Pull to refresh

Comments 91

Вот когда ступень сможет приземлиться без ракетного двигателя — тогда и поговорим =)

2037 год, BFR на скорости 10 махов врезается в поверхность Земли, сносит холм, рикошетит от горы, пробивает вдоль железобетонный мост после чего останавливает несущийся маглев. Пассажиры отделалист легким испугом, Маск решает усилить конструкцию BFR в связи с пожаром топливных баков начавшемся после покидания ракеты.
https://m.geektimes.ru/post/217497/comments/

даже баки нормальные сделать не могут, тоже мне инновация росскосмос планирует к 2047 году отправится на солнце (на луну и марс не полетим там уже базы загнивающих)
«На Солнце полетим ночью, чтоб не сгореть»

Нет. Это старый анекдот про Леонида Ильича Брежнева… ещё с давних советских времён...

Так на солнце Северная Корея высадилась уже пару лет назад. Нужна новая цель.
Обратная сторона Солнца?
Теневая. Рядом с солнцем же нет другого солнца — значит там везде тень.
Так есть такое решение — парашут называется. :-)
Пассажиры отделались легким испугом,

Пассажиры чего, маглева или BFR, обделались лёгким испугом?

Spacex пыталась утопить ракету, но она сопротивлялась.

И опять у Маска новая цель для стремления. Небось не спит, а лезут мысли: ну как же так? Так готовились. Вот так и живем. Скучать некогда.
А если без шуток — молодцы.

Чего молодцы то? Даже ракету взорвать не могут.:)

Это вам не таксу топить
Еще большая экономия топлива, а это значит или еще больше полезной нагрузки, или возможность забросить её выше/дальше.
Посадка то и сейчас выглядит экстремально, какой она будет при перегрузках 5-7G.
Кто-то должен сказать: — У Маска провалилось испытание ракеты. Должна была взорваться и не взорвалась.
Ну, строго говоря — так и есть. Избыточная прочность — это избыточная масса. Технологи рады, конструктора хватаются за головы.
Кстати, чем не вариант экстренной посадки — зависнуть над самой водой, сжечь остатки топлива (чтобы нечему было взрываться) и аккуратно плюхнуться в воду.
Мне кажется что с ускорением 1G не получится — двигатель так не задросселируешь, значит придется вверх-низ бултыхаться, а это многократные запуски?
летать кругами, динамически от массы подстраивая радиус
Там кроме топлива еще окислитель есть. Наверняка останутся капли или того, или другого.
Окислитель — это компонент топлива. А первый компонент называется «горючее».
Она не может зависать, так как даже самая малая тяга одного двигателя из девяти всё равно больше массы пустой ступени.
ХЗ почему тебя минусят, но, народ, это правда
масса пустой первой ступени не более 25 тонн, в то время, как один из 9 двигателей Merlin на минимальной тяге (70 %) дает тягу в 40 тонн
www.wikiznanie.ru/wp/index.php/Falcon_9
А трансляции запуска не было, или я как-то прохлопал? На официальном канале вроде последнее видео Falcon Heavy Demo недельной давности
И тут Рогозин обошёл Маска. Топить ракеты не так-то просто.
Ну справедливости ради с Восточного пару дней назад запулили Союз и благополучно вывели девять спутников. На гиктаймс, кстати, об этом ни слова.
Безусловно радостная новость.
угу, я читал новости про этот запуск. На англоязычных сайтах. Прямой трансляции сходу не нашел.
Во-вторых, а что — там что-то в запуске было новое и необычное? (ну, кроме того что, пардон за невольный сарказм, «благополучно вывели»)
Прямо как некоторые отцы. Двойка — пойду насплетничаю всему подъезду. Пятёрка — а чё тут такого?
не пятерка, а четверка. И не насплетничаю, а — нет повода для приятного сюрприза (обычные рабочие будни, как они есть).
И да — когда у Маска бахнет его ФалконХэви, сплетен будет на два подъезда :)
Да и про этот пуск не было бы заметки, если бы ракета не уцелела. Рутина это. А Союз — рутина десятикратно. Вот про выход в открытый космос на МКС есть, это интересно.

Не просто 9 спутников, а некоторые из них американские.

Интересно — пытались садиться на трех двигателях, вместо одного, чтобы быстрее затормозить и сэкономить топливо на борьбе с гравитацией.
Но известно, что тяга трех Мерлинов на минимальном дросселировании превышает вес пустой ракеты. Они что, пытались одновременно поймать и нулевую скорость и нулевую высоту при постоянном ускорении в 10G, чтобы плавно плюхнуться в воду? Сильно навороченная математика получается.
В следующий раз будут садить в таком режиме на платформу?

UFO just landed and posted this here
Они что, пытались одновременно поймать и нулевую скорость и нулевую высоту при постоянном ускорении в 10G, чтобы плавно плюхнуться в воду? Сильно навороченная математика получается.
Математика там не сложнее будет чем та, которая нужна чтобы корабль к МКС пристыковать — просто мониторите высоту и скорость пока требуемое для остановки ускорение не совпадёт с тягой двигателей.
В следующий раз будут садить в таком режиме на платформу?
Это называется suicide-burn и применяется только когда топлива остаётся «в обрез». Этот заказ видимо для Falcon Heavy предназначался, но из-за задержек уже пару раз приходилось запускать Falcon 9 в Expendable варианте (без ног и рулей для снижения веса).

Штатно такое в ближайшее время использовать не будут — риск потери ступени и повреждения баржи слишком высоки. А вот если Маск действительно снизит кардинально стоимость запусков… будет интересно смотреть на ступень летящую боком (для большего аэродинамического сопротивления) до самого последнего момента, а потом резко разворачивающуюся и раскладывающую ноги — может уже скоро SpaceX и Blue Origin будут конкурировать друг другом в номинации «самая безумная посадка ступени»).

vvadzim
Ну так ежели тяга не будет превышать вес, то торможения никак не получится.
Вообще не понят о чём сыр-бор: корпус ракеты рассчитан на полную тягу всех 9 двигателей, а тут только три. Вот что-то из электроники или механики крепящееся к корпусу могло бы и отлететь, но я думаю что там всё крепится с большим запасом — электроника вообще крохи в весе, и легко и на 50G перегрузок может рассчитываться. Другое дело интересно что даже SpaceX не верила что ступени удастся сесть (из-за чего не стали рисковать баржей) — а вот сама ступень решила иначе).
Баржей не стали рисковать потому что на этом побережье она одна и нужна для посадки центральной ступени Falcon Heavy. Две боковых вернутся к месту старта.
Математика там не сложнее будет чем та, которая нужна чтобы корабль к МКС пристыковать — просто мониторите высоту и скорость пока требуемое для остановки ускорение не совпадёт с тягой двигателей.

Еще раз, я читал, что минимальное дросселирование Merlin 1D — 40%. Т.е. минимальная тяга одного двигателя 845кН*0,4=338кН или примерно 33 тонны. Вес пустой ступени Falcon 9 порядка 22 тонн, ну может быть надо прибавить топлива тонн 10. Т.е. 3 двигателя дают минимальную тягу в 3 раза больше веса пустой ступени.
Отсюда получаем реальное ускорение 3-5G, а не 10.
Но в любом случае мы не можем получить ускорение меньше 3G, а значит ракета постоянно замедляется и нулевую скорость надо было поймать в нескольких метрах над водой, чтобы выключить двигатели и плавно плюхнуть в воду, а не взорвавшись, войдя в воду с включенными двигателями.
То есть надо поймать и нулевую скорость и определенную высоту одновременно. Шанса зависнуть в паре метров и плавно опуститься вниз с маленькой скоростью, как у Blue Origin при таком раскладе вообще нет.

Как вариант можно летать по кругу на малой постоянной высоте, дожигая остаток топлива. Перегрузку при этом можно сделать практически любой (>= 1G) за счёт центробежной силы.
Посадка по спиральной траектории, я на это хотеть посмотреть.
У Фалкона, конечно, есть боковые сопла двигателей ориентации, но в атмосфере такой трюк они не факт что потянут.
Нет смысла включать три движка и их дросселировать.
Проще выключить два немножко раньше и окончательно дотормозиться на одном.

Дросселировать есть смысл если мы хотим получить избыточность и при отказе одного или даже двух двигателей все еще посадить ступень.


А для экономии топлива, наоборот, надо получить максимальное ускорение, чтобы быстрее погасить скорость и меньше времени бороться с гравитацией. Значит в этом случае все три двигателя должны работать на максимальной тяге.
Если считать, что там 845кН*3= 2530kН=253тонны — то да, ускорение должно быть около 10G. Но в этом случае система управления должна реагировать еще быстрее.

То есть надо поймать и нулевую скорость и определенную высоту одновременно.
А вопрос-то в чём? Они именно так всегда и сажают — чтобы в момент касания вертикальная и горизонтальная скорость сравнялась с нулём.
Этот заказ видимо для Falcon Heavy предназначался

нет, ракета б/у и ее расчетный ресурс — 2 полета. потому и такая посадка.
расчетный ресурс — 2 полета.
Ну, может быть не два, а несколько больше, но требует всё же большего межполётного обслуживания, чем Блок-5…

Блок 5 на подходе, а он не совместим с наземной инфраструктурой Блока 3 и 4. Он доработан для того, чтобы межполётное обслуживание было недолгим и недорогим. Поэтому использовать ракеты блока 3 больше двух раз невыгодно, всё равно скора их будет негде запускать.

З.Ы.
Я бы предложил продать за недорого б/у двигатели новым фирмам, делающим ракеты малой мощности, типа Фалькона 1е. Впрочем — не сейчас, так как это вполне носитель для OneWeb, конкурента СтарЛинк.
без ног и рулей

на фото нога торчит и вроде бы рули есть
Скорее это проверка возможности посадить вторую ступень. Там вес ступени 4 тонны, и один полностью задросселированный двигатель как раз даст ускорение около 10g. Так что если получится отработать теплозащиту — можем увидеть реальную посадку второй ступени.
блин даже подводный спутник у них сделать не получилось, вот ведь косорукие.
Зато многоразовый же. Отбуксируют к берегу, перемотают синей изолентой и опять в плаванье!
Вот! Тут-то Роскосмос и сделает свой бизнес — поставки синей изоленты!
Отбуксируют к берегу, перемотают синей изолентой и опять в плаванье!
А зачем буксировать? Если в баках осталось топливо — пускай сама плывёт. По крайней мере в KSP это работает.

Насколько я помню, баки разгонных блоков шаттла тоже падали в океан, их вылавливали, латали и снова использовали.
Там были твердотопливные ускорители, их корпуса из толстой стали, бак у Шаттла большой, посередине между двумя ускорителями, он сгорал в атмосфере. и это совсем не то же самое, что «разгонные блоки».
Могу ошибаться, да. Я читал об этом в биографии Фейнмана и это было довольно давно…
Всё правильно в комментарии: бак для ЖРД одноразовый, твердотопливные ускорители опускались на парашютах в океан. Потом их восстанавливали после купания в солёной воде, заправляли назад твёрдым топливом, и запускали ещё раз.

Кстати, завод по производству ускорителей жив до сих пор, и лоббировал в сенате законы о SLS (у неё тоже твердотопливные бустеры)
Только не «тоже» а те же самые.
Но в этот раз их спасать не будут.
Не совсем «те же самые». У Шаттлов было 4 секции, а у SLS будет 5 секций. Ну и профиль топливных шашек скорее всего будет другим
Что по 4 собирай, что по 5 — всё равно это те же самые секции которые летали с шаттлом.
И именно те же самые, а не такие же.

Лучше бы эту SLS закрыли нафиг. Насколько я знаю, именно эти твердотопливные шашки разрушают озоновый слой очень сильно.

А разве не любая кислород-водородная ракета разрушает озоновый слой больше всего? Я об этом еще в середине 90-х по дискавери смотрел и свято верю
Нет, именно твёрдотопливные.
Я думаю, со ступени, может, снимут какое-то оборудование, которое на которое не попала солёная вода
Наверняка будет правильное списание, разбраковка, развинчивание на запчасти, оценка оных на годность к повторному использованию.
Как тут не вспомнить классику — «У Маска думают, почему не взорвался правый бак, а в ФСБ — почему не взорвался левый»
Мне тут пришла в голову идея:
Порезать ступень на сувениры и продавать ) Фанатов много и ступень большая
А то что ступень уцелела просто стечение обстоятельств и расчетов.
Отбуксируют и разберутся.

С рулями той ступени, что выводила SES-10 (первый запуск летавшей ступени), так и сделали.

Наверное, простым смертным — нигде, судя по тиражу/
Фото
image
UFO just landed and posted this here
Такой успех на 10g напоминает, что кускам мяса в космосе не место.
Вы не правы, 10g — вполне в пределах человеческих возможностей. Тренированная тушка выдерживает 20g, а кратковременно — до 45g. Так что эти тушки ещё поборются за места на кораблях.
voyager-1
02.02.18 в 18:36
А зачем буксировать? Если в баках осталось топливо — пускай сама плывёт.

Я думаю, что причина по которой не взорвалась ракета — это как раз полное отсутствие топлива! Похоже, вышло просто совпадение: топливо кончилось как раз в момент посадки и тяга была уже уменьшенной.

А на экологию океанов Маск окончательно забил?

так он же не бросит ее там, а отбускирует и заберет на берег.
А то что там «навытекает» и «обмоется водами океанов» и разойдется по течениям… до того времени как он ее отбуксирует…
самым токсичным наверно будет керосин. Остальное — кислород с гелием, а в двигателях ориентации — азот… ну может смазка в шарнирах, но это уже мелочи.

Если баки остались герметичными, то что там навытекает? Пара сотен литров керосина?

Круто! Сейчас они её шкуркой-нулёвкой отскоблят за полгода и опять в космос запустят!
ох уж эта американская военщина!
Sign up to leave a comment.

Other news