Pull to refresh

Comments 26

В 1980-х использовались также и UNIX-системы — ИНМОС и МНОС. Они были установлены на промышленные ЭВМ, такие как СМ-4 и СМ-1420, используемые для очистки и сортировки зерна.

Картошку с помощью СМ-4 не чистили?

Еще в 80-х программированию обучали на микрокалькуляторах таких как, например, МК-52 и МК-61 с обратной польской записью. Это был очень интересный опыт, особенно создание "графических" игр на них - гонки, стрелялки, бродилки и т.д. ))

Также издавались журналы "Программирование" и "Информатика и образование".

Техникум, специальность "Программирование для быстродействующих математических машин"„ срок обучения 2 года 6 месяцев, языки программирования ассемблер ЕС ЭВМ, мог быть где то фортран, где-то пл-1, а где то и бейсик на машине искра-226 в девичеcтве wang2200, институт специальность "Прикладная математика"„ срок обучения пять лет, плюс кобол. После написания кода на бумажке, он набивался на перфокартах, перфоратор был похож на большую таку печатную машинку, consul-254 приходилось часто ремонтировать - в блоке управления срабатывались кнопки...

... популярными в Советском Союзе были Алгол, разработанный немцем Фридрихом Бауэром,

Фридрих Бауэр был интересный человек, после ww2 сотрудничал с Zuse по развитию Z4, дело в том что машины Zuse предназначались для решения систем уравнений, а Бауэр работал над архитектурой машин для вычислений математических формул, одним из первых понял важность обратной польской записи и стека как для вычисления формул, так и для компиляции языков программирования, в 1956 он закончил свою машину на основе реле которую назвал STANISLAUS (типа имя польского святого), все это в Мюнхене при содействии Siemens, позже был одним из членов международной рабочей группы по созданию Algol-60, вместе со своим коллегой Rutishauser внесли заметный вклад в создание языка, именно ему Бауэр посвятил свою известную книгу "‘Informatik" в 1971 году, по тем временам это был лучший учебник по информатике, был руский перевод - Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз, Информатика, Мир, 1976, в свое время прочитал с удовольствием, так что рекомендую,

ps в статье столько неточностей, что легче написать новую

38 год и сканер на фотодиодах,?!

Вы что, не верите?

ЭВМ "Ряд" – это и есть ЕС ЭВМ. Ряд – шифр ОКР.

А каким боком методы линейного программирования к "программированию ЭВМ в СССР"?

Одна и та же страна, или и там и тут слово "программирование" попадается?

1970-е. Техникумы Советского союза активно формируют группы для обучения будущих программисток. Нет, мы не ошиблись — в середине 70-х большую часть программистов составляли женщины. . Обучение длилось 5 лет,

У меня вопрос - где вы такую забористую клюкву берете?

На один семестр приходился один новый язык программирования.

Это в техникуме. С карандашом и резинкой.

Обучение в техникумах, как и в наше время, было практико-ориентированным и концентрированным. Студенты проходили полугодовую практику, работая с ЭВМ и оттачивая навыки программирования, в то время как университетские программы длились дольше (5-6 лет в зависимости формы обучения) и включали десятки ненужных предметов.

Получить доступ к вычислительным машинам более высокого класса студенты не могли, но преподавателям удавалось. Так, самыми желанными для программистов были компьютеры ЕС ЭВМ, советские аналоги IBM 360. Педагоги печатали сотни страниц кода и делились со студентами, а те — конспектировали. 

Откуда это, а? Печатали - чем и на чем? Откуда брали печатаемое? Все это отдельная история, но вы не в курсе.

Для первого поколения ЭВМ

Проблемой этого периода была необходимость набирать машинный код на перфокартах.

После перфокарт, на втором поколении, с БЭСМ6

Алгоритм работы на Алголе-60 для программиста тех лет выглядел примерно так:

  1. Написать программу на бумаге от руки (программист).

  2. Текст набить на печатной машинке на листе и перфоленте (другой сотрудник).

  3. Исправления внести путём копирования верной части кода и замены исправляемой вручную.

Т.е. после перфокарт перешли к печатной машине с перфолентой путем копирования неизвестно чего неизвестно куда. Что такое "замена исправляемой вручную"?

где вы такую забористую клюкву берете?

ув. автор написал на данный момент 217 статей за три года, тематика разнообразная - от паяльников до черных дыр, в среднем каждые 4-5 дней ждет что-нибудь новое, попробуйте угадать следующую тему :)

нейросеть -- такая нейросеть :)

У меня вопрос - где вы такую забористую клюкву берете?

Могу ошибаться, но, насколько я знаю, в самом начале термином "программист" называли конкретно человека который просто переводил уже готовый и детально расписанный алгоритм в машинные коды, т.к. каких-либо компиляторов на тот момент не было. К тому что мы понимаем под программированием сейчас это имело слабое отношение.

просто перевести алгоритм на язык высокого уровня как правило получается непросто, а автор пишет о техникумах, в которых учились не 5, как он пишет, а 3 года, и учились, скажем так, не слишком склонные к переводу алгоритмов в машинные коды и языки программирования студенты. При этом ни разу не упомянуто, что вся выч техника требовала обслуживания, чем занимались операторы ЭВМ и техники. Обслуживание, в частности заключалось в мелком ремонте и постоянной протирке контактов, на который официально выделялось море спирта, который находился в 40 литровых бидонах... Вот этих техников и, может быть операторов, готовили в техникумах.

Я, конечно, не “в самом начале” начал, а всего лишь в 1978-м, но у нас программисты назывались алгоритмистами, и знание какого-либо языка программирования не было для них сколько-нибудь обязательным. Их деятельность, как легко догадаться, состояла в составлении алгоритмов решения той или иной задачи. И выдавали они их на довольно слабо формализованном языке, для чего лучше всего подошёл бы TeX, но он тогда только-только родился Д. Кнутом, и в СССР был совершенно неизвестен и недоступен. Потому их продукт был больше похож на то, что все делали в школе, расписывая пошагово решение примера по арифметике. И да, преимущественно — мужчины.

А вот переводом их алгоритмов на “понятный” для ЭВМ язык — в моём случае это был Algol-60 и ассемблер (АвтоКод) — занимались кодировщики. Они оформляли это всё на специальных бланках, которые затем передавались в отдел подготовки данных. И да, тоже в основном мужчины.

А вот в отделе подготовки данных уже преобладали женщины. Это было что-то типа работы машинистки — получить тот самый бланк от кодировщика, и скрупулёзно, буковка в буковку, набрать это на упомянутом в статье Консул-254, превратив тем самым код в дырки на перфокартах.

Колода карт отправлялась операторам ЭВМ — тоже в массе своей женщины — которые укладывали их в считыватели и нажимали кнопку. Результат — ошибки компиляции или результаты исполнения программы — печатались и попадали либо кодировщику (если ошибки), либо алгоритмисту (программисту).

С одним таким прямо-таки выдающимся программистом, который не знал ни одного языка программирования, мне довелось поработать почти до середины 90-х. Его программы — немалая доля во всей советской ПРО. Но он — повторюсь — не знал ни одного языка программирования.

Где машина М-2, Карцев, Кронрод, Брудно, Адельсон-Вельский, Арлазаров, Усков, "Каисса" в конце концов, ЭВМ "Сетунь"? Страсть к писательству сильно опережает возможности аффтара

  в то время как университетские программы длились дольше (5-6 лет в зависимости формы обучения) и включали десятки ненужных предметов.

После этой фразы статью можно дальше не читать ….

Я доскажу: 40 лет назад во время учёбы на мех- мате Казанского университета, наш профессор говорил: "программированием (на ЭВМ) и теорией графов можно занимать после 7 класса". Это и сейчас ВЕРНО!

Ба,знакомые все лица, вычислительный центр 4 ЦНИИ МО СССР:

«Ряд» обслуживались такими операционками: ДОС ЕС — операционная система
для младших моделей линейки «Ряд», ОС ЕС — для средних или более старших
моделей. Первая поддерживала такие языки программирования, как
ASSEMBLER, COBOl, FORTRAN-4, PASCAL, ПЛ-1 и RPG

О, сколько сил я потратил, что бы хоть как-то продвинуть в этом ВЦ Unix на тех же ЕС ЭВМ и язык Си. Как только меня не обзывали, какие препоны не чинили:

Кстати, спустя годы, в начале 2000-х, Саша Назаренко, который в это
время был директором департамента новых технологий в НТЦ «КАМИ», при
встрече со мной сказал искреннее спасибо за то, что тогда в 80-х
настаивал на изучении и внедрении Юникса и Си.

Но стенд имитационного программировани мы уже строили как сеть, на Unix-e, на персоналках:

Самое смешное в этой фотографии для меня то, что при всей её постановочности — люди, на серьёзных щах втыкающие в центральный пульт (рядом с которым в действительности если и сидели при штатной работе, то так, чтобы она была справа/слева под рукой), товарищи офицеры на не менее серьёзных щах втыкающие в скорее всего какой-то из талмудов от ЭВМ — это осциллограф! Вот он — совсем не постановка. Их реально приходилось практически всегда иметь рядом. Более того, зачастую — с подключенными к какой-нибудь“ноге” щупами.

Помню, мы две недели пытались отловить проблему в таком чудесатом дисплее — ВТА-2000. Всякий раз, когда он глючил, его выключали, вынимали подозреваемый ТЭЗ, устанавливали его на “расшивку”, подключали осциллограф на подозреваемые цепи, включали — он, собака, опять работал как ни в чём ни бывало. В конце концов так и пришлось оставить, категорически запретив увозить осциллограф, дабы поймать гада прямо в момент “совершения преступления.” Таки поймали, подтвердив до кучи известный уже тогда современно выражаясь мем про то, что советские микросхемы (а это была банальная К155ЛА3, 4×2И-НЕ) будут до упора бороться за свою жизнь в реанимации, то умерев, то вновь воскреснув. В отличие от иностранных, которые если подыхали, то сразу и навсегда

это осциллограф! Вот он — совсем не постановка. Их реально приходилось практически всегда иметь рядом

А какие классные тележки были для перевозки осциллографов. Мне удалось сохранить и тележку и осциллографы и передать их в музей:

Окунулся в воспоминания. Навивочный пистолет, танталовые кондеры на рельсах, ЛАшки напаивал поверх сгоревших, один на отдел С1-55 с раздолбаными ручками. У меня где-то еще удлинитель тэзов валяляется, не выброшу никак.

В 1980-х использовались также и UNIX-системы — ИНМОС и МНОС. Они были
установлены на промышленные ЭВМ, такие как СМ-4 и СМ-1420.

Первый вопрос, а какие непромышленные ЭВМ были в 80-х годах?

Ну и если говорить об UNIX-системах, то нельзя забывать о МОС ЕС (мобильгая операционная система) для ЕС ЭВМ. При чем МОС ЕС могла функционировать и на ПП ЭВМ ЕС-18xx.

надо полагать те, что не использовались в промышленности, Вы конечно знаете, что их было достаточно :)

Борьба ЕС ЭВМ была сложна и драматична: первая машина линейки ЕС-1020, поступившая на предприятия, работала либо плохо, либо никак.

По крайней мере в 80-е ЕС-1020 работала, правда приходилось у нас соблюдать ряд условий, навскидку по памяти: работала вообще только DOS/ES (вроде, 1.8, 2.0, 2.1, 2.2), что-то более сложное, неверно, даже и сгенерировать не пытались, "большие длительные сортировки" проходили только с применением "контрольных точек" - я как-то инструкцию операторам писал, и сколько-нибудь стабильно всё работало, если оставить только один из четырёх "кубов" памяти. Наследие DOS/ES дало о себе знать, когда запустили СВМ на дисках большой ёмкости, по традиции в DOS JCL во всю применялось выделение дисковой памяти на конкретные дорожки. Я как-то попытался написать свою систему управления пакетами (JCL в БАМ) и некоего подобия автоматического изменения использования ёмкости накопителей без исправления вручную директив JCL, так там, несмотря на использование ассемблера для самоперемещаемости (программа запускалась вместо заглушки для JOB ACCT) и "динамические оверлеи" для подпрограмм в памяти, требования к этой самой памяти были намного больше, насколько помню. В общем, исследовательский проект "не взлетел" даже и на машине Ряда 2. Отвлёкся. Зато отлаживать программы на ЕС-1020 можно было в некоторых случаях без непреодолимых проблем многозадачных ОС. В то время у нас в одновременно выполнялась всегда только одна программа в разделе BG (ну я до трёх запускал, бывало в F1 и F2 соответственно, предварительно распределив под них часть доступной памяти), так вот, в PL/I , чтобы обозначить номер оператора по листингу, транслятором сохранялась машинная инструкция что-то вроде "безусловное отсутствие перехода по адресу", а в поле адреса как раз и был номер оператора. В общем, после ряда вычислений некоторая редкая отладка с остановкой вычислений кнопкой была возможна, но до такого, как правило не доходило. Просто решил повспоминать почему-то :)

Основные проблемы с ЕС-1020, как и с другими ранними машинами, были из-за очень ненадёжных микросхем: их массовый выпуск только налаживался, по большому счёту. Понятно, что ко второй половине 1970-х это уже осилили, надёжность сильно поднялась, и машины постоянно ломаться перестали.

Ну а использование разных ОС -- тут да. ЕС-1020 проектировалась как машина малой производительности (порядка 30 тыс. простых операций типа сложения в секунду), так что, очевидно, она не могла эффективно выполнять много задач и всё такое. ОС ЕС, включая 4.1, сгенерить под неё было можно (из 6.1 поддержку официально убрали), но практического смысла было 0: просто машина не того класса.

Sign up to leave a comment.