Pull to refresh

Comments 99

Зато джуны имеют буквальное значения!

Наконец-то кадровый голод IT-индустрии будет решён с помощью детского труда :)

Ждём, когда на Хабр Карьере появиться вакансия Scratch разработчик)

Так и не увидел примеров "уже не игрушки". Имхо, все еще игрушки...

Доброго. Быв в Рязани на "выставке новейших технологий") там был представлен роботизированный конвейер. Так сказать зона складирования. Больше всего удивила программная часть. Она была написана на Scratch... Сначала я от души посмеялся (про себя). Но потом задумался. А почему, нет? Ребята молодцы, что решили задачу при его помощи. На безрыбье и рак рыба...)

Это говорит только о низкой квалификации программистов. Или постановке задачи "сделать так, чтобы роботом мог управлять ребенок 10 лет". Или "для MVP и так сойдет". Но ничего не говорит о Scratch.

Это говорит о том, что при очень большом желании можно сделать что-то не слишком приспособленным для этого инструментом. И даже качественно сделать. Можно стамеской браслет на часах поменять? Можно, и многие дома так и поступают. Можно в электронных таблицах пиксель-арт создавать? Запросто, творчество Тацуо Хориучи довольно известно. Можно консервной банкой хороший снимок? Ну, это баян... Но предназначенным инструментом всё же несколько удобнее, чем не предназначенным. В случае с конвейером это будет Ladder, конечно же: осваивается за одно занятие хоть ребёнком, хоть взрослым, если заранее знаешь, что такое реле. А потом как по маслу.

Пример. На Scratch сделали полноценный 3d платформер, написав движок 3d на основе дополнения "ручка", по сути аналогичного условному tkinter. Я согласен, что это всё ещё игрушки, но какие! Ссылка: https://youtu.be/L5dwtgyIRhE

Побаиваюсь что к тому времени как эти дети выйдут на работу интерфейс продуктового программиста будет выглядеть примерно как скретч :-(

А все началось с богомерзкого Питончика )). Еще остались люди, которые могут работать с указателями на плюсах?

Вот никак не могу понять - чего такого страшного в указателях, что ими всех так пугают? Массивов же никто не боится? Чем адресация по памяти концептуально отличается от адресации массива?

Дело не в адресации, а во времени жизни. Надо же следить за валидностью указателя, выделять/удалять память в нужных местах и в нужное время. Это не то, чтобы когнитивно сложно, просто напряжно немного. Лишняя деталь, за которой надо следить. А уж если еще и многопоточность включается в игру, то тут вообще весело становится.

  1. Указатель на куче

  2. Указатель на стеке

  3. Указатель на переменную

  4. Указатель на инстанс класса

  5. Указатель на функцию

  6. Указатель на таблицу виртуальных методов

  7. Указатель this

  8. Пустой указатель (void *)

  9. Нулевой указатель (nullptr / NULL)

  10. Указатель на метод класса

  11. Указатель на член класса

  12. Указатель на наследника/родителя класса

  13. Указатель на указатель (...N-1 раз) на указатель массива (в миру - указатель на элемент N-мерного массива)

  14. Почти все те же пункты для ссылок, которые тоже указатели, только без nullptr_t/ NULL.

Ну, да, ничего страшного, всего-то дцать пунктов не считая операторов, семантики разыменования и кастов.

Ааа. Вы про это. Может у меня просто профдеформация от того что я на этом всём "вырос" (от бейсика через паскаль и асм в c++), что просто не думал никогда, что для остальных организация программной памяти может быть чем-то необычным.

Учитывая, что часто про такое очень скудно рассказывают в учебных заведениях допускаю, что многие познавали подобные вещи эмпирически. Некоторые начинали с C#/Java/JS и там всё это спрятано за абстракциями и в явном виде присутствует, где-нибудь в документации в виде загадочного "передается по ссылке/по значению". А приходя в языки с указателями чуствуют себя не в своей тарелке как от синтаксиса всего это дела (привет спирали), так и от, собственно , пунктов выше. А если оно в шаблоны намешивается... Недаром стандарты занимают по несколько тысяч страниц.

Что сейчас рассказывают в ВУЗах, я не в курсе, давно отучился и по программированию чисто самоучка. Но я давно придумал поговорку про плюсы и указатели:«Си и С++ как проститутка, сделает все, что ты захочешь. Но безопасность секса полностью на тебе. А другие языки, как надежная жена, ничего не подцепишь, зато и удовольствия ноль ))».

Я сейчас зарабатываю на трейдинге, то есть бацаю на MQL4/5. Там тоже нет указателей, хотя язык очень близок к плюсам, разрабы постарались не выдумывать новых сущностей. Там вместо указателей, как и в шарпе, дескрипторы. То есть моя любимая арифметика указателей не работает. Ну и что? Это не мешает писать торговых роботов, а если приспичило поизвращаться, всегда к услугам VS C++ с созданием DLL. Но указатели я люблю, приятно понимать, как работает код. А еще забавнее разбирать ASM, сгенеренный VS C++, да еще в режиме полной оптимизации. Чувствуешь себя дауном ))

а как же указатель на указатель?

Ну так данные приятно хранить в "коробочках".

Я расскажу Вам одну историю. Примерно в середине 2010-х обучал народ программированию для форекс, языки MQL4/5, это очень близко к С++. И когда проходили массивы, мне один парень сказал:«C одномерными массивами все понятно, это вектор. С двухмерными тоже, это матрица. Трехмерные это куб. Но с четырехмерными я не могу себе представить». То есть чел не мог мыслить абстрактно. И я придумал аналогию именно с коробочками. Есть коробочка, это четырехмерный массив, в нем лежат трехмерные массивчики и так далее. И тут парня пробило:«Теперь я все себе представил!»/ Наверное, детям тоже важно представить все в голове.

20 лет пугают чем-то подобным, а на самом деле… Что на самом деле? )

Blueprint уже можно сказать такой

Суровые польские детишки

На самом деле я игрался, весьма интересно этих роботов программировать в условиях, приближённых к боевым.

Просто это как бы маленько отличается от перетягивания блоков в Scratch. Нас помнится тоже хотели когда-то бейсику научить и книжку читал даже по нему детскую, где был генерал $Inkeys и ещё какие-то персонажи - GOTO/GOSUB и прочие.

Просто это как бы маленько отличается от перетягивания блоков в Scratch.

Вся разница в том что, вместо перетягивания блоков, идет печатанье на клавиатуре. Почему-то, начинающим и детям приятнее складывать слова мышкой, а не печатать на клавиатуре. Хотя печатать и быстрее и читать потом такой код легче.


Может, потому что есть меню с набором блоков и не надо вспоминать, а что же тут надо напечатать, а можно, как в вопросе с вариантами ответов, выбирать из имеющегося.

Почему-то, начинающим и детям приятнее складывать слова мышкой, а не печатать на клавиатуре. Хотя печатать и быстрее и читать потом такой код легче.

Начинающим как раз печатать очень медленно! Возможно, вы уже забыли, но я вот помню как просматривал последовательно в среднем 14 клавиш, и так для написания каждой буквы. Да, чтобы написать begin в том же Паскале мне приходилось смотреть около 80 клавиш. Разумеется, тут работа мышкой выглядит намного эффективнее.

Ну неужели все приемущество этих no-code подходов — это помощь очень медленно печатающим людям? При перетягивании мышкой тоже же куча времени уходит на поиск нужного блока и перетягивание его. Со временем человек выучивает расположение блоков. Ну так и с клавиатурой люди учатся печатать быстрее.


Тут что-то еще должно быть. Ведь неспроста новости о no-code визуальных инструметах программирования обычно соседствуют с мыслями вроде "программистов заменят кухарки". Чем-то еще оно должно казаться любям проще.

Блоки показывают скоуп и избавляют от ошибок типа

if (blabla) doThis();
andThis();// oops 

for (auto i = 0; i < getSomeSize(); ++i) 
applySomething(item[i]);
applySomething2(item[i]); // ERROR: what is i?

Туда же добавляются крутилки всякими диапазонами, цветами, геолокацией и прочим. Тут же рядом рисует какую-нибудь превью с результатом текущего шага (если мы конечно говорим в общем за no code, а не только Scratch). Всё это понижает количество ошибок, совершаемых людьми в момент обучения программированию и ускоряет цепочку удовольствия, что позволяет затягивать в программирование дальше. В некоторых ситуациях такие блоки скрывают немало головной боли при использовании не самых тривиальных вещей - помнится где-то в сети был конструктор Android-приложений, который избавлял от головной боли с созданием и переключением вьюх - просто жмешь плюсик -вот тебе фрагмент, бахаешь какой-нибудь запрос и тут же его разбиваешь на виджеты на экране и заверте... Многие рутинные вещи уходят, оставляя с живым результатом, который можно пощупать, почти не отходя от кассы. Конкурентность таких приложений конечно под вопросом, но для новичка в программировании - немалый бонус к морали.

Спасибо. Ваша мысль об избавлении от мелких проблем и ускорении цепочки удовольствия от сразу же видимого результата, скорее всего и есть то, что я никак не мог понять. Если так подумать, то даже ускорение печатания для начинающих — само по себе весомый плюс для начинающих учеников.

Ну, scratch всё же про визуальное программирование, а не no-code.

А где разница между ними проходит?

Визуальное от текстового легко отличить, а no-code - это больше про аппликацию и конфиги, но сильно разбавленное маркетингом и под no-code и low-code могут много чего подтащить и продать. То есть они по цели отличаются - визуальное программирование про делать что-то визуально, no-code про делать что-то минимально и быстро.

А что, медленно печатающих прямо очень много? Быстро печатать - более распространённый навык, чем программировать.

Я в QBASIC в итоге толком так и не смог, поэтому корректность операторов не отложилась. Аналогично с диалектами Visual Basic.

В QBASIC и я не силён, ибо "проходил"... мимо. Вот в классических Бейсиках с нумерацией строк как рыба в воде, до сих пор.

А потом Бейсик обвиняют в приучении к "спагетти". Хотя приучает к этому не сам Бейсик, а последовательность обучения: сначала рассказывают про GOTO, дают несколько раз применить, и лишь затем сообщают, что ещё существуют, оказывается, GOSUB и RETURN. Если рассказывать одновременно, проблема "спагетти" может и не возникнуть.

О, колобот прекрасен, я в него в институте играл.

Для детей язык - Pascal, PascalABC. Выстрелить себе в ногу сложнее.

А скрэтч ещё можно встраивать в свои продукты. Например, есть роботы-конструкторы Skribot, так вот они программируются в том числе и скретчем, что как простой первый этап вхождения весьма может быть неплохо. А далее уже Си, Пайтон и тп.

Паскаль 6-летнему не зайдет. А скретч вполне.

Да мне кажется уже есть какие-нибудь умельцы которые экспортируют это в какой-нибудь диалект лиспа и потом компилируют в нативные бинари.

Не надо Паскаль. Я употел племяннику объяснять, почему в Паскале возврат значения из функции сделан марсианами.

А что не так с переменной Result?


Для небольших функций оно, может, и выглядит избыточно — но вот в реальном коде я переменную вроде result вижу довольно часто, так что использование переменной не сильно-то проигрывает прямому возврату значения.

Это мы с вами понимаем. А подростку объяснить почему им преподают ни на что не похожее нечто – ну так.

Ну и return всё же немедленно возвращает управление, а присваивание – нет.

А на что оно должно быть похоже, если подросток ещё ничего другого и не видел?

На то, что он увидит в будущем, желательно. И уж точно не на дедушкин зипун.

"Не надо Паскаль. Я употел племяннику объяснять, почему в Паскале возврат значения из функции сделан марсианами"

И это порождает людей-"нафиг-функции-всё-одними-процедурами".

Ещё есть на Scratch можно кодить для Arduino, емним. А это уже выход на железо :)

Ещё раз.

Пока в Scratch яркие цвета, мультяшкоподобные персонажи и пляшущий логотип - закомплексованные дети будут шарахаться от этого с криком "ты меня чё, за ребёнка держишь?". Если ваш ребёнок из таких, хотя бы ч/б режим включите, в Android и iOS это делается штатными средствами. Хоть один из трёх раздражающих факторов исчезнет.

К Wokwi аналогичные претензии, там мультяшки, правда, не водятся, но яркие цвета и пляшущий логотип в наличии.

Советская учебная среда программирования с "кенгурёнком" и "пылесосиком" внешне впечатление слишком "детской" не производит, но закомплексованные дети могут придраться к словам, поэтому лучше было бы назвать исполнителей "кенгуру" и "пылесосом".

Скольких талантливых, но закомплексованных детей это отпугнуло от перечисленных хороших, в общем-то, инструментов, подсчёту не поддаётся.

Просто начинать общение со Scratch надо не в 15 лет, а в 6 :)

В 6 закомплексованность на почве "я не ребёнок!" бывает ещё больше, а в 15 она как раз отходить начинает.

Лично я пока ещё не встречал дошкольников , которых бы почему-то не устраивала "мультяшность" :)

Значит, просто не попадались пока.

Если они даже и есть, но при этом их относительно мало, то неудивительно что на них не особо ориентируются.

На самом деле, достаточно распространённый комплекс. Неужели никогда не слышали, как чей-нибудь ребёнок орёт что-нибудь вроде "у меня не ручки, а руки", например?

Неужели никогда не слышали, как чей-нибудь ребёнок орёт что-нибудь вроде "у меня не ручки, а руки", например?

Это я вполне себе слышал. Но это не мешало тому же самому ребёнку через минуту играть с каким-то "мультяшными" игрушками.

А уж если дошкольнику дать какую-то компьютерную игру, то тогда ему по моему вообще наплевать как там персонажи выглядят. Главное что поиграть дали :)

А если на выбор предложить две игрушки? Сюжет одинаковый, транспортные средства, например. Но одна игрушка изображает таковое в мультяшном стиле, другая - масштабная модель реального чего-нибудь с типичным для семидесятых минимализмом. Выбрать можно что-нибудь одно. Вас удивит, что выберет довольно большой процент дошкольников.

Ну или две игры с одинаковым сюжетом. Клоны понга, скажем. Но в одном плюшевые зайчики, виляющие пушистыми хвостиками, играют в него характерным полосатым мячиком как у "нашей Тани" на фоне воздушных шариков, в другом - как в классическом понге, сплошной фон, две полосы, квадрат и цифры из одних прямых линий.

Или вообще одну игру, но можно чтобы было можно выбрать один из двух смартфонов, на одном из которых в настройках включён ч/б режим.

А если на выбор предложить две игрушки?

То я бы сказал что дошкольники выберут скорее мультяшный вариант.

А уж если вы хотите им что-то обучающее "продать", то боюсь что многие дети с чем-то "реалистичным" просто связываться не захотят.

Ну почему же, с настоящим тренажёром управления метропоездом на "Выставочной" дети очень охотно связываются. А туда от 6 лет пускают.

А эксперименты по предоставлению детям подобного выбора родители нечасто проводят. Обычно рассуждают: "подарю ему игрушку поярче, она больше ему настроение поднимет". Как будто себя в детстве не помнят и своих "я большой"-комплексов.

Ок. Если вашему ребёнку Scratch не подходит и нужно что-то "реалистичное, то дайте ему любой обычный ЯП. Благо их вагон и маленькая тележка.

По моему опыту куче детей лучше заходит именно что-то "детское" и" мультяшное". И для этого есть Scratch.

А им выбор предлагают, или без вариантов говорят: "вот тебе вот это"? В своё время довольно большому количеству детей предложили так же без вариантов "Электронику ИМ-11", которая выглядит не мультяшно от слова "совсем". И им зашло. С "Детской логической машиной" аналогично.

А из современного - Arduboy, например. Его что, в т.ч. детям не дают? Конечно, дают. И им заходит, несмотря на 1 бит на пиксель. И micro:bit заходит.

Ну и проследить за детьми, программирующими на Scrarch, интересно, если выборка достаточно большая. Какие спрайты чаще выбирают, яркие или сдержанные? Пляшущие или спокойные? Какие фоны?

А им выбор предлагают, или без вариантов говорят: "вот тебе вот это"?

Нет. Долгое время им выбора не предлагали. А потом появился Scratch и ему подобные вещи.

А из современного - Arduboy, например. Его что, в т.ч. детям не дают? Конечно, дают. И им заходит, несмотря на 1 бит на пиксель. И micro:bit заходит

Ну так здорово. Но Scratch ведь тоже заходит. Почему вы хотите чтобы его не было?

Я не хочу, чтобы его не было, к языку и синтаксису претензий никаких, я хочу, чтобы там сделали выбор шкур с различными уровнями сдержанности, всего лишь.

Ну предложите. А ещё лучше оплатите. Или даже сами и сделайте. Наверняка же найдётся куча желающих в этом помочь. Ну если это действительно востребованная фича.

О востребованности такого подхода говорит сам факт существования MakeCode, он тоже ориентирован на детей, но выглядит (с некоторым натягом) не как игрушка, а как инструмент. И вполне востребован при этом.

А с переделкой Scratch, оказывается, не только опередили, но и перестарались.

https://github.com/scraterpreter/scrape

О востребованности такого подхода говорит сам факт

Вы по моему до сих пор не понимаете о чём я.

Яблоки очень востребованы. Их с удовольствием ест куча людей. Их продают тоннами.

Но это не значит что бананы не могут быть востребованны. И что их не будет никто покупать.

И самое главное это совсем не означает что бананы со вкусом яблок тоже будут востребованны...

Да тут, как видим, кто-то бананы со вкусом горчицы изобрёл. И не исключено, что пользуется этим не один.

Ну так сам же изобрёл. Хозяин-барин.

ребёнок орёт что-нибудь вроде "у меня не ручки, а руки"

Опытная мама может парировать — "ну я же беру тебя на ручки, хоть и взрослая!"

Можно-то можно, но не проще ли не употреблять такие слова при том, кому они не нравятся?

Как мне кажется, приобретение понимания, что далеко не всё в дальнейшей жизни будет идти строго так "как мне нравится" — оно дорогого стОит.

Так про стоматологические процедуры, работу по дому, полезную, но несладкую еду, и т.п. никто не спорит. Но специально раздражать тем, без чего вполне можно обойтись?

Возможно, эта выборка - результат общения с безотцовщиной в довольно большом количестве. Когда есть отец, возникает баланс: мать сюсюкает, отец серьёзно разговаривает. Без отца - перекос в сторону материнского сюсюкинга - сытость им по горло.

Люто плюсую кстати. Именно такие дети, которых раздражает мультяшность и детскость, часто и становятся лучшими инженерами. Потому что они начинают рано мыслить абстракциями и задумываться о серьезных вещах.

Но есть нюанс. Абстрактное мышление приходит ко всем приблизительно одновременно и довольно рано - вместе с начальными навыками счёта, ибо математика и есть абстрактное мышление. Есть понимание, что, скажем, "пятнадцать" может означать как "пятнадцать секунд", так и "пятнадцать чайников" - уже есть начальное абстрактное мышление. Вот возраст, когда начинают догадываться его "врубать", может быть разным.

Меня, например, лет в 8 чтоль пытались научить на турбо с погроммировать )) и мне вот как раз не хватало там мультяшности, ибо хотелось как-нибудь игру сделать, а по факту были лишь буковки на чёрном фоне, и программки вида "отгадайте число" меня ничуть не цепляли. Я скорее всего не "программист от б-га", конечно, но сдаётся мне, что если б ща программировали только те, кому в 8 лет нравилось в досе писать угадайки, дефицит кадров был бы огромный.

Вы, видимо, просто из тех, кто перед этим игры видел. А у меня история такая, лет 9 мне было, сказали, что организуют кружок информатики, пока КУВТ от старшеклассников простаивает, будут детей помладше учить. И там стоят такие чудо-машины, как телевизор, только с клавиатурой, как у пишущей машинки. Телевизор чёрно-белый, зато можно заставить его показывать не то, что из студии передают, а то, что сам на клавиатуре наберёшь, да ещё и запрограммировать, чтобы автоматически что-нибудь делал. Тогдашним детям казалось, что самому влиять на то, что показывает телевизор - это фантастика, высшая награда, какую только может заслужить ребёнок. Не согласившихся не было ни одного. Не втянувшихся - тоже.

Так вот. Если эта хреновина вместо "ошибка 2 в строке 10" хоть раз бы вякнула "ошибочка 2 в строкусечке 10" - я всю эту награду и фантастику послал бы далеко и надолго, вылетел бы оттуда пулей, обходил бы это заведение стороной, и, возможно, потерял бы интерес к вычислительной технике навсегда. Настолько серьёзен был "я-не-ребёнок"-комплекс тогда у меня.

Дык пойди найди сейчас кого-то, кто игры не видел ) Я думаю, найдутся те, кто вам возразят и расскажут, как они сами компьютер себе паяли, а ввод и вывод у них был на кнопках и светодиодах напрямую из регистров, а у вас целый телевизор был, и это не те ощущения уже. В любом случае, если человек скажет, я хочу мол программировать, а не эти ваши мультики, почему бы ему просто не дать уже что-то повзрослее, и всё ?

А какие игры вам хотелось в 8 лет создавать? К такому стилю ближе?

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2022/01/5-3-2-762x400.jpg

Или к такому?

https://www.mrdictionary.net/users/mecha-neko/saigimages/ShortCircuit/trylink.png

Полагаю, ко второму. А Scratch изо всех сил стремится навязать первый.

Полагаю, ко второму.

Ложная дихотомия. Есть куча вариантов между этими двумя. И Scratch их вполне себе допускает.


А Scratch изо всех сил стремится навязать первый.

А откуда взялось "навязать"?

  1. Не дихотомия, т.к. не "в каком стиле", а "к какому стилю ближе".

  2. Если считать, что Scratch допускает создание игр и вообще программ в любом стиле, то сказанное относится и к Turbo C, и к любой другой среде. Но у Scratch удобный для начинающих (без привязки к возрасту) синтаксис, который, к тому же, стал сегодня при обучении стандартом де-факто, потому-то и вдвойне обидно, что синтаксис безупречен, но интерфейс "соплив".

  3. Именно что "навязывает", тем, как выглядит интерфейс самого Scratch, и, как я понял, настройками интерпретатора это поменять нельзя. С одной стороны, не очень страшно, ибо в настройках Android и iOS штатными средствами системы можно включить монохром глобально для всех приложений. С другой стороны, ребёнок может об этом не знать, а родители или преподаватель могут и не предложить ему залезть в настройки и сказать: "можно так, а можно вот так, сам выбери, как больше нравится". Ну и, как выяснилось недавно, спрайты в Scratch тоже можно встроенным редактором сделать свои, хоть в стиле классического Pong.

    Ну, значит, не всё потеряно. Но только если показать ребёнку, что эти вещи подстраиваются под его вкусы

    А, ещё. Интересно собрать такую статистику. Взять достаточно большую выборку тетрадей современных младшеклассников, изучающих Scratch. И посчитать, сколько процентов детей делают в этих тетрадях иллюстрации в цвете, и сколько - в монохроме. Думаю, будет примерно 15/85.

Если считать, что Scratch допускает создание игр в любом стиле, то сказанное относится и к Turbo C, и к любой другой среде.

Да, относится.


Но у Scratch удобный для начинающих (без привязки к возрасту) синтаксис, потому-то и вдвойне обидно, что синтаксис безупречен, но интерфейс "соплив".

Нет, не обидно. Потому что он сделан для детей.


Именно что "навязывает", тем, как выглядит интерфейс самого Scratch, и, как я понял, настройками интерпретатора это поменять нельзя.

И что? Вас что интерфейс IDE заставлят всё что вы делаете делать точно в таком же стиле как сама IDE?


С другой стороны, ребёнок может об этом не знать, а родители или преподаватель могут и не предложить ему залезть в настройки и сказать: "можно так, а можно вот так, сам выбери, как больше нравится".

Угу. Поэтому давайте поменяем дефолтный вариант на "взрослый"? И каким образом это решит проблему?


Но только если показать ребёнку, что эти вещи подстраиваются под его вкусы.

Хм, а как вы себе представляете процесс обучения детей чему-либо? Кинуть в воду и пусть плавает как хочет? :)

"Угу. Поэтому давайте поменяем дефолтный вариант на "взрослый"? И каким образом это решит проблему?"

Это не "взрослый", а "нейтральный" интерфейс. Интерфейс "как у условного Scratch" -"детский", кричащий "ты ребёнок". Интерфейс "как у условного Turbo C" - не "взрослый", а "никакой", не кричащий ничего. Ни "ты ребёнок", ни "ты подросток", ни "ты взрослый", ни "ты старик". Как квадрат Малевича, который одновременно и 0+, и при этом не детский. Не ориентированный ни на какой возраст, но подходящий всем возрастам. Вот бывает "унисекс", а это - "униэйдж".

"Но только если показать ребёнку, что эти вещи подстраиваются под его вкусы.

Хм, а как вы себе представляете процесс обучения детей чему-либо? Кинуть в воду и пусть плавает как хочет? :)"

Понятно, что не "кидают в воду", а показывают и рассказывают шаг за шагом, как на Scratch программировать. Но вряд ли что на первом занятии, что на последующих детям говорят: "если у кого-то из вас от ярких цветов глазища слезятся и из орбит вылазят, можете в таких-то настройках включить монохром". Один из факторов "детскости" это сразу отсечёт у желающих. Ну а второй, в виде мультяшности... Конечно, на очередном занятии редактор спрайтов дадут обязательно, но вряд ли на первом. Стало быть, некоторое количество занятий потерпеть придётся. А можно было бы сразу с порога объяснить, как сменить спрайт.

Это не "взрослый", а "нейтральный" интерфейс.

В данном контексте это одно и то же.

Интерфейс "как у условного Scratch" -"детский", кричащий "ты ребёнок"

Ну да. Потом что он сделан для детей.

Интерфейс "как у условного Turbo C" - не "взрослый", а "никакой"

И поэтому не особо привлекательный для большинства детей. Вы думаете случайно детские игрушки выглядят как детские игрушки? Или по вашему случайно что детские мультфильмы "мультяшные"? :)

Но вряд ли что на первом занятии, что на последующих детям говорят: "если у кого-то из вас от ярких цветов глазища слезятся и из орбит вылазят, можете в таких-то настройках включить монохром

А по вашему у детей языка нет? И они сами не могут сказать что их коробит? Ну если их действительно коробит. Что на самом деле совсем не факт.

Один из факторов "детскости" это сразу отсечёт у желающих. Ну а второй, в виде мультяшности...

А на основании чего вы решили что ваш "монохромный нейтральный интерфейс" не отсечёт ещё сильнее?

"Вы думаете случайно детские игрушки выглядят как детские игрушки? Или по вашему случайно что детские мультфильмы "мультяшные"? :)"

Это в большей степени для родителей, которые уверены, что детям так больше понравится, если же находились смельчаки, выходившие за эти рамки, например, Роу - их работы детям нравились даже больше. Или вот некоторые из современных, достаточно стильных детских площадок в парках - почти всё однотонное, под лакированное дерево оформлено, и детей полно там.

"А по вашему у детей языка нет? И они сами не могут сказать что их коробит?"

Могут сказать, а могут и не сказать, будучи уверенными, что других вариантов просто нет, особенно если далеки от IT. Ну, можно косвенно выявлять таких. Если у ребёнка имеются цветные фломастеры, но иллюстрации в тетради по Scratch он делает всё равно в монохроме, это повод задуматься, а не рассказать ли ему о возможности настройки.

"А на основании чего вы решили что ваш "монохромный нейтральный интерфейс" не отсечёт ещё сильнее?"

Не отсечёт, потому что его включат себе только те дети, которые после соотв. предложения выберут это сами.

Это в большей степени для родителей, которые уверены, что детям так больше понравится,

А вот это утверждение как минимум требует доказательства. Мой личный опыт говорит об обратном. То есть по моему опыту дети(именно дети, а не подростки) вполне себе предпочитают "мультяшные" вещи. И когда им даёшь выбирать самим, то тоже выбирают их.

Могут сказать, а могут и не сказать, будучи уверенными, что других вариантов просто нет

Ну значит им не особо то и мешает. Потому что обычно дети спрашивают вот просто всё подряд. По делу и без.

Не отсечёт, потому что его включат себе только те дети, которые после соотв. предложения выберут это сами

То есть вы хотите чтобы было два варианта? А почему только два? Или почему вторым должен быть именно ваш? А не скажем "розовый как у принцес"?

"Принцессниц" таких сразу видно обычно. По одежде. Ну да, таким тоже на первом занятии показывать, где редактор спрайтов находится, поймут, что можно делать "принцессные" спрайты - учиться программировать будет именно им окажется интереснее.

А лучше вообще всем централизованно этот редактор на первом занятии показать, и предложить создать свой спрайт. Ничего не говоря, зачем это. А затем взять на заметку, у кого что получилось: телепузик, принцесса, медведь Гамми, болид, робот, ракетка и мяч из Понга, что угодно. И кто к какому жанру игро/приложениестроения склонен.

"Принцессниц" таких сразу видно обычно. По одежде.

Во первых нет. А во вторых это не принципиально. Вариантов можно придумать вагон и маленькую тележку. Но вы так и не смогли объяснить почему на них на все надо тратить усилия.

А лучше вообще всем централизованно этот редактор на первом занятии показать, и предложить создать свой спрайт

Ну так а кто вам мешает? Можете обучать детей так как вам хочется. А другие будут делать это так как им хочется. И никто никому ничего не навязывает. И все довольны.

То есть по моему опыту дети(именно дети, а не подростки) вполне себе предпочитают "мультяшные" вещи. И когда им даёшь выбирать самим, то тоже выбирают их.

Скажите, пожалуйста, когда у Вас закакнчиваются "дети" и начинаются "подростки"? Лично мне вот в 7 лет до ужаса хотелось иметь игрушечный мотоцикл — только чтобы не покрашенный жестяной, а "почти как настоящий", со всеми детальками и чтобы руль вращался и т. п.

Лично мне вот в 7 лет до ужаса хотелось иметь игрушечный мотоцикл — только чтобы не покрашенный жестяной, а "почти как настоящий", со всеми детальками и чтобы руль вращался и т. п.

А мультики вы в 7 лет перестали смотреть? Ну ведь они "мультяшные".

То есть это я к тому что даже если вам хотелось ваш "настоящий мотоцикл", то это ведь не означает что вы уже прямо так повзрослели что хотели чтобы всё было исключительно "настоящее".

А если вернуться к вашему вопросу, то все дети разные. Но я бы сказал что подавляющее большинство дошкольников всё ещё "дети ". Переломный момент где-то лет в 9-10. А начиная с 12-13 "мультяшность" уже скорее негативный фактор.

А мультики вы в 7 лет перестали смотреть? Ну ведь они "мультяшные".

Всю свою сознательную жизнь, которую я могу вспомнить, я вполне себе понимал, что Дед Мороз — это переодетый дядя с папиной работы, а Степашка с Каркушей управляются кукловодами. Но это не мешало мне абстрагироваться от деталей реализации и воспринимать их чисто как модели/проекции, при помощи которых мне хотят нечто продемонстрировать (например, модели поведения в обществе). Потому у меня и не было в жизни горьких разочарований, что родители мне никогда не врали.

И я прекрасно понимал причины, почему модели не идеальны. Вот потому я и мечтал о модели получше, чем те, которые имелись в наличии (и это не вина родителей — по-настоящему хорошие модели тупо не позволяли выпускать тогдашние технологии).

Переломный момент где-то лет в 9-10.

Хе. Я имел несчастье наблюдать отдельных индивидумов с детстким мениалитетом в возрасте где-то лет 30-35. Когда довольно неплохая зарплата бездумно спускается на какую-нибудь фигню без малейших размышлений о будущем.

О, а я о принципе действия Степашки и Каркуши узнал года в 3, когда увидел, как управляют страусом-марионеткой. И совершенно нормально к этому отнёсся, так как нравилось узнавать, как что устроено и работает. А некоторое разочарование наступило много позже, когда, после ряда безуспешных попыток разглядеть леску и там, узнал откуда-то, что эта леска бывает не всегда, её могут заменять и рычаги, управляемые из-под стола...

Занимался пару лет преподаванием Scratch в классах. Вел классы 5-7 и 8-10 лет. В целом впечатления от работы с этой платформой положительные и у меня, и у учеников. Но есть моменты, которые раздражали:

  • очень бедная стандартная библиотека картинок. Может быть, это сделано специально, чтобы стимулировать учеников рисовать свои компоненты, но в стандартной библиотеке нет даже необходимой базы.

  • нет внутриклассной библиотеки компонентов и картинок, откуда ученики могли бы брать объекты для своих работ и создавать собственные. Если учетник может создать что-то, чем смогут воспользоваться одноклассники - это огромная мотивация делать классные вещи. Тем более в классах быстро создается своя атмосфера и свои мемы. Например, у меня в классе половина детей фанатела от Undertale и процентов 90 - от Майнкрафта. Если бы у нас была внутриклассная библиотека - она была бы набита объектами на эту тему.

  • большие размеры экрана. Размеры экрана Scratch - 480*360px. У всех моих учеников относительно современные ноутбуки с экранами 16*10, но все равно приходится "впихивать" свои проекты в крошечный стандартный экран.

  • ограничение на количество клонов и проблемы с оптимизацией. Наверное, это связанные между собой проблемы. В некоторых проектов ограничение в 300 клонов делало невозможным реализацию задуманного. А некоторые проекты даже с таким ограничением начинали безбожно тормозить (мы использовали десктопные приложения, может быть, в веб версии оптимизация лучше).

О, так там редактор спрайтов, оказывается, есть встроенный. И если ребёнок решит заменить спрайт по умолчанию на монохромный и немультяшный, то возможность соответствующая ему уже предоставлена штатными средствами интерпретатора. Это меняет дело кардинально.

У меня сын в 9 лет попросился в клуб , где занимались Arduino, и параллельно сам познакомился со Scratch. В 12 лет совсем немного python, js, поскольку он потом перешёл в mod.io, делал там какие-то простые игры. В итоге в 13 лет захотел си шарп и юнити, прямо сидел, изучал все сам, находил уроки в интернете бесплатные. Написал первую игру и залил ее на Гугл плей. Потом сделал ещё 2 игры, но пока по скачивания пошла только первая, он ее модернизировал. Ещё использовал перцептрон модель для написания простой нейросети, что-то несложное, конечно. Именно си шарп ему понравился, python не понравился.

Sign up to leave a comment.