Pull to refresh

Comments 146

В Россию игры с NES попали через платформу Dendy. Если у вас в детстве её не было, то, значит, вы смотрели летсплеи в передаче Сергея Супонева или ходили к друзьям…

Не. Я был ПК-боярин. Сначала «Радио-86РК», потом клон «Спектрума», потом — «писишки», начиная с 80286.

DOS-игры это больше треш был, качество игр на игровых консолях в то время было лучше на порядок, особенно у нинтендо. У меня тоже был спектрум, но денди выглядело намного выгоднее. PC начиная с 486, конечно, предоставляя большие аппаратные возможности, стал пригодной игровой платформой, на которой начали появляться хиты.

Зато я научился программировать )

мне кажется это вкусовщина, вот вы оцениваете игры по графике как я полагаю, а меня, например, в первую очередь привлекает атмосфера и реализация игры, сам геймплей. Поэтому для меня Bristles на ATARI куда интереснее чем Чип и Дейл или Дабл Драгон.

у меня есть NES MINI, специально покупал чтобы найти то чем там люди восторгаются, ну в общем ожидаемо ничего не нашёл кроме тетриса и арканоида. Потому что ну очень специфичные игры у нинтендо. Из всех их проектов мне нравится MARIO BROS. (не путать с SUPER MARIO BROS.), причем именно порт на ATARI.

Ну а на DOS игр было сильно больше и они были сильно разные, в том числе и по графике, а безусловный хит режим 320x240x256 цветов на три головы лучше того что может дать NES (там очень специфичный графический чип и по сути нет своего ОЗУ). И всё это великолепие доступно даже на i386, вот вам картинки с игр (пара штук всего, если было бы интересно вам, то остальное находится элементарно), которые мне были доступны на I386DX-40 в 1992 году, когда я пошёл учиться в ВУЗ. Так что ПК гейминг уже в 90-е ничем не был хуже консолей.

Картинки
Civilization 1991
Civilization 1991
Goblins 1991
Goblins 1991

Так что ПК гейминг уже в 90-е ничем не был хуже консолей.

Он был лучше! Наличие обьемного накопителя в виде НЖМД и звуковой карты давало сущестенное преимущество. Было много классных квестов (Гоблины, Остров Обезьян), стратегии (Дюна 2, СимСити), Doom, чуть позже Quake и QuakeWorld. Я держал городской сервер QW на котором каждый вечер после работы проходила заруба. :)

И всё это великолепие доступно даже на i386

Даже? В те времена и 286 был недостижимой мечтой. Вот нашел, сколько стоили компьютеры в ноябре 1993.

Трешки от 1000 долларов. Денди, которую начали продавать годом ранее, стоила на старте 94 доллара. Я уж не говорю о том, что большинство и Денди позволить себе не могло и покупало гораздо более дешевые клоны. Я примерно в это время купил Lifa за 20 000 рублей, для чего перед этим целый год продавал газеты. "Даже на 386", охренеть.

Даже? В те времена и 286 был недостижимой мечтой. Вот нашел, сколько стоили компьютеры в ноябре 1993

Ну я пишу про 1995-1996 год.

Чего я в своей, насыщенной компьютерами, жизни не делал, так это не покупал новое в магазине. Что избавляет меня от необходимости страдать по поводу цен. Да, я не на пике технологий, но это вполне соответствует моим потребностям и они удовлетворяются недорого.

Если что, в 1991 году уже вышел Intel Pentium, который так или иначе но влиял на цену всего остального в меньшую сторону, а 286-386 везлись в РФ барыгами, которые и наживались. Но после барыг компьютеры продавались уже теми, кому они не нужны или по каким-то еще причинам. Так что я свой i386 купил на стипендию студента. Она конечно не была такой нищенской как сегодня, но и миллионов я не получал. Для сравнения я получал повышенную стипендию в 50 тыс рублей, а моя мама работала в детском саду за 20 тыс. Денди продавался за 70 тыс. А комп я собирал частями. Самым дорогим был монитор, мы его купили когда на одном из предприятий меняли VGA на SVGA, вот этот VGA мы и взяли за 150-200 тыс. Остальное я покупал отдельно частями чуть больше года. Новой была только клавиатура. Обошлось всё где-то в 700 тыс, это $120-$150.

Был это AMD 386-40 с сопроцессором 387, ОЗУ 4 Мб, видеокарта ISA кажется Trident, без звуковой карты (которую я купил только в 1999 году, PCI Yamaha 714 OPL3), корпус AT, толстое железо, желтый пластик, непонятный тайваньский БП. Монитор название не вспомню, но не американец и не европеец, тоже что-то азиатское.

На момент окончания ВУЗа и трудоустройстве в 1998 году зарплата у меня была всего $13, что не помешало мне в 1999 году перейти на Pentium 100, Тоже б/у, уже с 8 Мб ОЗУ, видеокартой S3 Trio.

Да тут в обсуждении вообще годы путаются - пишут про 90е, хотя ситуация каждый год менялась.

в 1991 году уже вышел Intel Pentium

В 1993ем. Но и тогда топовыми машинами в ближайших окрестностях были 80386; в 1995ом да, где то могли начинать списывать.

без звуковой карты (которую я купил только в 1999 году, PCI Yamaha 714 OPL3)

Карты на ESS688 уже в 1996-1997ом были доступны на стипендию (купил примерно тогда).

Карты на ESS688 уже в 1996-1997ом были доступны на стипендию (купил примерно тогда).

вы забыли главное - я покупаю б/у, а там полки не завалены.

В 1993ем

а, ну да.

Ну 10 лет есть 10 лет, но по своей сути NES это устройство из 80-х, так что сравнивать нужно с играми ATARI например, где есть определенные плюсы у NES. А PC развивался с огромной скоростью, буквально по месяцам, а не по годам, VGA и звуковые карты появились в конце 80-х.

Да, если брать середину 90х - то PC уже опережал и современные на тот момент приставки (читал про портирование Doom на Atari Jaguar и первый Playstation - и там и там приходилось выжимать максимум, но при этом всё равно чем то жертвовать).

Там частая проблема - аппаратная часть заточена под что-то конкретное, с одной стороны это облегчает изготовление определенных игр, как например скроллеры на NES, но отсутствие ОЗУ и ограничивает. Но там хитростью и отвагой побеждали ограничения )

На том же Jaguar ещё и перемудрили, большая часть разработчиков так и не поняла, на что заточены Том и Джерри.

Сейчас бу железо похоже переживает очередной ренессанс, цены в космосе.

современное б/у сильно дешевле нового, сейчас игровое железо можно собрать за 20К руб, но тут другой вопрос - для каких игр. Я не играю в текущие ААА проекты, а всё остальное замечательно работает на 1155 сокете. Например Voidtrain играю на i5-2400/1050Ti-4G/8G DDR3, это наверное меньше 10К обойдётся.

Мне до мая прошлого года вполне хватало ASUS 1015 PEM на Атоме - если бы не помер, идущих на нём непройденных игр хватало ещё лет на несколько.

Ха! У меня тоже такие рекламки есть. Я в те времена из газеты вырезал и в блокнотик себе клеил. :)

DOS-игры это больше треш был, качество игр на игровых консолях в то время было лучше на порядок, особенно у нинтендо. У меня тоже был спектрум, но денди выглядело намного выгоднее.

PC стал конкурентной игровой платформой в самом начале 90-х, когда вышли такие игры как Цива и Вольф. До этого соотношение цена/качество было совсем грустным.

А Спектрум всегда был реальным конкурентом Нинтендо, если тебе больше 12 лет. Не так ярко и динамично, зато выбор жанров гораздо шире: есть и стратегии, и симуляторы, и квесты.

До этого соотношение цена/качество было совсем грустным.

До этого, по крайней мере в СССР, цена PCшек была актуальна только для руководства и бухгалтерии организаций, которые их закупали - для остальных это была возможность бесплатно поиграть там, куда был доступ.

Не так ярко и динамично, зато выбор жанров гораздо шире: есть и стратегии, и симуляторы, и квесты.

В принципе и на NES всё не так просто - выходила, скажем, Pool of Radiance (RPG по правилам AD&D от SSI), но не знаю, доходила ли до нас - картридж сложный и дорогой, для игры нужно хорошее знание английского. Так что в основном на Денди действительно стрелялки и т.п., я кроме танчиков и Контры ничего не помню (приставка была у знакомых в общаге).

А Спектрум всегда был реальным конкурентом Нинтендо, если тебе больше 12 лет.

Не был. Потому что средство загрузки игр с плёнки (магнитофон) в комплект не входило. Магнитофон с соответствующим выходом стоил дороже самого Спектрума, и его ещё требовалось где-то достать. А у школьников возможностей что-то купить по своему выбору не особо много.

Обычной Легенды 404 вполне хватало.

... если холодильник не решал не вовремя включиться (кто помнит эту БОЛЬ, тот знает)

Один раз у меня эта боль была многократно усилена. :) Помню, часа 2 программировал игру, так увлекся, а на кассету забыл сохранить состояние. А потом холодильник такой... "Добрый вечер!"... Ж8-[ ]

И Спектрум "БЛЫЫЫММ!"... И сбросился.

Соответсвующий выход добавлялся с помощью паяльника. Как и RGB вход в телевизоре.

Так это сейчас у нас есть Интернет, где всё расписано в подробностях. А тогда откуда школьнику было узнать, что к чему припаивать?

Мой одноклассник и сами Спектрумы паял на продажу, как то справлялся без интернета. Но на той же Легенде линейный выход был штатно - причём это был чуть ли не самый доступный магнитофон.

А разве не было журналов, как минимум для радиолюбителей, допустим?

Это только если у тебя телевизор цветной был. :) А если выделили тебе ч/б с полусевшим кинескопом, то остается только лампы шатать иногда. :)

в то время

В какое именно? Лично я примерно в одно время (93-94годы) первый раз увидел Денди и Doom под DOS. Соответственно впечатление совершенно другое

DOS-игры это больше треш был

Не знаю насчёт DOS, но на 8-битных персоналках игры считались "интеллектуальными". Там полно было пошаговых тактик, метроидваний, квестов, текстовых адвенчур. В то время как на консолях популярными были лишь аркады. ПК-бояре смотрели на обладателей приставок свысока.

Ещё бы не свысока. Пека в те времена стоил в 10-20 раз дороже денди. У меня в классе денди была почти у всех, а 486 только у пары мажориков.

я с 95 по 96 год собрал ПК со стипендий, i386, но всё же, это от 486 на самом деле не так и далеко. а заходя в ТЦ просто не понимал зачем бы мне железка для которой еще и картриджи покупать нужно и без них она просто пустышка. Цена приставки и картриджей тоже была приличной, но у ПК были сложности с тем что нужен был монитор, он был дорогой, я начинал с просто VGA 640x480 и просидел на нём 3 года пока уже работая не купил 1024х768 в 1998 году. Можно было конечно найти видеокарту с композитным выходом, но в наше захолустье такое не привозили.

На закате денди стоила копейки, как впрочем и Сега. Сони была популярна за счёт пиратства и очень дешёвых игр. ПК думаю за цену в районе 5000р было не реально взять.

Я только помню как в 1998 году закончил ВУЗ имея ПК дома, но каждый раз заходя в любой ТЦ видел сразу на входе огромный отдел с картриджами и приставками и цены там были такие, что я всё еще не понимаю зачем и кому оно нужно. А цены на картриджи были настолько высоки, что практиковался их обмен, ну собственно такая же история и сейчас с играми для Xbox360/PS3 - покупать диски большого смысла нет, хотя для меня там всего 2-3 игры, так что проще купить один раз сразу нужное и потребности в обмене не будет.

Про Сони мне сказать нечего, я не понимаю как можно сознательно на такое позариться, низкополигональное нечто. Бррр. На фоне Sega Mega Drive приставка Sony PS1 вообще ДЛЯ МЕНЯ непривлекательна. Смотреть не на что. А список игр на очень-очень любителя.

А ПК - это целый мир.

приставка Sony PS1 вообще ДЛЯ МЕНЯ непривлекательна. Смотреть не на что.

На днях прошёл PCшный порт второго Дума под PS1 (использует ресурсы с CD для приставки) - пожалуй, действительно поатмосфернее оригинала, хотя уровни и наполнение пришлось таки поурезать, всё таки даже до нормального 386го она не дотягивала.

У меня в классе денди была почти у всех, а 486 только у пары мажориков.

Интересно, какие это годы? У меня совсем другая картина - в 93ем, когда заканчивал школу, приставок не было ни у кого (Денди уже вышла, но выглядела как слишком дорогая игрушка), но компы тоже совсем другие - у одного друга Радио 86РК, у другого Спектрум. Правда, к PCшкам доступ уже был, в школе стоял класс на PS/2. А потом курсу к третьему домашний комп (486 или что-то подобное) был уже более-менее обычным делом, а приставки уже неинтересны. Так что Денди практически не застал.

Я тоже про середину 90х говорю. Ну спектрум это не то. У меня самого был спектрум, и даже очень удачный клон, как я сейчас понимаю Sintez-2M (хороший, потому что в красивом корпусе, с удобной клавиатурой и хороший в плане совместимости с оригиналом). И хотя я Спектрум люблю, но это совсем не ПК, это другое. Это microcomputer)) Наверное если быб бы хотя бы флоповод, было бы похоже на ПК, но мне даже в голову не приходило, что к спектруму можно добавить флопик. Я его воспринимал именно как приставку с магнитофонными касетами вместо картриджей.

Хотя чё то там программировал на Бэйсике и немного даже на ассемблере,но и на некоторых приставках, у которых были клавиатуры тоже можно было что то примитивное накодить.

У Спектрума был 5,25 дисковод. Я лично в те годы занимался "дисковизацией" кассетных игр и продажей дискет с ними (не только "своих" конечно).

Ещё бы не свысока

Я специально отметил "8-битные персоналки". То есть, клоны БК/РК/ZX и всё такое. По деньгам оно было дешевле приставок, особенно если брать голую плату на радиорынке.

А, сорян, не заметил. Я вообще очень невнимательный, поэтому недолюбливаю языки с динамической типизацией))

Разве обладатели Спектрумов смотрели свысока на тех у кого Денди была? У меня когда Денди появилась, я спектрум забросил, только иногда доставал его, чтобы что по покодить. В NES графоний по сравнению со спектрумом просто космос был. Для 12 летнего школьника это самое главное. Да и баланс сложности у большинства спектрумовских игр был нереально хардкорный, всё же не дело это, когда игра вместо развлечения доставляет боль и страдания.

DOS-игры это больше треш был, качество игр на игровых консолях в то время было лучше на порядок, особенно у нинтендо.

Видимо имеется ввиду 286/EGA, потому что VGAшная графика была уже более чем приличная. А ещё на компах можно было "записываться". С такой опцией даже на Спектруме было интереснее играть. Когда-то с удивлением узнал что Dune 2 была и на Денди(?), и что там надо было с нуля отстраиваться каждый раз!

Видимо имеется ввиду 286/EGA, потому что VGAшная графика была уже более чем

Играли и на 8088/8086. EGA и MCGA давали вполее сносную графику. И даже на CGA делали вполне играбельные игры. И должен заметить, что несмотря на превосходство в качестве картинки новых игр, качество самого процесса игры часто было выше на старых.

Когда-то с удивлением узнал что Dune 2 была и на Денди(?), и что там надо было с нуля отстраиваться каждый раз!

Hа Денди был только неофициальный порт, официальный релиз был для Cеги, там сохраняться можно было через систему паролей

В принципе для NES были картриджи с энергонезависивой памятью (SRAM с батарейкой), поддерживающие нормальные сейвы, Pool of Radiance выходила на таком.

Если речь про 90-ые - не соглашусь, домашний уже был 386 и немного позже 486. На денди в основном были платформеры, по крайней мере в общем доступе среди моих ровесников, там не было сохранений, а та же самая дюна 2 на компе была заметно круче, чем на денди.

а та же самая дюна 2 на компе была заметно круче, чем на денди

Интересно, где вы в то время нашли "Дюну 2" на Денди, если то, что автор привел в посте - демейк второй половины двухтысячных? С Сегой не путаете?

А, сега да, все приставки у меня ассоциируются с нарицательным словом "денди".

Если речь про 90-ые

90й и 99й - две большие разницы, надо говорить про конкретный год )

91-95 примерно

В 91ом максимум, что я видел - XT/AT на работе у родителей, в 95ом купил свой 486ой - так что тоже две большие разницы )

Ага, XCom Ufo Defence, Civ I, C&C, Warcraft: Orcs & Humans. Это, конечно, не качественные игры, то ли дело кот феликс!

у меня отец до сих пор в DOSBox рубится в Battle Isle 2. Из современных играет в какой-то онлайн с кораблями и пиратами и в Phoenix Point.

NES это засилье скроллеров. Спектрум был хуже по графике, но не по геймплею. Про PC и говорить нечего. С 80286 как минимум, спасибо id Software.

Такая же фигня. Помню ровесников, которые с горящими глазами рассказывали про ДЕНДИ. Звали к себе домой, показывали. А я смотрел на это убожество и думал - и че? На компе в сто 2^2 раз лучше. Но мой pc гейминг начался в 1989, а самые ништяки пошли начиная с 1991-1993. До сих пор гоняю в некоторые игры тех времен. Например, в первый Master of Orion, но уже более осознанно.

Видимо, у ваших друзей не было богатых родителей. Для большинства даже оригинальная Денди была слишком дорогой, что уж говорить о в десять раз более дорогих компьютерах.

О своих PC совместимых компьютерах тогда мало кто помышлял, но в школе или институте можно же было поиграть )

До 1993 я играл на работе у родителей (денди там не было), а в 1993 уже появился первый домашний комп, вроде 386.

Интересно, но перегружено "все в одном". Можно было разделить и на серию статей более аккуратных. У подавляющего большинства ретро-консолей соотношение 4:3 на видео. Растянутые скриншоты выглядят кощунством.

По теме: сейчас существуют ретро-движения и сообщества как в зарубежном, так и в отечественном сегменте. Играют как на эмуляторах, так и на оригинальном железе, - которое еще и коллекционируют. Сами игры того времени стали бессмертной классикой, которая по зубам только продвинутым игрокам (в случае оригинального геймплея без сохранений, которые предоставляют эмуляторы). Интересен также проект - RetroAchievements, реализующий возможность создавать и зарабатывать достижения (ачивки) при прохождении игр, - это позволяет получить новые ощущения и опыт при прохождении уже знакомых игр и познакомиться с новыми.

Ушёл в детство смотреть Супонева...

Ух какая ламповая статья! Спасибо.

У меня был Сюбор, где помимо дендевских игр можно было попрактиковаться в простеньком бейсике. Из игр больше всего упоролся на Флинстоунах 2 и 3, коте Феликсе и танчиках, остальное по настроению.

Позже ещё какое-то время была Сега, мы с чуваками играли в Worms. Последний на Сеге был совершенно офигителен - боты принимали иногда фееричные решения, генерируя тонны лулзов.

И у меня была сначала Денди, а потом Сюбор - в виде клавиатуры. Я, в принципе, так печатать в 8-9 лет и научился. Поэтому, может, стал статьи писать.

Третьим буду. Жаль, что куда-то пропал он, затерялся. Фото не моё.

Я в 97 на таком, взятым у друга, делал текстовые и анимационные (там можно было спрайты анимировать) заставки и монтировал в съемки выпускных и прочих дней рождений на VHS.
Бесплатно, потому что было интересно. Было очень востребовано.

Мортал комбат был популярен только на Сеге, на Денди все рубились в Street fighter (называемый стрит фишер у нас ) ), он изначально был под денди и куда лучше выглядел.

Странно. Я как раз помню, как на Денди играли. У меня из знакомых Сеги ни у кого не было, только у двоюродных сестёр Nintendo. А потом у брата PS1.

Мортал Комбат на Денди и в правду очень блекло выглядел. В него играли, конечно, если не было Сеги, но разница в красочности, детальности, проработке игроков и в целом тотальное урезание по графике прямо очень чувствовалась. Порт был сильно так себе.

Если речь про файтинги, то на денди у нас все рубились в черепах, там была часть, где только бои друг с другом.

Вот это разблокировка воспоминаний. Про файтинг во вселенной черепашек я абсолютно и накрепко забыл. До вашего сообщения.

Старые игры надоело обсуждать. Расскажите, как сделать новые для NES.

Нужно хорошо знать ассемблер для 6502, особенности памяти приставки (переключения банков, мирроринга и т.п.) и особенности формирования изображения (VBLANK и прочее) как минимум

Подозреваю, что никак.

Разработка для NES уже давно расписана во всех мыслимых подробностях, есть готовые библиотеки, есть куча инструментов, упрощающих создание игрушек, есть множество демок, авторы которых выжимают из приставки просто запредельное качество картинки... а игр нет.

Вот уже которое десятилетие нет ничего сравнимого ни по графике, ни по геймплею с шедеврами прошлого. А раз за такой срок так ничего и не родилось, значит с вероятностью больше 99% никогда и не родится.

Ну я, как и почти все друзья, тоже ПК боярином в детстве был. Были робики, спектрумы и клоны, электроники. У кого то с конца 80х были даже 286, потом 386 и 486. Мой личный ПК был уже первый пень 133 ммх. В денди и клоны конечно баловались, но не в ущерб улице. Из личных любимых игр серия Adventure Island и Street Fighter. Последнюю у нас почему-то тоже называли "стрит фишер". Рубились в основном с друзьями. Особо лютые зарубы были с лучшим другом. Постоянно находили имбо комбо и контры на них за разных персов. Нередко дело заканчивалось настоящим боем. Суровым но до первой крови конечно же с взаимным прощением. Эх, детство. Сейчас вроде и игр куча реалистичных и играть неохота/времени нет.

В денди и клоны конечно баловались, но не в ущерб улице.

Золотые слова!

Одно из самых ярких воспоминаний про Денди — это когда я больной гриппом с температурой в шарфе и рядом с кружкой горячего молока с маслом и содой играл в хоккей вместо школы

То, что Аладдин вообще не для Dendy, я даже и подумать не мог. Игра действительно красивая была. Умельцы, конечно, так круто портировали.

Король Лев тоже портирован был. Криво-косо, но вроде играли как-то

А их две же было - абсолютно отстойная "официальная" и относительно играбельная портированная с сеги пиратами.

Спасибо Супоневу за детство, конечно. Смотрел.... У меня дома приставки не было, а компьютер только в 2000-х появился, когда у всех одноклассников они уже были. Помню, как халву обсуждали, а я и поддержать разговор не мог.

«иногда – «Сюбор» который был в виде клавиатуры, а для настоящих богачей и счастливчиков была – и Sega Mega Drive и Super Nintendo»

А не наоборот? Счастливее как раз были обладатели «Сюбора», если им удавалось раздобыть какой-нибудь раздолбанный матричный принтер - вот и пишущая машинка для рефератов. А «Сегой» не попечатаешь.

А не наоборот?

Ну вот из одних из этих богачей и выросли Ходорковские, а из других — Брины...

В оригинальной Денди, насколько помню, был всего один джойстик, и не было светового пистолета. По крайней мере - поначалу. Это вызывало у меня дикую боль и фрустрацию :(

А из игр на двоих - жаль, что не упомянут "Silkworm" aka "Джип и вертолёт".

верно, второй джойстик приходилось докупать, а стоил он не мало тогда

но хуже всего, что были версии приставок, где джойстик был встроен в приставку, т.к. мы часто ходили друг к другу в гости с джойстиком, но разъемы не всегда совпадали и часто приставки не принимали "не родной" геймпад...

что до пистолета, то в моей пародии на консоль он был, да не просто с кабелем, а с возможностью замены кабеля на антенну! и это работало! можно было стрелять по уткам, стоя в другом конце комнаты!)

Знаю что в некоторых версиях приставки была возможность саму консоль подключить через антенну, а вот как пистолет мог на ней работать? Там же батареек вроде не было.

Я любопытства ради глянул в старую коробку, да, вы правы, не пистолет, а сама приставка через антенну подключалась. Это позволяло нам оттащить приставку в конец комнаты, а не сам световой пистолет.

Играл в неё на спектруме. Улетная игра.

Была еще замечательная игра "Star Wars: Empire Strikes Back", в которой не было сохранений и продолжения уровней, а геймплей был очень прикольный - от путешествия пешком, до полетах на различной технике, а также внутри ходящей техники.

Плюсую тем, кто упомянул про Феликса и Флинстоунов!)

Ну и Mighty Final Fight, который бесконечно можно проходить за каждого персонажа, и только одному в финале достается настоящая победа!))

Adventure Island хочу снова поиграть. Ну всё, полезла искать приставку. На эмуляторе не комильфо

Чтобы было прямо совсем комильфо, надо еще и ЭЛТ-телевизор найти. Была на Хабре статья с подробным разбором, о том что на современных ЖК-дисплеях графика с низким разрешением по-другому выглядит. Более пиксельно, а на ЭЛТ более сглаженно, и это заметно.

на RetroArch есть CRT шейдер(не помню правда в комплекте или я докачивал), там куча шагов идет, но довольно неплохо "улучшает графику"

Дело даже не в том, что она выглядит по другому (хотя и это тоже), а в том, что из-за обрабтоки изображения в мозгах современного ТВ, в игре будет конский input lag, а кое-что вообще не заработает (типа световых пистолетов).

Они сейчас бесплатно можно выбрать самый живой и забрать по цене шоколадки

А кто-то ещё в Guevara играл до тошноты? Я помню тот день, когда всю игру прошёл! Вместо школы, кстати. Часов восемь заняло. Глаза болели, всё болело, но счастья полные штаны — первая полностью пройденная игра.

+1, играл, но мне она не очень зашла, а вот Jackals, где на джипе с пулетом + гранатами/ракетами катаешься и спасаешь солдат из плена, да, заигрывался и до прогулов школы тоже))

Ещё на денди была игра, которую я никак не могу найти: наглухо азиатская (весь текст - иероглифы), в ней было два вида уровней - летать на космическом корабле, и бродить по каким-то лабиринтам... И в какой-то момент уровень бродилки оказывался непроходимым...

Chi-Dey Story (The Guardian Legend)

Тоже в детстве не смог пройти, иероглифы блин... А спустя 18 лет прошëл на эмуляторе на кнопочном телефоне, уже англоязычную версию. Там стало понятно, что нужно сделать, чтобы та дверь открылась (выйти и зайти надо несколько раз в ту комнату).

Игра одна из самых классных! Тоже долго не мог найти по тексту chi-dey story, но как-то выяснил что есть и второе название, и нашëл уже файл для эмулятора.

Музыка классная, на сайте ocremix есть красивые ремиксы на неë (и не только).

Да! А какое роскошное там было "сохранение"! Шедевр!

П.С. Я смог пройти некоторых боссов, только замедлив эмулятор вдвое.

Ага, помню, зарисовывал эти иероглифы из пароля... Потом можно было их вводить и с того же места продолжать, с тем же набором оружия. Супер!

Я в англоязычную версию играл. Там были просто буквы и цифры, только они ко всем строчным буквам умлауты добавили - наверно, для лучшего визуального различий.

А во взрослом возрасте я вдруг допедрил, что этот "пароль" - это состояние игры, сериализованное в base64 (только символы по-другому выглядят).

Wai Wai World это. "Лабиринты" непроходимы потому, что во многих местах нужно использовать другого героя, который освобождается на другом уровне (например, в футуристическом городе через низкие проходы можно пройти только Майки, который в плену на уровне в порту).

Интересно, что «Аладдин» сначала вышел на 16-битной Super NES, но его сумели перенести на 8-битную приставку, сохранив атмосферу и почти сохранив графику. На тот момент это, пожалуй, была одна из самых красивых игр для Dendy. «Аладдин» по духу очень похож на «Принца Персии», появившегося в 1989 году на Apple II. 

На NES существовало две версии Аладдина, одна пиратская, про которую вы пишите, и официальная версия Disney’s Aladdin. Так вот, версия от китайских пиратов была намного качественнее оригинальной.

Принц Персии и на компьютере, и на Денди. И ещё в Чудеса на виражах полетал бы снова)

Скрин из игры про мотокросс прямо в детство вернул... Ох как её было весело проходить. Уже не помню, правда, получалось или нет...

Там еще была возможность свой трек сделать и по нему гонять - вот это было бездной залипания :)

А если бы тайваньцы спиратили еще и Famicom Disk System, на которой изначально и выходила Excite Bike, то собственные треки можно было бы сохранять на дискету и, например, таскать к друзьям или перепроходить через n-е время. Наверное, видели в этой игре пункты "Load" и "Save", которые подвешивали игру и непонятно для чего были? Так вот, это как раз остатки от этой функции.

Вместо Dendy был ее клон, Сюбор (не встроенный в клавиатуру, а обычный). Из коробки было сразу два джойстика и пистолет, ничего докупать не приходилось.
Понятно, SuperMario, DrMario, Battle City, Tetris, Galaxian, Circus, гонки на мотоциклах, файтинги (стритфайтер по преимуществу)... Спорт симы тоже заходили, особенно хоккей (Blades of steel) и баскетбол (Ultimate basketball).
Но самые-самые любимые Duck Tales ||, Yurassic Park, Jungle Book, The Empire Strikes Back.

Играл в комп. клубе за деньги. Денег на приставку не было ни у кого.

Марио как-то никогда не привлекал, я рубился в Contra и Knock Out! Смог даже Тайсона победить (по очкам правда, а не нок-аутом) за что получил приз в 15ч бесплатной игры. То-то было радости!

Из других популярных игр у нас очень нравилась Micro Machines.

Вот сейчас все то-же самое есть на RetroPi у меня, но не играется, слишком много в старых играх было заточено на точность и необхочимость бесконечно пытаться пройти одно и то же действие до опупения. Сейчас терпения и нервов на такое не хватает.

У нас микромашинки на SNES представляли собой серьезную спортивную дисциплину).
Обычно мы играли втроем.
Все трассы уже знали наизусть и что бы победить нужно было проявлять смекалку.
Где то притормозив и подрезав соперника в препятствие, на танках можно было ехать задом скорость заднего хода была одинаковой и езда задом наперед позволяла отстреливать соперников.

Construction completed! навсегда остался в сердце) Не знал, что она была на денди.

Да не было ее на Денди в то время. Это очень поздний неофициальный демейк, как бы не второй половины 2000х. Я даже не уверен, существует ли он на картриджах, или только в виде образа ROM от ромхакеров

а что это на экране?

@vasiliyovchinnikov на скрине прифотошоплены флоппари?

https://habrastorage.org/r/w1560/getpro/habr/upload_files/3db/e04/70c/3dbe0470c205cd1823381c61de2e68c2.png

Не могу не оставить тут это видео :) Очень подробно рассказывается про Денди с точки зрения детей того времени

https://www.youtube.com/watch?v=rJQr3tnjHlg

У автора на канале много ретроспективы на 90ые и особенно много на Денди

Как так вышло, что не упомянут шедевр шедевров — Tiny toon? И стоящий особняком, чарующий Metal Mech?

Денди и прочие приставки обошли меня стороной. Я, как и большинство детей моего возраста и той эпохи, первый раз столкнувшись с вычислительной машиной в конце 80-х, сразу мечтал стать программистом и писать свои компьютерные игры. У нас они назывались именно "компьютерные", а не "видео" игры, кстати. Поэтому я не понимал зачем нужна машина без клавиатуры и отладчика. :)

Автором приставки был Виктор Савюк. Именно он пришёл в компанию «Стиплер», предложил начать продажи приставок с картриджами и возглавил бизнес. Виктор Савюк вошёл в Зал Славы видеоигровой индустрии России

Автором приставки были инженеры-ноунеймы из тайваньской корпорации UMC, которые сумели создать аппаратный клон Famicom с кое-каким твиками по части железа (другие тайминги CPU и PPU, т.н. гибридный режим таймингов PAL/NTSC, благодаря которому NTSC-игры идут на Денди не так, как на чистых PAL-консолях, в частности, хотя музыка и замедлена, но имеет верную высоту и тон), а потом переделать клон на дискретных МС в клон на SoC (знаменитая микросхема UM6561). Клоны эти продавались под марками Pegasus и Micro Genius, фирма Стиплер/Денди тупо делала их редизайн своим слоном, и то не всегда. Так что Савюк - автор коммерческой идеи, но никак не консоли, все Денди и картриджи для них делались на Тайване или в Китае, в России максимум наклейки клеили и платы в корпус помещали (за мизерным исключением - была контора, делавшая свои картриджи под маркой "Электроника", связанная с Чудовым, и даже еще в то время переводившая игры, но к Стиплер/Денди они никаким боком).

Интересный факт. Компания Steepler, ввозила в страну те самые Dendy, не нарушала прав Nintendo.

Да ладно. А тайваньцы, всячески шифровавшиеся и скрывавшие то, что клон был запилен UMC, переделывавшие обложки игр, чтобы не попасть под копирайт, или вырезавшие копирайты из ромов, были не в курсе. То, что Нинтендо тупо забила на весь этот праздник жизни, видимо, решив, что нет смысла гоняться за пиратами с устаревшей к тому времени консолью (напомню, что когда к нам относительно массово пришла Денди (условные 1993-1994), в мире уже утихала война SNES и Mega Drive/Genesis, уже родилось пятое поколение в виде 3DO и Jaguar и уже вот-вот должны были выйти Saturn и PlayStation), не значит, что ничего не нарушалось. Кстати, сотрудничество с Нинтендо в плане продвижения в РФ SNES'а было одной из причин разделения на две фирмы - Стиплер и Денди, во избежание претензий.А вообще фамиклоны были в России и до Стиплера, они начали появляться в 1991-1992 уже, например, широко известные в узких кругах HiTex .

На некоторых помещались тысячи видеоигр.

Я аж чаем поперхнулся. Ну как можно не знать, что все эти "9999999 in 1" содержали максимум 10 повторяющихся игр и кучу их вариаций, достигавшихся за счет кореженья кода или изменения переменных... Тысяча оригинальных игр может только сейчас на флэш-картридж поместиться.

В Россию игры с NES попали через платформу Dendy.

В Россию попали игры с Famicom, что вам подтвердит любой, вдумчиво втыкавший в "китайские иероглифы" в игре.. Если бы вам каким-то чудом удалось найти картридж NES, максимум чего бы вы достигли - созерцательно на него глядеть, ибо NES не совпадает с Famicom (и ее клоном Денди) по количеству контактов в слоте. Вообще, если честно, мне, как коллекционеру старых приставок и энтузиасту ретрогейминга и ромхакинга, изрядно надоело объяснять, что NES как таковая не имеет к Dendy практически никакого отношения, кроме того, что ранние эмуляторы писались в США или Европе, в их названии встречалось NES (собственно iNES) и формат ромов для них тоже был nes. Ну и еще иногда пираты могли загнать ромы регионов USA или Europe на картриджи Денди (самое известное - Eliminator Boat Duel и Uforia).

Вообще, не обижайтесь, но статья выглядит пересказом через испорченный телефон всяких не самых лучших "ностальгических видосиков" с трубы, по крайней мере, в части истории железа. И да, возможно, я кажусь душным, но тут ситуация "Ребята, я в этом шарю", так что не обижайтесь и извините за возможную резкость.

Вообще, не обижайтесь, но статья выглядит пересказом через испорченный телефон

если статья плохая, то надо написать свою, хорошую.

Сдесь не так много годного контента в последнее время.

Так все это и написано не по разу, в том числе и на Хабре, и у ютуберов есть, которые именно на ретрогейминге специализируются, типа Паши Кинамана или RussianGeek'а/PixelDevil. Есть, в конце концов, Эмуленд, где полно знающих людей и невероятно информативный форум, где можно найти инфу и по железу, и по эмуляции, и даже по ромхакингу и разработке под старые консоли. Зачем умножать энтропию и ещё раз писать то же самое?

если статьи не писать то их не будет.

Раз всё уже написано - значит сайт нужно сделать ридонли

Логично ж?

Уже разогнали всех авторов. Одни недовольные в комментариях и реклама в каждой второй статье.

Если всё уже написано, значит писать нужно о том, что ещё не написано. А погоня за количеством статей выгодна только рекламщикам.

Эмуленд? Я Думал его взломали, судя по количеству рекламы на 1км

У меня uBlock, поэтому ничего такого не вижу, сайт обновляется, форум жив. Видимо, чем-то платить за хостинг надо, на одном энтузиазме тоже далеко не уедешь, тем более, у них, кроме сайта и форума, еще и файловый склад с ROM и прочим.

На форуме кстати такой проблемы почему-то нет. А с тем что сайту жить надо не спорю. просто выглядит как какой-то фейковый или взломанный

да, критика принимается! Не претендую на техническую точность, не коллекционер, а просто решил, что повспоминать будет здорово. Мы же летом в Бразилии с их клоном столкнулись, а недавно узнал, что что под брэндом денди (видимо один из инженеров) продает новые маленькие приставки до сих пор... и вот ностальгии на материал и набралось.

Купил приставку aka Dendy (8 бит) ещё на старте пандемии. HDMI выход. Беспроводные джойстики.

И сейчас играем. Тренирую своё подрастающее поколение в Battle City.

Это уже не то. Там внутри микропроцессор, в котором крутится эмулятор. Игры выглядят странно, имеют конский инпут-лаг и тормозят...

Есть и без эмулятора, именно в виде железной реализации. Вот только за прошедшие годы китайские инженеры деградировали настолько, что уже и приличный клон Famicom сконструировать не в состоянии. У всех этих чисто "железных" клонов вечно перепутаны каналы звуковой подсистемы, из-за чего звук получается просто отвратительным, ошибки в таймингах, а части возможностей оригинального железа попросту нет, из-за чего многие игры на той или иной стадии глючат и зависают.

Тот же Retro Genesis делает 2 линейки: Canonic и Fusion.

Первая на кастомном чипе, который повторяет оригинальное железо, разве что вместо ROM - перезаписываемая память, куда подгружется картридж из оболочки на стартовом экране. Но эмулируется только 1 консоль, максимум две (NES+SegaMD)

Вторая - чистый эмулятор. Множество поддерживаемых консолей, до PS1. Зато ощущения уже не те, лаги, квадратные пиксели, HDMI, аппаратные фичи в точности не повторены.

Спасибо за обзор. Вот честно не знал, что Dendy это отечественный бренд. Какой-такой NES... Dendy для нас - имя нарицательное, как "ксерокс". Помню как мои пожилые родители прилипали к телевизору с джойстиком и соревновались друг с другом )) Хоть на время отвлечься от тяжёлых выживательных будней, работы, огорода и сарая.

Battletoads, turbo tunnel и всё остальное. Сколько джойстиков было разбито при попытках его пройти)

А как же серия BattleToads и самый главный хит из серии BattleToads & DoubleDragons

Свой игровой путь начинал с советских игровых автоматов, далее самодельные компьютеры у друзей чьи отцы хорошо разбирались в электронике, собранных по схемам из советских журналов, потом были различные клоны ZX-Спектрума и уже потом 8-ми битные приставки денди и им подобные. Самая запоминающийся игра была - Zen the Intergalactic Ninja

О этот звук из материнской платы днями-ночами)
Leisure Suit Larry

Может быть кто-нибудь помнит - была такая игра на денди, толи полный дубляж, толи российская разработка. Половинчатый картридж, называлась вроде "Хулиган", там ещё по облакам прыгать надо

В Россию игры с NES попали через платформу Dendy.

Вообще неверно. Если конечно Дальний восток не считать частью России.

Потому что первые приставки стали попадать примерно в конце 91 года, у меня китайский клон появился весной 93. А само слово Денди пришло позднее

Денди была массовой, а вот Сега в середине 90х была мажористой, к 98 году уже ПК пошли.

Sign up to leave a comment.

Articles