Pull to refresh

Comments 57

Сам конкурс изначально не вызвал большого ажиотажа, и организаторы даже вынуждены были продлить его еще на полгода до лета 1967 года. Но первые публикации присланных работ в ноябре 1966 года вызвали поток новых писем.


В статье не хватает завершающего абзаца — много лет спустя организатор этого конкурса совершил своеобразный каминг-аут: рассказал как все это было на самом деле и до какой степени его достали и роботы и их создатели.

В общем и целом — он проводил эти мероприятия только по указанию руководства, с чувством глубокого отвращения.

Вот такой нежданчик, да.

Цитата из его истории как раз, но то что могли создавать такое в СЮТ и училищах, это ух и ах. Конечно, там за многими вещами стояли реальные производства-шефы, найти те же приводы промышленные например или управляющую электрику простому смертному точно было бы невозможно. И сравните с текущими реалиями, когда по факту тот же Робот Федор недалеко ушел.

Итак, Что нужно для создания человекоподобного робота? (по убыванию значимости):

  1. Страсть

  2. Интерес

  3. Упорство

  4. Азарт соревнования

  5. Незашоренный взгляд

    ...

    1. Технологии

    2. Деньги

Увлеченный преподаватель.

Цитата из его истории как раз, но то что могли создавать такое в СЮТ и училищах, это ух и ах.


У нас в школе был учитель труда, фанат своего дела.
(Я его застал уже в конце его жизни)

Так в школе, в широком коридоре второго этажа — стояли шкафы с его моделями — и чего там только не было.

И это были не модели, склеенные из пластика готовых наборов — а вещи, созданные с нуля в школьной мастерской (школьники, конечно, тоже принимали в их создании посильное участие)

Есть игрушечные железные дороги — в нашей школе была игрушечная троллейбусная линия — все как положено — штанги, протянутые провода и два троллейбуса ездили по двум сторонам «улицы», разворачиваясь на ее концах на троллейбусном круге.
Как это удалось сделать — я не понимаю до сих пор — с рельсами-то намного проще, но их не было.

Плюс был «компьютер» (1968 год) — по факту это был простой электронный калькулятор, но выглядело все потрясающе, особенно для учеников младших классов.
(после его смерти все экспонаты потихоньку растащили по домам)

найти те же приводы промышленные например или управляющую электрику простому смертному точно было бы невозможно.


Конечно. Все материалы были «от шефов». Но надо было уметь ими пользоваться, как в примере выше. Боюсь, что пионеры в создании роботов принимали намного меньше участия, чем школьники нашей школы.

И сравните с текущими реалиями


Если бы у нашего школьного Мастера были нынешние возможности — даже трудно представить, что у бы него получилось в итоге :)
В Boston Dynamics рыдали бы от зависти :)

Нет. В Boston Dynamics не рыдали бы от зависти. Совершенно глупо думать, что в означенной конторе работают люди, хоть сколько-то менее рукастые и мозговитые, чем Ваш школьный мастер.

У нас был антропоморфный робот фёдор, но по факту, это был кусок ... Но когда к нему приматывали изолентой огнестрел с холостыми патронами, выглядело это потрясающе. В глазах учеников младших классов, разумеется.

Совершенно глупо думать, что в означенной конторе работают люди, хоть сколько-то менее рукастые и мозговитые, чем Ваш школьный мастер.


У Boston Dynamics и школьного учителя труда в советской провинциальной школе 40-50-60х — возможности совершенно разные.

Таки не понял, что это меняет.

А можно почитать где-то? очень интересно

А можно почитать где-то? очень интересно


Была статья в ТМ, в перестроечный или послеперестроечный период, я ее тогда прочел и очень удивился.

Лет пять назад видел ее «перепечатку» в каком-то ЖЖ, причем почти с таким же набором картинок, как здесь (обложка ТМ с роботами, молодая Пугачева и т.д.) — по КДПВ даже подумал, что это она и есть :)

Номера то одни и те же из Техники-Молодежи, других источников очень мало. Фотографии тоже у всех из архивов авторов и если про тот же АРС писали где только можно, то найти фото того же робота РИД мне не удалось. То же самое про РУМ: есть до этого роботы у Мацкевича, есть иллюстрации из его книг, но именно нет в хорошем качестве.

Видео награждения похоже вообще кануло в лету.

других источников очень мало.


Был еще телерепортаж с ВДНХ и передача на радио, но они сохранились только в памяти.

Плюс в 60х была серия научно-популярных передач для школьников на ТВ, названия не помню, там в достаточно игровой форме популяризовались модные темы — космос, биология, роботы.
Последняя запала в память, так как было даже немного страшно :)

и если про тот же АРС писали где только можно,


Вообще-то тема с фото молодой неизвестной певицы АП в сети очень популярна, я такое читал раз 15, с 1997 года :)
(причем есть у меня подозрение, что именно я и запустил первым это фото в ньюсы :)
Ну и тема конкурса роботов обычно идет с ней в комплекте.

Видео награждения похоже вообще кануло в лету.


Все видео, что не было перенесено на кинопленку при помощи специальной установки — не сохранилось.

(между прочим, уже очень много лет нам по ТВ показывают киноверсию «Иронии судьбы» — именно в ней была ошибка в титрах. Фильм снимали одновременно на видео и на кинопленку, несколькими камерами одновременно (немного другой ракурс в версиях), причем видеоверсия была немного длиннее. Но, где-то после первого десятка показов, лента, похоже, поизносилась и ее списали)

Вот про АРС интересно, что он на самом деле умел. Потому что формулировки типа "мог взять телефон и принести его своему хозяину" или "мог сам встретить гостей и угостить их напитками" звучат как нечто недоступное даже на сегодняшнем уровне развития робототехники. Понятно, что за ними скрывается нечто более прозаичное, но тем не менее в тексты почему-то попадают именно они, да ещё и без пояснений.

Понятно, что за ними скрывается нечто более прозаичное,


По рассказам современников событий — там было простое ДУ
(хотя как сказать — для тех времен это было непростое ДУ :)
мог отвечать на телефонные звонки и аккуратно записывать их;

См. фильм «Вратарь», там есть прототип АРС :)

Один из руководителей кружков рассказывал, что когда они привезли своего робота на ВДНХ, то днем демонстрировали его на открытой площадке возле павильона Космос. Народу много, процесс утомительный, и руководитель отошел в сторонку по делам, оставив робота под управлением своих школьников.

Вернувшись, он увидел огромную толпу возле робота и бросился к ней, предчувствуя недоброе.
Но оказалось, что школьники просто почувствовали свободу и робот рассказывал толпе о том, что он «пьет водку ведрами» (успех был ошеломляющий)

Так что не только ДУ, но и еще дистанционная передача голоса с внешнего микрофона на встроенный в робота громкоговоритель

Ну пусть даже так. Но "взять телефон" или "угостить напитками" -- это как? Я могу себе вообразить такое только если телефон или чайник уже изначально прицеплен к роботу.

Но «взять телефон» — это как?




С 13-25 и далее. 1936 год, еще нет слова «робот» в ходу :)

«угостить напитками»


Это элементарно :)

На Хабре про него есть подробнее статья


image

Конструкция очень похожа на конструкцию манипулятора для подачи/снятия заготовок в станок — по технологиям начала 60х (позже вместо механики стали использовать более надёжную гидравлику или пневматику) — мне приходилось такие конструировать.

(вероятно, это и были части от списанного манипулятора :)
Фотографии робота АРС


Фрезерный станок (и не самый маленький), листогибочный станок, гильотинные ножницы, радиально-сверлильный станок и пара ванн электрохимического полирования (не считая отдельных комплектующих)

Он работал учителем черчения в железнодорожном техникуме города Калуги


Очень похоже на то, что его ученики работали на вагоноремонтном заводе (ныне АО Калужский завод «Ремпутьмаш» :)

Если посмотреть на всех роботов, то там части "от шефов" у всех ;)

Если посмотреть на всех роботов, то там части «от шефов» у всех ;)


«Сепулька» был разработан и изготовлен советской опытно‑экспериментальной фабрикой наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры общества «Знание» (с)

Т.е. по факту — это промобразец (кстати, по дизайну он и самый интересный).

Его бы в виде детской игрушки — да в массы… был бы хит.

Сепульку в политехе из Лего собирают. А вот идея сделать "наших" роботов как персонажей новой настолки, это надо подумать. У меня в планах перенести мою Битву Големов в космос, так может перенести на Луну 60-70 годов и сделать там роботов как раз ту же Сепульку, Нептуна и еще интересных, дать им определенные свойства и заодно и про историю рассказать?

Теплые магнитно-пленочные, не атомные сердца)

Не то что бездушный кремний :) Надо будет про более поздние конкурсы написать и сравнить технологии.

кстати, интересно откуда заглавная иллюстрация с обьявлением. Там ошибка - а зная щепетильность в этом плане тогдашнюю редакцию (и цензоров) - явно что-то не то.

Я коллекционер, и проверил по бумажному журналу и по сканам из полного цифрового архива - везде все ок.

P.S. Конкурс на лучшую конСтрукцию.

Это скан такой. Там грязь или повреждение бумаги в букве. Архив единственный теперь доступен в сети, а бумажные версии так вообще раритет. У меня в городе в библиотеках такое давно списано и уничтожено :(

Ну, 60-е еще не раритет, вот номера за 39-й - 40-е и 45-е года - это раритет. Хотя и они фигня по сравнению с первыми номерами (1933-й года ) эот я так, не обращайте внимание

Я понимаю, просто библиотечная политика у нас безжалостно уничтожает отличные издания, так как "пришло их время" :( И максимум их в столицах регионах найти можно :( а то и только в Мск и Питере :( Или в частных подшивках. Я сам учу студентов по учебнику черчения 60-х годов, потому что инженерная графика там написана нормальным языком, а базовые принципы и стандарты почти не поменялись. На современные издания смотреть без слез невозможно: опечатки, стилистические ошибки, ужасные иллюстрации и без души.

офф насчет «языка». Читал недавно «Занимательное черчение» 1977 года. Пособие для учащихся вводит в ступор современного дядю задачами.
иллюстрация

Вроде всё довольно самоочевидно, с каким термином у вас возникли затруднения?)

Вам очевидно потому, что вы в этой области работаете. Я этих деталей типа «глухарь», «косынка» никогда не слышал.

Инженер-конструктор в моем лице все эти термины знает. Единственное, что часть из этого теперь носит приставку (уст.), так как глухарь вы знаете как сантехнический шуруп (точнее болт), которым например унитаз прикручивают к деревянной тафте или доски скрепляют.

А вот косынки везде же, это нормальный термин. Посмотрите на любое угловое соединение из металлического профиля, там скорее всего будет косынка приварена для усиления и неразгибания.

А вот косынки везде же, это нормальный термин.

а для этого надо или на техническом учится и чтобы «труд» в школе был нормальный со станками молотками и напильниками
насколько я знаю сейчас с этим большие проблемы, в школе где я учился все классы со станками и т.п. ликвидировали… я наверное был в последний год когда оно было (1999)
в школе где я учился все классы со станками и т.п. ликвидировали


Когда я учился — в школе был предмет «Черчение».
Вроде как и ненужный, на первый взгляд — а как потом пригодилось в жизни.
(про «косынку» именно на этих уроках и узнали :)

Черчение отменено уже ой как сколько лет. Только сейчас чуть вернули в виде инженерной графики и то в виде предметов по выбору в технических профилях. А сейчас диверсанты на уровне министерства еще стараются и физику выпилить, типа если ребенок идет не в тех. вуз ему физика не нужна.

Там той физики… Я посмотрел современный учебник физики, где из физики только фамилия престарелого автора советских учебников. Офигел с содержимого и стал сканировать старые книги по физике и выгружать на nnmclub.

Ну хоть что же. А вопрос теперь стоит, что одиннадцатиклассникам, которые не идут по техническому профилю, даже вот это не нужно. Типа все равно им ЕГЭ по физике не сдавать.

В колледжах вполне технические специальности. Наверное им понимание физических законов больше в жизни пригодится.
Наверное им понимание физических законов больше в жизни пригодится.


Общее и специальное образование — вещи совершенно разные.
И они никак на заменяют друг друга
Судя по видео в соцсетях о номинантах на премию Дарвина, понимание физических законов продлевает жизнь.
P.S. к теме черчения:
Описание:
Школьный курс черчения дает теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, учит приемам работы чертежными и измерительными инструментами, учит выполнять изображения от руки, знакомит с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать чертежи.
Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе.

Аннотация к А. Д. Ботвинников и др. | Черчение (7-8 класс) [Изд. 5-е] (1986) [PDF]
Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека,


Вот это и было главным в этом школьном предмете — то самое, что так пригодилось в жизни
даже вот это не нужно


Это не им не нужно — это государству не нужно.
библиотечная политика у нас безжалостно уничтожает отличные издания, так как «пришло их время»


У большинства библиотек нет нормальных книгохранилищ.
Поэтому периодика быстро бы заполнила все помещения, поэтому ее через пять лет списывают (по крайней мере — так было раньше)

У научных библиотек книгохранилища есть, поэтому периодику там можно найти (как-то я заказал подшивку местной газеты за полугодие того года, когда я родился — было весьма познавательно: реалии быта очень быстро забываются.
Всего двадцать лет спустя уже никто не помнил о том, что для развода в свое время требовалось дать соотв. объявление в газету)

Уничтожать книги без перевода в сканированный формат - преступление. Но где это понять тем, для кого это продукт целлюлозный читательский в составе книжного фонда

Там проблема не в «пришло их время». Проблема в том, что беречь такие издания очень дорого, а платить за это читатели больше не хотят.
а бумажные версии так вообще раритет.


Но проблем :)

Заголовок спойлера
image


Это только часть, одна полка шкафа :)

Вам нужен робот сканировщик

Вам нужен робот сканировщик


Добрые люди все уже отсканировали.
Правда, иногда скан плохой или страницы пропущены — вот тогда открываю этот шкаф :)

Возможно, картинку взяли из скана в дежа-вю, а там такие подмены порой случаются.

нужен скан для сравнения :)

Моршанск, 1966 год, кружок автоматики и кибернетики. Один из моих родственников на первых кадрах.

Видео

Моршанск. Один из моих родственников


Когда-то (42 года назад) я чуть было не женился на девушке из Моршанска.
Интересно, где она сейчас :)
Sign up to leave a comment.