Pull to refresh

Comments 26

Большое спасибо за статью. Заказал для девушки два радиоконструктора (она решила обучаться искусству пайки и простенькому ремонту электроники) и одним из них как раз является первая (в статье) "Музыкальная шкатулка". Возникли проблемы с запайкой модуля 9561 (не совсем понятно было из схемы, как именно его подключать) - с помощью вашего фото и видео разобрался. Ну и теперь, опираясь на ваш текст, смогу объяснить девушке, как работает схема.

Здорово, что статья сразу пригодилась на практике!

УМЗЧ — усилитель мощности звуковой частоты — представляет собой просто NPN транзистор S8050, включённый по схеме с общим эмиттером

В таком включении нужен базовый резистор.

Выходит, что базовый резистор предусмотрен внутри микросхемы.

Вряд ли. Скорее, ток порта имеет максимум. То есть, микросхема насилуется.

Возможно и так. При питании от 5 вольт микросхема заметно нагревается.

Я в детстве делал классический вариант на 16 шагов, на 155 серии, где ИЕ5 и ИД3, и 16 резисторов, задающих частоту. Всё делалось из деталей, найденных на помойке, на картонке, соединялось проводками. Резисторы разместил на разъёме, такое подобие картриджа для смены мелодий.

Красота! Жаль, что это все не сохранилось.

Да, про утерю этой конструкции я иногда жалею. Поменял в те времена другу на что-то, наверное на другие радиодетали, и дальшейшая её судьба теряется в веках. Из электронных поделок с тех времён у меня сохранился только дверной звонок - тоже классическая схема двухтонального генератора на четырёх транзисторах МП38-39, с симметричным мультивибратором в переключающей части и ассиметричным в звуковой. Он до сих пор трудится по своему профилю, т.е. стоит у меня на двери и звонит, уже что-то около 28 лет.

Лет 20 назад когда в ходу были только телефоны по типу Nokia3310, а интернет только по DialUp, я собрал себе чудо дверной звонок на контроллер pic16. Изюминкой же была программа, написанная на ассемблере и умеющая воспроизводить миди мелодии для телефона. Вот только марку модели телефона не помню — что то из разряда Nokia3310 или Siemens.
Мелодии я записывал отдельно в память eeprom. Откуда их читал контроллер. В те времена, возможность воспроизводить мелодии от телефона в дверном замке казалась неимоверно крутой.


Корпус для звонка я взял от советской лампы:
image


Внутри на оси разместил маленький зеркальный шар, и 3 прожектора, которые при воспроизведении мелодии в такт моргали, а шар вертелся на оси.

Помню, был похожий светильник, назывался Ореол. Внутри была пленка из разноцветного пластика.

И оно крутилось от теплого воздуха от лампочки. У нас называлось салют

У моего не крутилось. То было бра, а не настольный светильник.

Как скучно мы стали жить, конструкции из наборов, творчество свелось к минимуму. Думать не надо.Только старинные аппараты порадовали.

Тут еще сложные конструкции в сравнении с микросхемами ISD1820, ISD17240PY, WT558D и их возможностями.

Никто не запрещает создавать конструкции с нуля, или значительно изменять существующие. Наборы просто снижают порог вхождения в творчество и позволяют поверить в свои силы.

Спасибо! Поностальгировал)) На УМС (если мне не изменяет память, УМС 8-05 "Сказки венского леса") собирал дверной звонок 30 лет назад)) ... И ещё, на какой-то из подобных микросхем, плюс добавил немного рассыпухи, делал звонок с выбором мелодии (нажал кнопку один раз - первая мелодия играет, два раза - вторая, и тд)

Класс! Если мне не изменяет память, то подобные конструкции публиковали в восьмидесятых в "Моделист-Конструктор" и в приложении к "Юный Техник".
А в тему музыкальных шкатулок, не могу не добавить классический советский мультфильм "Шкатулка с секретом".


Делал 30 лет назад в качестве диплома с практическим исполнением в радиотехнаре. Кто-то из преподов забрал наверно. Исходная схема была безтрансформаторная, но пришлось ставить транс, время поджимало, а тогда с простыми импульсниками было не очень. Последний бит ПЗУ был на удержание реле.

Интересно, что эти китайские платки, что отдельно, что в составе конструктора, стоят дороже, чем модуль mp3-плеера со встроенным усилителем, слотом под microsd-карту и возможностью подключения пары кнопок (он стоит рублей 80).

Этот модуль, по-моему, не начинает проигрывать при подаче проигрывания. Надо одновибратор на Play повесить.

"серийность" меньше платки для MP3 кучами делают (возможно на автоматической линии) и продают во многих магазинчиках

опять же конкуренция

а такие конструкторы - раз-два и обчелся

причем частенько сложность конструктора почти не влияет на его стоимость радиоприемник ФМ на несколько десятков деталей дешевле какой-нибудь мигалки на микрухе с несколькими резюками и светодиодами

В моем пионерском детстве большой популярностью пользовался имитатор звука подскакивающего шарика ) Потому что простой и не требует (почти) наладки. Другие имитаторы звуков - электронные канарейки, имитатор звуков мяу и прочие, были немного сложнее и требовали кропотливой подборки номиналов резисторов и конденсаторов для более реалистичного звучания. Это уже было не всем под силу. Сейчас в кружке с детьми собираем разные примитивные пищалки на 555 таймере - от аналога терменвокса до сирен. На ближайших занятиях будем собирать "доставалку" - схему, которая раз в несколько минут издает в течение секунды противный писк. У китайцев тоже есть подобные игрушки, видел в продаже на Амазоне, на микроконтроллере. Мы же делаем на жёсткой логике, это дёшево и вполне по силам школьникам 4-5 класса, которые составляют основной контингент кружка

Как раз недавно в рамках кружка по радиоэлектронике занимались работой с микросхемой серии УМС. На этой микросхеме достаточно удобно делать проверялку для работы, например, передатчиков. Но мелодия однотонная и слишком "писклявая" на слух. Поэтому была придумана симуляция политонического звучания способом деления частоты (дважды) и смешения исходного сигнала и результата.

Ведь сигнал на выходе УМС7 по сути цифровой. Приводим его уровень к TTL, делим частоту на 2 JK-триггером, еще раз делим, все прокладываем буферами и смешиваем результат. Чтобы не было ВЧ-выбросов, которые серьезно мешают в некоторых случаях — скругляем выходной сигнал фильтром Чебышева 5 порядка с частотой среза около 5КГц и усиливаем.
Схема, плата и результат.
Плата была сделана лутом, обвязочные детали применялись в основном smd, припаяны учащимися. Выглядит в итоге вот так.

Красота! Можно еще попробовать овердрайв для получения четных гармоник и пару формантных фильтров, тогда получится ближе к звучанию музыкального инструмента.

Sign up to leave a comment.