Для завершения реализации компилятора потребовалось около месяца времени (вечерами), чтобы на практике познакомиться с такими темами как BNF (Backus Naur Form), Abstract Syntax Tree (AST), Symbol Table, способами генерации кода, разработки самого компилятора (front-end, back-end), а также модификации виртуальной машины CVM. Ранее с этими темами был не знаком, но благодаря комментаторам погрузился. Хоть затрагиваемых тем много, постараюсь рассказать очень лаконично. Но обо всём по порядку.
ontwikkelaar
Разработка стековой виртуальной машины и компилятора под неё (часть I)
Так сложилось, что за последние 18 лет, не приходилось писать на C/C++. На работе использовалась Java, да и ввиду должностей деятельность больше была связана с предпринимательством - переговоры, корпоративные продажи, выстраивание производственных операций и структурирование инвестиционных сделок. Захотелось в свободное от работы время восстановить навыки, размять часть мозга которую не напрягал все 18 лет и, естественно, начать с самых основ. Осталось придумать себе задачу.
В универе преподаватели, молодость которых приходилась на 70-80е годы, до объектно-ориентированного программирования убивались по теме разработке собственных языков (интерпретаторов, компиляторов) под предметные области. Всё это казалось мне невостребованным "старьём", но появление новых языков за последнее десятилетие (Go, Kotlin и множества других) повысили мой интерес к этой теме.
Решил в качестве хобби написать 32-bit стековую виртуальную машину и компилятор C подобного языка под неё, чтобы восстановить базовые навыки. Такая классическая Computer Science задачка для заполнения вечеров с пивом. Как предприниматель, я четко понимаю, что она никому не нужна, но такая практика нужна мне для эстетического инженерного удовольствия. Плюс когда об этом рассказываешь сам понимаешь глубже. С целью и мотивами определился. Начнём.
Так как это виртуальная машина, мне нужно определиться с её характеристиками:
CPU: 32-bitный набор команд, так как машина стековая, в основном операнды команд храним в стеке, из регистров только IP (Instruction Pointer) и SP (Stack Pointer), пока работаем с целыми числами со знаком (__int32), позже добавим остальные типы данных.
RAM: пусть памяти пока будет 65536 ячеек по 32-bit`а. Которую организуем просто. С нижних адресов в верх будут идти код (code/text) и данные (data, heap), а с верхних адресов вниз будет расти стек (stack). Дёшево и сердито.
Зачем играть в getKanban: опыт Туту.ру
Учимся проектировать на основе предметной области (DDD: Domain Driven Design)
1. Введение
В данной статье я хотел бы рассказать об этих трёх буквах, постоянно находящихся на слуху, но для многих являющихся тайной за семью печатями, а так же привести ряд ресурсов, с которыми неплохо было бы познакомиться при желании продолжить развитие в проектировании на основе предметной области (DDD: Domain Driven Design).
Пять способов повысить продуктивность.
Давайте сразу же договоримся — эти советы подходят в основном программерам, ну и, скажем так, сильно технишн людям. Зададимся вопросом — что такое «продуктивность»? Не знаю как вы, а я вкладываю в это слово очень простое значение. Человек продуктивен, когда выполняет необходимые ему действия с минимальным напрягом для себя и максимальной отдачей для других. В случае программера идеально продуктивным является человек, который легко и непринужденно пишет хороший код за минимальное время. Хватит слов — вот вам советы:
1. Никогда не ищите глазами, пользуйтесь функциями поиска. Всегда, всегда используйте поиск, если вы печатаете быстро. Хороший пример — открытие файла в редакторе. Используйте поиск или комплишн (в зависимости от редактора) и вы увидите насколько это быстрее. То же относится к выбору таба/буфера, если редактор не позволяет перейти в нужный буфер — выкиньте его, иначе смотрите в пункт 4. Идеальный редактор работает так — нажимаем кнопочку (в моем случае Ctrl-X + b) и в строке ввода вписываем первые несколько букв открытого в другом табе файла. Завершаем всё нажатием tab и enter. Таким методом я переключаю открытый буфер за 0.2 секунды. Мышью и глазами я переключаю его за 1.4 секунды. Что приводит нас к следующему пункту.
2. Не повторяйте что-либо более 10 раз. Это критическое число для всех разное, для меня оно именно десять. Автоматизируйте. Больше. Чаще, но не увлекаясь глобализмом. Причем не только в коде, в редакторе, в среде, но и в жизни. Нужно разбить 20 куриных яиц? Сделайте коробочку с дырочками и отсекайте острую часть яйца. 11 раз написать триграмматон на заборе? Сделайте шаблон и купите балон с краской. Не забывайте, что клавиатурные шорткаты есть почти во всем софте. Каждый раз когда вы снимате руки с клавиатуры — теряете время.
3. Учитесь скриптовым языкам. Python, Ruby, Perl, Bash, Javascript, CMD, VBasic. Просто хватайте тот, который ближе к вам и пишите-пишите-пишите. Понятно, что выбрать просто, если вы работаете в windows — для вас только CMD и VBasic. Юниксоидам доступно чуть больше, думаю это одна из причин почему гики так активно пересаживаются на Linux. Я знаю, что учиться не легко — но надо. Есть один странный рецепт — попробуйте в течение 2-3 недель работать из консоли. Нет, не надо отказываться от окон и тп — просто откройте окно терминала или cmd и работайте из него, запустив нужный вам скриптовый интерпретатор. И ради бога, никаких far/mc/nc и тп. — ваша цель научиться писать скрипты. После этих 2х недель вы вернетесь к привычной среде с довольно большим знанием о том, как же устроен скриптовый язык. Напомню, для python и ruby есть ipython и iruby. Для perl есть mshell, остальные интерпретируемы сами по себе.
4. Изучите свой IDE настолько, насколько это возможно. В идеале — откажитесь от IDE в пользу хорошего текстового редактора. Я имею ввиду редактора. Например ViM или Emacs. Пользователи MacOS могут использовать и TextMate, однако мне он кажется жалким подобием левой руки (слабой пародией на MicroEmacs). Да, и уверяю вас — оба редактора, и ViM, и Emacs имеют столько возможностей, сколько не снилось любому другому. В то же время оба они прекрасно работают без донастройки, хотя я предпочитаю Emacs. Конечно многие еще помнят что Emacs раcшифровывается как Eight Megs And Constantly Swaping, но 8 метров памяти уже давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Окей, вернемся. Выберите редактор. И теперь используйте его везде, где только можно. Вбейте себе в голову — вы используете ТОЛЬКО этот редактор. Потому что достаточно хорошо знать два редактора невозможно. Знатоки утверждают что работая со своим редактором на полную катушку вы получаете буст к производительности в 200-500%. И глядя на Бацека, например, я в это верю. И единственный минус от этого знания только в одном — вы не сможете от этого отвыкнуть.
5. Изучайте технологии и пишите маленькие программки. Выделяйте себе 20-30 процентов времени на ковыряние в новых движках или базах данных. Да, двадцать-тридцать процентов времени. Я знаю что обычно на это выделятся куда меньше — но меня-то не надо обманывать, я ж сам такой был, и хорошо знаю сколько процентов времени программист пишет код. Подвиньте чуть-чуть время, выделяемое вами на чтение LiveJournal и закопайтесь по локоть в Django. Или сядьте и напишите скрипт для накручивания голосов на Хабре. В общем проводите время весело и с пользой. Это сильно помогает отдохнуть на работе не теряя темпа. А главное — это очень неплохо сказывается на структуре вашего кода — теперь вы знаете как и что делают другие.
В общем что я хочу сказать. Стоит немного напрячься, и ваш код сам будет вылетать у вас из-под пальцев. Это я уже не говорю о том что ваши волосы станут чистыми и шелковистыми, а девочки с рецепшна прибегут к вам сами. Удачи.
Разрабатываем утилиту на GraalVM
Постановка задачи
Периодически у меня возникает задача поделиться файлами по локальной сети, например, с коллегой по проекту.
Решений для этого может быть очень много — Samba / FTP / scp. Можно просто залить файл в общедоступное публичное место типа Google Drive, приложить к задаче в Jira, или даже отправить письмом.
Но все это в той или иной степени негибко, где-то требует предварительной настройки и имеет свои ограничения (например, максимальный размер вложения).
А хочется чего-то более легковесного и гибкого.
Меня всегда приятно удивляла возможность в Линуксе, используя подручные средства, быстро соорудить практическое решение.
Скажем, часто вышеозначенную задачу я решал используя системный питон следующим однострочником
$ python3 -mhttp.server
Serving HTTP on 0.0.0.0 port 8000 ...
Эта команда стартует веб-сервер в текущей папке и позволяет через веб-интерфейс получить список файлов и скачать их. Больше подобных штук можно отсыпать тут.
Разработка телеграм-бота на Kotlin + Spring Boot
Привет, читателям Хабра!
В этой статье я расскажу о том, как быстро и легко разработать свой собственный телеграм-бот на языке Kotlin с использованием Spring Boot.
Основная задумка заключается в том, чтобы архитектура Бота была абстрагирована от бизнес процессов. То есть акцент должен быть задействован именно на написании кода, который нужен только реализации будущих бизнес задач.
Технологии
Мой выбор пал на следующий стек технологий:
- Kotlin
- Spring Boot 2.5+
- JOOQ
- Freemarker
- PostgreSQL
- org.telegram.telegrambots
Обоснования выбора технологий
Spring Boot и весь Spring Framework в JVM мире стал неотъемлемой частью создания больших и сложных энтерпрайз систем. Пал выбор именно на него, так как порой хочется сделать не просто бота, а полноценное приложение, которым будет удобно пользоваться и удобно масштабировать.
Kotlin считается неким витком развития в мире JVM, он проще JAVA и очень хорошо интегрирован в Spring Framework
JOOQ — механизм, который помогает на DSL подобном языке формировать sql запросы.
Freemarker — шаблонизатор, необходим для формирования динамичных текстовок
PostgreSQL — СУБД. Тут субъективный выбор. Считаю его лучшим из бесплатных инструментов.
org.telegram.telegrambots — набор библиотек для Telegram Api
Как структурировать проект на Golang: гайд от backend-разработчика
Всем привет, меня зовут Авксентий, я backend-разработчик в inDriver. Думаю, каждый начинающий разработчик сталкивался с проблемой, как правильно выстроить архитектуру и структуру проекта. Ведь организация кода проекта — постоянно развивающаяся проблема, а следование стандартной структуре сохраняет чистоту кода и повышает производительность команды.
Когда я начинал писать на Go, то потратил много времени на поиски стандартов структурирования проекта. В итоге так и не нашел официального и точного стандарта — либо информация была неполной, либо это было не то, что нужно. Я решил написать свой гайд на основе опыта. Он для начинающих разработчиков и посвящен тому, как структурировать проект на Golang.
Человеческим языком про метрики 2: Prometheus
Это вторая статья из цикла. В первой, вводной, я рассказывал, как устроены метрики для сервисов, чем отличаются от логов, и какую задачу вообще решают. Теперь подробнее про то, как их готовить.
Под катом: формат данных, способы отправки, типы метрик и их применение, кардинальность.
Как я делаю дрон из Raspberry Pi и ESP32 (или мои первые шаги в робототехнике)
Всем привет, меня зовут Антон, и как вы могли уже догадаться из названия, решил я рассказать о своих попытках вкатиться в робототехнику, а в частности о своем дроне из Raspberry Pi и ESP32.
Создание робота балансера на arduino
Выбор пал на задачу об обратном маятнике. Итог на видео:
Полезные материалы для разработчика
Существует много полезных инструментов, которые помогают автоматизировать рутинную работу и тем самым облегчить жизнь разработчика.
Выпускнику и преподавателю Computer Science Center, Равилю Галееву, пришла идея собрать такие инструменты и технологии в один курс и познакомить студентов с ними. За пример такого курса были взяты The Missing Semester of Your CS Education от MIT, Software Carpentry и cs50.
В этом посте мы собрали видеолекции курса «Практический минимум» и материалы к занятиям. Благодарим Равиля за подборку!
Ультимативный гайд по созданию CI/CD в GitLab с автодеплоем в Kubernetes на голом железе всего за 514$ в год ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Шел 2021 год, русские хакеры продолжают переигрывать и уничтожать загнивающий Запад, вмешиваясь в выборы, ломая фейсбуки и пентагоны. Тем временем на Хабре выходят статьи о создании неубиваемых Kubernetes-кластеров, которые, по видимому, всех нас переживут. А кто-нибудь подумал о простых пацанах (пацанессах)??? Как быть обычному программисту, который хочет свой небольшой кластер и ламповый CI/CD с автодеплоем приложения, чтобы кенты с района не засмеяли?
Всем привет, меня зовут Алексей и я алкоголик разработчик на Python/Go в Домклик. Сегодня мы будем понижать порог входа в self-hosted Kubernetes и GitLab AutoDevops.
Как справиться с Debezium + MySql + Spring Could Streams, Part 1
Добрый день, Хаброжители!
Это моя первая статья на Хабре, любые замечания, предложения, пожелания приветствуются!
В этой статье (часть 1), я попытаюсь рассказать и показать как поднять и настрить stand along Debezium CDC + MySql server.
Slack Ruby App. Часть 1. Написания приложения локально через Sinatra и ngrok
Slack Ruby App. Часть 1. Написания приложения локально через Sinatra и ngrock
Привет читатели, на сейчас не так много информации о новых фичах Slack, всё больше людей заходят в ИТ и пользуются Slack и Slack для многих становится основным приложением куда регулярно хочется зайти и прочитать очередной прикол от менеджера.
Сам я прошёл путь создания приложения по англоязычным бредням, вырваным кускам из Stack Overflow, и очень многих проб, ошибок, и исследований. Не имея понимания о том что можно сделать, как то сложно хотеть что-то делать.
Было бы круто если бы каждый умелый разраб (или не разраб) мог сделать приятно для коллектива или для себя любимого и добавить автоматизацию в свой один или несколько Slack Workspace
Так что я опишу этапы создания своего Slack бота для многих Workspace!
Реализация алгоритма Минимакс на примере игры «Крестики-Нолики»
Для того чтобы сделать игру непобедимой, было необходимо создать алгоритм, который может рассчитать все возможные ходы для «компьютерного» игрока. Далее, нужно использовать некоторую метрику, чтобы определить, какой ход является предпочтительным. После долгих исследований стало понятно, что алгоритм Минимакс, был тем, что мне нужно.
Понимание основ алгоритма и реализация игры заняли некоторое время. Я нашел много примеров кода и объяснений, тем не менее это оказалось не такой уж простой затеей. Надеюсь этот пост поможет некоторым из читателей оценить элегантность этого алгоритма.
Создаем свою инспекцию для IDEA
В статье показано, как быстро можно сделать свою полноценную инспекцию для IDEA для языка Java. В инспекции будем проверять, что переопределены методы equals, hashСode для классов, используемых в качестве ключа в HashMap. Писать будем на Kotlin.
Отлаживаем ядро из командной строки с bpftrace
Это очередная статья из цикла «BPF для самых маленьких» (0, 1, 2) и первая из серии практических статей про трассировку Linux современными средствами.
Из нее вы узнаете о программе и языке bpftrace
— самом простом способе погрузиться в мир BPF с практической точки зрения, даже если вы не знаете про BPF ровным счетом ничего. Утилита bpftrace
позволяет при помощи простого языка прямо из командной строки создавать программы-обработчики и подсоединять их к огромному количеству событий ядра и пространства пользователя. Посмотрите на КПДВ ниже… поздравляю, вы уже умеете трейсить системные вызовы при помощи bpftrace
!
В отличие от предыдущих статей серии, эта относительно короткая и ее основная часть написана в формате туториала, так что уже после пяти минут чтения вы сможете создавать обработчики и собирать статистику о любом событии в ядре Linux прямо из командной строки. В конце статьи рассказывается об альтернативах — ply
и BCC. Минуты во фразе «после пяти минут чтения» подразумеваются меркурианские. Появление уникальных навыков после пяти минут чтения не гарантируется.
@Transactional в Spring под капотом
Spring предоставляет много удобств и многие его возможности кажутся магией - поставил аннотацию и все работает. Но, когда что-то идет не так (например, почему-то не работают транзакции как ожидается), приходится лезть внутрь и смотреть, где сломалось. В статье показан путь от создания инфраструктуры для обработки Transactional до обработки исключений.
Как написать (игрушечную) JVM
Статья про KVM оказалась интересной для читателей, поэтому сегодня публикуем новый перевод статьи Serge Zaitsev: как работает Java Virtual Machine под капотом.
Нравится нам это или нет, но Java — один из наиболее распространенных и широко используемых языков программирования. Однако не каждый Java-разработчик настолько любопытен, чтобы заглянуть под капот и посмотреть, как устроена JVM.
Я попытаюсь написать игрушечную (и неполную) JVM, чтобы показать основные принципы ее работы. Надеюсь, эта статья вызовет у вас интерес и вдохновит на дальнейшее изучение JVM.
Information
- Rating
- Does not participate
- Location
- Haarlem, Noord-Holland, Нидерланды
- Registered
- Activity