Pull to refresh

Comments 68

Очень интересно!
Возможно вас заинтересует передача телеметрии по LoRa и предсказание места посадки? Здесь есть много интересного: habr.com/en/post/671290

Восхитительно! rsync для Windows 7 можно использовать из пакета cwRsync (https://itefix.net/cwrsync) По крайней мере в расширение .NET FastIoT используется для копирования файлов с Windows 7+ на Ubuntu/Debian.

Да, я в скорых поисках тоже выходил на эту страницу. Но меня смутила кнопка "Online store". Как я понял, можно либо купить, либо собрать из исходников самому. Или может я не правильно понял. В итоге просто не хватило терпения дожать этот вариант и перекинули через scp. Думаю к следующему разу мы наладим канал по надежней.

Клиентские утилиты доступны бесплатно. У них платно оболочка GUI и сервер для Windows.

Утилиты упаковал в архив (github), при установке расширения FastIoT эта папка распаковывается и все работает. Единственный момент в путях Windows необходимо писать для папки C:\RemoteCode => "/cygdrive/c/RemoteCode/...".

Пример копирования папок, все одна строка на выполнение:

C:\RemoteCode\cwrsync\rsync.exe --log-file=rsync.log --progress -avz -e "C:\RemoteCode\cwrsync\ssh.exe -i C:\RemoteCode\keys\id_rsa_bpim64 -o 'StrictHostKeyChecking no'" "/cygdrive/d/Anton/Projects/RemoteAppArm64-new/bin/Debug/net5.0/linux-arm64/" "root@192.168.43.208:/root/RemoteAppArm64"

'StrictHostKeyChecking no' - ординарные кавычки

Спасибо, скачал. Будем посмотреть.

...  его можно использовать в дебатах со сторонниками теории плоской земли ...

Надеюсь Вы просто пошутили и понимаете, что это просто верующие, и как любые верующие патологически невменяемы, по отношению к объективным фактам и логике. Не тратьте свое драгоценное время и силы, пытаясь им что либо доказать. Как говорится "Оставь надежду всяк сюда входящий". :)

А, за Ваш проект и статью большое спасибо. Достойно и увлекательно.

Я смотрел награждение премиями "Технотекст 2021" и там сказали, что надо шутить. Вот)

Офф. Вы путаете веру и упертость. Первое - объективная черта человека, второе - животного. Все верят в светлое будущее, но не каждый готов уступить туда свое место в очереди.

есть ли планы коммерческого использования?

Нет, лично у меня нет. Хотя некоторые члены команды выражали такое пожелание. Но у меня изначально был план - просто весело провести время. Я не бизнесмен =)

Лохмотья лопнувшего шара мешали парашюту. Надо бы как-то отделять остатки шара от парашюта. Может быть пиропатроном отрезать шнур.

Да, это довольно классическое решение, но я пару раз выслушал мнение такое: вы же мусор сбрасываете! Это же латекс!

В общем, я пока не знаю как всем угодить. Но пиропатрон определенно решил бы проблему. Если знать - когда его взрывать =) Дело в том, что на внутренние подсистемы расчитывать нельзя - GPS отказывает, барометр показывает "разное". Можно попробовать закрепить барометр на горловине шара и взрывать по внутреннему давлению или по времени. Но это все, потенциально, снижает максимально достижимую высоту.

Взрывать по датчику ускорения.

При свободном падении можно использовать как датчик контакт, к которому привязан грузик - в свободном падении он перестанет весить и прижимать вниз контакт.

Хитрый ход =) Надо подумать.

Я как диванный теоретик не стал бы так делать. Порывом ветра шар мотнёт, и груз может кратковременно оказаться в невесомости.
Или как минимум добавил бы таймер, который запрещает подрыв ранее чем через N минут после запуска. Чтоб если и было ложное срабатывание, то не в самом начале полёта.


Я бы предложил механический датчик. основание приклеено к шару. Подпружиненная палочка давит на шар. Как только палочка продавила шар, значит шар лопнул.

Мы уже на самом деле подумали, что избавляться от шара методом разделения фала, который его крепит - не самый лучший для нас вариант. Т.к. в таком случае вместе с шаром улетит горловина с клапаном, которая у нас в единственном количестве. Если конечно выбирать, что потерять: полезную нагрузку от удара или горловину - то да, можно потерять горловину. Но мы пока ищем вариант «ничего не терять»

Если уж хотите механики, то можно сделать диафрагму, которую на высоте давлением выдавит и разблокирует "датчик подрыва".

он только разблокирует датчик. А моё предложение может быть самим датчиком.

На мой взгляд проще использовать готовый комбо датчик гироскоп/акселерометр, и по алгоритму определять что происходит с аппаратом в текущий момент, благо железо позволяет. И потом твердотельную релюшку дергать, потребление тока у нее небольшое, или транзистор (в зависимости от схематики).

Одно другому не мешает. Пригодится как страхующая система на случай если комбодатчик в стратосферных условиях перестанет работать.

Согласен, в таких проектах обязательно должен быть дубляж критически важных подсистем.

Предположу, что еще при взлете порывами ветра могут создаваться аналогичные ситуации и вызывать ложные срабатывания.

Можно просто срабатывать по превышению давления воздуха в течение длительного времени, всё равно на высоте от парашюта толку мало — наибольшее значение он имеет непосредственно перед приземлением, дабы перегрузка от столкновения с землёй была минимальной. Что-то вроде такого: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%9F%D0%9A-%D0%A3

Вполне разумно - судя по видео парашют не нужен был до прохождения облаков. Фактически парашют и остатки парашюта выполняли функцию стабилизатора, не давая грузу кувыркаться. Возможно имеет смысл выбрасывать не парашют, а тормозную ленту.

У (зенитного вроде) арт снаряда 5 последовательных разблокирующих взрыватель элементов было уже во вторую мировую. Здесь можно так же — задержка на ХХ секунд — потом ждем когда давление упало, и только потом смотрим на невесомость.

Можно сделать так, разместить датчик давления в шаре-баллоне и механический датчик невесомости в гондоле. Когда резко падает давление в баллоне, проверять сработал ли датчик невесомости. Если сработал, рубить трос. Причем парашютную систему сделать двухступенчатой, первой ступенью сделать ленточный тормозной/стабилизационный парашют, после того как в спуске будет достигнута эффективная высота срабатывания парашюта в 3-2км (по манометру и/или GPS), раскрывать/расчековать основной.
И кстати, чтоб избежать ложного срабатывания датчика невесомости, во время подъема, нужно механически блокировать его до достижения определенной высоты.

Давление внутри и снаружи воздушного шара одинаково.

На высоте 30 км давление 1197 Па, на высоте 1 км - 89876 Па.

Есть ли датчик давления на такой диапазон с достаточной точностью чтобы отличить лопнувший шар от нелопнувшего...

Давление внутри и снаружи воздушного шара одинаково.
В смысле давление снаружи и внутри шара-баллона одинаковое? Когда баллон начинает полет, грубо говоря от уровня моря, давление в нем и снаружи 101 325 Па (760 мм рт.ст.), то на высоте 30 км давление в нем тоже, газ не вытекает, то снаружи давление упало до 1197 Па (8,98мм рт.ст.). И точность измерения нам не важна, нам важно увидеть что резко упало давление в шаре-баллоне (который лопнул).
image

на высоте 30 км давление в нем тоже

Не может быть давление остаться тем же. Это не дирижабль.. Оболочка шара нежесткая и растягивается до достижения равновесия внутреннего давления с внешним давлением.

Давление внутри шара-баллона всегда выше чем снаружи. Если бы это было не так, то шар, не имел бы форму шара. Так что разница в давлении внутри и снаружи шара-баллона есть всегда.

Разница небольшая - за счет давления растягиваемой эластичной оболочки. И точно не равна той что на поверхности Земли. На видео из данной публикации видно, что оболочка растянулась раза в два. Шары для запуска в стратосферу специально недокачивают.

На этом фото так называемый «стратостат нулевого давления». У нас немного другой (готовые нулевые стоят очень дорого) Но да, мы тоже недокачиваем, чтобы был запас на расширение. Иначе он лопнул бы очень быстро.

Можно вопрос? А на какое максимальное давление рассчитан ваш шар, хотя бы на уровне земли?

Без понятия :) В документации этого не указано, а лично проверять - дорого. Мы, в этот раз, определяли нужное количество газа подцепив шар к весам. Мы знаем, что полезная нагрузка весит ~2кг и качали шар пока на весах не стало 2кг :)

Надо пролистать ваш цикл статей, и попытаться «пробить» ТТХ шара.
IMHO датчик падения давления в шаре, наименее геморный вариант определения что шар лопнул. Другие варианты: ультразвук, электрическая емкость, разрыв контрольного провода(ов) очень усложняет конструкцию детекции события.

А может быть, просто весы на фале? Стало вместо 2 кг намного меньше -- пережигаем или отстреливаем его и через некоторое время раскрываем парашют.

Хочу предположить вам на рассмотрение конструкцию "узла спасения", без использования всевозможных датчиков, пиропатронов и т.д.

После разрушения оболочки шара, набегающим потоком воздуха расправляется небольшой ленточный парашют, который в свою очередь, пыжом, вытягивает основной парашют.

Вытяжной парашют, после открытия, освобождается от основной системы во избежание запутывания и нарушения работы основного парашюта.

Во избежание запутывания остатков шара в стропах парашюта, подвесная стропа должна быть длиной более диаметра шара.

Непосредственно сама конструкция "узла спасения":

Как насчёт такого варианта? Шар и парашют закреплены на противоположных концах одной веревки. Оборудование крепится посередине и свободно скользит от шара к парашюту. Шар лопается — парашют перетягивает канат на свою сторону.

Может я как-то не правильно это себе вообразил, но не получится ли тогда, что после взрыва "верх-низ" поменяются местами? И горловину шара прижмет к той стороне где находится камера во время подъема?

Вот так я себе это представлял, но уже разочаровался в своей идее. Сдаётся мне они просто запутаются друг в друге. У лопнувшего шара тоже парусность нехилая.

GPS "потухли" на высоте возможно из за мороза - при температурах ниже -30 они начинают отваливаться.

Не думаю. У нас там "отопление" хорошее. Я сюда не стал включать эти графики, но вот, специально построил для температуры внутри:

Не падала ниже +30.

Разве что температура сказывается на антенне - она болталась за бортом.

Внешняя если такая, как на машины лепят, должна по идее работать - их на мороз проверяют, если не совсем китайская

это же "экспортные" ограничения для устройств GPS (на max высоту и скорость) для исключения применения их в ракетной технике

Я так понимаю, вы имеет ввиду COCOM Limits
Но они ограничивают высоту в 18км. А мы уже 4 раза привозили высоту гораздо выше. Именно с внутреннего GPS HAT (который работает с 3я спутниковыми группировками - GPS, GLONASS и "какая-то" китайская). Он не обладает подобными ограничениями. Максимальная высота, которую он нам зафиксировал за все запуски - 35794м

UPD. А поисковые трекеры да, как раз ограничивают высоту. SPOT - 10км, Азимут - 20км

Проверили бы вы его при помощи какой HackRF и GPS spoofer/simulator

Каждый производитель чипов трактует COCOM Limits по-своему, мы уже обсуждали это в предыдущих ваших статьях. В оригинале 1000 узлов (514 m/s) И высоте 18 km. Т.е. одновременно должны выполниться оба условия. Так вот некоторые производители ограничиваю ещё жёстче, был у меня навигатор Sirf Atlas III (не путать с Sirf Star III) с ограничением скорости 300 узлов, что многие замечали в самолёте. Если у вас высота пропадает ровно на 25 км - значит производитель так захотел, посчитал что никому не придет в голову использовать трекер в таком режиме, заодно облегчить работу алгоритмов (чем больше ограничений constrains -> быстрее происходит поиск первого решения), хотя это совершенно не проблема для современных ARM. А может хочет денег за снятие ограничений при помощи волшебной команды. Поэтому очень разумны данные ранее советы связаться с каким-нибудь владельцем симулятора HackRF + GPS Simulator и проверить. Тут на Хабре есть такие.

Вы почему-то совершенно игнорируете 2 факта: во-первых это не трекер (трекеры как раз ограничивают все как надо), во-вторых - он уже привозил высоту в 36км. А так же сигнал пропадал и на малых высотах, а потом восстанавливался выше.

как то чётко они потом включились на такой же высоте.

если бы вопрос был в температуре - была бы задержка.

наверняка есть ограничение по высоте

Вы проверяли свою электронику на разрежение? На 30км наверно давление раз в 100 меньше...

График давления есть в посте. Минимальное было 0.25мбар. Такое низкое у нас впервые, до этого минимум был 0.49мбар на высоте 36км и все работало хорошо. К тому же этот RPI Sense HAT отправляли и в открытый космос (не мы) - он там работает. Разве что модуль GPS в этот раз устал из-за давления, но я в этом сомневаюсь. Все же очень близкое к прошлому запуску, где он отработал штатно.

Название Vostok, да еще и латиницей - ну просто испанский стыд появляется при прочтении. Тогда уж надо прилепить красный флажок и надпись СССР, если играться в Гагарина то идти до конца.

Прекрасная затея и реализация!
А шар сам ведь взрывается из-за сильной разницы давлений шара и окружающей среды, так?

Шар рвётся из-за расширения, обусловленного падением внешнего давления. Количество газа внутри не меняется, но меняется (увеличивается) площадь поверхности шара. Т.е. давление внутри тоже падает.

А не было мысли совсем отказаться от парашюта?

Сделать коробку покрепче, прицепить, например, широкий лист пенопласта, чтобы слегка уменьшал вертикальную скорость и стабилизировал падение. Может и прокатит...

До сегодняшнего дня не было :)

А кто нить в курсе, под кого прописали этот параграф в 54 ФП ИВП ? Под метеорологов?

Могу лишь высказать своё предположение: ФП ИВП писали не под кого-то, а под типы воздушного судно. Шар-зонд как тип воздушного судна существует? Значит его надо как-то урегулировать. А уж кто его будет запускать - дело десятое.

Но сдаётся мне, основная целевая аудитория, как минимум этих шаров, да - метеорологи и разные НИИ.

Спасибо за интересное описание!

По-моему, у Вас перепутаны два 22-ых порта.

Порт ReverseSshServerPort, на который коннектится ssh при запуске команды ssh -tt -i /home/user/.ssh/id_rsa -R 43022:localhost:22 pi@myhome.router.com указывается в опции -p. В данном случае опция отсутствует и порт будет 22.

А порт 22 в параметре -R - это порт на localhost (т.е. на Vostok), на который будут перенаправлены запросы с порта 43022 на RPI.

Т.е. эту команду надо читать так (находясь на Vostok): соединяемся с узлом myhome.router.com на стандартный порт 22 (была бы опция -p - был бы другой порт), на удаленной (remote, -R) стороне (т.е. на myhome.router.com) открываем порт 43022, данные на который перенаправляем на узел localhost на локальной стороне (т.е. с точки зрения Vostok'а) на порт 22.

Нет погодите :) я сначала написал, что вы правы, а потом залез в настройки своего роутера. И там у меня открыт 22 порт. А из своей сети я коннекчусь к localhost на 43022.
Но может я накосячил с описанием параметров. Проверю позже.

Не совсем. 43022 будет открыт этим ssh'ем на той машине, т.е. на RPI, на которую коннектимся. Всё как описано. Если хотим заходить на RPI:43022 только из локальной сети RPI'я, то и открывать его не нужно.

Соединение явно проходящее через роутер (остальные в нем завернуты) одно: от Vostok на myhome.router.com на порт XXX, указанный в опции -p XXX (или XXX=22 по умолчанию). Его и надо открывать на роутере и пробрасывать на RPI.

Да, так и есть. Открывать на роутере надо порт 22 (потому что без -p это дефолт) и пробрасывать его как 22 на устройство в сети (в моем случае домашний RPI). На домашнем коннектиться к 43022 (не нужно дополнительно открывать), тк он открыт по указке того ssh с Vostok.

Абстрактно :) : если на локальном компьютере L делаем ssh -R OP:H:P -p RP RH, то
1) ssh коннектится на удаленный компьютер R по адресу RH на порт RP;
2) на удаленном компьютере R открывает порт OP;
3) поступающие на порт OP компьютера R данные отправляет через компьютер L на компьютер H на порт P (с точки зрения компьютера L).

P.S. Опция -L делает всё наоборот: если на локальном компьютере L делаем ssh -L OP:H:P -p RP RH, то
1) ssh коннектится на удаленный компьютер R по адресу RH на порт RP;
2) на локальном компьютере L открывает порт OP;
3) поступающие на порт OP компьютера L данные отправляет через компьютер R на компьютер H на порт P (с точки зрения компьютера R).

Sign up to leave a comment.

Articles