Pull to refresh

Comments 90

Какая крутяцкая статья! Спасибо больше, полный восторг! Единственный короткий вопрос, как быть со стеклянной пылью и какие требования к технике безопасности.

Спрашиваю сугубо из личных побуждений, резал стекло дома, и мелкие стеклянные осколки чуть ли не в воздухе висели.

На здоровье! Что касается стеклянной пыли - удивительно, но несколько лет довольно интенсивно занимаясь с женой витражным делом в домашней мастерской, с проблемой стеклянной пыли никогда не сталкивались. А между тем, вы не первый, кто об этом спрашивает. Резка стекла - разумеется образуются мелкие крошки и кусочки, и их периодически приходится аккуратно сметать со стола широкой мягкой кистью, к слову, именно по этому традиционный фетр, силикон и прочее подобное, в качестве подстилки не подходят - мелкие осколки в них охотно застревают. Однако, тут самое мелкое - размером около крупного речного песка и не пылит. Вот при обточке и подгонке краев, это да. Тут образуется пыль и наверняка не ошибусь, если предположу, что сильно неполезная для "оператора". Но шлифмашина у нас самодельная, с циркуляционным водяным насосом, вода точно дозируется и направляется в нужное место вращающегося инструмента. Пыли тоже не замечено. И даже при ручном смачивании (Фото 29) в воздухе ничего не висит. Сухим инструментом конечно не работаем, хотя бы и из соображения экономии - он недешовый, а без воды намного быстрее изнашивается. Даже наждачку для нечастой шлифовки резаных банок-бутылок часто промываю. Заготовка ёрзает по ней в этакой кашице. С чем связано заметное пылевыделение у вас, мне даже трудно предположить. Может быть, если вы поподробнее опишите свою обычную работу, возникнут какие-то мысли?

Спасибо за развёрнутый подробный ответ.

Возможно, я чрезмерно бдителен в этом вопросе. Никаких секретных технологий, просто резка стекла. Но резал на сухую, и мелкая пыль на свету в солнечных лучах была видна.

Да обычный роликовый "дедов" с деревянной ручкой.

Нет никаких сомнений, что хороший музыкант сыграет и на одной струне и примеров тому масса, однако, однако... Ролики у стеклореза изнашиваются и требуют замены. Это тоже может быть причиной образования пыли. В более или менее дорогих инструментах эти головки сменные и продаются еще и отдельно как расходные материалы. Присоединительные размеры у них бывают одинаковые и можно попробовать насадить хорошую головку на недорогую ручку с масляным резервуаром и таким образом, обзавестись профессиональным инструментом незадорого. Многие стеклорезы из Китая недороги и очень неплохи, но часто имеют дрянные уплотнители и масло подтекает. Частично, удается недостаток нейтрализовать заливая масла понемногу и чаще - по 5...10 капель. Но для простой резки подойдет и стеклорез из ближайшего скобяного магазина за пару сотен рублей. Масло поступает к ролику из ручки, смазывает его, он дольше работает, меньше скрежещет по стеклу. На стекле, вдоль черты остается тонкая масляная линия как от шариковой ручки. Вероятно она, в том числе, и препятствует появлению пыли.

Спасибо за развёрнутый ответ, буду иметь в виду.

Кстати, для отрезания небольших кусочков есть лайфхак - их надо в воде резать:

Есть подозрение, что не всякое стекло так режется. Как-то попробовал так - ну... стекло и стекло - никаких поползновений к разрезанию кусок стекла не сделал.

У меня, признаться, тоже такая мысль была - либо стекло необычное, либо ножницы какие-то особенные. Кроме того, боюсь, что так не вырезать более или менее сложную деталь точно, оконное стекло тверже обычных и даже инструментальных сталей и на сколько хватит такого резательного инструмента, бог весть. Опять же, очаровательный, любимый многими, звук...

Я пробовал для интереса и могу сказать что оно не режется прямо как бумага - оно крошится. Просто вода не дает пустить трещину, поэтому можно открошить как надо, вырезав фигурку.

Да нет там ничего необычного. Эффект Ребиндера. В промышленности используют и в хвост и в гриву.
Если поискать видео "эффект ребиндера стекло", можно найти наглядное описание этого эффекта, а не "лайфхак"

Я только дремелем одолел (тросиковая насадка, залитая маслом по уши, а сам дремель — подальше от брызг, в идеале вообще сделать гидропривод от водопровода же, если много резать). Да и то край был зубоватенький :(

В идеале - некая стационарная конструкция, с брызгозащищенными подшипниками и мотором, с корытцем под инструментом и поливом его водой. Да вот, например, электрический плиткорез или резак для кирпичей (печное дело). Поглядеть как устроены и применить в нужном масштабе. И потом, ручная резка стеклорезом нетолстого стекла осваивается без особенного труда даже детьми старшего возраста - я не зря привел фото дочери. Или речь идет о резке не листов?

Не, я колбы от «лампочек Ильича» отрезал, чтобы сделать противопылевые колпачки на галогенки, копирующие по форме классическую «накалку» :) Наклеил старым добрым ВГО, ему на раскалённую галогенку по соседству глубоко положить :)

Ага, ясно. К слову сказать, колбы от лампочек хорошо отрезать стеклодувными приемами, к примеру, сделать короткую риску стеклодувным ножом (гранью алмазного надфиля) и обернуть это место нетонкой накаленной нихромовой проволокой. Получается быстро и аккуратно, но при единичных работах, наверное, все таки уместнее инструмент менее специальный. Напомните, что такое ВГО?

Ах да! Помню, помню. У меня когда-то на участке монтажники применили его вместо КТП-8. То ли им он удобнее показался, то ли просто перепутали... Хорошо хоть заметили вовремя, но пришлось кучу плат с радиаторами переделывать.

Мда уж… ладно бы с этим перепутали, но КПТ-8 и ВГО-1… таланты О_О

Хорошая штука, если не нужна ремонтопригодность! А что до талантов - ай, бывало и сам такого натворишь, что потом только головой качаешь - ой где были мои глаза! : ) Человеческий, понимаешь, фактор. И то сказать, работа кропотливая, однообразная, муторная, не всякий может долго на таком сосредотачиваться. Вот и думаем кто о вчерашнем футболе, кто о бабах... : )

Оно вроде бы более-менее расковыривается при необходимости :)

Теплопроводность, правда, явно не класса «под радиатор», а класса «со всей мелочи — на корпус».

…особенно с учётом тенденций к перегреву именно в мелочах, как в современных ноутах.

Были у меня мыслишки превратить заднюю стенку какой-нибудь дохлятины в большой радиатор, в качестве эксперимента :)

К слову, ножницы, для резки стекла, инструмент не вполне неподходящий - их часто используют, но в стеклодувном деле, для резки разогретого размягченного стекла. Работать нужно быстро - заготовка остывает и твердеет, а ножницы нагреваются и липнут к стеклу.

>один только вид заготовки ... уже вызывает у граждан приступ малодушия

У меня приступ малодушия появился при прочтении статьи... ))

Видел рекламу станков для резки стекла лазером. Цена конечно ого-го, но выглядит технологичнее и как минимум безопаснее (по крайней мере если верить рекламе об отсутствии пыли). Не рассматривали такой вариант?

Ну вот! Огорчили вы меня до невозможности... Я то как раз старался развеять страхи и сомнения : )

Что касается лазера - повторюсь, речь идет о домашней мастерской, где работали вдвоем с женой, во многом, ради удовольствия. Стеклянные работы единичные, ни разу не поточные. С таким оборудованием не сталкивался и даже не смотрел в ту сторону - примитивная пластиковая машинка для шлифовки торцов витражных деталей, устройством сильно напоминающая кофемолку, стоит вопиюще и необосновано дорого. А небольшая неказистая, пластиковая же настольная машинка с алмазной пилой-кольцом, для вырезания сложных, недоступных стеклорезу, деталей, ценой как подержанное авто. Можно конечно взять кредит под грабительские проценты на закупку оборудования, но в наши переменчивые времена, дело это опасное. К примеру, все сколько-то красивые витражные стекла импортные, делаются в США, Германии и до известных событий стоили сильно не дешево. Теперь же они и вовсе недосягаемы, а ассортимент очень оскуднел - распродают остатки. Да и кому нужны витражи по такой людоедской цене?

И главное. Ручная работа нисколько не принижает мастера и дает важную часть для душевного равновесия. Кроме того, это навык не требующий запчастей, ПО, неких уникальных расходных материалов.

Ах да, пыль. Коллеге сверху только что писал об этом. Стеклянная пыль появляется при каком-то изъяне в процессе обработки. Она не непременный спутник при обработке стекла.

Статья офигенно крутая. Учитывая, что я полочку для холодильника не смог вырезать с пяти попыток в сентябре, засыпал стеклянным крошевом пол-огорода и чердак — ещё и очень нужная :-D

Но приступ малодушия тоже испытал, захотелось гидроабразивный резак :-D Смотришь на это великолепие и чувствуешь — «йа креведко…О_о » Сколько ж это руки выпрямлять, чтобы прорезать с одинаковым нажимом, глубоко и ровно, не отрывая и не прерывая о_О и потом края зашлифовывать О_О

Спасибо!

П-ф-ф! Да вообще немного - на обломках потренировался и вперед! Правда стекло у вас потолще, но и резы прямые, без вот этих вот (пошевелив пальцами в воздухе)... Фокусов. Нужен ровный прочный стол, наложить миллиметров пять старых газет. Стекло тщательно вымыть и высушить, разметить спиртовым фломастером. Держать линейку или ровную тонкую доску, лучше пригласить помощника. Стеклорез должен в нее упираться не роликом а боковой стороной головки. Помощник или даже двое, затаив дыхание, держат направляющую, вы, мысленно перекрестившись, прикладываете инструмент вверху стекла и держа его двумя руками со средней скоростью и нажимом ведете до самого конца листа, пока не соскочит с него. Убираем помощников и линейку (всем спасибо, все свободны), прочерченный лист подтягиваем на край так, чтобы черта полностью свисала со стола и несколько раз последовательно простукиваем ее с обратной стороны, снизу, шариком на ручке стеклореза или аналогичной железкой (узкой гранью маленького молоточка, стамески и т. п.) Не беда если видимая трещина не образуется. Теперь кладем лист царапиной на край стола и ломаем (Фото 4). Царапина должна быть наверху, так как и резали стеклорезом. Движение одно и энергичное, уверенное - ХРЯСЬ! И в руках обломок, а край реза ровный и без всяких зазубрин. При необходимости, делаем еще один рез (вторая сторона стекла), примеряем стекло. Притупить кромки можно средней крупности наждачкой, причем, удобно ее по бокам пришпилить степлером к деревянному брусочку по руке. Или недорогим абразивным бруском для заточки и правки ножей. Стекло на край стола, одна сторона немного выступает, рядом на табуретке ведро воды. Ёрзаем по грани наждачкой часто макая ее в воду. Работа муторная и небыстрая, будет грязно. Наждачку взять с запасом и часто менять - быстро изнашивается. Вроде все.

В предыдущих опытах, может быть вас свела судьба с закаленным стеклом? И да, заготовку-лист после отмывки тщательно просмотреть на наличие дефектов - крупинки, включения, искажения. В стеклах старых нередко встречались. При резке, трещина наткнувшись на такой дефект, скорее всего вильнет вбок.

Полочки в холодильнике делаются из закаленного стекла вроде. По крайней мере, точно не из оконного!

Вы с таким удовольствием описываете простейший процесс. Будучи пионером самостоятельно менял стекла в окне. Сложности возникали с изоляцией стеклянной крошки в условиях городской кухни: на пол газеты, потом аккуратно их сложить и помыть полы. А сам процесс на мой взгляд несложный, требует внимания и аккуратности.

Так и есть - дело немудрёное, но некоторый навык все таки нужен и в первый раз, перед ответственной работой лучше чуток потренироваться на кусках. Да, при резке стекла неопытными руками крошек больше - черта от стеклореза слабая, бывает, что и прерывистая, трещина по ней идет неровно, эти неровности приходится потом выгрызать плоскогубцами, а на старых "штатских" стеклорезах даже были сделаны особые пазы на боковых сторонах головки. Так что совет с газетами на полу хорош.

Длинная кривая стеклянная загогулина (кусочек трубки) впившаяся в мягкую подошву шлепанца.
Длинная кривая стеклянная загогулина (кусочек трубки) впившаяся в мягкую подошву шлепанца.

А что до удовольствия - пожалуй. Мне нравится работать со стеклом.

Закаленное стекло не режут. Даже в мастерских с хорошим оборудованием закаливают после резки/сверления.

А бывает химическая посуда из закаленного стекла? Не раз сталкивался с моментом, когда стекло термостойкое "твердое" боросиликатное зовут закаленным. Да вот, в другой статье читатель спрашивает как отрезать кусок пробирки из такого (какого?) стекла.

Нет, химпосуду не закаливают. Наоборот, еë обязательно отжигают. А пробирки вообще часто не из боросиликатного делают, а из обычного soda-lime. Это ж расходный материал, и их не греют при эксплуатации.

Спасибо, прояснили!

Увы, полочки для холодильника должны иметь специально обученные проушины. Я попытался их максимально скруглить, но всё равно не смог провести чёткий рез :( Что-то где-то прервалось-нахлестнулось, и в итоге трещина раз за разом пошла куда ей захотелось :(

Да уж, это такая барышня, ветреная и сумасбродная. Такого рода детали на работе лучше повозиться и выточить неким механизированным алмазным инструментом, вроде того, что на фото 26...29.

Я, в принципе, масляным уже вырезал что-то криволинейное, но эти очень уж слишком криволинейные оказались :( пытался по шаблону, но всё равно нажим вышел «кто в лес, кто по дрова».

Может, таки попробую сделать некое подобие гидродремеля с приводом, допустим, от «Кёрхера» (на гидроабразив вряд ли хватит даже «Кёрхера», а вот крутить алмазный диск турбинкой, думаю, он сможет с запасом).

Сразу и подача воды, и изоляция мотора от брызг, и привод.

Не поленитесь потом рассказать что получится!

Спасибо! Такое оборудование я встречал, а себе сконструировал свою - металлическую, тяжелую, с тихим мотором сверху и циркуляционным насосом точно подающим воду в нужную часть инструмента. Кроме того, на валу некрупный трехкулачковый патрончик, а инструменты промышленные, долговечные.

Не сомневаюсь, что ваш вариант как минимум не хуже. У этих машинок есть свои недостатки: специфичная, дорогая алмазная насадка, больше ни к чему не подходящая, и большой рабочий диаметр этой насадки, мелкие изгибы стекла ей не поточишь.

Достоинство таких машинок - это что ее можно просто купить, залить воду и сразу точить стекло, не занимаясь конструированием.

Существуют насадки для "Кристалла" ступенчатые - с зауженной верхней частью которой можно точить узкие места, а торцом и сверлить. Но эта часть не омывается табельным импровизированным насосом. Нужно либо делать (устанавливать покупной) дополнительный, либо, как и мы на сверлилке, прижимать с обратной стороны кусочек мокрой губки.

Достоинство неоспоримое, но я люблю заниматься и конструированием. Здесь, "не отказал себе в удовольствии" : )

Гравер с алмазным диском применения не нашел изза большого числа пыли? Или по каким причинам? Пробовал на очень небольших объемах - вроде грызет нормально...

Есть такой инструмент в хозяйстве, но таки да, применения особого не нашел - сами диски на вид не шибко долговечные, резать-точить на сухую - сердце кровью обливается, надо бы приспособить полив водой, да еще и козырьки от разбрызгивания. Есть ряд инструментов которые всё это делают быстрее и аккуратнее, но может случится какой-то необычный случай, вроде труднодоступного места и тогда они пригодятся.

Интересно, полуичтся резать на кусочки бутылочное стекло?

У меня есть довольно большой винтажный плоский плафон из молочного стекла, и на онлайн-барахолке присмотрел для него светильник-оправу - латунный барабан со стенками из решёточек, ячейки в решёточках сложной формы и размером по 2-4 сантиметра примерно. Если решу и куплю его, было бы очень круто вставить в эти ячейки сложной формы кусочки разноцветного стекла, а снизу уже сам плафон, и получится крутейший винтажно-стимпанковый светильник на кухню. Но покупать профессиональное стекло как-то не хочется, когда есть бесплатные бутылки разных цветов. К тому же выпуклость кусочков бутылочного стекла как раз должна сочетаться с криволинейностью самого латунного барабана. Вот и думаю, справлюсь ли я, имея обычный стеклорез и гравёр с алмазными насадками для обточки мелких неровностей.

Паять латунный барабан не хотелось бы, думаю, обойдусь клеем, чтоб вклеивать подогнанные по форме кусочки стекла в ячейки латунной решётки, только какой лучше взять? Прозрачный типа Момент мне кажется хорошим вариантом, но он через несколько лет рассыхается и деградирует. А эпоксидка - слишком сурово, потом её не удалишь с латуни без следов если понадобится. Разве что использовать какую-то замазку или шпатлёвку?..

Можно, конечно, не заморачиваться и вставить вовнутрь кольцо из цветной прозрачной плёнки.

Последний абзац как раз намекает на УФ-клеи

А-а-а-тставить клеи коллеги! Приведенная задача в точности укладывается в хрестоматийную витражную технику "Тиффани" - довольно простой и остроумный способ изящно и надолго соединять некрупные стеклянные детали в рисунок, в том числе и некой, неплоской формы. Статья о ней (технике) выйдет, хм... во второй половине декабря. Потерпите? И вот еще что - вкусы конечно у всех разные, но на мой, для светильников лучше стекла "глухие" - матовые, непрозрачные. К слову, наборы обломков, бой витражного стекла, обычно продают витражные магазины и незадорого. Можно поспрашивать.

Подгонять гравером 3-5 кусков ещё можно, если больше - заколебетесь.

Нужен алмазный круг с подачей воды (типа заточного станка). Хотя если не жалко камень, то можно и на заточном станке подгонять стекляшки, только хорошо смачивать водой. Бутылочное стекло нарезаем стеклорезом в первом приближении, и подгоняем до нужной формы на круге.

Главное сначала попрактиковаться стеклорезом на бутылках, очень не удобно резать круглые бутылки, к тому же бутылочное стекло довольно толстое.

Упростить можно с помощью горелки, делаем рез стеклорезом, затем локально по царапине греем газовой горелкой и под воду.

Вообще говоря, резать бутылки лучше в специальном станке - простейшее приспособление из пары дощечек с закрепленной головкой от стеклореза. При этом, больше шансов на более или менее ровный рез. "Под воду" погружать заготовку тоже лучше стоя и до уровня разогретой (свеча, спиртовка, горелка, строительный фен) стеклорезной царапины. Часто получается не с первого раза, тогда греем снова и опять в воду. Со второго, много - третьего, винные и пивные бутылки, обычно легко разламываются или распадаются сами.

А существуют ли станки с ЧПУ для резки стекла? Если да, то почему не используются? Или используются, но результат хуже, чем при ручной резке?

Выше по комментариям был вопрос про лазерные станки и пара комментариев про гидроабразивные. Вкратце - используются, но стоят совсем не хоббийных денег.

Думаю в масляной/водяной ванне можно использовать и фрезерные станки с алмазными фрезами, но это очень медленно

Так и есть. Масштаб работ здесь сильно другой.

Есть. И используются. Если надо кроить листы с завода метра 3 на 4. Или если рез сложной формы.

А на небольших (2х2 м) человек работает тупо быстрее. Даже на криволинейных резах. При том же проценте брака. Стекло, как писали, материал непредсказуемый. И на ЧПУ брак тоже есть. Это я молчу, что в листовом стекле случаются включения. Посему все оконные заготовки просматриваются людьми после реза.

Одно из высших наслаждений - смотреть как работает профессионал, наблюдать же за мастером в мастерской по прирезке стекла - отдельное удовольствие, хотя они обычно очень не любят когда им заглядывают под руку. Почему то... Однако - какое изящество и отточенность движений, и да - какая скорость разметки и реза, загляденье!

Регулярно заказываем раскрой стекла на гидроабразиве. Внутренние углы под 90, пусть и с галтелью, вручную не раскроить, не говоря уже про более сложные формы.

Начал читать статью, и прям увидел свои порезанные в мясо пальцы :)

Отставить панику на корабле! : ) Жена-художник ведет кружок рисования в местной сельской школе и каким-то летом, в качестве "летнего лагеря" мы у себя организовали для этих юных художников несколько семинаров по всем освоенным стеклянным витражным техникам. Дети - начиная с 3 класса и заканчивая старшеклассниками. 3 занятия по две смены, всего - человек 10...12. Стекло точили, резали, опаивали. Все конечно под присмотром. Но ни один не порезался и не поранился, хотя перекись и бинт держали наготове. Да и мы за несколько лет своей витражной деятельности стеклом серьезно ни разу не резались. В основном, пальцы страдают от работ по обточке мелочи (Фото 29).

Видел в онлайн строительном магазине "перчатки стекольщика" с каким-то покрытием защитным. Не помогают или в них ощущения не те?

"Не те ощущения" - это уж к бабке не ходи, а много ли они оставляют пальцам подвижности и насколько это удобно, сказать не могу - такими не пользовался и особой нужды в них при резке нет, разве что если проводить некие гипотетические семинары, например, по витражному делу и предлагать начинающим адептам или их части с особо живым воображением. А вот при шлифовке мелочей (Фото 29), верхний слой кожи на пальцах исковырян и эти заусенцы неприятно цепляются за ткань и вообще грубеют. Специально для таких операций есть особые защитные напальчники из силикона, но и они быстро выходят из строя и малоудобны. Может ваши перчатки окажутся к месту здесь?

Хорошая весчь. Потому что когда работаешь со стеклом, осколки и пыль повсюду. Даже если непосредственно в руках ничего криминального не происходит, то любая поверхность или оснастка - потенциальный источник заноз.

У стеклодувов, с которыми я работал, было так - зона горелки всегда чистая, там работают без перчаток, ибо работа тонкая и сложная. А зоны реза и шлифовки - только в перчатках.

А вот интересно. На советских стеклорезах, что на алмазных, что на роликовых, сбоку были 2-3 прорези разной ширины (под разную толщину стекла) и глубиной около сантиметра для обламывания недоотколовшизся, а-ля "зубья пилы", кусочков стекла. А на ваших фото я таких не вижу. А было удобно. Да и мелкие детали именно так отсоединялись. Ну и например надо лист на 2 мм укоротить. Как по другому?

Это то, что можно купить в канадских магазинах. Как видно, прорези не месте.

В моём далёком советском детстве роликовый стеклорез считался дешёвой подделкой алмазного. Работали таким от безысходности.

Я первые резы (да и большинство последующих) именно алмазом делал. Классе в 6-м. Резать много приходилось. Проверочное слово - парники :) А ролик мне до сих пор не нравится.

А стеклом порезаться, это да, уметь надо. Вот уколоться - гораздо проще.

Да, алмазный стеклорез - интересная тема, вокруг которой до сих пор много легенд, как вокруг "ртутной антенны". Когда то давно, лет 20 назад, когда понадобилось пару раз отрезать что-то стеклянное, пришлось эту тему проштудировать и закрыть. В общем, пишут, что алмазный стеклорез хорош только на очень чистом и ровном стекле, а главное - при частой и постоянной работе. С ним нужен определенный и постоянно поддерживаемый навык, как при ручной заточке сверл. Он нежнее и капризнее роликового, не прощает некоторых огрехов и ошибок в работе. Причем в ряде случаев навсегда выходит из строя, а стоит дорого. Стеклорезы же роликовые, со времен советских, предположу, что сильно улучшились. И то сказать - стоит сравнить звук при их работе - характерный скрежет и легкое шипение ласкающее слух.

Не поленился метнуться в мастерскую и сфотографировать те что есть у меня. Здесь: 1 - алмазный, хлипкий недорогой новодел; 2 - роликовый, дедов, на память; 3 - импортный мощный "сухой", новодел; 4 - масляный, "FIT" из строительного магазина; 5 - роликовый, масляный, условно-профессиональный из Китая, для кривых резов
Не поленился метнуться в мастерскую и сфотографировать те что есть у меня. Здесь: 1 - алмазный, хлипкий недорогой новодел; 2 - роликовый, дедов, на память; 3 - импортный мощный "сухой", новодел; 4 - масляный, "FIT" из строительного магазина; 5 - роликовый, масляный, условно-профессиональный из Китая, для кривых резов
Фрагмент инструкции к алмазному стеклорезу на обороте его упаковки, обращает на себя внимание и очень скромное давление на инструмент при работе
Фрагмент инструкции к алмазному стеклорезу на обороте его упаковки, обращает на себя внимание и очень скромное давление на инструмент при работе

Из всего этого ансамбля использую №3 - его головку приспособил в самодельный станок-резак банок и бутылок, №4 - для длинных прямых "технических" резов, им же разделяли неудобные в работе большие листы цветного витражного стекла на куски помельче, для экономии ресурса спец.инструмента. Работает давно и неплохо, чуть дороже совсем уж копеечных, первый свой витражик вырезал им. И наконец, № 5 - витражный роликовый стеклорез для сложной некрупной криволинейной резки. Марки "TUOFENG". В тяжелой металлической ручке большой масляный резервуар, режет очень хорошо, но хронически подтекает масло. Приобретен на Али Экспрессе, когда-то стоил в сборе около 1000 руб. Отдельно продаются сменные головки.

Что касается пазов для обламывания, предположу, что таковыми снабжают инструменты бытовые, а в остальных случаях, то ли предполагается, что для обламывания мелочи есть специальные инструменты (как например, на Фото 21), то ли для этих пазов просто не нашлось места. И то сказать, нужда в обламывании "зубов" после разламывания оконного стекла возникает крайне редко - резы обычно удаются либо хорошо, либо (при допущенных ошибках или дефектах в заготовке) это брак.

Вы ввели меня в заблуждение :) Нет чтоб сразу фотку выложить :)

На счёт алмаза - спорить не буду. Кому что в руку ложится. Во времена СССР алмазные были, сложно поверить, более доступными. Стекла я ими резал снятые с парниковых рам, в земле. Не чистил, естественно. Ребёнку им легче резать, давить не надо со всей дури, он сам по себе тяжёлый был. И совсем не хлипкий. На счёт навыка - фиг его знает. Вот ронять его на алмаз категорически не рекомендовалась. И ставить на стекло с ударом - тоже.

К стати, в упор не помню "мокрых" роликовых. Не было таких.

К стати, совсем забыл. Это не вам, конечно. Если вдруг срочно надо стекло отрезать а нечем - угол осколка фаянсовой тарелки\чашки очень даже неплохо режет. Держать правда неудобно. Ну или классика - нагретый до желтого каления стальной гвоздь, остуженный за несколько погружений в сургуче (если кто ещё помнит и имеет такой).

Простите великодушно! - вводить в заблуждения и в мыслях не было, напротив, стремился освещать, развеивать и срывать покровы : ) Я - 76 г. р. и СССР застал только краешек, но таки да, насколько я помню, масляные появились позже. Мой алмазный - неважный вариант, не делающий чести своему сословию, но с какой-то особой заточкой, насколько я понимаю, допускающей работу в обе стороны, а вот старые, если я ничего не путаю, такой возможности не имели.

Фаянс это интересно, спасибо! Можно показывать как этакий технический фокус. Небольшой обломок можно попробовать заделать в деревянную ручку тем же сургучом. Он к слову, сейчас популярен и доступен - для самодельных печатей "под старину". Да и самому его сварить нетрудно. Раскаленным металлическим прутом в староглинянные времена даже детали для витражей вырезали. Представить больно сколько это занимало времени и сил.

На счёт " Раскаленным металлическим прутом " вы меня не так поняли. Я имел ввиду что обычный гвоздь можно закалить до твердости, достаточной для резки стекла. Недолго, правда. К стати, обломки надфилей и напильников тоже режут за милую душу. Без закалки.

Старые алмазные по конструкции представляли из себя молоточек с наклонным отверстием снизу вверх. В отверстии боковым винтом фиксировалась вставка с впаянным алмазом. Можно было установить, на какую высоту выступает алмаз (он разного размера были). А резали в одну сторону- чистая правда.

А своим "раскалённым прутом" напомнили ещё один способ. Делали фигурный рез 100-ватным паяльником. Начинали с края и вели жалом по листу. А под стеклом лежал нужный рисунок. Вершина трещины была в месте соприкосновения жала со стеклом. Главное - сильно не давить.

На счёт фаянса я думал вы знали. Спрошу тогда за резку сосудов раскалённой спиралью и ниткой в керосине. Слышали про такое?

Ага, вот теперь понял, спасибо. Любопытства ради тоже стоит попробовать, хотя бы, чтобы держать в запасе как эффектный трюк, как и с керамикой.

Использование надфилей в таком качестве мне знакомо. Их традиционно применяют для условной резки стекла (нанесение черты - начало будущей кольцевой трещины) в стеклодувном деле при резке ихних заготовок-трубок и стержней. Но надфили аккуратно стачиваются с боков на точиле, так, чтобы получить острое ребро с остатками табельной насечки. Снабжают удобной державкой и ручкой. Резка паяльником тоже знакома, спасибо. "Нитка в керосине" - хрестоматийный наколенный способ резки бутылок, хотя качество реза, кажется, не слишком высокое. Дед рассказывал, что в его молодости, а это послевоенные годы, у молодых людей было этаким шиком придти на посиделки на природе с компанией без своей посуды и стакан сделать себе тут же из любой бутылки. Вот этой вот горящей ниткой пропитанной топливом. Бутылку разломил, воткнул в песок резом, повертел, чтобы чуть притупить острости и готово. Барышни были в полном восхищении - колдун однако! Ложку тоже из чего-то мастерили.

Накаленную нихромовую проволоку регулярно использую.

Тогда вроде бутылки были с более высоким ТКЛР :) Сейчас я еле-еле трещины добиваюсь с паяльником, а керосин сгорает намного раньше, чем бутылка треснет :)

Стёкла всё-таки стали варить намного более термостойкие, иначе мне бы не взбрело делать из бутылки колбу для френч-пресса :) Хотя с моим радиусом кривизны рук это не помогло, конечно :-D

Очень может быть! У меня тоже с веревочкой и керосином ничего приличного не получилось, только в специальном станке - черта твердосплавным роликом, потом сильно и равномерно грел ее строительным феном на второй передаче и в холодную воду. Обычно удается на втором подходе. А кривизна рук - дело субъективное и быстро поправимое толикой прилежания и настойчивостью : )

А почему сложно поверить? Крошечный технический алмаз намного дешевле, чем твердосплааный ролик, т.к. нет мехобработки.

Советские роликовые стеклорезы - хлам. Я это наглядно ощутил после того, как раскошелился на роликовый Toyo. На вид похожи, а разница - колоссальная.

Я начал работать со стеклом относительно недавно, когда напротив, старые советские стеклорезы уже стали редкостью и почти раритетом, хотя хорошо их помню в руках мастеровитого деда. Я тоже работаю, в основном, такими (Toyo) стеклорезами только "витражными", с узкими головками для кривых резов. Помню первое впечатление от роликового стеклореза вообще -- как же такое крохотное колесико будет работать? А вот поди ж ты! И даже безымянный дешевый роликовый инструмент с автоматической подачей масла из ручки-резервуара, из ближайшего хозяйственного магазина, вполне хорош на нетолстом стекле.

У нас советских стеклорезов был целый ящик. Нулевых, в масле, что называется. Роликовые вообще мусор. Алмазными можно было работать, ибо запороть алмаз сложно. Но алмазные очень капризные и неудобные. Не зря же профессионалы в стекольных мастерских роликовыми работают.

В этих ваших интернетах и хозмагах масса реплик/подделок Toyo разной степени фуфлыжности. Они в принципе тоже режут, но с оригиналом не сравнить.

У меня советский стеклорез на память от деда остался. Уже поздний вариант, с пластиковой ручкой, резать им, признаться, не пробовал. Алмазный есть дешевый новодел. Режет. Не сказать чтобы блестяще и вроде не слишком капризный. Тонкие пластинки им лучше царапать -- большой нажим не нужен. Toyo-подделка у меня -- более чем вероятно! Приобретены на Али Экспресс, хотя и не сказать чтобы задешево. Там же были и сменные головки. Работает очень неплохо, но подтекает масло и приходится его заправлять чаще, но по пять-семь капель, резинки уплотнители на пробке отвратительные.

Да, на алике скорее всего подделка. Но они разные бывают, есть совсем похабщина, которая ничего не режет, а есть более-менее. Есть ещë Silberschnitt стеклорезы, тоже кайфовые. В Германии у стеклодувов такие.

А вместо алмазного стеклореза можно пользоваться токарным резцом с 30-градусной алмазной или кбн пластиной. Результат даже лучше.

Ясно, спасибо! В принципе, мне для листового стекла вполне хватает китайского Toyo, тем более, что витражное дело у нас заглохло -- стекла в основном американские, теперь дорогущие и выход за границу перекрыли. Разве что для собственного удовольствия из остатков материалов что-то соберем. А вот для резки трубок хотелось бы добыть узкодлинную нетолстую твердосплавную пластинку для культурного ножа как в учебниках. Но где не искал, везде только мелкие напайки и сменные носики для резцов. Придется из надфиля.

О! Вот их я и искал, но не знал даже как это называется. Спасибо!!!

В Канаде точно продаются Toyo, а они без прорезей. А на пятирублевом советском алмазном стеклорезе прорезь одна, и та бесполезная.

Это дело привычки. Я не вижу какой-то пользы от этих прорезей, специнструмент обламывает край намного аккуратнее и точнее.

Я искал вашу статью, а она пропала из блога компании. Что-то случилось? Вас удалили из блога?

"Пара незаметных пустяков" - небольшие организационные моменты. Рискую показаться навязчивым, но может быть будет удобнее подписаться на меня?

Самое сложное - края стекла. Приходится очень аккуратно дозировать усилие, иначе крошатся, особенно на выходе реза.

Это точно! А совсем тонкие (1 мм) вообще охотно разлетаются осколками. А совсем не прорезать края нельзя -- трещина может вильнуть.

Есть лайфхак - выводить рез на планку, которая чуть выше стекла (пару-тройку десяток). Трудоемко и не всегда возможно, но зато аккуратно. Если много режешь за раз, имеет смысл.

Тоже об этом думал. В особо ответственных случаях надо попробовать! Еще думал второе стекло-обрезок подставлять. Нет не годится -- ролику на пользу не пойдет, нужно материал помягче.

Удобнее всего тонкий мдф использовать. Или пластик какой-нибудь, типа ПВХ.

Пожалуй. Наверное, даже мягкий металл подойдет, вроде алюминиевого листа или даже листовой оцинкованной стали. Вероятно и несколько меньшей, чем разрезаемое стекло, толщины. Лишь бы стеклорез головкой не брякал по краю.

По опыту - лучше чтобы выход был чуть выше стекла. Иначе всё-таки есть вероятнось выкрашивания.

Понял, спасибо! Как раз предстоит ответственная резка плоских стеклянных мелочей, там и попробую.

Sign up to leave a comment.

Articles