсь уже открыть студию у себя в городе.
Выскажусь, пожалуй, по поводу последнего пункта, а конкретно по той его части, где идет речь о возврате денег заказчику в случае, если по ним уже расчитана и выдана з/п сотрудникам.

С данной ситуацией столкнется любое предприятие, где начисление з/п сотрудникам зависит от поступления денег от клиентов: это может быть оптовая или розничная торговля (бонус менеджерам за проданый товар), сфера услуг или интеллектуальный бизнес (тут бонусная з/п уже де-факто стандарт) и т.д., насколько хватит воображения…

В одном предприятии, работающем в сфере оптовой торговли и на котором з/п торговым представителям насчитывалась как бонус от валовой прибыли отгруженной ими продукции, мы начали наблюдать одну интересную и плохую закономерность: к окончанию месяца у ряда торговых представителей продажи резко возрастали, а в начале следующего месяца… (правильно, после того как был произведен расчет з/п)… проводилось почти такое же количество возвратов. Ситуацию решили просто: теперь, когда проводится возврат, он отминусовывает прибыль данного торгового представителя пропорционально этого возврата (т.е. если вернули 100% отгруженной накладной, то возврат минусует все 100% валовой прибыли и в этом месяце хитрый торговый их недополучит).

На другом предприятии, столкнувшись с данной проблемой, решили засчитывать в з/п менеджерам по продаже только уже 100% оплаченные клиентом отгрузки и это тоже дало очень положительный результат, как в части уменьшения возвратов, так и в части резкого (!) уменьшения дебиторской задолженности клиентов, ведь менеджер не получит бонус до тех пор, пока клиент не оплатит отгрузку — т.е. лично замотивированный менеджер работает в разы эффективней для предприятия. Доказано 100%. :)
Замечатльная статья.
Узнал много нового. Жду продолжения.

Но как уже говорили — менеджемент проекта со стороны исполнителя — должен сделать все, что бы не допустить всех этих косяков. Зубами вгрызаться в scope и сроки, писать MoM'ы на все встречи и правильно использовать рычаги эскалации.

А договор — это «подстилка». Главное чтоб до нее не дошло.

Хм, почему в пункте 2.4 в примере текста говорится про 5 рабочих дней на получение мотивированного отказа, а в пояснении уже про 3 дня (рабочие я так понимаю подразумеваются)? Опечатка?
Sign up to leave a comment.

Articles