Pull to refresh
0
0
Send message

Динамическая типизация — это не инструмент для разработки. Это чепуха (паршивая)

Reading time5 min
Views86K


В программировании очень много вещей, в которых я разбираюсь очень плохо. Настолько много, что меня иногда спрашивают — а в чем ты вообще разбираешься?

Я разбираюсь в типах и проектировании удобного и надежного АПИ. Но для доброй половины разрабов эти вещи ничего не значат. Потому что они используют динамическую типизацию, и понятия не имеют, какие проблемы и зачем я решаю.

Большую часть жизни я просто махал на них рукой и проходил мимо. Эти глупцы не понимают очевидных вещей, и я не нанимался разъяснять каждому js-нику, почему его код — это не разработка, а игрушечное прототипирование. Но время идёт, а количество идиотов вокруг и не думает уменьшаться, вместо того, чтобы всей своей фронтенд индустрией переехать наконец на статический тайпскрипт, эти ослы начинают использовать всякие кложуры, писать тонны тестов, и идти на все мыслимые ухищрения — лишь бы не разбираться в типах.
Читать дальше →
Total votes 462: ↑337 and ↓125+212
Comments1975

У меня нулевая текучка

Reading time9 min
Views179K
Однажды на заводе, где я работал ИТ-директором, готовили отчетность к какому-то очередному мероприятию. Надо было рассчитать и предоставить показатели по выданному перечню, среди них затесалась текучесть кадров. И тут оказалось, что у меня она равна нулю.

Из руководителей я был такой один, тем самым привлек к себе внимание. Ну и сам удивился – оказывается, когда от тебя не уходят сотрудники, это странно и необычно.

В сумме я работал руководителем лет 7-10 (точно не знаю, какие периоды сюда включать), но нулевая текучка сохранилась. Никто никогда от меня не уходил, никого никогда я не выгонял. Только набирал.

Нулевая текучка, как показатель, никогда не была моей самоцелью. Но я стараюсь делать так, чтобы вложенные в людей усилия не пропадали даром. Сейчас расскажу примерно, как я руковожу так, что люди не уходят – вдруг что полезное для себя найдете. На полноту раскрытия темы не претендую, т.к. основываюсь только на личном опыте. Вполне возможно, что я всё делаю неправильно.
Читать дальше →
Total votes 317: ↑283 and ↓34+249
Comments534

Краткое введение в цепи Маркова

Reading time16 min
Views190K
image

В 1998 году Лоуренс Пейдж, Сергей Брин, Раджив Мотвани и Терри Виноград опубликовали статью «The PageRank Citation Ranking: Bringing Order to the Web», в которой описали знаменитый теперь алгоритм PageRank, ставший фундаментом Google. Спустя чуть менее двух десятков лет Google стал гигантом, и даже несмотря на то, что его алгоритм сильно эволюционировал, PageRank по-прежнему является «символом» алгоритмов ранжирования Google (хотя только немногие люди могут действительно сказать, какой вес он сегодня занимает в алгоритме).

С теоретической точки зрения интересно заметить, что одна из стандартных интерпретаций алгоритма PageRank основывается на простом, но фундаментальном понятии цепей Маркова. Из статьи мы увидим, что цепи Маркова — это мощные инструменты стохастического моделирования, которые могут быть полезны любому эксперту по аналитическим данным (data scientist). В частности, мы ответим на такие базовые вопросы: что такое цепи Маркова, какими хорошими свойствами они обладают, и что с их помощью можно делать?
Читать дальше →
Total votes 51: ↑51 and ↓0+51
Comments11

Шейдеры 3D-игр для начинающих: эффекты

Reading time18 min
Views13K
[Первая часть]

Разобравшись с основами, в этой части статьи мы реализуем такие эффекты, как контуры объектов, bloom, SSAO, размытие, глубина резкости, пикселизация и другие.

Контуры



Создание контуров вокруг геометрии сцены придаёт игре уникальный внешний вид, напоминающий комиксы или мультфильмы.

Diffuse материала


Шейдеру контура необходима входящая текстура для распознавания и раскраски краёв. Кандидатами стать такой входящей текстурой могут быть диффузный цвет из материалов, цвета из диффузных текстур, нормали вершин или даже цвета из карт нормалей.

uniform struct
  { vec4 diffuse
  ;
  } p3d_Material;

out vec4 fragColor;

void main() {
  vec3 diffuseColor = p3d_Material.diffuse.rgb;
  fragColor = vec4(diffuseColor, 1);
}

Здесь показан небольшой фрагментный шейдер, который рендерит диффузный цвет материала геометрии в текстуру буфера кадров. Эта текстура диффузного цвета из буфера кадров будет входящей текстурой для шейдера контуров.
Читать дальше →
Total votes 43: ↑41 and ↓2+39
Comments5

Безумие дотфайлов

Reading time4 min
Views55K
Мы больше не контролируем свои домашние каталоги.

В моём собственном 25 обычных файлов и 144 скрытых. В дотфайлах хранятся данные, которые не принадлежат мне: они принадлежат программистам, чьи программы решили захватить моё пространство, предназначенное для хранения моих личных файлов.

Я не могу убрать эти файлы в другое место. Если я попытаюсь их удалить, они появятся снова. Всё, что я могу сделать — это сидеть и знать, что в темноте, за кулисами, они есть. Ожидание в тишине. Некоторые из этих программистов решили дополнительно разместить здесь несколько обычных файлов и каталогов. Они хорошо видны каждый раз, когда я выполняю ls. Понятия не имею, как в мою личную папку попали каталог node_modules, файлы package-lock.json, yarn.lock (я никогда сознательно даже не ставил yarn!), какие-то два странных лог-файла от какой-то Java-программы, явно использующей СУБД H2, и папка Desktop. Последнюю создал Steam, что довольно неудачно, поскольку на моей машине просто нет рабочего стола или какого-то десктопа. Боюсь того дня, когда услышу громкий стук в дверь — и один из этих программистов ворвётся и сообщит, что собирается хранить часть своей мебели посреди моей гостиной, если я не возражаю.
Читать дальше →
Total votes 186: ↑178 and ↓8+170
Comments339

Расшифровка трассировщика лучей размером с открытку

Reading time12 min
Views49K

«Он снова это сделал!», — вот, что первое пришло мне в голову, когда я посмотрел на оборотную сторону флаера Pixar [1], полностью заполненную кодом. Скопление конструкций и выражений была подписана в правом нижнем углу не кем иным, как Эндрю Кенслером. Для тех, кто его не знает, скажу: Эндрю — это программист, придумавший в 2009 году 1337-байтный трассировщик лучей размером с визитку.

На этот раз Эндрю придумал нечто более объёмное, но с гораздо более интересным визуальным результатом. Так как я закончил писать свои Game Engine Black Books про Wolf3D и DOOM, у меня появилось время на изучение внутренностей его загадочного кода. И почти сразу меня буквально очаровали обнаруженные в нём техники. Они сильно отличались от предыдущей работы Эндрю, основанной на «стандартном» трассировщике лучей. Мне было интересно узнать о ray marching, функциях конструктивной объемной геометрии, рендеринге Монте-Карло/трассировкой пути, а также множестве других трюков, которые он использовал, чтобы ужать код в такой небольшой кусок бумаги.

Читать дальше →
Total votes 114: ↑113 and ↓1+112
Comments56

Как читать математику

Reading time16 min
Views60K
Математика — это «язык, который ни читать, ни понять невозможно без инициации» (Эдвард Ротштейн, «Эмблемы ума»)

Протокол чтения — набор стратегий, которые должен использовать читатель для получения всех преимуществ от чтения текста. Набор стратегий для поэзии отличается от художественной литературы, а стратегии чтения художественной литературы отличаются от научных статей. Будет нелепо читать художественную книгу и задаваться вопросом, какие источники позволили автору утверждать, что главный герой — загорелый блондин; но будет неправильно читать научную литературу и не задать такой вопрос. Этот протокол чтения расширяется на протоколы просмотра и прослушивания в живописи и музыке. На самом деле большинство вводных курсов по литературе, музыке и искусству посвящено изучению этих протоколов.

Для математики существует особый протокол чтения. Как мы учимся читать литературу, так и математику мы должны научиться читать. Школьникам следует изучать протокол чтения для математики так же, как они учатся правилам чтения романа или стихотворения, учатся понимать музыку и живопись. Замечательная книга «Эмблемы ума» Эдварда Ротштейна выявляет взаимосвязь между математикой и музыкой, неявно затрагивая протоколы чтения для математики.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑31 and ↓1+30
Comments16

Манифест Чистого Программиста или краткий конспект книги «Чистый Код» Роберта Мартина

Reading time8 min
Views95K

Данная статья является конспектом книги "Чистый Код" Роберта Мартина и моим пониманием того, каким Чистый Код должен быть. Тут нет разделов о тестировании, TDD, о том какая должна быть архитектура и т.д. Здесь все только о том, каким должен быть Чистый Код.


Читать дальше →
Total votes 48: ↑44 and ↓4+40
Comments49

Learn OpenGL. Урок 5.10 – Screen Space Ambient Occlusion

Reading time18 min
Views19K
OGL3

SSAO


Тема фонового освещения была затронута нами в уроке по основам освещения, но лишь вскользь. Напомню: фоновая составляющая освещения – суть постоянная величина, добавляемая во все расчеты освещения сцены для имитации процесса рассеяния света. В реальном же мире свет испытывает множество переотражений с разной степенью интенсивности, что приводит к столь же неравномерной засветке косвенно освещенных участков сцены. Очевидно, что засветка с постоянной интенсивностью не очень правдоподобна.

Одним из видов приближенного расчета затенения от непрямого освещения является алгоритм фонового затенения (ambient occlusion, AO), который имитирует ослабление непрямого освещения в окрестности углов, складок и прочих неровностях поверхностей. Такие элементы, в основном, значительно перекрываются соседствующей геометрией и потому оставляют меньше возможностей лучам света вырваться наружу, затемняя данные участки.

Ниже представлено сравнение рендера без и с использованием алгоритма AO. Обратите внимание на то, как падает интенсивность фонового освещения в окрестности углов стен и прочих резких изломов поверхности:


Пусть эффект и не очень заметен, но присутствие эффекта во всей сцене добавляет ей реалистичности за счет дополнительной иллюзии глубины, созданной малыми деталями эффекта самозатенения.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑23 and ↓0+23
Comments0

Learn OpenGL. Урок 5.9 — Отложенный рендеринг

Reading time17 min
Views27K

В предыдущих статьях мы использовали прямое освещение (forward rendering или forward shading). Это простой подход, при котором мы рисуем объект с учётом всех источников света, потом рисуем следующий объект вместе с всем освещением на нём, и так для каждого объекта. Это достаточно просто понять и реализовать, но вместе с тем получается довольно медленно с точки зрения производительности: для каждого объекта придётся перебрать все источники света. Кроме того, прямое освещение работает неэффективно на сценах с большим количество перекрывающих друг друга объектов, так как большая часть вычислений пиксельного шейдера не пригодится и будет перезаписана значениями для более близких объектов.


Отложенное освещение или отложенный рендеринг (deferred shading или deferred rendering) обходит эту проблему и кардинально меняет то, как мы рисуем объекты. Это даёт новые возможности значительно оптимизировать сцены с большим количеством источников света, позволяя рисовать сотни и даже тысячи источников света с приемлемой скоростью. Ниже изображена сцена с 1847 точечными источниками света, нарисовання с помощью отложенного освещения (изображение предоставил Hannes Nevalainen). Что-то подобное было бы невозможно при прямом расчёте освещения:


img1

Читать дальше →
Total votes 28: ↑28 and ↓0+28
Comments12

Learn OpenGL. Урок 5.7 — HDR

Reading time9 min
Views15K

При записи во фреймбуфер значения яркости цветов приводятся к интервалу от 0.0 до 1.0. Из-за этой, на первый вгляд безобидной, особенности нам всегда приходится выбирать такие значения для освещения и цветов, чтобы они вписывались в это ограничение. Такой подход работает и даёт достойные результаты, но что случится, если мы встретим особенно яркую область с большим количеством ярких источников света, и суммарная яркость превысит 1.0? В результате все значения, большие чем 1.0, будут приведены к 1.0, что выглядит не очень красиво:



Так как для большого количества фрагментов цветовые значения приведены к 1.0, получаются большие области изображения, залитые одним и тем же белым цветом, теряется значительное количество деталей изображения, и само изображение начинает выглядеть неестественно.


Решением данной проблемы может быть снижение яркости источников света, чтобы на сцене не было фрагментов ярче 1.0: это не лучшее решение, вынуждающее использовать нереалистичные значения освещения. Лучший подход заключается в том, чтобы разрешить значениям яркости временно превышать яркость 1.0 и на финальном шаге изменить цвета так, чтобы яркость вернулась к диапазону от 0.0 до 1.0, но без потери деталей изображения.


Дисплей компьютера способен показывать цвета с яркостью в диапазоне от 0.0 до 1.0, но у нас нет такого ограничения при расчёте освещения. Разрешая цветам фрагмента быть ярче единицы, мы получаем намного более высокий диапазон яркости для работы — HDR (high dynamic range). С использованием hdr яркие вещи выглядят яркими, тёмные вещи могут быть реально тёмными, и при этом мы будем видеть детали.

Читать дальше →
Total votes 36: ↑35 and ↓1+34
Comments14

Принцип работы свёрточной нейронной сети. Просто о сложном

Reading time5 min
Views39K
Глубокие нейронные сети привели к прорыву во множестве задач распознавания образов, таких как компьютерное зрение и распознавание голоса. Сверточная нейронная сеть один из популярных видов нейронных сетей.

В своей основе сверточную нейронную сеть можно рассматривать как нейронную сеть, использующую множество идентичных копий одного и того же нейрона. Это позволяет сети иметь ограниченное число параметров при вычислении больших моделей.


2D Свёрточная нейронная сеть
Читать дальше →
Total votes 33: ↑26 and ↓7+19
Comments11

Нейронки за 5 минут

Reading time5 min
Views171K
Давайте я за 5-10 минут чтения и понимания коротенькой статьи добавлю вам в резюме строчки «машинное обучение» и «нейронные сети»? Тем, кто далек от программирования, я развею все мифы о сложности ИИ и покажу, что большая часть всех проектов на машинном обучении строится на предельно простых принципах. Поехали — у нас всего пять минут.

Рассмотрим самый базовый пример нейронных сетей — перцептроны; я сам только после этого примера полностью осознал, как работают нейронные сети, так что, если я не накосячу, и вы сможете понять. Помните: никакой магии здесь нет, простая математика уровня пятого класса средней школы.
Читать дальше →
Total votes 138: ↑111 and ↓27+84
Comments143

Запланированные новые возможности C# 8.0

Reading time12 min
Views46K


Все ранее представленные в минорных версиях C# средства, разработаны так, чтобы не сильно изменять язык. Они представляют собой скорее синтаксические улучшения и небольшие дополнения к новым возможностям C# 7.0.


Этот подход был преднамеренным, и он остается в силе.


Более серьезные изменения, которые требуют большей работы на всех этапах разработки (проектировании, внедрении и тестировании), по-прежнему будут выпускаться только с основными релизами языка. И хотя окончательная минорная версия C# 7 еще не выпущена, команда уже активно работает над следующей основной версией языка: C# 8.0.


В данной статье, я планирую представить подборку планируемых в настоящее время функций, которые, скорее всего, окажутся в финальном релизе. Все они находятся на ранней стадии разработки и могут быть изменены.

Читать дальше →
Total votes 54: ↑53 and ↓1+52
Comments187

Генерируем уровни для игры с помощью нейросетей

Reading time12 min
Views17K

Предисловие


За последние несколько лет прогресс в области искусственного интеллекта привёл к созданию методов машинного обучения на основе обучения представлениям (representation-learning) с несколькими слоями абстракции — так называемому «глубокому обучению». Общественное и медийное внимание было привлечено к этой области исследований благодаря древнекитайской настольной игре го. Несмотря на то, что сложность го часто сравнивают со сложностью самой жизни, программе AlphaGo, использующей глубокое обучение с подкреплением (deep reinforcement learning), удалось превзойти мирового чемпиона по го Ли Седоля. Удивительно, что исследования ИИ были использованы в играх и получили такое широкое общественное внимание. Стоит также заметить, что один из разработчиков AlphaGo, Демис Хассабис, был ведущим программистом Theme Park (1994 год) и ведущим программистом ИИ Black & White (2001 год). Игры и современный прогресс ИИ, возможно, имеют некую корреляцию.

Эта статья является постмортемом, отчётом о попытке нашей команды реализации генерирования уровней для Fantasy Raiders с помощью различных методов искусственных нейронных сетей. Раньше генерирование уровней было процессом кодирования знаний разработчика игры с помощью неких вероятностных техник. Однако для Fantasy Raiders мы написали программу, которая могла учиться и генерировать уровни на основании наших данных. Как нам кажется, в результате мы получили всего лишь ключ к решению задачи генерирования уровней, а не общее решение. Чтобы поделиться нашими открытиями с другими разработчиками игр мы хотим подробно рассказать о процессе наших исследований, от начала до конца.
Читать дальше →
Total votes 24: ↑23 and ↓1+22
Comments2

Стилизация музыки с помощью нейросетей

Reading time6 min
Views26K


За последнее десятилетие глубокие нейросети (Deep Neural Networks, DNN) превратились в превосходный инструмент для ряда ИИ-задач вроде классификации изображений, распознавания речи и даже участия в играх. По мере того, как разработчики пытались показать, чем обусловлен успех DNN в сфере классификации изображений, и создавали инструменты для визуализации (например, Deep Dream, Filters), помогающие понять, «что» именно «изучает» DNN-модель, возникло новое интересное применение: извлечение «стиля» из одного изображения и применение к другому, иного содержания. Это назвали «переносом визуального стиля» (image style transfer).

Total votes 32: ↑32 and ↓0+32
Comments7

Закон Гей-Люссака, коллоидные растворы и сопромат для идеальных профитролей

Reading time10 min
Views47K

Дополнение: В конце поста есть обновленные рекомендации.

Внесем легкую нотку научного безумия в традиционную кулинарию. Сегодня мы поговорим о некоторых следствиях из уравнения Менделеева-Клайперона и коллапсе газовых пузырей при изменении температуры. А еще затронем особенности молекулярных цепей крахмала и те коллоидные растворы, которые он образует. Просто ковыряться в уравнениях скучно, поэтому совместим приятное с полезным. Создадим идеальный профитроль. Сегодня у нас два основных объекта для изучения — заварное тесто и заварной крем со взбитыми сливками. Естественно, все это безобразие мы будем творить исключительно во славу науки. Ну и заодно разберемся в тех процессах, которые не описываются в кулинарных книгах.

В конце концов, зря я что ли потратил 28 яиц и пару недель на эксперименты?
Читать дальше →
Total votes 137: ↑137 and ↓0+137
Comments151

Не твоя проблема

Reading time6 min
Views30K
image

Ты — целеустремлённый разработчик игр. Ты хочешь создать и выпустить потрясающую игру, чтобы о ней узнал мир. Это сложно, намного сложнее чем, скажем, написать книгу. Игра — это алхимическая смесь искусства, личного вкуса, строгой математики, логистики и проектирования. Очень немногие могут создать игру в одиночку, при этом легко отвлечься, слишком легко. Или ещё хуже — заняться тем, что тебе не нужно. Ты доволен, многому учишься, что-то делаешь, но игра не становится ближе к завершению, которое и является целью. Не забывай о цели…
Читать дальше →
Total votes 77: ↑69 and ↓8+61
Comments78

UNIX-подобные системы содержат кучу костылей. Крах «философии UNIX»

Reading time29 min
Views107K
UPD от 2017-03-04: кто-то выполнил английский перевод. Обсуждение на Hacker News.

В первой части статьи перечислю кучу костылей UNIX, и вообще разных недостатков. Во второй — про «философию UNIX». Статья написана наскоро, «полировать» дальше не хочу, скажите спасибо, что написал. Поэтому многие факты привожу без ссылок.

Костыли в UNIX начали возникать ещё с момента появления UNIX, а это было ещё раньше появления не только Windows, но даже вроде бы Microsoft DOS (вроде бы, мне лень проверять, проверяйте сами). Если лень читать, хотя бы просмотрите все пункты, что-нибудь интересное найдёте. Это далеко не полный список, это просто те косяки, который я захотел упомянуть.
Читать дальше →
Total votes 455: ↑297 and ↓158+139
Comments700

Пора ли увольняться?

Reading time6 min
Views59K
В большей своей массе люди пишут и инструктируют на тему «как найти работу?». А вот как уволиться, и, что важнее, когда увольняться – почти никто ничего не говорит. Оно и понятно, тема весьма деликатная и порой неприятная. Однако попробую сей пробел отчасти восполнить.

И, конечно, все что сказано ниже – есть исключительно личное и предельно субъективное мнение. Поэтому если вы встретите в тексте слова «следует», «должны», то читайте это как «автор бы сделал», а вот что делать вам – решать только вам.

Читать дальше →
Total votes 105: ↑102 and ↓3+99
Comments111
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Registered
Activity