Pull to refresh

Comments 63

У нас в Украине в правилах безопасной эксплуатации электроустановок есть требования допуска по месту работу и члены бригады на месте работы проходят инструктаж от допускающего и расписываются в наряде, что инструктаж пройден. Ну это вкратце. Вот мне интересно, а как у вас? Они в планшете расписываются стилусом? Дальше у руководителя работ должна быть одна из копий наряда для инспекции, для оформления в конце концов для уточнения рабочих позиций, чтобы не влезть в соседнее аналогичное оборудование на которое допуска нет, чтобы прикрыть наряд в конце рабочей смены. Это что каждому руководителю по планшету?

Совсем-совсем по уму — использовать цифровую подпись, на всех ответственных выпустить сертификаты.
Это что каждому руководителю по планшету?
Я далёк от работы с электричеством, но как по мне — один планшет вместо девяти тысяч журналов не только удобнее, но ещё и дешевле (особенно если убрать накладные расходы на прошивание, нанесение реквизитов, регистрацию, хранение и так далее).
Но никто не отменял расходы на выпуск квалифицированной ЭЦП и затраты на инфраструктуру и сопровождение PKI. Затраты на замену/ремонт планшетов ( и штат, обслуживающий все это.) Тут возникает еще один вопрос… как контролирующие органы относятся к ЭП при проверке/расследовании несчастных случаев на производстве?
В правилах безопасного ведения работ нет требований к тому, чтобы электронная подпись была усиленной. Есть требование, чтобы она соответствовала требованиям ФЗ-63 «Об электронной подписи». Статья 9 этого ФЗ описывает, в частности, простую электронную подпись. Контролирующие органы ориентируются на законодательство.
Ну тут дело в том, что серверы и данные могут находиться в одном-двух ЦОДах, а не на каждом объекте. Для мелких предприятий это всё, конечно, бессмысленно — а вот для крупных компаний типа Газпрома или Роснефти вполне может и окупиться.
Газпрому и Роснефти вся эта возня с электронными подписями для рабочего персонала/мастеров не нужна от слова совсем…

Есть требование заполнения каждого экземпляра наряда от руки с запретом использования копирки. Сделано это для того, чтоб в случае расследования инцедента определить кто реально делал запись в наряде, а кто тупо подмахнул свою подпись.

ЭЦП равносильна подписи от руки. Даже надёжнее. Опять же, в случае чего журналы имеют свойство заполняться задним числом или вообще теряться, а в случае ЭЦП эти риски снижаются.

Еще раз — заполняют два экземпляра от руки чтобы было видно кто заполнял наряд и кто только поставил подпись. В наряде пишут выдавший наряд, допускающий, ответственный руководитель и расписываются первые три, а так-же наблюдающий, производитель и каждый член бригады. И все в двух экземплярах.


И да, журнал заполняется "задним числом", т.е. после завершения работы, и это не нарушение — так определено. И журналы не теряются — их два.


Риски снижаются тогда, когда имея бумажный наряд на руках, в случае аварии, ты можешь доказать, что все сделал правильно и лично твоей вины здесь нет. И ты можешь без проблем сделать копию этого наряда и даже заверить ее.

Если требование заполнять наряд от руки и есть, то точно не в федеральных нормах и правилах. Такое требование может быть издано в рамках организации, но оно избыточно. Особенно с учетом того, что ФНиП по правилам безопасного ведения работ однозначно разрешает использовать электронный вариант.
UFO just landed and posted this here
Ну так-то и установка может не включиться, трактор может не завестись, рабочий может прийти пьяным. Всё встанет? Да нет, просто либо возьмут ресурс из ЗИП, либо быстренько починят на месте.

Вы представьте — удаленный объект и без дежурного персонала, связи никакой кроме стационарной радиостанции, по которой вы кстати можете получить наряд или распоряжение. Планшет из ЗИП с актуальным нарядом взамен сдохшего, вы серьезно?
Идем дальше, мороз за тридцать, вы в одеревенелых диэлектрических перчатках вытаскиваете из-за пазухи планшет смотрите в него и быстро возвращаете обратно — чтоб от низкой температуры не выключился. А бывает еще и дождь, и жара. Бумажка в пленке все переживет, за планшет не уверен.

Не буду с Вами спорить — у меня опыта работы на таких площадках не было. Просто люблю электронные технологии, а бумажки меня бесят. Может быть, пока действительно для планшетов рановато.
Но через сколько-то лет, когда покрытие сотовой / спутниковой связи будет почти везде — мне кажется, бумага неизбежно подвинется.
И автор статьи тоже с Вами согласен, что планшетам ещё рано в суровую российскую зиму)
Ничто не мешает оформить наряд в электронном виде и сделать бумажный экземпляр для ответственного за проведение. А пока будем молиться за прорывы в разработке морозоустойчивых аккумуляторов для планшетов.
И чего добились? От рукописных журналов не избавились, но зато добавили дополнительно заполнение в электронном виде.
Почему это не избавились? Журналы регистрации нарядов на тех предприятиях, куда уже зашли, исключительно электронные. Никакой бумаги. Записи в журнале заверяются простой электронной подписью. Плюс логи всех изменений.
А вот интересно, почему нельзя печатать одну копию для производителя работ, а у допускающего электронная версия — уже бумаги вдвое меньше и со статистикой работать можно и бумага с подписями останется (обычно после закрытия наряда эту копию все равно сдают и подшивают где-то)
PS. В России тоже нужен инструктаж на месте проведения работ. По факту везде по разному. Где то помимо касок подшлемники в обязательном порядке заставляют надевать и на видео процесс допуска писать, где то у допускающего под копирку подписи ставят.
Так можно сделать в случае, когда все подписи электронные. Я не уверен сейчас, что сможем отказаться от бумаги на месте проведения работ из-за суровых зим, когда заряд аккумулятора на планшете становится непредсказуемым.

Во тольк вы не учли, что допускающий не просто ставит подпись. Он выполняет определенную нарядом подготовительную часть работы, допускает к работе и производит перевод на другое место и окончания работы. И все с записью в оба экземпляра наряда-допуска, и только после записи производитель делает какие-то телодвижения, не ранее того.

Тема с инструктажом заслуживает отдельного поста. Надеюсь, смогу вернуться с ним осенью, когда мы сделаем задуманное по инструктажам. Расписываться стилусом в планшете – точно не вариант, полгода копали эту тему. Что касается планшета, то да, это идеальное состояние. В нашем случае, выбор планшета сильно усложняется климатом – на наших ведущих заводах зимой минус 40˚С бывает очень часто.
В России также. Но при многодневном наряде в машзале какой-нибудь ГЭС никто не будет ходить повторно на место, подписывают у себя. Хотя на объектах ФСК допуск происходит на камеру, в московских сетях на диктофон, с контрольными вопросами, правда, простыми, чтоб каждый монтажник смог ответить.

В России тоже. Целевой инструктаж — и подписи членов бригады.


Но кто мешает после согласования наряда-допуска распечатать бланк?

Механикам, которые непосредственно занимаются ремонтами, не нужен рабочий компьютер.
Но коммуникатор с клиентом ЭЦП им организовать можно?
Хотя-бы один, на месте выдачи нарядов.
В случае с простой электронной подписью это означает, что люди должны по очереди вводить логин-пароль. Кто-то этот пароль может забыть или ввести с ошибкой. В период остановочного ремонта в бригаде бывает и 30, и 40 человек. В таком процессе с одним устройством сбор подписей станет долгим.

А че у вас там с законодательством в части биометрики? Можно ли скан отпечатка пальца использовать как эл. подпись?

Отличный вопрос. Теоретически можно, о практическом применении пока не слышал. Но это направление, в котором мы идем.
В таком процессе с одним устройством сбор подписей станет долгим.

Ладно, можно выделить три.
Или два, если три — слишком много.
А зачем логин-пароль? Может, как в РЖД — терминал и смарт-карты (квалифицированная электронная подпись) у работников?
Вон, на хабре было даже несколько известных статей наэту тему. Например, habr.com/ru/company/boxowerview/blog/202698
Терминал и смарт-карты во-первых, сильно дороже. Во-вторых, избыточны для подписания такого документа. В-третьих, решение, которое, даст бог, вызреет, будет удобнее смарт-карт и терминалов.
У ведения в электронном виде есть ещё один плюс (правда, для некоторых компаний это минус) — теоретически, исправить/сделать «задним числом» его сложнее…

Что в принципе как плюс так и минус. Потому что иногда нужно срочно оформить наряд, а в законодательстве есть требование, что наряд должен выписываться заблаговременно. Так вот бывает, что все готовы сделать все, чтобы бригаду допустить, но потом контроллирующие органы натянут всех, что наряд выписан поздно, если это будет так элементарно проконтроллировать. Так что простой может возникнуть из-за этого.

Я на практике неоднократно видел ситуацию, когда сначала производились работы, а уже потом оформлялась вся разрешительная документация. В компании — госмонополии :))
Такими вещами занимаются очень отчаянные люди.
Жизнь — штука сложная. Иногда другого выхода нет — иначе много кто может потерять должности, а некоторые и уголовку получить :((
Строго говоря, в законодательстве нет требования «наряд должен выписываться заблаговременно». Эту заблаговременность диктует реальность.
А у него есть много других дел, кроме подписи, и его может не быть на месте, значит, надо подождать, пока он вернется с совещания и поставит подпись.
И что изменится в случае с электронным? Также будут ждать с совещания.

Главная проблема в том, что бумаги будет расходоваться столько же, ведь один экземпляр должен находиться непосредственно на месте проведения работ, второй — у руководителя объекта. И ещё копия для охраны может потребоваться, потому что допуск на территорию объекта иногда производится по нарядам: нет наряда — нет работ, тогда что вы тут делаете?
Но вообще я за электронный вариант, конечно.
В целевом видении бумаги не будет вообще, либо ограничимся экземпляром на месте проведения работ. Что касается ожиданя с совещания, то возможность подписать документ удаленно и отсутствие такой возможности – большая разница.

Согласен, беготни меньше: составил н/д, отправил, пьёшь чай.

В общем для сбора статистики, можно было бы посадить одного человека, который бы занимался сканированием нарядов и заполнением необходимой информации в БД.
У нас, например, у каждого мастера выдающего наряд, есть ПК или доступ к ПК, где у него есть папка с типовыми нарядами на его оборудование, так что вся сложность только в том, чтобы поменять года, членов бригады и проверить, что ничего по мерам безопасности не изменилось. И распечатать. (На предприятии организован сбор макулатуры). Но выписка типичного наряда занимает не много времени, основное узкое место — допуск по месту, ибо допускающих оперативников, как правило не много, и им физически нужно пойти на место, показать что выполнены меры безопасности, провести инструктаж, убедиться что поняли, собрать росписи и вернуться обратно. Поэтому не пойму, как электронный наряд ускорит допуск к работе. По-моему с вводами логинов и паролей это только дольше станет.

Можно посадить одного человека. Важно при этом, насколько добросовестным будет этот человек. Это же безумно унылая работа, от которой можно сойти с ума примерно через неделю. Формирование наряда и правда занимает не много времени, но его согласование и утверждение, которые почти всегда требуют перемещения по территории предприятия, – это уже другие временные затраты.
Каждое оформление наряда-допуска — это всегда время. И до того, как мы начали, это время составляло 1,5-2 часа. То есть команда из 10 человек во всеоружии могла пару часов сидеть и ждать, пока наряд-допуск пройдет все бюрократические шаги, и можно будет идти работать. Напомню, что нарядов — десятки тысяч. И если уже вот такие временные потери по простою бригад переводить в деньги — это десятки миллионов рублей в год.
Когда мы пилили подобный софт, клиенты планировали обслуживание узлов за месяцы до непосредственно исполнения. Простоев не было.

Были проблемы вроде «планировали обслуживание насоса XYZ, но его успели заменить на XYZ-3, а у него требуемый допуск не Инженер-4, а Инженер-5, и для обслуживания надо не 20 гаек открутить, а 23...».
Планирование и у нас идет заблаговременно. Но невозможно распределить весь персонал на месяцы вперед. Кроме того, случаются неплановые ремонты.
Коллега, я где-то в логической цепи продолбался. Давай заново?
1. Мы говорим о переводе план-нарядов из бумаги в цифру.
2. Экономия на бумаге при этом не окупает содержания отдела разработки. (тут мы согласны)
3. Твоя позиция: цифра помогает сократить время простоя бригад, экономя дохреналиарды. Согласен, это рабочий вариант.
4. Моя позиция. При нормальном планировании можно готовить план работ хотя бы за день до исполнения. Практика подтверждает. При этом не понадобится непрофильный цифровой отдел.
5. Наконец, авралы. Вы решили цифрой, и решение рабочее. Однако ту же проблему можно решить улучшением процесса согласования.

Грубо говоря, вы экономите деньги, автоматизируя бардак, и за это вам респект.
Альтернатива: навести порядок в процессах планирования и согласования. Но от вас это слабо зависит.
Нигде не продолбался в логической цепи. Пункт 4 – очень резонный, но правильный цифровой инструмент дает возможность драматически улучшить ситуацию. Порядок в процессах планирования и согласования от нас зависит. Создавать цифровое решение, соглашаясь на незыблемость процессов – тупиковый путь.
Как это «работаю в функции»? Вы что — переменная?
Неужели нельзя по человечески структурное подразделение назвать?
Было интересно принять участие в Вашем Воркшопе на U-Novus, я разрабатывал систему по RFID-меткам)
Первый этап реализации хорош, и действительно позволяет ускорить подготовку наряда-допуска и его выдачу, но далее возникают сложности в реализации.
Попытаюсь описать как это происходит у нас с некоторыми допущениями/упущениями на примере «огневых работ».
1. Сформировать наряд. Наряд выдает начальник структурного подразделения с указанием ответственных лиц и мер по подготовке и проведению данных работ.
Кто действительно разрабатывает мероприятия и тем самым формирует наряд у нас в правилах конкретно не указано, но если исходить из того, что выдает начальник подразделения, то именно он и разрабатывает мероприятия по подготовке и проведению, а также назначает ответственных лиц.
В этом случае не сложно организовать электронный наряд (список оборудования и меры безопасности на каждой единице).
2. Передача наряда ответственному лицу за подготовку места выполнения работ для реализации мероприятий, указанных в наряде, по подготовке (здесь возможна пересылка и визирование цифровой подписью о получении наряда). У нас организатор — это ИТР, у него есть стационарный компьютер, но что бы было быстро, он должен организовать выполнение подготовительных мероприятий по месту(скорее всего с помощью подчиненных ему рабочих) и дадим ему планшет, он отметит реализацию (подпишет, что подготовил).
3. Сдача подготовленного объекта ответственному лицу за проведение данного вида работ. Должна быть выполнена на месте проведения работ (мол вот я реализовал подготовку принимай результат), вызываем ответственного за проведение, отбираем планшет у ИТР подготовившего, авторизуемся, и отмечаем, что работы выполнены в полном объеме, мы готовы приступать (начинаем реализовывать меры указанные в части проведения работ).
4. Тут мы должны провести целевой инструктаж рабочим и отметить это дело в наряде (что они мол объем работ поняли, и риски все, тоже готовы обходить стороной), тут не знаю, у нас нет учетных записей у рабочих, они меняются, наверное как-то можно реализовать. Мне сложно представить.
5. Передаем наряд руководителю подразделения (тут опять как бы легко: стационарный компьютер или несем планшет руководителю, цифровая подпись — готово), он разрешает проведение работ. Приступаем.
Прошло тех же 2 часа, но с новыми цифровыми технологиями.
Я уверен, что упрощение и сокращение времени для данных операций возможно, но выход на место производства, разъяснение цели работ, а также методов безопасной реализации занимает большую часть времени и очень важно для здоровья работающих. Первый этап — формирование наряда с необходимыми мерами хорошо ложиться на «упрощение» и «цифровизацию», далее на мое видение гораздо сложнее.
P.S. Сам ранее сделал несколько заготовок в Excel с мерами под различные виды работ и выпадающими списками работников (там их было не более 20), распечатывал наряд и подписывал далее «вживую». Ваша реализация конечно красивее, моих навыков хватило на такой вариант исполнения и стоил он мне 2х вечеров. Сейчас времена и технологии сильно изменились, надеюсь Вам удастся реализовать данную идею, жду продолжения.
Спасибо, очень хорошо описали процесс. Он не сильно отличается от того, что есть у нас. Но у вас в первом этапе нет такого события, как утверждение наряда начальником производства. А его подпись часто оказывается получить непросто. Продолжение будет и, скорее всего, по большей части про пункт 4.
С 2017 года нормативно-правовыми актами допускается оформление наряда-допуска на выполнение газоопасных, огневых и ремонтных работ в электронном виде, вместо наряда-допуска оформленного на бумажном носителе. При работе с электронной формой нам также необходимо ориентироваться на федеральный закон «Об электронной подписи».

Не затруднит поделиться ссылкой на эти документы? Когда в 2013 году сделали это в нашей компании и до настоящего времени ПО используется только для автоматизации процесса формирования (подстановка формулировок), а согласование официально ничего не значит — и всё это под под разъяснения службы охраны труда, что НД только в бумажной форме.
А как насчет пропусков на проходной? Элементарную систему документооборота внедрить и люди годы человекочасов не будут проводить на входе.
Мы идем и в эту сторону. Интеграция с пропускной системой еще позволяет существенно упростить работу по нарядам с подрядчиками.
С SAP пока нет, но будет. В этом процессе очень важна интеграция с кадровыми системами и системой управления контроля доступом, потому что огромный объем работ выполняют подрядчики.
А какая ERP система у вас? Сложно было интегрироваться?

Я упомянул SAP, потому что в отрасли, где работаю я (газотурбинные электростанции) в качестве основной системы управления предприятием обычно используется SAP
У нас тоже SAP и процесс интеграции нельзя назвать простым. Во многом, не столько из-за непосредственной интеграции, сколько из-за организационно-бюрократических процессов.
Имел в своей жизни достаточно долгий опыт работы в одной крупной нефтеперерабатывающей компании в республике Татарстан. Так же имел счастье столкнуться с оформлением, согласованием и утверждением н/д, а затем и надзором за работами повышенной опасности.
К слову работал я на инновационном объекте заканчивающий этап строительства и переходящий в стадию пробных пусков. Как правило в технологических процесса, ранее неопробованных, встречается уйма подводных камней. Так что проведение работ повышенной опасности и вследствие оформление н/д было каждодневной рутиной.
Не могу сказать, что цифровизация н/д станет панацеей от всех проблем, но вот что я думаю по этому поводу полагаясь на свой опыт:
1. Оформляем н/д и направляем на проверку: отдел ОТ (охрана труда), пожарная служба (если это огневые работы), газоспасательную службу (газоопасные работы), начальнику цеха, главному инженеру предприятия. Так как каждый из них вносит правки в отдельном документе это может привести к противоречию во внесенных корректировках.
2. Крайне удобно иметь базу данных схем площадок и оборудования.
3. Работал начальников смены и как вы думаете когда я заканчивал оформление всех нарядов со всеме записями во всех соответствующих журналах. Если я начинал в 8:00 то заканчивал в 11:00. Ну и не будем забывать о бригадах ожидающих в очереди на оформление.
Возможно на других производствах процесс утверждения наряда перед началом работ иной, я описываю, то с чем столкнулся сам.
3. Иногда возникает необходимость поднять данные по работам проводимых скажем 2 месяца назад. Журнал не обладает всеми данными необходимыми для анализа (где конкретно наварили шов, какую межфланцевую прокладку поставили, какие участки трубопроводу оглушали и т.д)

Но у меня возник вопрос, как у вас реализовано подписи членов бригады в цифровом н/д и скажем работника лаборатории, который делает отбор проб за пару минут до начала проведения газоопасных работ.
Реализация подписей членов бригады в цифровом виде у нас в процессе. Не буду реализацию описывать до той поры, пока она не сделана. А пробы воздушной среды у нас отбирают ответственные за подготовку из числа сотрудников производств. Работников лабораторий мы не ппривлекаем.

Минтруд в разъяснении (письмо от 12 января 2023 г. N 14-6/ООГ-97) пишет, что инструктажи подписывать ЭЦП нельзя (ссылается на 22.1 ТК РФ). То есть вся нарядная система (а там подписи как раз таки за инструктаж) становится невозможной к подписанию ЭЦП.

Как вы это обошли?

Sign up to leave a comment.