Pull to refresh

Comments 31

высшее образование, которое есть у всех превращается в справку об адекватности

Не превращается, покупается полностью или частично (заочники покупающие решения). Это системная проблема. Такой подход уже предлагали, даже аспирантуру делать "ступенью" высшего образования. Это выполнение "гос-КПИ", а не образование (больше нарисованных дипломов - больше КПИ и финансирование).

При всем при этом, престижность реального образования не падает и всеобщее высшее образование не нужно. В технарях зачастую учат более отвественно. Большинство с высшим - это про высшее образование в гуманитарных дисциплинах, образование образованию рознь. Это бесмысленная госбюрократия, которая принуждает людей получать "справки", для трудоустройства, а не то, что сами люди массово хотят получить "справки об образованнности". Люди как-то получают более-менее нормальное образование, например, через систему олимпиад, имхо, но с олимпиадами и похожими подходами - часто работает негативно - это такой насос, вытягивающий таланты куда-то за границы применимости полученного образования.

Отдельно обсуждать высшее образование бессмысленно, потому что проблемы начинаются еще в школе, где-то с 3-5 классов. В хороших вузах людей на первых курсах "доучивают". Все это - огромный системный развал образования за последние десятилетия.

Все это - огромный системный развал образования за последние десятилетия.

"Не образования, а и образования тоже" - вот если вы подумали, что я такое напишу, то нет, не напишу! Потому что

Травка зеленеет, солнышко блестит!

То есть, учёные ученеют, рабочие работают, фермеры фермерствуют, а производители... нет, не угадали - импортозамещают. В общем, всё хорошо! (прекрасная маркиза).

Ты нейронкой воспользовался, чтобы это написать? Если честно я не понял, какую мысль ты хотел донести.

Мысль банальная - надо взглянуть ширше на систему.

Ну тогда и пиши так. Явное, лучше не явного, сам знаешь)

На самом деле, достаточно поднять престиж среднего профессионального образования. Чтобы "слесарь" или "сварщик" было так же престижно, как "программист" или "аналитик". Это уберёт людей из университетов, так что в них станет дышать "свободнее", люди будут более заинтересованные именно в вышке. А потом цикл повторится вновь)

Отличная статья!

На самом деле большой проблемы не вижу.

Да, есть куча полуобученного народа, но вот вам лично конкуренты на рабочем месте нужны? Пока ситуация с образованием такова, какова она есть, за свою востребовательность особо не переживаю.

Да и просто, подумайте, что бы было, если бы все поголовно могли бы в крутой матан или там в ядрёную физику.

"Люди разные нужны, люди разные важны"

  1. Жить умным среди необученных питекантропов -- невыносимо любому разумному и образованному человеку, и все эти слова на тему "нам больше достанется" -- от нищеты духа. Вы не представляете, насколько страшно невежество, и я не про "ой да он массив развернуть не может", я про настоящее, дремучее, рождающее дикие нравы и большую кровь.

  2. Если бы все поголовно умели в крутой матан и ядерную физику мы бы вышли на качественно иной уровень цивилизации, это и есть мечта модернизма и Просвещения. К сожалению, всё пошло в сторону того самого "сокращения конкуренции".

Припоминаю короткий рассказ "Шпаргалка" Александра Леся в журнале "Пионер", в 8 номере за 1990 г. Он как раз о проблеме инструментализма, затронутой автором, вот только рассказ заканчивается оптимистично (1990-й же ещё только), сам я в такой конец уже давно не верю.
А людей надо учить. Обязательно и всему, и всех, кто только может учиться, только так и выживет наш вид.

"Люди разные нужны, люди разные важны"

А это вообще о профессиях сказано, и об особом почёте тех, кто трудится, а профессии "дурак" не существует.

Просто пройдусь по пунктам:

  1. Необученный ≠ питекантроп. У меня знакомый есть, В. Н., которому уже лет 65, и который всю жизнь работал водителем в колхозе. Далеко не питекантроп. Очень душевный человек.

  2. Дело не в умениях, а в применении этих умений на всеобщее благо. Да даже на своё примените – уже хоть какая-то польза. А если уметь и сидеть уткнувшись в смартфон, то это уже разложение и гибель.

  3. Людей надо любить. Учить уже пытались народовольцы в XIX веке. Кажется что-то пошло не так…

UPD: У нас чат получается – Вы постоянно что-то дописываете...

  1. Как мне как-то сказала преподавательница по общей физике в вузе, "хороший человек -- не профессия", а Ваш знакомый получил прекрасное среднее образование, которому могут позавидовать современные младшекурсники уж точно.

  2. У Вас узко прикладной подход, именно образование и учит ставить задачи, а решать стандартными методами можно любого зайца научить. Собственно, в том числе и об этом пост, который мы с Вами обсуждаем.

  3. Даже комментировать не буду, такое высказывание от человека с ником "Красноармеец" самодостаточно.

Ах да, забыл сказать, что нашему обществу в настоящем виде образование действительно не нужно, тем более тотальное; ну а Вам конкретно, я думаю, скоро удастся насладиться обществом по-настоящему невежественных людей (их присутствие уже совсем скоро станет повсеместным и неизбежным фоном), от всей души желаю Вам это благополучно пережить (я серьезно). Может быть, вспомните мои слова.

Эк я Вас задел. Извиняйте-с, не нарочно.

Переходить на личности, а тем более на ники, выбранные в 2012 году, это ближе всё же к питекантропу.

Спасибо за минус в карму! Особенно впечатляет такое поведение с извинениями)) Видимо, всё же не столько Вы меня, сколько я Вас задел (почему?).
Всё же я разделяю Вас и Ваш ник. Но сочетание его с Вашими комментариями нахожу забавным)

Это точно был не я. Могу в личку послать скриншот моих голосований.

Да даже плюс прямо сейчас поставлю!

UPD: Поставил +. Пишите статьи, делитесь своим опытом и будет Вам благо благостное.

UPD 2: Это не в моих принципах мелко мстить на каком-то форуме.

10 лет назад поступил в педагогический ВУЗ. Заканчивая первое высшее обещал себе больше никогда не садится за парту! Но предшествовавшие годы привели меня к пониманию, что исправлять ситуацию и ситуации нужно "зря в корень".
Так случилось, что моя педагогическая практика, началась с дошкольников. Не стану описывать важность каждой из стадий развития, но более-менее разобравшись, стало понятно, что Личности начинать строить, нужно с дошкольного возраста.
Казавшаяся простой задачей, автоматизация работы дошкольного педагога - оказалась очень непростой! Я сам не программист, но соответствующие навыки имею... Хоть и лоскутным методом, но на текущий момент задача решена. Лоскутность, к сожалению, не позволяет масштабировать сей опыт. Но результаты впечатляют! А самое главное, что, работая с людьми этого возраста, постоянно заряжаешься оптимизмом - ибо дети у нас классные!

А вот, то, объективное, приправленное IT ширпотребом, что случается с нашими детьми на последующих стадиях развития - и приводит вас в уныние! И меня, кстати, тоже)

В общем, мое мнение таково: основные беды нашего образования - из-за отсутствия индивидуализации. Оба полюса аудитории теряют мотивацию еще в начальной школе, обучение превращается в некую "бестолковую повинность". А из этой бестолковости произрастают плоды никакушного образования и даже жизни.

Решать проблему нужно с ранних стадий. И я, сейчас переключаю своё внимание на начальную школу, благо технологический задел уже создан и опыт есть.

Часто в таких случаях вспоминаю высказывание некоего древнего грека, суть которого сводится к сетованию качеством подрастающего поколения. Боялся он за будущее своей страны... и мы прорвёмся! Главное, прикладывать усилия в нужном месте...

Работать с детьми, это, конечно, адище. Ощущаешь себя сержантов в армии, только из всех инструментов воздействия - вежливые просьбы. Поражаюсь вашей выносливости и моральной стойкости, желаю всяческих успехов!

х вспоминаю высказывание некоего древнего грека, суть которого сводится к сетованию качеством подрастающего поколения

Вы, наверное, про расхожую фразу Сократа:

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей

Оба полюса аудитории теряют мотивацию еще в начальной школе, обучение превращается в некую "бестолковую повинность"

проблема тут в том, что ни вы ни ученики не понимают, зачем все это нужно. Людей владеющих властью и богатством в стране привела к этому не учеба, а ровно обратное - сила, криминал, взяточничество и т.д. Человек, зарабатывающий образованием, средний класс, у нас скорее белые вороны, чем уважаемые люди.

Добрый день. Относительно тезиса, что высшее образование не должно быть у всех (не должно быть слишком доступно). Ну я примерно так же думала. Теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами декана горфака. За давностию лет слово в слово не перескажу, постараюсь передать суть своими словами.

Вот юноша из панельной пятиэтажки (я, к слову, тоже живу в панельной пятиэтажке, так что этот юноша - мой сосед), со скромными школьными успехами поступает на бюджет на не самую конкурсную специальность в технический университет. А вокруг движуха: квны, пушкинские карты, конкурсы, люди вокруг, страшно вымолвить, даже какие-то книжки читают. Далее цитирую декана горфака: а если мы его сейчас из-за вас* (математиков) отчислим, то он пойдет по кривой дорожке. И потом не удивляйтесь, что с вас на улице шапки срывают.

Не надо перекрывать молодежи дорогу к бесплатному образованию. Иначе потом придется оплачивать содержание тюрем.

Далее цитирую декана горфака: а если мы его сейчас из-за вас* (математиков) отчислим, то он пойдет по кривой дорожке. И потом не удивляйтесь, что с вас на улице шапки срывают.

Не надо перекрывать молодежи дорогу к бесплатному образованию. Иначе потом придется оплачивать содержание тюрем.

Не получил ВО = уголовник?

Мне кажется одна из проблем ВО такие деканы.

Хороший декан не скажу "любит", но заботится о своих студентах. Сразу вспомнился мой декан на младших курсах, А И. Кострикин, о нем очень хорошо отзывались. И начальник курса у нас был замечательный человек, Петр Иванович Пасиченко, с ним лично была знакома.

Что касается проблем в образовании - то главная проблема не в плохих деканах и не в плохих учителях. Как сказал более десяти лет тому назад проректор ЮУРГУ (дело происходило на конференции, его доклад был посвящен переходу к дистанционному образованию): "общество не готово платить". Тюремщикам оно платить готово, а преподавателям и учителям - не готово.

Хороший декан не скажу "любит", но заботится о своих студентах

Далее цитирую декана горфака: а если мы его сейчас из-за вас* (математиков) отчислим, то он пойдет по кривой дорожке.

Это не забота о студенте, это обесценивание оценки)

общество не готово платить

общество не готово ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ

Да, с учителями надо построже, и без переплат, а то, например, в моем городе в платной гимназии учителю математики даже премию собирались платить, 100 руб. в месяц.

Вот эта вакансия, опубликована была 31 марта прошлого года, с перечислением требований к кандидату.

https://ibb.co/WyGhKms

https://ibb.co/m5S4yJF

https://ibb.co/syHBQBP

https://ibb.co/XSL42Fs

https://ibb.co/kSJx9fp

https://ibb.co/4WW6MjJ

Да, с учителями надо построже, и без переплат

Вы похоже не прочитали статью по ссылке.

Дело не в зарплатах учителей, дело в самой системе образования.

Не поняла, что это ссылка на статью. Думала, вы от избытка чувств капслоком пишете. Я здесь человек новый. Что касается системы образования, то моя семья (мы с мужем и дочь) знакома с ней не по статьям.

Вот юноша из панельной пятиэтажки (я, к слову, тоже живу в панельной
пятиэтажке, так что этот юноша - мой сосед), со скромными школьными
успехами поступает на бюджет на не самую конкурсную специальность в
технический университет. А вокруг движуха: квны, пушкинские карты,
конкурсы, люди вокруг, страшно вымолвить, даже какие-то книжки читают.
Далее цитирую декана горфака: а если мы его сейчас из-за вас*
(математиков) отчислим, то он пойдет по кривой дорожке. И потом не
удивляйтесь, что с вас на улице шапки срывают.

Это попытка переложить социальные проблемы на образовательные учреждения, как мне кажется. Мол, давайте понабираем по объявлению людей, лишь бы клей не нюхали по подъездам. Получается не высшие учебные заведения, а богадельни какие-то.

Нужно, с моей точки зрения, работать со средой. Окей, на факультете движухи и конкурсы. А почем их нет в среднем профессиональном образовании, например? Или в принципе где-нибудь в доступности юноши?

Студенческая жизнь это, безусловно, прекрасно, но делать её самоцелью немного странно.

А я где-то написала, что студенческая жизнь - это самоцель? Раз речь зашла о горфаке, то его цель - выпустить, к примеру, квалифицированного инженера-шахтера, без вредных привычек, достойного члена общества. Это не богадельня, это экономически выгодно, потому что в подземных разработках вредные привычки не приветствуются.

Далее в спойлере, не знаю, можно ли здесь спойлерить лирические отступления?

Горняки вообще были чудесные ребята, свой самый первый год работы в университете я с ними работала, потому что лекции им читал мой невыездной научный руководитель, юный доктор физмат наук (который в те годы чуть филдсовскую премию не получил), давно уже благополучно живет в Торонто. Прихожу на практику сразу после его лекции, ребята практически все моего возраста, староста группы - даже старше (после армии, после техникума), взрослые, воспитанные, изумительно вежливые. Староста поднимает руку: "А центральную предельную теорему Виктор Яковлевич доказал?" Я секунду поколебалась и ответила: "Да". Верно ребята поняли, что лекции им выдающийся математик читает. Такая вот богадельня. Ну и экзамен сама у всей группы приняла, чтобы освободить лектору время для научной работы.

Что со всем этим делать?

Объединяться. Потом строить такое общество, которое вас удовлетворит.

Смысл происходящего прост - на ваши "высшие" потребности очень многим плевать. Соответственно, в обществе мал запрос на улучшения в этом плане. Но какой-то запрос всё же есть. Его основная проблема - он размыт по большому объёму. А с другой стороны присутствует запрос такого же небольшого уровня, но сконцентрированный во власти. Итог - вы понятия не имеете, что делать, потому что ничтожны рядом с бездной. В то же время власть, не менее ничтожная, отлично знает, что ей делать - она отдаётся рефлексам и они, по сути, правят миром.

У одной силы нет механизмов, а у другой их избыток. Поэтому имеем то, что хочет власть. Пусть даже хочет она этого неявно, бездумно отдаваясь своим примитивным рефлексам. Хотя это про власть официальную. А серые кардиналы несколько более осмысленно рулят из-за плеча клоунов. Но их количество на порядки более ничтожно, чем запрос в обществе на улучшения в области высших потребностей.

В технике это называется "усилитель". Специальная структура, большая сила которой регулируется очень малым воздействием, например - одним словом ничтожного рядом с массой серого кардинала.

Нужен альтернативный усилитель. Но перед тем, как занять трон, задайтесь вопросом - а куда вы поведёте свой мощный трактор?

В общем, есть много важных логических цепочек, которые должен знать каждый, кто хочет лучшего не только для своей задницы. Начните хотя бы с их изучения. Это ведь совсем легко. Не труднее, чем изредка побороть свою лень.

Спасибо за поднятую тему. Я со всем этим согласен (тоже преподаватель в техническом ВУЗе). А то иногда думаешь, может никто не видит того, что в корабле пробоина, и ты какой-то ненормальный. Но такие публикации немного радуют, и понимаешь, что кто-то тоже видит этот процесс.
По моему опыту большинство (даже среди преподавателей) предпочитает не задумываться о тенденциях, а механически поддерживать какое-то статус-кво: выдал лекцию, выдал задание на практику, собрал задание, проверил, спишь спокойно. Среди возрастных преподавателей заметна тенденция зацикливания этого процесса в силу того, что уже не хочется каких-то перемен, а хочется спокойно доработать оставшееся время. А в свободное время лучше предаваться воспоминаниям в кругу таких же, как ты, чем ломать копья, пытаясь найти выход. Но и молодые преподаватели по большей части так же встроились в существующую систему: те же самые методы. Но уже в силу того, что для достойной оплаты труда требуется поток из сотен студентов, обучаемых параллельно. И тут уже никакой другой метод кроме дистанционного не работает, чтобы одновременно хоть как-то создавать видимость обучения, но и не уменьшать при этом поток. Качество будет соответствующее.
По поводу дистанта еще писал свои мысли в другой теме:
https://habr.com/ru/articles/743774/comments/#comment_25740812
Согласен еще с тем, что надо объединяться. В свое время искал более менее живое онлайн-сообщество преподавателей, кого бы волновало образование, а не формальности для карьеры. И не нашел. Пара полумертвых форумов. Это очень показывает интерес общества и запрос на эту тему. Да что говорить, и количество комментариев под этой публикацией показывает то же! Сравните с количеством под любой публикацией на Хабре с темой «Применение ИИ для <вставить нужное>». Хотя важность вопроса технического образования в стране и важность применения ИИ (хоть для чего) – несоизмеримы.
Не обязательно нужен форум или сайт. Может для начала хотя бы почаще писать на Хабр подобные посты, чтобы вокруг них формировалось сообщество, обсуждающее ситуацию. Это тоже своего рода объединение заинтересованных.

Уважаемый @myswordishatred!

Благодарю за статью в которой ярко виден крик души.

Для начала небольшой штрих:

Я было хотел процитировать Пушкина, полагаю все знают строки: "Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог. " и сослаться на нашего Классика, но опять же Вы правильно заметили, цитируя Сократа, что проблема образования и отношения отцов и детей гораздо древнее и существует столько же, сколько существует осознанное человечество.

Еще Платон говорил, затем можно процитировать Гёте "Каждому своё".

Иначе выразился Эйнштейн: "Все мы гении, но если Вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой"...

Самое главное, как бы ни кричали отдельные представители, люди - не равны в интеллектуальном плане. И что тут не делай факт остается суровым фактом. В этом нет ничего плохого.

Проблема затронутая Вами очень актуальна и многогранна. Как мне видится, всё начинается со школы.

В нынешнем виде, совершенно верно подмечено, система образования ведет к тому, что создается фикция, театр; действительно корочка о ВО превращается в пропуск в нынешнюю жизнь и превращается в своего рода приобретаемый титул условного "сословия". Не заплатил - остаешься на задворках. Но в то же время Преподаватель или Учитель старательно превращается в обслугу... А нынешняя система ЕГЭ у меня вызывает ассоциации только с тестом обезьян по "засовыванию цветных кубиков, пирамидок и цилиндров в соответствующие отверстия" и на этих результатах мы, как социум, даем людям пропуск в высшие школы. Это категорически неправильно.

Чем мне нравится Советская система образования? Помимо общеобразовательных школ существовали узкоспециализированные гуманитарные, физ.- хим.- мат. - школы. Сам подход к системе образования позволял получить разносторонне-образованных людей, при этом не культивировалось презрение к каким-то "не крутым" профессиям, мерилом которых прежде всего сейчас являются деньги.

Детский мозг еще совсем юн и податлив чужому влиянию, что позволяет внушать неправильные жизненные приоритеты получаемые в школьном социуме, на это накладывается самоустранение родителей от элементарного воспитания ребенка и фактический запрет воспитания для Преподавателей (обратная попытка легко превращается в суды и скандалы - в сети полно пруфов, начиная с самого дикого "преподаватель, о Господи, какой ужас, использует соц.сети и позволяет себе, какой мерзавец, публиковать фото в купальнике" - это сарказм, если кто не понял). (Господа у меня трое деток и я прекрасно знаю о чем говорю).

Сейчас вдруг все спохватились с нехваткой рабочих кадров и превратилось это не в повышение престижа рабочих профессий, а в элементарное запугивание девятиклассников ЕГЭ, ОГЭ и прочим с фактическим принуждением идти продолжать образование в колледжах и техникумах...

Я же не вижу ничего плохого, если вдруг ребенок станет хорошим маляром или маталлообработчиком, так как прекрасно знаю, что при нынешнем уровне техники маляр (я сейчас серьезно) может легко зарабатывать в любом крупном городе 150-180 в месяц, то же касается и других рабочих специальностей. Может это будет для Вас открытием, но тем не менее это так.

Самое главное ребенок должен сам выбрать то чем он будет заниматься и мы, как родители, должны во-первых воспитать достойного члена общества, а во-вторых - дать максимальную возможность обучения, порой через "не хочу и не буду", только лишь потому, что ребенок в силу возраста не понимает важности знаний, а многие родители не отдают себе отчет в том, что любое учебное заведение это ВСЕГО ЛИШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ, а вот с каким багажом чадо покинет стены учебного заведения - личный выбор каждого. Как правильно заметил Капица: "Физик-ядерщик легко справится с работой сантехника, но сантехник никогда не запустит ядерный реактор".

Мой маленький друг - не хочешь учиться и брать знания - будь любезен - на выход. А оценки это лишь способ оценки усвоенного и означает лишь то, что действительно обучаемый усвоил, запомнил и понял. И тут практически открыто практикуемая покупка "зачетов" - преступление не просто по УК, а гораздо серьезнее, это моральное преступление прежде всего против самого "студента".

Так же, как Вы правильно заметили, многие превращаются в "техномагов" (а это лишь результат описанного выше), то есть отсутствует понимание сути процессов и эта проблема начинается еще со школы, где ребенок должен научится вникать в суть и научится делать логические выводы (при условии отсутствия сейчас предмета "логика", основы этой самой логики можно получить лишь через школьные курсы программирования, информатики, математики), что, по сути, печально и если не усвоена логика (хотя бы в силу личных пристрастий к предмету) то ребенок не поймет ни химию, ни физику ни другие естественные науки...

Собственно говоря проблема в образовании есть, очень большая проблема. Очень печально отношение к Учителю и Преподавателю, а так же к оценке его титанического труда и его соответствующего вознаграждения ибо педагог прежде всего проводник в мире знаний!

Так же я категорически против платного образования, особенно в технических специальностях, но тем не менее в одиночку бороться с созданной коррупционной системой (это я к повальным чудным 100% результатам ЕГЭ, к примеру по физике или химии в каком-нибудь всем совсем неизвестном глухом селе окруженном горами, хотя не спорю - грамотные и способные детки есть, но в то что это целые деревни - не верю) - сизифов труд и иного выбора не остается.

Автор, от всей души, успехов Вам и терпения!

Как правильно заметил Капица: "Физик-ядерщик легко справится с работой сантехника, но сантехник никогда не запустит ядерный реактор".

Какая чудная глупость)

Но ведь плоскоземельщиков и так много, зачем их еще больше?

Sign up to leave a comment.

Articles