Pull to refresh
62
-1.9
Зенкович Андрей @anz

C++ developer

Send message

Структура объекта в JavaScript движках

Reading time23 min
Views7.1K

С точки зрения разработчика, объекты в JavaScript довольно гибкие и понятные. Мы можем добавлять, удалять и изменять свойства объекта по своему усмотрению. Однако мало кто задумывается о том, как объекты хранятся в памяти и обрабатываются JS-движками. Могут ли действия разработчика, прямо или косвенно, оказать влияние на производительность и потребление памяти? Попробуем разобраться во всем этом в этой статье.

Читать далее
Total votes 30: ↑30.5 and ↓-0.5+31
Comments1

Как создать приложение для чата в реальном времени с помощью React, Node, Socket.io и HarperDB

Reading time27 min
Views5.5K

Статья посвящена созданию приложения для чата в реальном времени с чат-комнатами, с использованием Socket.io и HarperDB. Научимся на практике создавать полнофункциональные приложения, в которых бэкэнд может взаимодействовать с фронтендом в реальном времени. Руководство будет особенно полезно для начинающих веб-разработчиков.

Читать далее
Total votes 13: ↑12 and ↓1+11
Comments0

Вычисляем баллистические траектории в играх

Reading time7 min
Views29K

При разработке видеоигр часто встречается задача вычисления угла выстрела для попадания в цель. Она настолько распространена, что я писал код для её решения в буквальном смысле для каждой игры, над которой работал.

Когда возникала эта проблема, я обычно брал ручку с блокнотом и решал её с нуля. Мне это надоело. Чтобы сэкономить себе из будущего немного времени, я выложу это решение в Интернет. Кроме того, я расскажу о необычной «фишке», которую предпочитаю использовать из соображений эстетики.

Уравнения движения


Задача всегда начинается одинаково. У нас есть стреляющий и цель: под каким углом нужно стрелять снарядом, чтобы он поразил цель?

Существует четыре основных уравнения движения. В статье мы воспользуемся только одним.
Total votes 29: ↑27 and ↓2+25
Comments18

Стандарт C++20: обзор новых возможностей C++. Часть 5 «Корутины»

Reading time9 min
Views16K


25 февраля автор курса «Разработчик C++» в Яндекс.Практикуме Георгий Осипов рассказал о новом этапе языка C++ — Стандарте C++20. В лекции сделан обзор основных нововведений Стандарта, рассказывается, как их применять уже сейчас и чем они могут быть полезны.

При подготовке вебинара стояла цель сделать обзор всех ключевых возможностей C++20. Поэтому вебинар получился насыщенным. Он растянулся на почти 2,5 часа. Для вашего удобства мы разбили текст на шесть частей:

  1. Модули и краткая история C++.
  2. Операция «космический корабль».
  3. Концепты.
  4. Ranges.
  5. Корутины.
  6. Другие фичи ядра и стандартной библиотеки. Заключение.

Это пятая часть, кратко рассказывающая о корутинах, или сопрограммах, в современном C++.

В программировании есть два стула — эффективность и красота. И если вы пишете эффективные программы и оптимизированный код, то иногда приходится жертвовать понятностью, читаемостью и, как следствие, надёжностью.



Но существуют решения, позволяющие усидеть на двух стульях.

Мотивация


Очень часто при программировании возникает задача вернуть из функции не один объект, а целый набор. Есть несколько вариантов решения:
Читать дальше →
Total votes 23: ↑22 and ↓1+21
Comments14

Как загружается процессор Intel x86

Level of difficultyMedium
Reading time9 min
Views19K
image

Когда мы включаем компьютер, он успевает совершить несколько этапов работы ещё до того, как загрузится операционная система. В этом посте будет рассмотрено, как загружается типичный процессор с архитектурой x86. Это очень сложный и многоступенчатый процесс. Здесь его структура будет представлена только в самом общем виде. От загрузочной прошивки зависит, каким именно путём процессор придёт к тому состоянию, в котором сможет загрузить операционную систему. Мы проследим этот процесс на примере опенсорсной загрузочной прошивки coreboot.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑42 and ↓2+40
Comments21

Что делает ChatGPT… и почему это работает?

Level of difficultyMedium
Reading time75 min
Views146K

То, что ChatGPT может автоматически генерировать что-то, что хотя бы на первый взгляд похоже на написанный человеком текст, удивительно и неожиданно. Но как он это делает? И почему это работает? Цель этой статьи - дать приблизительное описание того, что происходит внутри ChatGPT, а затем исследовать, почему он может так хорошо справляться с созданием более-менее осмысленного текста. С самого начала я должен сказать, что собираюсь сосредоточиться на общей картине происходящего, и хотя я упомяну некоторые инженерные детали, но не буду глубоко в них вникать. (Примеры в статье применимы как к другим современным "большим языковым моделям" (LLM), так и к ChatGPT).

Читать далее
Total votes 248: ↑248 and ↓0+248
Comments121

Полное понимание асинхронности в браузере

Reading time24 min
Views95K
Про асинхронность JavaScript написано много статей, документации и книг. Но вся информация сильно распределена по интернету, поэтому сложно быстро и полностью разобраться, что к чему, и составить цельную картину в голове. Не хватает одного исчерпывающего гайда. Именно эту потребность я и хочу закрыть своей статьёй.

Читать дальше →
Total votes 78: ↑78 and ↓0+78
Comments25

Создание HTTP-запросов на C++

Reading time7 min
Views29K

В этой статье я покажу вам, как создавать HTTP-запросы к REST-серверу с помощью библиотеки C++ Request, написанной Ху Нгуеном. При её написании мистер Нгуен во многом ориентировался на принципы проектирования из Python Requests, поэтому для тех, кто использовал или знаком с Python Requests, C++ Requests окажется вполне понятна.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑33 and ↓3+30
Comments7

Использование потоков WebAssembly из C, C++ и Rust

Reading time12 min
Views9.1K


Поддержка многопоточности стала одним из важнейших апгрейдов производительности в WebAssembly. Она позволяет выполнять либо части кода на разных ядрах параллельно, либо один код для независимых элементов входных данных, масштабируя его на максимально доступное пользователю число ядер. Все это значительно сокращает общее время выполнения.

В этой статье вы узнаете, как использовать потоки WebAssembly для переноса многопоточных приложений, написанных на языках C, C++ и Rust, в веб-среду.
Читать дальше →
Total votes 38: ↑38 and ↓0+38
Comments20

Как писать читаемый код

Reading time11 min
Views22K

Бывает, что посмотрев на старый код, мы говорим: «Его проще переписать, чем поменять». Печально, если речь идет о нашем собственном коде, с такой любовь написанном несколько лет назад. Head of Developer Relations в Evrone Григорий Петров в своем докладе на TechLead Conf 2020 разобрал проблемы, которые приводят к такой ситуации, и рассказал, как бороться с Software complexity problem.

В этой статье пересекаются, казалось бы, непересекаемые вещи: нейрофизиология, проклятие нулевой цены копирования, когнитивная и социальная интуиция. И, конечно же, в ней поднимается тема сложности кода. Вы узнаете о том, откуда она берется, почему ее нельзя убрать и как с ней жить.

Читать далее
Total votes 47: ↑47 and ↓0+47
Comments30

Как египетский фараон Аменхотеп основал христианство, и почему оно стало идеальным мемом

Reading time14 min
Views55K

Многие считают, что подобным статьям не место на Хабре, потому что Хабр - это технический ресурс, а не Пикабу. Но успех моего недавнего поста про буддизм продемонстрировал, что статьи про историю и философию религий очень хорошо заходят местной аудитории и порождают бурные обсуждения. Так что я решил рискнуть и рассказать еще и про авраамические религии.

Я вырос в абсолютно нерелигиозной семье. Среди моих знакомых и друзей тоже почти не было религиозных людей. Поэтому с самого детства меня мучал один вопрос: почему существуют религии? Заметьте, вопрос состоял не в том, почему люди верят в Бога, хотя это тоже было мне не совсем понятно, а именно почему существуют религии с их нелепыми ритуалами и ограничениями. Раньше я считал их дремучими пережитками прошлых времен, простой картиной мира для глупых людей и удобным способом для властей управлять людьми. Но потом узнавая все больше и больше, я начал сомневаться. Факт, который в дребезги разбивал любые мои аргументы о том, что религия - это плохо: у всех когда-либо существовавших цивилизаций и обществ на нашей планете была своя религия. Это значило, что без религии цивилизация не может существовать. Но я все еще не мог понять почему. И вдруг совсем недавно я нашел простой и логичный ответ на этот вопрос в совершенно неожиданном месте.

Сейчас я расскажу о найденном мною ответе, но для начала давайте немного погрузимся в историю христианства. Сразу предупрежу, что нижеизложенная версия зарождения авраамических религий является очень и очень спорной, даже, можно сказать, маргинальной и вызывает горячие дискуссии среди историков. Но именно эта версия кажется мне самой логичной и внутренне непротиворечивой. Итак, начнем.

Читать далее
Total votes 184: ↑128 and ↓56+72
Comments749

Vulkan. Руководство разработчика. Рисуем треугольник

Reading time9 min
Views15K


Я переводчик в компании CG Tribe в Ижевске, и я продолжаю выкладывать перевод руководства к Vulkan API. Ссылка на источник — vulkan-tutorial.com.

Эта публикация посвящена переводу раздела Drawing a triangle, а именно подразделу Setup, главам Base code и Instance.

Содержание
Читать дальше →
Total votes 13: ↑13 and ↓0+13
Comments2

Производительность TypeScript

Reading time15 min
Views17K

Есть лёгкие способы конфигурирования TypeScript для ускорения компиляции и редактирования. И чем раньше их внедрить, тем лучше. Также есть ещё некоторые популярные подходы к изучению причин медленной компиляции и редактирования, некоторые исправления и распространенные способы помочь TypeScript-команде в расследовании проблем.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑37 and ↓0+37
Comments4

Как мы заставили код, портированный с C#, работать с моделью памяти C++

Reading time19 min
Views7.8K
Привет, Хабр. В прошлой статье я рассказывал о том, как мы создали фреймворк для перевода кода C# на (неуправляемый) C++, чтобы выпускать свои библиотеки, изначально разработанные для платформы .Net, и под C++ тоже. В этой статье я расскажу о том, как нам удалось согласовать модели памяти этих двух языков, добившись работы портированного кода в необычном для него окружении.

Я расскажу о том, какие умные указатели мы используем, и почему нам пришлось разработать для них собственные реализации. Я также расскажу о процессе подготовки кода C# к портированию с точки зрения управления временем жизни объектов, о некоторых проблемах, с которыми мы столкнулись, и о специфических способах диагностики, которыми нам приходится пользоваться при работе.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑22 and ↓1+21
Comments25

Как мы автоматизировали портирование продуктов с C# на C++

Reading time13 min
Views6.8K
Привет, Хабр. В этом посте я расскажу о том, как нам удалось организовать ежемесячный выпуск библиотек для языка C++, исходный код которых разрабатывается на C#. Речь идёт не об управляемом C++ и даже не о создании моста между неуправляемым C++ и средой CLR — речь об автоматизации генерации кода на C++, повторяющего API и функциональность оригинального кода на C#.

Необходимую инфраструктуру, обеспечивающую трансляцию кода между языками и эмуляцию функций библиотеки .Net, мы написали сами, решив таким образом задачу, которая обычно считается академической. Это позволило начать выпускать ежемесячные релизы дотнетовских продуктов и для языка C++ тоже, получая код каждого релиза из соответствующей версии кода C#. При этом тесты, которыми был покрыт оригинальный код, портируются вместе с ним и позволяют контролировать работоспособность получившегося решения наравне со специально написанными тестами на C++.

В этой статье я кратко опишу историю нашего проекта и используемые в нём технологии. Вопросов экономического обоснования я коснусь лишь вскользь, поскольку техническая сторона для меня гораздо интереснее. В следующих статьях цикла я планирую подробнее остановиться на таких темах, как кодогенерация и управление памятью, а также на некоторых других, если у сообщества будут соответствующие вопросы.
Читать дальше →
Total votes 14: ↑14 and ↓0+14
Comments27

Clang-Tidy для автоматического рефакторинга кода

Reading time12 min
Views22K

Существует много инструментов для анализа кода: они умеют искать ошибки, «узкие места», плохую архитектуру, предлагать оптимизацию. Но много ли среди них инструментов, которые могут не только найти, но и исправить код сами?


Представьте, что у вас есть большой проект на С или С++ (или даже С#), который разрабатывался много лет и многими людьми. В результате разные части проекта выглядят по-разному – нет единого стиля имен переменных, функций, типов данных. То есть в разных частях проекта использовался разный coding style: где-то имена в верхнем регистре, где-то CamelCase, где-то с префиксами, в других местах – без… Некрасиво, в общем.


Читать дальше →
Total votes 13: ↑13 and ↓0+13
Comments6

Отложенный Alpha blending

Reading time6 min
Views10K
В этой статье я хочу поговорить о методах смешивания растеризуемой геометрии. Классические модели смешивания полупрозрачных объектов — Alpha, Additive, Multiplicative — объединяет один и тот же принцип отрисовки: последовательно рисуем один примитив за другим, смешивая получаемые на выходе фрагментного шейдера пиксели с тем, что находится в текущем буфере. Каждый новый примитив обновляет область буфера, в которую рисуется; в случае с альфа-смешиванием объекты, которые находятся выше, заслоняют ранее отрисованные. Но что если хочется что-то сделать с группой объектов, рисуемых поверх сцены, — например, обрезать их по маске или подсветить? Тут сразу в голову приходят два решения: или внести изменения в их материал (т.е. изменить шейдер, расширить набор текстур), к примеру, добавив проекцию еще одной текстуры, которая будет отвечать за маску прозрачности. Однако если у нас много разношерстных объектов, менять каждый уникальный материал неудобно и чревато ошибками. Второй вариант — нарисовать все интересующие нас объекты в отдельный полноэкранный таргет и рисовать уже его на финальную сцену. Тут мы можем сделать с его содержимым все, что захотим, но это требует выделения лишней памяти и, что самое неприятное, — переключения рендер таргетов. Это не самая «дешевая» операция на мобильных устройствах, которую будет необходимо выполнить дважды. А если захочется вот так работать с несколькими слоями?


Читать дальше →
Total votes 57: ↑57 and ↓0+57
Comments16

Vulkan. Руководство разработчика. Краткий обзор

Reading time10 min
Views30K


Я работаю техническим переводчиком ижевской IT-компании CG Tribe, которая предложила мне внести свой вклад в сообщество и начать публиковать переводы интересных статей и руководств.

Здесь я буду публиковать перевод руководства к Vulkan API. Ссылка на источник — vulkan-tutorial.com. Поскольку переводом этого же руководства занимается еще один пользователь Хабра — kiwhy, мы договорились разделить уроки между собой. В своих публикациях я буду давать ссылки на главы, переведенные kiwhy.

Содержание
Читать дальше →
Total votes 25: ↑23 and ↓2+21
Comments5

Как не надо разрабатывать звуковые движки

Reading time5 min
Views7.2K


Программируя звук в приложениях и в играх, мне часто приходилось переписывать всю кодовую базу звуковых модулей, так как многие из них обладали либо слишком запутанной архитектурой, либо наоборот ничего не умели кроме простого проигрывания звуков.

Читать дальше →
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments5

Оптимизация C++: совмещаем скорость и высокий уровень. Доклад Яндекса

Reading time9 min
Views23K
Что влияет на скорость работы программ на C++ и как её добиться при высоком уровне кода? Ведущий разработчик библиотеки CatBoost Евгений Петров ответил на эти вопросы на примерах и иллюстрациях из опыта работы над CatBoost для x86_64.

Видео доклада

— Всем привет. Я занимаюсь оптимизацией для CPU библиотеки машинного обучения CatBoost. Основная часть нашей библиотеки написана на C++. Сегодня расскажу, какими простыми способами мы добиваемся скорости.


Читать дальше →
Total votes 54: ↑53 and ↓1+52
Comments16

Information

Rating
Does not participate
Location
Омск, Омская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity