Pull to refresh

Comments 66

Что делать со знакомыми, у которых у ребёнка очевидный аутизм (повторяющиеся движения, заученные фразы без контекста, отсутствие контакта), но которые в стадии отрицания? В целом, это их проблема, но с другой стороны там ребёнок и время тикает...

Знал мать, которая писала рукой сына, который вобщем-то… был не способен к обучению. 5 лет с первого класса. И он сдавал экзамены, лишь бы мамаша не выносила мозг… убеждать ее о том что мальчику тут не нужно учиться, ему это не нужно было бесполезно, а учителя ничего не могут сделать, социум таков, что эти явления вытесняются и загоняются куда подальше с глаз. Большое несчастье, но по-моему это тупо политическая проблема — была бы экономика, было бы легче и матерям и учителям и детям. Через десятки лет, матери, чьи дети так и остаются на их шее, без общества… могут совершать инцест. Из жалости. И я слышал о таких случаях. И после этого психика ломается очень сильно и у нее и у ребенка.

К сожалению, это частая проблема. Можно рекомендовать начать с семейного консультирования у специального психолога. Он поможет родителям изменить отношение к проблеме/увидеть ее. Если нужно, мы можем порекомендовать профессионалов своего дела.

о. Кипр. Тут логопедов-то русскоязычных три штуки на весь остров, не то, что семейных психологов.

Логопеды не особо-то помогут. Внимание нужно обращать на умение строить предложения, а не разговаривать отдельными словами — это не про логопеда, да и не про психолога.
И вообще «мы найдём хорошего врача, и всё исправится» — иллюзия, и весьма вредная. Борьба с проявлениями аутизма на 99% лежит на родителях, это ежеминутная (даже не ежедневная) работа. И работа тяжёлая, потому что результаты проявляются через несколько месяцев.

В инете полно сообществ родителей с такими детьми, есть и методики.
На хабре была, кстати, статья на эту тему, на мой взгляд — неглупая.

Довольно много специалистов по поведенческим особенностям последние два года, тихо матерясь, осваивают онлайн-консультации. Это неудобно, видно не всё, дети через ящик взаимодействуют плохо -- но кто-то что-то может увидеть дистанционно. Есличо -- черкните словечко, а я поговорю со своими знакомыми (это московский Центр лечебной педагогики" и спецы, которые оттуда ушли на вольные хлеба).

Но первый вопрос тут, да, как вывести ваших знакомых родителей из этой фазы отрицания.

Если они читают книжки -- можно попробовать предложить им Ирис Юханссон, "Особое детство" (хороший перевод с шведского на русский сделала когда-то Ольга Рожанская для издательства "Теревинф"). Текст автобиографический, начало жизни у дамы сложное, но я ходил на её лекцию в Москве несколько лет назад -- выросла очень интересная, своеобразно социализированная дама с двумя высшими образованиями (одно кмк психиатрическое). Это не единственная книжка, написанная изнутри проблемного состояния (и изнутри процесса налаживания контакта со внешним миром) и позволяющая немножко заглянуть во внутренний мир нейроотличного ребёнка в развитии.Через такие тексты у родителей кмк есть шанс завести что-то вроде эмпатии на нейроотличного ребёнка, которая иначе не заводится. Стоит учитывать, что это очень индивидуальное описание очень частного случая, другие случаи -- другие.

На Кипре есть АВА/ESDM терапия, если что. Но важно, чтобы родители как минимум задумались, что с ребёнком что-то не так. И повели к специалисту. И хорошо, если специалист попадётся грамотный и не скажет, что это само пройдёт. Инициатива точно должна исходить от родителей.

Понимаю, что не поможет и что вряд ли это Ваше дело — тратить на этих родителей много сил и времени, но предложу: нужно просто не произносить «это слово». Есть конкретные проблемы, есть конкретные упражнения, чтобы ребёнку помочь. Скажем, в школьное время родители же помогают разобраться с домашними заданиями? Вот и здесь, надо помочь, и помочь вот так.

Если вам конечно это очень надо, то можно пригласить врача и знакомых в гости, вечеринку или еще на какой мероприятие и врач не афишируя может посмотреть на этого ребенка, а там уже по ситуации будете действовать. Конечно же врач бесплатно не придет так что траты будут довольно значительные и тут уже вам решать оно вам надо?

Пациент может попасть на приём к психиатру в самых разных состояниях, самом разном настроении и в самых разных обстоятельствах. Например, первые два приёма у разных психиатров он привыкал к ним, а третий психиатр уже может показаться ему привычным и безопасным, и он будет активнее с ним контактировать. Возможно, наоборот, вовсе не пойдёт на контакт. Разумеется, всё это не должно сказаться на диагностике.


Вся проблема как раз в этом, что психиатр может сломать жизнь, особенно назначая фарму, и нужно хорошо и много и упорно набирать мнения врачей и желательно не в одной стране. Меня до сих пор удивляет почему психиатрия в той же Дании и США имеет очень разные взгляды на нормы псих. отклонений у детей и тем более использования фармы.

Что касается прививок, знал мамашу курящую с пивком на всем периоде беременности, мальчик к огромному несчастью родился с задержкой в развитии. Но она винит в этом прививку акдс, после которой якобы все началось. Она подняла много шуму и возглавляет даже какое-то небольшое сообщество. И кто наберется смелости из родных и знакомых сказать, а почему это не могло быть связано с курением и пивом? Ужасно печально все это.

ADOS-2 и ADI-R

На удивление нагуглил это в документах минздрава, надо же, еще никто не присвоил себе авторство, которое имеет «аналог» на западе. А на сколько эти тесты распространены и когда они стали входить в использование в РФ? Я так понимаю, речь только про частные клиники.

Отвечая на первую часть комментария. Немало заболеваний, по которым нет единых протоколов для всех стран мира, да то и не всегда логично. Но в нашей стране уже немало хороших психиатров, осторожных в медикаментозной терапии. И есть очень полезные ресурсы для родителей и пациентов, где изложен мировой опыт, можно ознакомиться, они в бесплатном доступе в интернете, как и новые в клинические рекомендации по РАС.

На удивление нагуглил это в документах минздрава, надо же, еще никто не присвоил себе авторство, которое имеет «аналог» на западе. А на сколько эти тесты распространены и когда они стали входить в использование в РФ? Я так понимаю, речь только про частные клиники.

В РФ психиатрам/психологам о них давно известно. Индекс использования таких шкал не зависит от того, государственное бюджетное это учреждение или коммерческое. Надо понимать, что то, в какой момент применять тот или иной диагностический инструмент при подозрении на РАС, решает психиатр.

Из опыта общения с врачом датского происхождения - у скандинавских и американских врачей нет единого мнения даже о том, как поступать и что делать при травме связок колена. Это несколько более простой вопрос чем работа мозгов, но согласия нет даже по нему.

Это вопрос экспертного заключения по снимку, мрт, кт биологической ткани. А психиатр — это просто набитый глаз, тут я больше про госклиники РФ. Он сам себе и мрт и кт. Ему не нужно ничего, чтобы сломать жизнь человеку ошибкой. И как ему покажется, так он и поставит диагноз. В случае снимка или операция или не операция. А в случае взглядов на психическое здоровье, подростку могут прописать психостимуляторы или наоборот, какие-то подавляющие активность нейронов препараты. А у них как правило, побочки, а потом жалобы на побочки и так по кругу. Пациентке друга назначают нейролептики одновременно с психостимуляторами, причем пачками. И что там творится в мозге один бог знает. В США фарм научное лобби очень мощное. Они же потребляют 80% всех произведенных в мире каких-психостмуляторов. А в Дании на сколько я знаю фарма детям назначается исключительно в тех случаях когда просто никак по другому.

На самом деле, этому есть куда более простое объяснение, чем "заговор фармкомпаний", хотя существование лобби - факт. В США существует весьма сильная конкуренция между клиниками и отдельными врачами, так что врачи, например, весьма часто шли (сейчас - меньше) на поводу пациентов, чтобы те получили субъективно, а не объективно лучший результат. Удалили зуб? Без вопросов снабдят вас банкой Оксикодона, лишь бы вы не чувствовали боли. И так далее. Фармкомпании, впрочем, им в этом всегда очень рады помочь.

На удивление нагуглил это в документах минздрава
Вы про недавно принятые клинические рекомендации за авторством Ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованную практику? Ух, там целая война была, я слышал, чтобы приняли именно эти рекомендации.

Давайте уже завязывать с популистским жанром "развенчания распространенных мифов", потому что те, кого это касается, и кто способен понять, что это мифы, слышат это уже в миллионный раз и уже все поняли, а кто не может - тот не может. А если вы хотели действительно перечислить распространённые мифы, то на самом верху должен быть "таким детям нужна только любовь, врачи не нужны вообще".

Можно, например, было бы сфокусироваться на вопросе комбинации аутических состояний и сопутствующих им. Потому что это может быть одним из тех "узлов" ситуации, который сложнее всего распутать. Потому что для некоторых, например, услышать "аутизм" означает рефлекс "никаких лекарств", хотя для сопутствующих состояний они могут быть очень даже нужны.

«Аутизм это шиза, которую до 18 не ставят»© Низвестный советский психиатр.

Этой цитатой вы демонстрируете, что идиоты существуют и среди психиатров. Как это соотносится с тем, что у страдающего аутическим расстройством может быть и другое расстройство в то же самое время - я не знаю. Есть ощущение, что для вас эта тема имеет достаточное значение, чтобы эмоции могли превзойти по силе рациональные рассуждения.

Давайте вернёмся к рациональной дискуссии.

UFO just landed and posted this here

Я вас умоляю. Дельфины это совершенно безобидная история. Тут у нас всем городом активно собирают 15 000 долларов на то, чтобы свозить ребёнка в Грузию, где ему должны вылечить аутизм путём пересадки клеток из бедра в головной мозг. Так прямо и написано в посте, который все без раздумий репостят, чтобы поскорее собрать всю необходимую сумму.

Эти люди, кажется, готовы собирать деньги на лечение аутизма с помощью гвоздей, выдержанных в моче африканского осла — плевать что ноль доказательств не только эффективности, но и безопасности. Зато на предложение вакцинировать детей они вас будут буквально порвут словно разъярённый зверь. Как вы смеете непроверенную вакцину... деткам... и вообще билгейц чипирует!

Как я понимаю, вы об этом:

Коррекция, лечение детского аутизма стволовыми клетками собственного костного мозга

Вот научная статья:

Cell therapy approaches to autism: a review of clinical trial data

The data on advanced therapies is currently too sparse to analyse robustly, but the experimental nature of these therapies means that their success rate is unlikely to be higher. This means that the overwhelming majority of patients taking part in trials such as those considered here are receiving treatments that are unsafe, ineffective, or both.

Не понимаю, почему вас минусуют. Норм статья, журнал хороший. Вопросы применения противовоспалительных свойств стволовых клеток для терапии повреждений ЦНС изучается достаточно интенсивно, а присутствие нейровоспаления при РАС — хорошо известный факт.

Надо было дать перевод, что лечение стволовыми клетками экспериментальное, не особо эффективное и небезопасное.

Дельфины это совершенно безобидная история.

С точки зрения человека может быть. С точки зрения дельфина врядли. Этим ребятам тоже нужны зоопсихологи.

«Вакцинация вызывает аутизм»

К сожалению знаком с такими родителями. Первый ребёнок у матери, трудные роды (был без воды долго), очень долго не обращали внимание на то, что ребёнок почти до 8 месяцев не мог сфокусировать/задержать взгляд вообще ни на чём, не реагировал на голос матери (да и вообще на внешние шумы), был очень беспокойный. Мои робкие попытки обратить на это внимание были встречены в штыки, лечились от "внутричерепного давления", которое тогда ставили всем беспокойным грудничкам подряд. К сожалению врачи в поликлинике тоже вовремя не обратили внимание. Диагноз поставили в 4 года, мать твёрдо уверена, что это из-за прививок, и второго ребёнка вообще не прививает.

Побывав в детской поликлинике, невольно наблюдаешь за поведением детей и их реакцией на посещение данного учреждения и обращаешь внимание, как же много вокруг необычных детей и ещё более необычных родителей.

В поликлинике всегда есть неприятные процедуры, которых дети боятся (прививки, уколы и т.д.). Далеко не все родители умеют или пытаются успокоить своих чад, разговаривают с ними. Понятно, что все устали и торопятся по своим делам. Но некоторые мамаши ещё и сливают свой негатив на ребёнка, и делают его во всём виновным. Если ребёнок сам по себе замкнут и боится, а тут на него ещё кричат и обманывают, что "будет не больно", то он может ещё больше замкнуться в себе и перестать доверять взрослым.

Сейчас родители сами родом из 90-х, многие из неполных или неблагополучных семей, а психологической помощи часто не было в принципе.

Про девяностые - напомнило, как лет 25 назад по ТВ было ток-шоу на тему школы. Тогда ещё иногда звали на такие программы людей, которые хотя бы назывались профессионалами, и вот был там Зураб Кекелидзе (институт Сербского). Его ведущая робко спросила, считает ли он, что в школах нужен штатный психолог. На что он ответил, что многим, к сожалению, уже к окончанию начальной школы нужен психиатр.

А как вы разграничиваете РАС и «парааутистические реакции»? Вообще, что вам в практике чаще встречается — первое или второе?

Никак. Это задача психиатра. Термин «парааутистические» устарел.

Очень неоднозначный вопрос на счет "устарел". Явления депривационного парааутизма бывают в семьях с интровертированными родителями и в сиротских учреждениях. Когда у ребенка имеется аутистический фенотип (низкая потребность в коммуникации и автономность игр). В условиях развития, насыщенных коммуникацией и социальными историями, аутистические проявления сгладились бы, но в эмоционально холодной среде, где дают волю автономности или поощряют её - аутистческие особенности развиваются... Но встречается действительно очень редко.

Это когда диагноз ставится несмотря на то, что пациент внешне вроде бы не похож на аутиста. Такие дети, как правило, общительные, даже тёплые в общении, у них есть речь (хоть и с нарушениями). Но при этом может быть искажение психического развития без снижения интеллекта или с незначительным его снижением, стереотипное поведение либо острая реакция на какие-то раздражители, когда конкретные звуки или музыка вызывают острую негативную реакцию. У меня в наблюдении — пациенты, которые остро реагируют на звук фена/определённую музыку/чей-то голос или запах, например.

Большое спасибо за интересную статью. Не затруднит ли Вас объяснить, как именно диагностируются незначительные нарушения вроде приведённых в цитате выше? Как психиатр понимает, что ребёнка бесит именно звук фена? Он поочерёдно включает тысячи разных звуков и смотрит на реакцию? И держит в кабинете тысячи флаконов с разными запахами? А если в кабинете не нашлось флакона с подходящим запахом, то РАС останется непродиагностированным? Можно ли вообще продиагностировать РАС, если нет явно видимых нарушений?

Ещё интересно, что я ни разу не видел статью про диагностику РАС у взрослых. Можно ли продиагностировать незначительные РАС у взрослого и есть ли в этом смысл? Извините за такое количество вопросов, но тема очень интересна)

Для этих целей используются опросники, подробно опрашивается семья (они много чего замечают за своим ребёнком и делятся наблюдениями), что-то можно распознать во время игр с ребёнком, осмотра. Диагностических инструментов немало, это повышает уровень объективнооти при постановке диагноза. Проявления РАС во взрослом возрасте — это тема отдельная и относится к исключительной компетенции взрослых психиатров.

У меня РАС, и я не различаю людей, кроме нескольких «хорошо знакомых». Заметил эту свою особенность всего несколько лет назад. Ни ли́ца людей не различаю, ни голоса́, ни в чатах не различаю, ни в электронной почте, ни персонажей в книгах, ни в фильмах. В детстве количество «хорошо знакомых» людей составляло ~5 человек, сейчас, в 37 лет, примерно 10.

Судя по всему, у меня нет социальной памяти: мне некуда складывать все эти лица, имена, и прочее. Если человек называет своё имя, то я либо должен непрерывно повторять это имя про себя (не имея возможности поддерживать разговор), либо забуду через несколько секунд. Но даже если я запишу имя, то оно останется просто словом на бумажке, — мне будет ментально не к чему его привязать (то есть это не та ситуация, когда человека знаешь, но имя не помнишь).

Соответственно, вопрос первый: как называется это моё состояние неспособности иметь в голове личности других людей? Если я буду знать название, смогу нагуглить и почитать хотя бы.

Кроме людей, я не различаю места́ в городе (перекрёстки и дороги), одежду, еду́, даты (дни недели, месяцы, годы, интервалы дат, — это всё). Вместо одежды в шкафу я вижу некую «текстуру тряпья», а в холодильнике и супермаркете я вижу «продуктовую текстуру».

Лично у меня это проблем не вызывает, но окружающие люди, пока я жил в России, бросались на меня зверем: «Ты почему не здороваешься?!» «Эгоист!» «Самовлюблённый муд@к!» «Умерь свой гонор!» «Конченый!» «Если бы я был таким, как ты, я бы повесился!» «Веди себя нормально!» «Ты почему нас позоришь?!» «Ты посмотри, как ты одет!». Я не понимал (сейчас уже догадываюсь), почему люди так ведут себя. Старался быть хорошим, но не помогало, — всё равно бросались, просто позже.

Поэтому вопрос второй: на каком основании люди считают, что я должен их узнавать? Не узнал — как ограбил. Например, познакомился с человеком, поболтал. Через час подходит человек и ведёт себя так, как будто я должен его знать. Но мы ведь не договаривались об этом, я не обещал его узнать. Когда я говорю, что я его не знаю (или он сам это понимает), у него краснеет лицо, выпучиваются глаза, трясутся руки. Начинает говорить раздраженно, переходя на обвинения.

Но самое интересное вот что: я пару раз спрашивал людей, чем они отличаются от других людей в городе… Они не знают! То есть человек, всю жизнь смотрящий на себя в зеркало, не знает, чем его внешность отличается от других людей; не может внятно объяснить, как именно его можно узнать. Но при этом от других (от меня) этого требует!

Прозопагнозия

Поскольку обычно лицо является самой индивидуальной особенностью и самым важным отличительным фактором в памяти, для людей с этим состоянием бывает трудно правильно соотносить информацию о людях и жить нормальной социальной жизнью.

Если бы я не различал (только) лица, то мог бы различать персонажей в текстовом романе, например. Или людей в чате.

Для понимания ситуации недостаточно данных, но могу сделать предположение. Одно из часто встречающихся отличий когнитивного процесса у людей с РАС - меньшая выраженность (происходящего обычно бессознательно) процесса выделения особенно выдающихся черт и систематизации стимулов. Грубо говоря, поток входящих стимулов воспринимается хаотичным, неструктурированным. Непонятно, что в этом потоке "главное" (не в смысле какой-то логической, практической важности, а в смысле распознавания черт или паттернов, которые легко сравнивать с чертами и паттернами, которые есть в памяти о предыдущем опыте) или "особенное".

я тоже с трудом узнаю людей, а имена вспоминаю далеко не всегда.
Может они и обижаются, но мне на их переживания тоже как-то параллельно.

Большинство людей, как правило, способны узнавать тех, кого периодически видят, так что это, в общем, статистическая норма. В некоторых культурах (в России, в частности) более чем в других культурах принято демонстрировать поведение, подчёркивающее уважение или внимание к знакомым, членам семьи, коллегам. Разным людям ожидание подобного от других присуще в разной степени. Например, у меня был всего один знакомый, который постоянно задавал вопрос, который для меня звучал совершенно глупо: "А ты вообще помнишь, как меня зовут?" Да, помню, но не имею привычки через предложение обращаться к людям по имени. В других культурах подобные условности и ритуалы могут быть другими или относиться к другим областям социального поведения.

Добавлю, что именно сказать "я вас не знаю", человеку, который уверен, что вы встречались и общались - одна из форм оскорбления в большинстве культур. Иногда даже заранее предупредить, например, о плохой памяти на лица или имена - не помогает.

Что же касается того, что люди не могут составить словесный портрет - это, как раз, совершенно обычная ситуация, потому что механизм запоминания и узнавания образов - древний, много древнее абстрактного мышления, которое и используется при формальном описании образов. У людей с аутическими состояниями, наоборот, часто преобладает абстрактный способ, основанный на последовательностях формальных терминов для тех или иных элементарных черт, которые они могут распознать и описать.

Ещё раз перечитал исходный вопрос и хочу добавить кое-что ещё. Поскольку по стилю речи понятно, что автор склонен к высокой степени буквальности как в выражении своих мыслей так и в восприятии (и социальных взаимодействиях), вот мой буквальный ответ. Люди не договариваются формально о том, будут ли они друг друга узнавать, например. Люди, в массе, исходят из привычного поведения окружающих. Это называют "общественными нормами". И у подавляющего числа людей с РАС есть с этим трудности двух основных типов: они либо не в курсе этих норм (потому что им никто формально их не объяснил), либо они в курсе, но не очень готовы с ними согласиться (например, потому что им очевидны исключения из этих норм, а редкость таких исключений не выглядит убедительным аргументом). В свою очередь, одно только неприятие таких норм или склонность подвергать их сомнению (пусть даже в форме искреннего вопроса об их смысле) вызывает у многих людей не имеющих РАС, инстинктивное (основанное на инстинктах групповой идентификации) отторжение.

Мне нравятся ваши комментарии. Кажется, вы меня поняли.

Люди, в массе, исходят из привычного поведения окружающих. Это называют "общественными нормами".

Вспомним дальтоников (это те, которые не различают цвета). О них многие знают, их интересы учитывают (например, светофоры горизонтально перестали вешать). Дальтоников сколько-то процентов в мире, и это считается достаточно важным и статистически значимым. Теперь вспомним прозопагнозиков (это те, которые не различают лица). По последним исследованиям, их почти столько же, сколько дальтоников. Значит, они тоже важны и статистически значимы. В связи с этим существование общественной нормы «узнавать людей после знакомства с ними» кажется странным.

И у подавляющего числа людей с РАС есть с этим трудности […] им очевидны исключения из этих норм, а редкость таких исключений не выглядит убедительным аргументом

Неужели?!

Кстати, если выключить аутиста и включить нейротипика (это такое обидное слово, которым аутисты называют остальных людей; за многие годы я научился имитировать рассуждения и поведение нейротипиков), то, «прочтя между строк» вторую половину моего длинного текста, можно заметить ещё душевную боль от того, как люди выражают свои чувства. Заметно страдание от постоянных нападок окружающих.

К человеку A подходит человек B, надеясь на узнавание и уважение, а получает пустоту, от чего человеку B становится плохо. Несмотря на то, что в данной схеме два участника, человек B категорически отметает свою сопричастность и набрасывается на человека A, как единственного виновника своих страданий.

Так. Мой нейротипичный ресурс исчерпан… Ожидаемая мной реакция человека B такая:
— Я сейчас подошёл к тебе, а ты меня не узнал… И… знаешь что? Мне стало так плохо. И теперь я думаю, почему? Ведь, не получив твоего уважения, я должен был остаться наедине со своим самоуважением. А у меня его нет… Мои родители никогда не уважали меня, и теперь я выпрашиваю… требую уважения от окружающих!
— Я знаю хорошего психотерапевта. Тебе дать телефон?
— Спасибо, не надо. У меня уже есть психотерапевт.

К сожалению, человек B так не поступает, потому как отсутствие самоуважения часто сопровождается отсутствием ответственности. В том числе ответственности за свои чувства. Поэтому, когда в какой-то ситации ему становится душевно-плохо, он жадно ищет виновника своих страданий вне себя.

В оценке ситуации со способностью узнавать людей вы пошли ровно по тому пути, который я описал - абстракция (статистика) значит для вас безусловно больше, чем персональный опыт. Между тем, количество как тех, кто реально неспособен различать цвета, так и тех, кто испытывает сложности с узнаванием, таково, что конкретный случайных человек может за всю свою жизнь иметь дело с двумя или тремя такими людьми.

Я согласен, что довольно глупо для любого человека "застревать" в тех или иных ожиданиях или привычках до такой степени, когда непривычное вызывает у него реакцию, мешающую продуктивным отношениям с людьми. Привычки и стереотипы играют огромную полезную роль в поведении, экономя людям очень много времени. Проблему они начинают представлять только тогда, когда человек оказывается неспособен сделать для себя исключение из этих представлений, встретившись с особым случаем. Вызваны такие проблемы, чаще всего, излишне сильным механизмом сохранения выученных на своем опыте паттернов, позволяющих "интуитивно" предсказывать поведение окружающих.

Людям с РАС, к слову, такое присуще совсем не в меньшей степени, только выражается это иначе. Например, многие из них с большим трудом принимают факт того, что кто-то из тех, кого они знают, изменил мнение по какому-то вопросу или того, что изменились обстоятельства, сделавшие какой-то ранее составленный план невозможным. Вместо того, чтобы остановиться и сказать себе, что нужно как-то приспособить свое поведение или решения к изменившимся условиям, они могут начать испытывать почти физические страдания от ощущения того, что "все мысленные усилия, потраченные на эту ситуацию в прошлом, теперь пропадут зря". Практических трудностей, при этом, такие изменения могут и не создавать. Например, мне известен случай, когда ребёнок с весьма слабой степенью выраженности аутических черт целый месяц испытывал сильные негативные эмоции каждый раз, когда ему приходилось пользоваться общественным транспортом, потому что ему было неприятно видеть, что в троллейбусном парке поменяли схему окраски троллейбусов. Только роль структуры, нарушающей способность адаптироваться к меняющейся ситуации, играет уже абстрактное мышление, память фактов и связей между ними.

изменились обстоятельства, сделавшие какой-то ранее составленный план невозможным

Просто надо в план заложить возможность того, что его будет невозможно исполнить, и проблем не будет :)

У меня сын — копия меня. Так мама/жена ему говорит: «Сейчас мы поедем в одно место, сделаем одно дело, потом поедем в другое место, сделаем другое дело…» А в конце рассказа добавляет ставшие уже дежурными фразы: «но место может быть закрыто, мы можем не доехать, мы можем не смочь сделать… в общем не расстраивайся, если что». Ребёнок либо принимает план, и тогда проблем нет в том числе в случае неудачи, либо устраивает истерику сразу (не приняв возможность неудачи), и тогда план можно скорректировать (или ребёнка убедить/успокоить) ещё до выхода из дома, ещё до того, как будет поздно что-то менять.

Это, кстати, является частью ответственности — принятие возможности того, и своей сопричастности с тем, что все усилия окажутся тщетными. Тогда и страха перед провалом не будет.

Например, на фирме, когда планировали очередной проект (который, как обычно, решает новую для индустрии задачу, поэтому опыта нет), я предложил вариант реализации более трудоёмкий. Меня спросили, почему так. Я ответил, что при такой реализации, если/когда проект пойдёт к чертям (например, потому, что задача в принципе не может быть решена выбранным способом), от него останутся жирные куски, которые смогут послужить основой для других попыток/проектов.

В итоге задача оказалась существенно менее податливой, проект затянулся с шести месяцев до одного года. Но мы делали спокойно и не нервничали, потому как осознавали ценность полученных кусков.

Ну вот видите - вы сами прекрасно понимаете, как всё это работает, и что в обоих случаях люди, которые не очень хорошо понимают сами себя, загоняют себя в угол. Просто разными способами, зависящими от того, какие когнитивные и эмоциональные особенности у них есть.

Добавлю, что ситуация "конфликта ожиданий и реальности" - огромна и лежит в основе самых разных социальных проблем. Тем не менее, решение в этой ситуации всегда лежит на индивидуальном уровне, в не, скажем, на уровне какой-нибудь государственной пропаганды (как некоторые наивно предлагают) или универсальных запретов.

В приведенном примере ваше ожидание определенных действий от другого весьма схожи с изначальным ожиданием собеседника - он тоже ожидал от вас определенного типа реакции. Отличается только форма реакции на несовпадение реальности с ожиданием плюс дальнейшая интерпретация причин.

В вашем примере вы ожидаете, что человек посчитает причиной полученного дискомфорта только себя, что противоречит защитным механизмам психики. Типичная логика среднестатистического человека здесь примерно такая: "Человек ведет себя не как большинство, наверняка, знает о своей особенности, и то что она доставляет дискомфорт окружающим (пусть и в силу неправильной интерпретации). При этом он продолжает вести себя по-прежнему, ожидая изменений и рефлексии от окружающих, которые об этой его специфике ничего не знают." Такое поведение воспринимается как одностороннее (эгоистичное) и вызывает реакцию в виде обиды/агрессии.

Упрощенно говоря, вы неосознанно нарушаете общепринятый баланс, когда обе стороны общения вкладывают примерно одинаковые усилия в этот процесс и не требуют от другой стороны односторонней уступки. Для того, чтобы вам пошли на встречу (это подсознательно воспринимается именно так - вас-то узнали и обращаются с учетом накопленного контекста), вам нужно предоставить для этого весомый довод - например, своевременно сообщить о своей особенности в поведении. Это воспримется как усилие с вашей стороны и неявный баланс будет соблюден. Причем совершенно не требуется рассказывать подробности про себя, можно применить любые общие фразы типа "плохо помню людей", "невнимателен", банальное "забыл".

К человеку A подходит человек B, надеясь на узнавание и уважение, а получает пустоту, от чего человеку B становится плохо. Несмотря на то, что в данной схеме два участника, человек B категорически отметает свою сопричастность и набрасывается на человека A, как единственного виновника своих страданий.

Плохо запоминаю людей, неоднократно прошу повторить имя, но физически не могу представить ситуации, описанные вами. Где к вам подходят? На улице? Это что, беглые знакомые? С которыми кивком головы, а то и просто, прошел мимо. И вот они на вас набрасываюся?

Учитывая, что вы человек, как понимаю, необщительный, им с вами говорить то не о чем? (Я тоже необщительный, не люблю болтовню, не люблю глупые вопросы, поэтому комфортно в маске.) И вот у них, при всех их личных головняках, есть дело до того, что вы их не узнали?! Коллеги, но это другое, им можно объяснить. Не представляю.

Фантастика.

Вы только не обидьтесь. У нас много общего. Я просто пытаюсь понять, почему люди так нуждаются в вашем внимании. То ли люди такие специфичные, то ли вы. Первое трудно представить, второе мало вяжется с вашим рассказом о себе.

Поверьте, если не различать людей, по-жизни будет множество проблем. И дело не только в случайных людях на улице. Есть ещё коллективы: школа, университет, работа. Есть круги знакомых, когда люди ходят друг к другу в гости.

Мне не хочется приводить примеры из жизни. Они все неприятны, и моя память о них неточна. Обычно бывает так, что человек другим людям обо мне рассказывает гадости, и завершает тем, что я настолько плох, что «даже не здороваюсь».

Но иногда бывают и более тяжёлые ситуации. Всё же приведу пару примеров.

Например, прошёл мимо человека, а он сзади начинает орать, какая я сволочь, что я на него посмотрел, и сделал вид, что не знаю. Что я быстро забыл, сколько хорошего он для меня сделал.

Ну или подошёл коллега, попросил что-то для него сделать. Пишу менеджеру в чат. Так, мол, и так, тут меня попросили сделать вещь не очень рациональную, которая, на мой взгляд, мешает проекту. А потом выясняется, что это менеджер и подходил, просил. И что, оказывается, мы с ним каждый день у кофе машины видимся и общаемся. А ещё потом выясняется, что я «дебил» и «конченый».

P.S. Посмотрите, что ли, на вот эту женщину из TEDx. Она не различает лица (более мягкий вариант того, что у меня), и всё равно имеет проблемы: https://www.youtube.com/watch?v=q3sZaoPQSc4

А вообще, в каком-то смысле вы правы. Дополняя свой комментарий двухнедельной давности, скажу, что какие-то серьёзные проблемы из-за неразличения людей, возникшие за жизнь, можно пересчитать по пальцам одной руки. Я хоть и не знал о том, что не различаю людей, но подсознательно адаптировался. Например, осторожно (нейтрально) вёл разговоры, а когда влюбился в девушку, назначал ей свидания там, где не будет других девушек, и т.п.

Вам, конечно, нужно внимательно относится к своим чувствам и эмоциям, принимать себя со всеми своими переживаниями, но ваши слова в этом тексте не подлежат ни клинической, ни какой иной трактовке в рамках открытого диалога в интернете. А появление новых, странных для вас симптомов — показание к обращению за очной консультацией врача.

Заметил эту свою особенность всего несколько лет назад.

На онкологию (и другие органические повреждения) проверялись?

Предполагая ход ваших мыслей, уточню: всего 2-3 года назад я заметил, что с самого детства не различаю людей. К слову сказать, заметить это было очень непросто. Трудно заметить то, чего не видишь, и никогда раньше не видел.

Скажите пожалуйста, передается ли аутизм по наследству от матери? Может ли женщина с РАС рассчитывать на здоровых детей? Спасибо!

Одна из существующих гипотез о том, что вообще вызывает аутизм, утверждает, что очень существенное влияние оказывает уровень пренатального тестостерона во время беременности. Если эта гипотеза верна, то ответ на ваш вопрос - да, может передаваться.

Риск рождения ребёнка с аутизмом в такой ситуации может быть повышенным, необходима консультация генетика, есть специальные генетические тесты для этих случаев, помогающие более объективно оценить риски. Шанс родить здорового малыша , конечно же, есть!

У меня у сына аутизм и гиперактивность, речи нет и до нее очень далеко. Уже 4 года знаем и пытаемся лечить/учить, но до сих пор нормального невролога/психиатра чтобы хотя бы гиперактивность уменьшить чтобы его так сильно не накрывало, чтобы не мешало образовательному процессу. И причины никто сказать не может, ни после МРТ и кучи анализов, ни после генетических исследований. Был один "невролог" который постоянно глистов лечил и восполнение искал загадочное. Оказался шарлатаном-нутризиологом.

Не все нутрициологи (подставить нужное) одинаково полезны.

Обсудите с грамотным психиатром, возможно, необходимо пробовать иные модели психолого-педагогической коррекции, а также иное медикаментозное лечение. Напишите в клинику письмо, мы порекомендуем вам хорошего психиатра.

Неплохо бы добавить в начало статьи расшифровку, что такое РАС. Я вот вообще понятия не имею, что это такое… =(

Расстройство аутистического спектра

Добрый день. Спасибо за интересную статью! Не ожидал такого плана информацию встретить на этом ресурсе. Для меня эта тема очень актульна.
Моей дочери сейчас 2.5 года. С самого рождения у нее наблюдалась задержка в развитии(поздно начала переворачиваться со спинки, вставать, ползать на коленях, только в 1.4 года начала ходить). В 1.8 года на приеме у невролога нам поставили подозрение на РАС. Прошли тест и по его результатам развитие было на уровне 10 месяцев. Начали заниматься с психологом. За 7 месяцев произошел сильный прогресс, в 2.3 года начали водить в обычный садик до обеда. Единственное что очень беспокоит это то что в 2.5 года дочь не говорит ни одного слова. После повторной консультации невролог предположил что у ребенка может быть "Механическая Алалия", прописала препараты Ноубут и Картоксин. Также посоветовала пройти обследование и сделать МРТ. Мы ходим подождать с этим до 3 лет(т.к это большой стресс для ребенка и нужно ехать далеко в другой город). В данный момент пока активно с дочерью занимаемся и надеемся что к 3 годам все таки будет результат...

Прошли тест и по его результатам развитие было на уровне 10 месяцев
Пройдите M-CHAT-R, именно на риск аутизма.
Ноубут и Картоксин
В смысле, Нообут и Кортексин? Ноотропы без доказанного действия.
Вам бы не ждать, а отдать ребёнка на ПАП (ABA) терапию и к психиатрам, которые специализируются на диагностике РАС.
Sign up to leave a comment.