Pull to refresh

Comments 66

Какая же это история, весь смех, что это происходит сейчас, в 2007 году. $300 и я обладатель подобного чуда! Лаптопы OLPC отдыхают.
зато никаких проблем с лицензионным ПО
UFO just landed and posted this here
$300?)) это плата за ностальгию) можно конечно на эти деньги старенький КПК купить, или новенький мобильник, но ведь это не вернет вас в детство.
на сайте их цена 6200р. я пару месяцев назад за те же самые деньги продал свой старенький p4-2ghz/1gb/100gb/gf3 8) уж лучше бы б/у-шные компы в таком случае в школы покупали а не этот калькулятор-мутант.
развитие мышления, вот цель... а цена перегнута все равно
для развития мышления есть более гуманные методы, а дорогие игрушки для этого не обязательны.
Уточню - данная штука нужна только в специализированных школах, а также для всяких физматов.
Сколько занятий в сильном матклассе имеет смысл посвятить изучению такой игрушки? 4-5?
вот этого я не могу сказать.
Как человек, окончивший специализированную школу, хочу сказать, что такая штука там не нужна. Современные школьники в состоянии осилить компьютер и использовать его куда более эффективно.
с такими названиями переменных программа на С действительно будет не намного нагляднее.

даже на бэйсике с такими названиями переменных программа будет вводить в ступор без дополнительного описания ее назначения.
Я благодарен авторам, что они не привели пример на перле с переменными $_ $/ $\ и $;.
Без $_ впрочем, но:
$ perl -e '$T=0;$n=40,$t=5,$r=2,$f=1.05;while($n>0){$n--;$T+=$t+$r;$t*=$f;}print($T/60,"\n");'
А можно и так:
$ perl -e '$r=1.05;print((5*(1-$r**40)/(1-$r)+40*2)/60,"\n")'
11.3999811868744
вместо -e сделать -le, ,"\n" убрать, скобки после print убрать
Эх, разве это гольф? Хотя:
perl -lpe '$_=(5*(1-$_**40)/(1-$_)+40*2)/60'
и дать ему 1.05 в качестве ввода :-)
UFO just landed and posted this here
я совершенно не против языка калькуляторов :)
я категорически против приведенной для примера "непонятности" аналогичного кода на Си.
авторы хотели сказать, что их детище лучше для школьников, чем язык Си. и привели Си программу с нарочито не читабельными названиями переменных.
UFO just landed and posted this here
Тем не менее программа на Си даже при таком извратном форматировании и безумно названных переменных вполне читаема :)
и даже при коде, записанном в одну строку
В университете писали что-то на Prolog'е, тоже код программ маленький. Но МК-152 это - вещь..)!
Питание ЭВМ осуществляется от однофазной сети переменного тока частотой (50 +- 1) Гц, напряжением 220 В

оно случайно не на лампах?
Процессор: 22МГц W77LC516 - это клон 8051 + микропрограмма.

Среднее быстродействие МК-152 при выполнении программ пользователя - приблизительно от 100 до 1000 команд в секунду.
UFO just landed and posted this here
UFO just landed and posted this here
UFO just landed and posted this here
UFO just landed and posted this here
А я на таком с начальных классов программировал и в библиотеке подобные книжки читал. А вы знаете, что там была псевдографика и можно было делать игры?
UFO just landed and posted this here
Псевдографика - это сильно сказано.
Зато можно было писать программы работающие в режиме реального времени и управлять ими с помощью рычажка грады/градусы/радианы
В программе на Си как минимум две ошибки:

1) надо вместо
2) надо printf вместо fprint
должно быть:

#include <stdio.h>

вместо

#include <stdlib.h>


и printf вместо fprint.
Да, и третья ошибка: формат печати числа должен быть %f вместо %d, чтобы избежать неявной и бессмысленной в данном случае конвертации числа с плавающей точкой в целое.
Да уж, в двух строчках - три ошибки... :( А не нужно торопиться...
Спасибо, 0xa8, за замечания, сайт исправлен.

Кстати, на сайте форматирование листинга более удобочитаемое. А имена переменных Си выбраны в соответствии с именами регистров памяти МК для облегчения понимания алгоритма, а отнюдь не для запутывания текста :)
Хм, п.1 не виден, но я догадываюсь, что там stdio.h :-)

Я запостил как на сайте, только <> добавил.
Правильно догадались :-)

Это было то ли в 86-ом толи в 87-ом, когда я все-таки выбив из отца что-то около 40 рублей, рванул в Электронику, что бы к закрытию успеть ухватить забронированный МК-61. Надо сказать, что эти ПМК разбирались как новые Жигули или финский сервелат, чуть ли не по записи. Это было чудо техники - даже не ассемблер, а машинные коды... Зато это было настоящее программирование - как в 105 байт и 15 регистров впихнуть программу, моделирующую динамику управляемого космического аппарата в межпланетном пространстве и вблизи поверхности безатмосферной и атмосферной планеты. После него БК-0010, появившийся вскоре в той же "Электронике" за 600 рублей (зарплата инженера за полгода) выглядел также как сейчас DeepThought. Вокруг этого чуда сложилась целая виртуальная реальность: дело в том что микропрограммы этого МПК с сегодняшней точки зрения были гав%о - такие вещи как переполнение не обрабатывались, а вводили микропроцессор в полупроизвольный режим работы, что позволяло получать совершенно невероятные эффекты на ЖКИ. В результате фанаты обменивались способами получения загадочных ЕГГОГов, ЗГГОГов, Точек и Тьмы (глубокого зависания МПК). Я так думаю что и своей сегодняшней докторской я обязан в том числе и тому МК-61 двадцать лет назад.

ЗЫ: Ребята неправильно позиционируют свою разработку. Им надо возродить фанатское движение тех лет, аналогично клубам фанатов Commodore, Sinclair, Atari. Это совсем другие деньги, да и просто приятнее, чем за откаты пропихивать это в школы.

Дополнил ссылкой про ЗГГОГИ и С-ЕГГОГИ.
Дак пользуйтесь, кто ж против :-)

В школы тоже никто ничего не "пропихивает", предлагаем только. И то лишь подумать и попробовать :-) Именно из тех соображений, что это - настоящее программирование.

А вот откаты не даем - принципиально. Хотя скидки учебным заведениям и научным учреждениям есть.
> Именно из тех соображений, что это - настоящее программирование.

Программирование на PHP ненастоящее? А в ассемблере. А на Паскале? Так что этот пункт тут неуместен.
Бесспорно настоящее, но пункт уместен :) Поскольку не об этом речь.

Дело не в том, на чем писать, а в том - как. Существовавшие в прототипах жесткие ограничения на быстродействие и объем памяти побуждали писать изящные программы, о чем и было написано выше уважаемым alexiso. Поэтому большую часть ранее опубликованных программ для калькуляторов можно брать в качестве примера. При этом можно не отвлекаться на изучение тонкостей и особенностей самого языка, поскольку он элементарен.

На странице, откуда была взята информация, приведено несколько вариантов программы, которые различаются оптимальностью выбора алгоритма решения. Разумеется, эти алгоритмы можно воспроизвести на любом языке, и даже в среде электронных таблиц, в которых школьникам положено решать подобные задачи моделирования.

Но часть задач предполагает использование различных "исполнителей", в роли которых сейчас обычно выступают эмуляторы. Вопрос в том, не попробовать ли взять реальное устройство, не сложное в использовании. Это и хотелось обсудить с теми, кто профессинально занимается преподаванием информатики в школах и институтах.
Почему это устройство так дорого? Системы типа "горынычей" на базе PC обходятся не дороже, а это уже реальная машина, а не реликт эпохи моего детства.

И на этих PC, при желании, можно поставить себе искусственные ограничения типа "писать не более 500 байт на ассемблере" и насладиться "изящными программами" (о, как эти хаки красивы. Вот только они мало связаны с реальностью).
Из-за стоимости комплектации, в первую очередь: корпус, клавиатура, платы, микросхемы... :(
Ну и немалое влияние оказывает объем серии, разумеется.

Однако, рассматривать МК-152 только как "реликт эпохи" нашего детства тоже не стоит. Это устройство можно использовать также для управления, а далеко не везде требуется большая вычислительная мощность. У нас, например, на этой базе проверочные стенды для оборудования работают.
Я верю, что у МК-152 есть ниша. Но вот попытка использовать устройство в образовательных целях кажется несколько странной. И вот по какой причине:

как основное устройство на 2-3 года обучения калькулятор слишком слаб и не интересен, а как дополнительное (допустим, полгода), слишком дорог.
Вот и я верю, что есть :)

Как основное - никто и не предлагает. Интернет и графические редакторы на калькуляторе изучать, наверное, не особенно хорошо :) Цена же, в данном случае, весьма сильно связана с объемом выпуска.
Если он не основной, значит в классе есть что-то гораздо более мощное, которое с лёгкостью эмулирует этот калькулятор.

Тогда зачем он нужен в этом учебном классе? Как наглядное пособие "дети, бывает и такое"?

Есть такой замечательный конкурс, ICFPC, так вот на нём задача "написать эмулятор МК-152" была бы решена примерно за 4 часа (я сужу по прошлому году, когда первые реализации более сложной, чем МК, виртуальной машины были запущены через 2 часа после публикации спецификации).

За сутки такая команда сделает эмулятор, который будет:
1. многострочным
2. быстрым
3. с отладчиком

и так далее.

Получается, что в школе использование МК-152 как у основного средства невозможно, а как дополнительного пособия бессмысленно.

Но у вас же есть какая-то идея, опишите её, может, я чего не понимаю.
Да и делать не нужно - есть такие эмуляторы :) Не МК-152, конечно, а МК-61/МК-52.

Чтобы идею аргументировать, пары абзацев не хватит. Постараюсь в ближайшее время подготовить, но не сегодня.

Если же ограничиться только сферой образования, то можно и так сказать: "да, бывает и такое"! А то весь кругозор ограничивается одними "IBM-совместимыми" да еще зачастую и с "самой дружественной" ОС в принудительном порядке.
Подготовил, получилось всего три страницы :)
См. статью на сайте "Берлога инженера", там есть ответы на часть заданных выше вопросов:
[a href="http://beta.delta-z.com/index.php/archives/234/1/"]http://beta.delta-z.com/index.php/archiv…[/a]

Комментарии можно оставлять там-же.
Первый свой комментарий по теме продублирую тут. Дальше будет больше, ибо я в отпуске!

Аналогичная программа на Си под DOS после компиляции займет около 24 килобайт.

И что? Код на C занимает 5 очень понятных строк с комментариями, а эти 24 килобайта работают на относительно современной машине на 3 порядка быстрее, чем 24 байта на клавишной ЭВМ.

… которая будет работать на Pentium IV раз в сто медленнее, чем аналог на советском калькуляторе.

Покажите программу, которая работает в 100 раз медленнее, чем аналог на советском калькуляторе и я покажу вам, где подтасовка и обман. Примерно так было с “понятностью” и правильностью программы про аквариум мальчика Пети.
Там мои комментарии уже помечаются как спам, поэтому полностью пишу тут:

Сложность решаемых задач при этом мало изменяется, а все возможности тратятся на украшательства, попутно снижая надежность систем и подрывая доверие к результатам вычислений.


Совсем недавно я написал маленькую (60 строк) программу для решения уравнения Пелля ( решить в целых числах x2 − Dy2 = +1 ). На медленном языке, без попыток оптимизации, для любого D < 1000 ответ находится менее, чем за секунду.

Подозреваю, что решение для МК-152 написать невозможно в принципе или оно будет кошмарной сложности. Если решите попробовать, посмотрите сразу варианты с D=61, 181, 449, 661 и т.п.

Хотя, казалось бы, всё примитивно, алгоритм есть, в худшем случае всего 76 шагов.
У jabber.ru реализация была готова через 15 минут после начала. У него, правда, уже были наработки)
Дело в том, что устройство на самом деле сложное. Тут нет отладчика, экран непредставителен. А постоянно держать в уме состояние регистров - это надо иметь хорошую память, отлично мыслить и продумывать на много ходов вперед, что детям не очень-то подвластно. Для обучения им необходим более визуальные инструменты - Паскаль и Делфи, Бейсик. Не учат же школьников программировать на ассемблере.

Кроме того, калькулятор - это громадная оторванность от жизни - им никогда не придется на нем программировать. Лучше уж учить асму - сложность та же, а применимость для жизни намного больше.
Не путайте с прототипом :)

Экран графический - команды записываются и показываются мнемониками, как на бумаге. Есть возможность просмотра текста программы и содержимого всех регистров в достаточно удобном виде. Даже дисковая система есть. Есть и отладчик - режим пошагового прохода программы. Впрочем, на сайте дано полное описание.

На счет хорошей памяти, умения мыслить и продумывать на много ходов - это Вы хорошо сказали. По моему, это и есть обучение. А вот ходить по Интернету по большей части развлечение, большинство детей и так умеет. Хотя, бесспорно, основам работы в текстовых и графических редакторах, браузерах и почте учить следует, особенно где-нибудь от Москвы подальше.

Сложно? Во всяком случае, детям 80-х это было вполне по силам :) А мы с Вами кого растить хотим?

Никто и не говорит, что нужно всю жизнь сидеть и программировать на калькуляторах. Это лишь инструмент для решения вспомогательных задач. Как велосипед. А для детей еще и некоторый инструмент для заточки мозгов.

Сложность же ассемблера при решении практических задач в сотни раз больше. Попробуйте на ассемблере квадратное уравнение решить программой в 24 байта. Чур, только без команд сопроцессора :)
Спасибо за ссылку на ЗЕГГОГ и прочие - очень интересно.

Прям сказка-фентези с постепенно развивающимся сюжетом. Только для программистов. :)
А в 85-86 годах в журнале "Техника-Молодежи" печатался цикл рассказов М.Пухова о перелете с Луны на Землю с программами для калькуляторов. Подробности на airbase.ru/computers/pmk/kon-tiki

В файле DJVU есть оригинальное описание ЕГГОГов, ЗГОГГов и прочих. Цитаты оттуда и приведены выше :)
UFO just landed and posted this here
а что смешного? Я до сих пор у одного товарисча старый советский программируемый калькулятор выклянчить пытаюсь, и если найду, где в Сети такую ретро-машинку заказать - закажу обязательно. Просто ради тренировки мозгов и прочувствования атмосферы. Может, школьникам оно и не надо - а я бы не отказалась, и денег не жалко!
единичный случай, кто купит этот девайс за такие деньги. Если бы у меня дома он объявился, то я убрал бы его в далекий ящик замотав провод от блока питания вокруг него.
Sign up to leave a comment.

Articles