Pull to refresh
0
0
Денис Дрожжов @colobot

User

Send message

Анонс разработки нового поколения шрифтов Georgia и Verdana

Reading time3 min
Views3.7K

Копорация Ascender, компания Carter & Cone и The Font Bureau, Inc., в сотрудничестве с Microsoft, анонсировали проект по разработке расширения гарнитур семейства Georgia и Verdana. Этот проект начат более года назад и первые гарнитуры ожидаются в первом квартале 2010 года.

Изначально гарнитуры семейства Georgia и Verdana были представлены Microsoft для экранного отображения. Разработанные Мэтью Картером (Matthew Carter) и Томом Рикнером (Tom Rickner) (сотрудником Ascender, который выполнил все работы по хинтингу), эти шрифты были выпущены в 1996 году в комплекте шрифтов «Core fonts for the Web», а в дальнейшем поставлялись с дополнением к Internet Explorer 4.0.

Читать дальше →
Total votes 46: ↑40 and ↓6+34
Comments38

Проблема «вспышки нестилизованного текста»

Reading time6 min
Views4.2K
Оригинальное название статьи, «Designing for the switch» содержит игру слов и говорит а) о разработке дизайна в эпоху перемен — перехода к нормальной поддержке подгружаемых шрифтов у всех пользователей, и б) о нюансе «моргания», смены шрифта при его подгрузке с помощью @font-face. Вообще говоря, на русском языке достаточно мало информации об опыте и нюансах использования @font-face, поэтому этим переводом я предлагаю начать генерировать более-менее содержательное информационное поле на эту тему. Heath

Долгое время, создавая дизайны для веба, мы были типографически избалованы. Да, вы не ослышались. Только подумайте: шрифты для веба уже были установлены на наших компьютерах; эти шрифты изначально создавались для качественного отображения в браузерах, в том числе в мелких кеглях; мы всегда могли быть уверены, что эти шрифты есть у других пользователей.

Да, мы были избалованы. Чтобы использовать Вердану, Джорджию или Камбрию, нам не приходилось думать.

Однако дизайнерам долгое время казалось, что им нужно большего. Мы хотим использовать любой шрифт, который нужен нам для нашего дизайна. Мы много нехорошего натворили, пытаясь достигнуть этой цели — например, помещали текст в картинку. Люди поумнее придумали вспомогательные инструменты типа sIFR или Cufón. С совсем недавнего времени большинство браузеров поддерживает @font-face. Плотина открывается. Это рассвет новой эры веб-типографики, и мы обязаны ступать в неё с осторожностью.

И как же это сделать?
Total votes 35: ↑31 and ↓4+27
Comments17

Раздобываем бесплатные шрифты для русского языка, чтобы пережить Вторую типографскую революцию в Паутине

Reading time7 min
Views33K
На минуту обратите свои мысли вспять, к прошлому, к завершившемуся тысячелетию. Отдайте должное утренней заре Всемирной Паутины, потому что заря эта готова ужé окончательно потухнуть, уступая место куда более яркому сиянию нового дня.

Первая типографская революция произошла во Всемирной Паутине настолько давно, что приходится производить поиски, чтобы установить подробности. Кажется достоверным то, что пишет Ian Graham: в Netscape Navigator 2.0 впервые появился элемент <font> (тогда он позволял задавать только размеры шрифта, и только в условных единицах), а в Internet Explorer 3 у этого элемента появился атрибут face, позволявший задавать начертание, задавать шрифтовое семейство. Википедия подсказывает, что Netscape Navigator 2.0 появился в марте 1996 года, а Microsoft Internet Explorer 3 — в августе того же года. В язык HTML версии 3.2 даже не входил атрибут face, хотя и упоминалося, что такой атрибут существует.

Тринадцать лет назад.

Все эти тринадцать лет для начертания текста сайтов в основном использовались несвободные шрифты, являющиеся частью операционных систем и офисных пакетов. Сайтам приходилося гадать о том, какие шрифты установлены у читателя, а какие не установлены, и какова вероятность того или другого, какие шрифты можно считать безопасными. Сочинялись специальные плагины jQuery и создавались специальные страницы, способные выяснить набор шрифтов на компьютере читателя. Особый дух того времени прекрасно передал despoth, сочинив превосходную серию статей о такой веботипографике, которая основана именно на подборе несвободных шрифтов (часть I часть II часть III часть IV часть V).

Наконец, это время кончилось: явствуют, зримо явствуют признаки Второй типографской революции, связанной с приходом @font-face.

Джон Даггетт сочинил познавательную статью о том, как все мы совсем скоро (после появления Safari 3.1, Firefox 3.5, Opera 10) сможем использовать загружаемые шрифты во всех популярных браузерах, а не только в одном наиболее популярном.

Марк Пилгрим грубо обрисовал ситуацию с лицензированием собственнических шрифтов. Ситуация эта немало напоминает глухой тупик. Даже создателям прекрасной демонстрации возможностей Firefox 3.5, чтобы изготовить страницу, пришлось специально связаться со шрифтопроизводителями и изготовлять такие особые (усечённые) версии использовавшихся шрифтов, чтобы их не было смысла копировать нелицензионно. А вон там предлагают раздавать особые паутинные обкусанные ужатые копии купленных шрифтов (которые сам покупатель вывешивать не имеет никого права, а только ссылаться). Остроумно. Открывает широкую дорогу в сторону Большого Брата: типа как недавно читальники Kindle удаляли книги Оруэлла за нелицензионность (даже честно купленные — просто оставляя стоимость их на счету покупателя в уплату). Так и тут. Внешний шрифт может неожиданно подохнуть, даже купленный заранее.

Всё это значит, что одновременно с переходом к использованию загружаемых шрифтов состоится, вероятнее всего, и переход к бесплатным (а в идеале — даже и свободным) шрифтам в Паутине.

Англоязычному люду этот переход дастся достаточно просто: достаточно обратиться к белке-шрифтелке, чтобы получить буквально сотни шрифтов, каждый из которых можно без лицензионных проблем использовать в своей работе, на своём сайте. Тем же, кто пользуется русским языком (или, тем паче, другими языками на основе расширенной кириллицы), придётся гораздо, гораздо похуже. Свободных кириллических шрифтов совсем мало, а русского аналога белки-шрифтелки, похоже, вообще не существует в природе.

Я собираюсь поэтому перечислить прямо тут все свободные шрифты, подходящие для использования на сайтах, написанных по-русски. Не стесняйтеся дополнять мой список.

Список пошёл.
Total votes 160: ↑137 and ↓23+114
Comments85

Веб-типографика сегодня. Часть V

Reading time12 min
Views28K
Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IVЧасть V — Часть VI

Часть V



Очевидно, что в сфере высоких технологий развитие зачастую происходит быстро и бурно. Так произошло и со средствами отображения информации. В течении каких-то двух-трёх лет обычные ЭЛТ-мониторы почти целиком и полностью были вытеснены стремительно дешевеющими ЖК-собратьями. Что позволило существенно улучшить как геометрию отображения, так и цветопередачу, а также снизить утомляемость глаз за счёт отсутствия вредного мерцания. И если несколько лет назад подобное утверждение в пользу TFT-панелей можно было бы оспорить, то теперь этот факт не вызывает ни у кого сомнений: ЖК-дисплеи намного лучше для повседневной работы рядового пользователя. В связи с этим фактором возникла необходимость поиска качественно новых алгоритмов отображения шрифтов. Одно из таких решений пусть не сразу, но всё же получило определённое признание в среде пользователей, и на сегодняшний день является чуть ли не самым популярным на современных платформах. Речь, конечно же, о технологии рендеринга ClearType, которая послужила причиной разработки новых веб-ориентированных шрифтов…

Читать дальше →
Total votes 2: ↑2 and ↓0+2
Comments121

Веб-типографика сегодня. Часть IV

Reading time13 min
Views43K
Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IVЧасть V — Часть VI

Часть IV



Итак, настала пора выяснить, какие шрифты и с какой долей вероятности могут оказаться установленными в тех или иных операционных системах либо в результате каких-то особых ситуаций (например, при установке пакетов Microsoft Office, Adobe Creative Suite или CorelDRAW! Suite), либо в «девственно чистых» ОС (что, несомненно, наиболее приемлемый вариант). А также узнать, какие из этих шрифтов пригодны для использования и в каких конкретно случаях.

Читать дальше →
Total votes 94: ↑89 and ↓5+84
Comments105

Веб-типографика сегодня. Часть III

Reading time3 min
Views23K
Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IVЧасть V — Часть VI

Часть III



Оказалось, что аж ещё со времён Windows 98 в стандартный комплект включается шрифт под названием Lucida Sans Unicode, который особо нигде не используется. Попробуем заменить им эппловский Lucida Grande.
Читать дальше →
Total votes 72: ↑67 and ↓5+62
Comments62

Веб-типографика сегодня. Часть II

Reading time8 min
Views6.7K
Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IVЧасть V — Часть VI

Часть II



Во-первых, увеличились размеры экранов, улучшилась чёткость отображения и качество передачи цветов. В наше время всё реже используются старые ЭЛТ-дисплеи с небольшим разрешением, выпуклым экраном, мерцанием или ограниченной цветопередачей (помните CGA/EGA/VGA?). Фактически, количеством таких мониторов по сравнению с современными плоскими ЖК-дисплеями уже сегодня можно смело пренебречь. Изменились и негласные стандарты de facto и для разрешения: если в самом начале сайты создавались под размер экрана в 640х480 пикселей, потом для 800х600, то сегодня используется стандарт 1024х768. С появлением широкоэкранных (wide) мониторов начал было маячить новый стандарт 1280х960, но большую популярность в последнее время приобрели компактные устройства вроде Asus eeePC или Apple iPhone, так что не исключён факт возвращения в качестве стандарта разрешения меньшего, чем 1024х768. Впрочем, в данном случае это не столь важно, поскольку в любом случае на сегодняшний день разрешение экрана напрямую зависит от его физического размера, а величина одной отображаемой точки достаточно мала по сравнению с пикселями десятилетней давности, что позволяет на любых современных устройствах отображать шрифты одинаково качественно. Это, кстати, приводит и ко второму фактору.

Читать дальше →
Total votes 89: ↑82 and ↓7+75
Comments55

Веб-типографика сегодня. Часть I

Reading time7 min
Views27K
Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IVЧасть V — Часть VI

Часть I



Как-то ко мне обратился знакомый дизайнер с просьбой разобраться в странной по его мнению ситуации. Клиент просил «сделать так же, как у Apple», но с использованием собственных способов расположения блоков, изображений, цветовой гаммы и текста. В общем, дизайн в итоге получался совершенно непохожий на apple.com, но этого, собственно, и добивался клиент. И вроде бы у дизайнера получилось, но… Клиенту по-прежнему не нравилось, он всё равно требовал переделать макет. По его ощущения «что-то было ну совсем не так». А что именно — тот объяснить был не в силах. Вот и возник вопрос у моего коллеги по поводу того, как угодить капризам клиента и понять его чаяния. Оказалось всё не так просто, но вполне объяснимо. Я и раньше сталкивался с данной проблемой. Поэтому решил попробовать изложить свои мысли по этому поводу.

Итак, какова ситуация в области современной веб-типографики и какими способами следует решать возникающие проблемы?
Читать дальше →
Total votes 128: ↑120 and ↓8+112
Comments41

Встраиваемые шрифты с кириллицей

Reading time3 min
Views7.2K
Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Этим лозунгом первого китайского императора Цинь Ши Хуана хочется поднять волну народного негодования стремления к появлению как можно большего количества шрифтов с веб-лицензией, которые поддерживают кириллицу. Сто школ в данном случае — различные словолитни и сервисы, предоставляющие встраиваемые шрифты.

В настоящее время подобные сервисы активно развиваются. Крупнейший из них, Typekit, содержит на данный момент 376 шрифтов от более чем 30 производителей. Но вот незадача: Typekit пока поддерживает только подмножество Latin-1, хотя и работает над добавлением поддержки других подмножеств Unicode.

Что же прямо сейчас делать нам, пользователям кириллицы?

Читать дальше →
Total votes 29: ↑27 and ↓2+25
Comments12
2

Information

Rating
Does not participate
Location
Москва, Москва и Московская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity