Pull to refresh

Делай добро и бросай его в воду…

Reading time8 min
Views1.1K
Давно хотел написать подобную заметку, но все не решался выносить свои мысли, метафоры и рассуждения на широкий суд хабраобщественности.

«Стартап — недавно созданная компания, обладающая ограниченными ресурсами и строящая свой бизнес на инновациях и инновационных технологиях». Я очень часто размышляю над сутью этих слов. Почему-то многие, от кого мне приходилось слышать слово «Стартап», по большей части, не понимают, в чем его основное предназначение. Довольно смешно выходит, когда очередной новостной портал называют стартапом. Или в десятый раз переваренный контент — инновациями.

В большинстве своем нижеследующее графоманство и мои собственные впечатления навеяны этой заметкой. И, скорее всего, это даже некоего рода «ответ», как, по возможности, избежать того, что происходит.

Если вы считаете себя стартапером, у вас есть свой личный «инновационный» проект, вы каждый день смотрите с завистью на очередную новость про «корпорацию добра» и в тайне от жены откладываете деньги на неделю отпуска с ноутбуком на чердаке — скажите, много ли вопросов вы задаете сами себе? Нет, не пытаетесь стремглав найти решение, а просто составляете список тех насущных вопросов, которые вам когда-то придется решить, начав изобретать очередной велосипед в своем уютном гараже? И на каком месте в этом списке стоит вопрос «Кому это нужно?».


И что же это все значит?


По большей части интернет-проекты, как и любая другая организация, должны решать свою четко обозначенную проблему. Новостной портал решает проблему информирования через глобальную сеть о происшествиях и событиях в реальной жизни вокруг, образовательный сайт решает проблему приобретения людьми каких-либо фундаментальных или прикладных знаний, видео-сайт решает проблему развлечения, или какие-либо публицистические задачи. И так практически с любым сайтом в сети. Я не верю в высшие силы, но если проект создается — у него должно быть какое-то своя задача и четкое представление о ее простом и понятном решении. Должна быть та, маленькая, заветная функция, которую именно этот проект выполняет хорошо. Нет, даже не просто хорошо — выполняет так, как никто в этой плоскости больше не сможет.

И вот здесь нас ожидают первые грабли. Грабли непонимания, что будет делать проект, какая у него цель, какие именно задачи обычного, проходящего мимо посетителя этот проект будет готов решить, и какие задачи находятся вне пределов его охвата, да и вообще, каким образом будет проходить решение. И мы, все-таки как все модные стартаперы, вместо углубления и укрупнения нашей, уже существующей функции, пытаемся что-то расширить, добавляя новый функционал, прикручивая новые, по большей части никому не нужные функции, разбиваясь вдребезги над новыми проблемами, и в основном даже можем и забыть, какова была начальная идея. Потому как в массе своей она уже растворилась в том, что существует на сегодняшний день и никому не понятно, что изначально-то вот эта огромная махина с комментированием каждого пикселя и заыренживанием даже собак из космоса была некогда всего-лишь рисовалкой на чьем-то экране.

Ваш проект должен решать свою задачу, и решать ее как можно лучше. Если нет — это прямая дорога к большому провалу.


К вопросу о инновациях...


К слову будет сказано — неужели до сих пор кто-то считает любой интернет-проект инновационным? Почти 15 лет открытого развития только на моей памяти — и мы до сих пор на лезвии атаки и впереди планеты всей? Нет, все-таки лучше оставить розовые очки несколько в стороне и взглянуть на вещи реально — интернет уже совсем не диковинка из табакерки. Это такая же часть нашего общества, как телевизор, радио, ABS в автомобиле и баночка Pepsi в холодильнике. Да, когда-то, во времена седых BBS и модемов на 9600 Бод любой коннект через стек TCP/IP считался инновацией, но сейчас говорить о том, что любой новый интернет-сайт равнозначен стартапу, уже нельзя.

Тогда почему же до сих пор это слово применяют именно здесь, в сети?

Как мне кажется — только потому, и по большей части благодаря тому, что сама по себе сеть, как универсальное средство связи между людьми, позволяет построить некоторые, уже давно сформировавшиеся отношения совершенно иным образом. Далеко за примерами ходить не нужно — тот же интернет-магазин когда-то был очень даже некислой инновацией. Читая в 98 году заметку про «первый звонок в офисе Amazon» я, честно говоря, был сражен Вау-эффектом от всего осознанного и, слегка замечтавшись, представлял, как покупаю себе первую книгу, не вставая из-за компьютера. Это было очень круто. И это — тоже еще один вид инновационных коммуникаций. По крайней мере тогда, в 95 году, это была миниатюрная революция.

Сейчас же это уже обыденность.

Вот теперь давайте вместе подумаем — будет ли в вашем проекте такое зерно? Можно ли будет из этого зерна вырастить технологическую революцию в каком-либо процессе жизнедеятельности человеков вокруг, или нет?

Эти вопросы более чем важны, поскольку именно заложенная вами революционная разработка позволит в будущем не умирать вашему проекту скоропостижной смертью при закрытии хостинга, а жить и здравствовать, а при вложении времени и ресурсов — еще и приносить прибыль своим владельцам.

Вы придумали новый процесс взаимодействия между пользователем и системой продажи? Замечательно, но как он, этот процесс, отличается от всего того, что уже есть в текущий момент? Двумя кликами мышки для покупки вместо трех? Тогда у меня для вас плохие новости. Но если же при работе с вашим интерфейсом человеку стоит только подумать для наполнения корзины вместо двух кликов мышью — вот это уже да, Вау-эффект и завистливые взглядв конкурентов.

Посудите сами, почему тележка для перетягивания грузов с авоськой на борту — это обыденность, а экзоскелет — уже инновация? Ведь предназначение, по факту, одно и то же — помощь человеку в перемещении тяжелых грузов, которые сам человек, в силу своих физиологических ограничений, не способен таскать долгое время.


Keep it simple, dude!


Простота — вот чего действительно не хватает. Ваще решение какого либо вопроса, какой либо проблемы должно быть максимально простым и понятным. Возможно, в этом пункте заложена часть тех инноваций, о которых мы говорили несколько ранее. Мы все каждый день и регулярно забываем о KISS, хотя и пытаемся проповедовать его на каждом углу.

У каждого человека на нашей планете каждый день возникают миллионы проблем. Начиная не там нагадившей собакой, заканчивая волнениями и мысленными аберрациями по поводу притеснения негров в Алжире и сексуальных меньшинств в Перу. Но каждый человек на уровне подсознания желает простых решений. Да, именно дубовых, в одну кнопку с надписью «Сделать хорошо». И если ваша реализация какой-либо идеи не будет максимально соответствовать этому, казалось бы, простому принципу — мало что хорошего выйдет.

Именно поэтому разгораются споры по поводу удобств дизайна в общем и конкретных интерфейсов в частности, именно поэтому мы пытаемся найти компромисс между навороченностью и простотой, именно здесь заложено еще одно ключевое звено вашего будущего успеха. Делать свою задачу максимально хорошо и максимально просто. И этот принцип живет и развивается каждый день. Взять тот же интерфейс IPod'a, многие поисковые сервисы или консольные команды в Linux'е — все эти решения точно соответствует описанному выше принципу. В той же консоли каждая маленькая утилита выполняет только одну функцию, но делает это максимально просто и эффективно. А о продуктах Apple вообще говорить можно очень долго — чего стоит только упрощение до одной упраляющей клавиши? И ведь нашлись же технологии для такой реализации! Так чем ваш проект хуже? Или чем ваши мозги хуже мозгов тех мечтателей, которые смогли воплотить такие идеи?

Мы же углубляемся в анализ целевой аудитории, разбираем лопатой статистические выкладки поисковых запросов, пытаемся выжать максимум из всяческих CTR/PR/<вставить_свою_пузомерку>, срочным образом подбиваем итоги получившегося и напрочь забываем о основе — максимальной простоте. Разве нужно все это? Разве нужны нам столь глубокие думы, если мы не можем удержаться на гребне простоты?


Думать о других.


Еще один, как по мне, наиболее важный пункт в истории будущей компании. Ради кого, или ради чего вы стремитесь сделать свой проект? Ради себя? Ради безбедного существования, мытарства по инвесторам и бизнес-ангелам? Ради продвижения своего продукта на рынок и жестокой конкуренции с кем-то еще, таким же шустрым и бойким, как и вы?

Не слишком ли много вопросов, направленных в плоскость ваших интересов? Мы ни о чем не забыли?

А ведь наш проект-то призван решать чью-то задачу. Вы очень сильно ошибаетесь, если, создавая что-то, вы мечтаете побыстрее набить собственный карман. Да, сейчас мы запустим вот эту фищку на VPS'е, дождемся потока посетителей, завлечем их чем-нибудь интересным и начнем стричь купоны на рекламе или наших мега-услугах. Многие проекты сейчас выглядят именно так, разве что в другом порядке запятые расставить. Не находите, что в таких размышлениях теряется сама суть начинания? Если вы, посредством своего проекта, не можете облегчить чью-то жизнь, или, как минимум, делаете это недостаточно хорошо (первая аналогия — делаете одолжение за просмотр рекламы), да еще и при этом совершенно не думаете о своем посетителе, но каждый день размышляете о собственной прибыли, бизнес-моделях, монетизации и прочих вопросах — ничего хорошего и достойного не получится.

Именно здесь кроется то самое сокровенное чувство — любовь к своему пользователю. Разве можно любить кого-то за деньги? И разве будет ваша идея успешной среди ваших посетителей, если вы не относитесь к ним с уважением и любовью? Ведь то, что вы чувствуете — они ощущают через удобство, простоту работы и понятность. Все. Других средств выражения у вас нет и быть не может. И именно этим вы должны владеть действительно виртуозно. Ведь именно ваш проект сможет облегчить и без того напряженное бытие вот этого студента, или вон той бабульки с котомкой. Разве нет? Тогда лучше ничего и не начинать — после будет печально сносить исходники с хостинга и вешать плашку «проект временно закрыт».

Вот только, как я и говорил выше, интернет не является «штукой в себе». В сети между собой каждый день болтают, обмениваются музыкой и фотографиями, пишут статьи и комментируют новости вполне себе реальные люди, а не виртуальные ники на экране. И их проблемы так же реальны, как и они сами. Так почему же большинство компаний, сфера деятельности которых в самом начале основывается на глобальной сети, так и не пытается решить что-то большее, чем пятнадцатый способ послушать музыку или тридцать-вторая профильная социальная сеть байкеров-футурологов?

Творите добро и бросайте его в воду. Решайте чьи-то проблемы, придумывайте этим проблемам новые, рискованные, и в то же время простые и понятные решения. И, в конце концов, ваш пользователь начнет решать ваши проблемы. В том числе — и финансовые. Разве когда-то было иначе?


На полную катушку!


Любой успешный проект — это каждодневный, изнуряющий труд над собой и своим детищем. Мне очень трудно верить, что в нашем мире кто-то добивался успеха, не осознавая того, что он делает, и не любив свое маленькой дело. Конечно, нельзя доводить все до фатализма, но и забывать о том, что вы сделали — ни в коем случае нельзя. Ведь еще одна причина потери пользователей, и, как следствие, клиентов — это отсутствие развития. И ведь само по себе развитие — это не только расширение. Это и ускорение работы, и новые сферы применения, и та же реклама сервиса. Каждый день убеждая своих пользователей в том, что они получают самы лучший сервис как самые лучшие люди на этой планете вы вскоре увидите, что и они ваш сервис пропагандируют как лучший для решения какой-то конкретной проблемы.

И вопрос о решениях чьих-то проблем был затронут не зря. Сейчас, получается, любой стартапер не ощущает никакого риска. Все, что он может потерять — всего-лишь 100-150 (или больше, у кого как) часов рабочего времени. Соответственно, получаем незавидное положение. С одной стороны, конечно, жаль потерянного времени, но с другой — ничего же в худшую сторону не меняется, ведь так? Никто не перестанет меньше есть, не изменится каждодневный рацион, никто не лишится автомобиля и не вылетит из квартиры за просрочку арендной платы. Все, мы не чувствуем ответственности.

Ведь ответственность за свой труд — одна из основополагающих вещей в самомотивации. Даже если сейчас что-то не получается, то, вполне возможно, это получится в будущем благодаря упорному труду и стремлению добиться большего, облегчить кому-то существование и, в конце концов, сделать нашу с вами жизнь проще.

Как мне кажется, именно поэтому люди, которые чем-то рискуют в стартапах, в том числе — своими деньгами и материальными благами, в итоге добиваются поставленных целей. Именно желание рисковать, пусть даже последними подштанниками, может быть лакмусовой бумажкой на действительно толкового человека, который не боится менять чью-то жизнь в лучшую сторону. И не важно, новая это flash-игрушка, или подстилка для автоматической чистки ног на пороге супермаркета.

Возможно, стоит попробовать совмещать реальную жизнь и упрощать ее при помощи виртуальной? И пытаться чувствовать эа свое детище полную ответственность, а не вспоминать раз в три месяца о том, что нужно проплатить VPS?

Резюме


Что нужно, для того, чтобы ваш проект не оказался на задворках сети и не почил в бозе?

На самом деле совсем немного. Нужно просто делать свой проект ради кого-то, с помощью тех же инноваций и новых методик облегчать кому-то жизнь. Максимум простоты в освоении и максимум отдачи в чью-то повседневность. При этом в последнюю очередь думать о себе и своих желаниях. Нужно любить своего пользователя и каждым шагом делать так, как будет удобно ему, а не вам. Никогда не бояться рисковать и вкладываться в свою идею каждый день на все 120%. Не зацикливаться на виртуальной жизни и пытаться помочь своему пользователю в проблемах реальных.

И в конце концов вы придете к взаимопониманию, пусть даже это будет выражено косвенно через доходы от рекламы или прямые продажи.

Я думаю, именно в таком подходе к делу заложена вся суть «стартапов».
Tags:
Hubs:
Total votes 43: ↑24 and ↓19+5
Comments22

Articles