Comments 22
При любой крупной "роботизации" возникает вопрос: а какой материальный эффект этим внедрением преследовалмя? Ведь, помимо указанного в статье одного процента горной массы и (наверняка закрытых) данных о соотношении "риск работников/затраты компании на аварии с жертвами", есть и другие цифры. Например, Х водителей сократили, на этом экономия ФОТ такая-то. Y денег затратили на более дорогую технику... Поделитесь?)
Фантастика! Фотографии прямо как из фильма Чужие или Doom... Серия про Риддика ещё вспоминается. Вот, где надо кино снимать.
Я как-то в своё время рызмышлял о спелеороботе (его реализации, необходимости и оправданности), с камерой и топосъемочным оборудованием, для прохождния узостей. Но так мне в голову ничего действительно путного и не пришло.
Признаюсь, до конца не понял самосвал автономный или требует оператора?
Отличная статья, прочитал с удовольствием!
Гуд. Не хватает только ит подробностей. Как делали бесшовную сеть? Какие точки доступа использовали? Софт? Если машина потеряет вай фай - просто встанет? В итоге - часто ли оператору нужно вмешиваться в работу роботов?
Я правильно понимаю, что если самосвалы возят никель с 850 метров, то его почти не осталось?
Да не факт. То, что никель добывают с больших глубин, обозначает лишь тот факт, что доступных богатых месторождений на меньших глубинах в окрестностях не наблюдается.
А так-то запасы никелевых руд могут ещё на километры и километры вглубь идти, причём весьма богатые запасы.
Я правильно понимаю, что если самосвалы возят никель с 850 метров, то его почти не осталось?
Неправильно. Там прямым текстом написано, что запасов на этом конкретном руднике ещё лет на 50. И ещё больше на соседних. То что никелевая руда лежит на глубине, а не черпается лопатой с земли - общее свойство рудного района.
Месторождения расположены вдоль глубинного Норильско-Хатангского разлома, добыча ведётся в основном закрытым способом[1].
Неправильно. Там прямым текстом написано, что запасов на этом конкретном руднике ещё лет на 50. И ещё больше на соседних. То что никелевая руда лежит на глубине, а не черпается лопатой с земли - общее свойство рудного района.
Да вроде правильно. Если была бы возможность, добывали бы открытым способом
Рудой является зона нонтронитов, нижняя часть зоны охр и верхняя часть зоны выщелочных змеевиков. Месторождения отрабатываются открытым способом. Мощность вскрышных пород 0—40 м.
А так углубились уже на 850 метров, при этом получили самые доступные ресурсы, далее будут добывать еще более сложные месторождения. Еще глубже копать уже может быть сложно по причине повышения температуры. Тут всего +24 градуса повышение.
https://youtu.be/7kx67NnuSd0 вспомнилось: София и Вольво Трак
круто !
самый интересный вопрос, сколько занимает подготовка к эксплуатации и поддержка, по сравнению с самой эксплуатацией? в деньгах и времени. я имею ввиду построение виртуальных трасс, прокладка сетей, настройка оборудования и тп... я так понимаю рудник постепенно меняет конфигурацию?
Стоимость подготовки объекта - пропорциональна количеству, объему и скорости сбора/передачи данных от субобъектов в Алгоритм обучения/ оптимизации/ (короткого) планирования.
может состоять только из затрат на совершенствование Алгоритма и содержание вычислительной мощности для Алгоритма;
при последовательном переносе функций сбора данных об объекте (рудник) и субобъекте (горная машина), в стоимость субобъекта ("умная" горная машина);
стоимость приобретения Алгоритма и Субобъектов, инвестиционная сосотавляющая.
необходимость сбора и передачи данных от субобъектов в реальном времени (темп пакетов менее 10мс, ограничен сверху временем реакции автопилота или водителя-человека), однозначно определяется требованиями горного надзора (успеть среагировать) и временем на ремонт субобъекта (уменьшение риска аварии, уменьшение темпа выработки механическоо/ электрического/ электронного ресурса).
Время построения/ перестроения/ поверки Цифрового Двойника Объекта, равно сроку развертывания Алгоритма и отладки каналов передачи данных от субобъектов в Алгоритм (потери, задержки, темп выборки):
к моменту начала устойчивой работы Алгоритма (синхронизация потоков входных и выходных данных, получаемых и отлаваемых без ошибок),
Цифровой Двойник уже имеет достаточно собранных данных, для функционироания Алгоритма с целевой эффективностью более 85% (ухудшение относительно исходного уровня управления объектом, 100%);
перебор гипотез/ обучение/ оптимизация/ отладка аварийных жестких сценариев реагирования, доводят эффективность до 150% и более;
где эффективность есть параметр деньги / тонна сырья на входе в ГОК.
На севере Швеции, Норвегии, в горах Колорадо, пустынях Чили
удорожание субобъектов от базового функционала 225%+ (контракт жизненного цикла);
время выхода Алгоритма на 100% эффективность +90 дней от даты поставки последнего из минимально-необходимого количества "умных" субобъектов: -минимальное количество, характеристики, требования и типовые наборы умных субобъектов, уже имеются в Алгоритме (для разных типов горной добычи).
А чем отечественные разработки типа Cognitive Pilot не зашли? Типа есть же автономные комбайны в поляк Краснодара
История внедрения, если честно, описана настолько сухо и размазано, насколько это возможно. Я уверен, у вас возникла целая гора интересных задач, и сложностей (технических, организационных и прочих), начиная с этапа формирования ТЗ и заканчивая испытаниями. Понятно, что внутрянку AutoMine описать не получится, так как это проприетарная технология, но даже только подбор оборудования, удовлетворяющий требованиям AutoMine и последующие полевые испытания этого оборудования - проблемы, достойные хорошего освещения. Вы же не вслепую натыкали пальцем компонентов в магазине, и оно чудесным образом завелось, верно?
А можно мне радиоуправляемый самосвал, но только чтоб настоящий? Да запросто