Иногда перед разработчиком, аналитиком или даже бизнес-пользователем встает задача выполнить какие-то финансовые расчеты, соблюдая два строгих требования. Во-первых, даже для миллиардных сумм необходимо обеспечить точность до копейки, во-вторых, перекрестные итоги тоже должны сходиться до копейки.
User
Как устроен рекомендательный сервис, который выдерживает 700 тысяч запросов в секунду. Доклад Яндекса
«Баннерная крутилка» — один из самых высоконагруженных сервисов в Яндексе. Он умеет переживать 700 тысяч RPS, а иногда и больше. Каждый раз, когда приходит запрос, крутилка должна просмотреть базу из миллиарда документов и выбрать из них самые релевантные для пользователя. При этом выдерживаются весьма жесткие временные рамки: 99% всех запросов обрабатываются менее чем за 200 миллисекунд.
Какими принципами стоит руководствоваться при построении подобных высоконагруженных систем? Как устроены стадии отбора документов? Какое участие в ранжировании принимает ML? Обо всём этом на недавнем мероприятии для разработчиков в Ереване рассказал Артём Ваншулин, руководитель разработки ранжирования в команде баннерной системы. Сегодня мы делимся с сообществом текстовой версией его доклада. Передаём ему слово.
Тестирование Rust
Я всё ещё продолжаю изучать Rust. Кроме синтаксиса, для знания языка нужно понимать его идиомы и экосистему. Сейчас я нахожусь на этапе изучения тестирования в Rust.
Исходная проблема
В течение многих лет работы с JVM мы активно применяли внедрение зависимостей. Даже если вы не используете фреймворк, внедрение зависимостей помогает разделять компоненты. Вот простой пример:
class Car(private val engine: Engine) {
fun start() {
engine.start()
}
}
interface Engine {
fun start()
}
class CarEngine(): Engine {
override fun start() = ...
}
class TestEngine(): Engine {
override fun start() = ...
}
В обычном коде:
val car = Car(CarEngine())
В тестовом коде:
val dummy = Car(TestEngine())
Внедрение зависимостей нужно для исполнения разных фрагментов кода в соответствии с их контекстом.
Все про композитинг в X11 | Linux
Приветствую, читатели хабра! Вы когда-нибудь задумывались над тем, что скрывается за красотой и динамичностью вашего рабочего стола? Какие компоненты реализовывают анимации и различные графические эффекты: блюр, тень, скругления, прозрачность? В X11 есть одна очень интересная программная единица - композитор. В этой статье мы получим общее понимание того, что это такое, как реализовано и для чего используется. Также, немного поговорим о том, как Xorg хранит информацию для отрисовки, затронем front/back буферы и узнаем, как компоненты рабочего стола обмениваются информацией между собой.
Спецификация уникальных идентификаторов UUIDv7 для ключей баз данных и распределенных систем по новому стандарту RFC9562
Долгожданный стандарт RFC9562 "Universally Unique IDentifiers (UUID)" с тремя новыми версиями идентификаторов UUID (6, 7 и 8) вместо малопригодного RFC4122 наконец-то вступил в силу. Я участвовал в разработке нового стандарта. Обзор стандарта можно посмотреть в статье.
Введенные новым стандартом идентификаторы седьмой версии UUIDv7 — это лучшее, что теперь есть для ключей баз данных и распределенных систем. Они обеспечивают такую же производительность, как и bigint. UUIDv7 уже реализованы в том или ином виде в основных языках программирования и в некоторых СУБД.
Сгенерированные UUIDv7 имеют все преимущества UUID и при этом упорядочены по дате и времени создания. Это ускоряет поиск индексов и записей в БД по ключу в формате UUID, значительно упрощает и ускоряет базы данных и распределенные системы. Неупорядоченность значений UUID прежде сдерживала использование UUID в качестве ключей и вынуждала разработчиков выдумывать собственные форматы идентификаторов или довольствоваться последовательными целыми числами в качестве ключей.
Черновик стандарта активно обсуждался на Хабре в апреле 2022 года в комментариях к статье "Встречайте UUID нового поколения для ключей высоконагруженных систем".
Разные участники разработки нового стандарта придерживались различных взглядов, и практически все обсуждавшиеся альтернативные варианты структуры UUIDv7 вошли в стандарт. Поэтому теперь перед разработчиками возникает вопрос, какую из множества возможных спецификаций UUIDv7 реализовывать и применять. Также для массового перехода на UUIDv7 нужна дополнительная функциональность, повышающая привлекательность UUIDv7 для разработчиков и бизнеса.
Предложенная мной ниже спецификация UUIDv7 с дополнительной функциональностью описывает максимально надежный и удобный вариант структуры UUIDv7 для самых сложных и высоконагруженных информационных систем. Функциональность упорядочена по приоритету реализации
Как Яндекс создал свою шину данных, чтобы передавать сотни гигабайт в секунду
10 лет назад сотни серверов Яндекса работали на Apache Kafka®, но в этом продукте нам нравилось далеко не всё. Наши задачи требовали единой шины для передачи всех видов данных: от биллинговых до журналов приложений. Сегодня объёмы достигли уже десятков тысяч именованных наборов сообщений.
При таком количестве данных в Apache Kafka® становилось сложно управлять правами доступа, организовывать распределённую работу нескольких команд и многое другое. Проблемы роста и отсутствие подходящего решения в открытом доступе привели к тому, что мы разработали своё решение YDB Topics и выложили его в опенсорс в составе платформы данных YDB. В этом посте расскажу о предпосылках создания продукта, нашей архитектуре передачи данных, возникающих задачах и возможностях, которые появились вместе с YDB Topics.
Большая идея: не откроем ли мы в скором времени новое фундаментальное взаимодействие?
Современная физика имеет дело с поистине умопомрачительными масштабами. Космология показывает Землю крошечной точкой среди наблюдаемой Вселенной, размеры которой поражают воображение и составляют 93 млрд световых лет. В то же время современные коллайдеры частиц исследуют микрокосмический мир, который в миллиарды раз меньше самого маленького атома.
Эти две крайности, самые большие и самые маленькие расстояния, исследуемые наукой, разделены 47 порядками величины. Это единица с 47 нулями после неё, число настолько абсурдно огромное, что его не стоит даже пытаться понять. И всё же, несмотря на изучение столь радикально разных расстояний и явлений, космология и физика частиц глубоко связаны между собой. Наблюдение за движением звёзд и галактик может выявить влияние ещё не открытых частиц, а изучение фундаментальных частиц в лаборатории может рассказать нам о рождении и эволюции космоса.
Транзакция, ACID, CAP теорема и уровни изоляций транзакций простыми словами
Данный материал позволит вам подготовиться к собеседованию, освежить знания или познакомиться с такими терминами как транзакции, ACID и уровни изоляции.
Важно отметить, что речь пойдет о реляционных базах данных, которые наилучшим образом подходят для транзакций и соответствуют критериям ACID.
Модели дженериков и метапрограммирования: Go, Rust, Swift, D и другие
В некоторых сферах программирования нормально хотеть написать такую структуру данных или алгоритм, которые могут работать с элементами разных типов. Например, список дженериков или алгоритм сортировки, которому нужна только функция сравнения. В разных языках предложены всевозможные способы решения этой задачи: от простого указания программистам на подходящие общие функции (С, Go) до таких мощных систем дженериков, что они стали полными по Тьюрингу (Rust, C++). В этой статье я расскажу о системах дженериков из разных языков и их реализации. Начну с решения задачи в языках без подобной системы (вроде С), а затем покажу, как постепенное добавление расширений приводит к системам из других языков.
KeyDB как [потенциальная] замена Redis
Предыстория достаточно банальна: однажды с большим наплывом трафика была зафиксирована значительная деградация производительности приложения (а именно — времени ответа). На тот момент, к сожалению, не удалось провести нормальную диагностику происходящего, поэтому впоследствии запланировали ряд нагрузочных тестирований. После их проведения удалось обнаружить узкое место, коим стал кэш базы данных в Redis. Как это часто бывает, проблему нельзя было решить сию секунду и правильным путём — силами разработчиков (изменением логики работы). Поэтому включилось любопытство и желание побороть ситуацию обходным путём. Так и появилась эта статья.
Как правильно передавать секреты запускаемым программам?
Эта статья о том, как правильно передавать секреты запускаемым программам.
Бывает встречаются Unix-системы, на которых некоторые администраторы передают процессам пароли в открытом виде, совершенно не заботясь о том, что их видят все пользователи данной системы.
Если вы смогли зайти на систему под непривилегированным пользователем, то вы можете набрать команду, отображающую список запущенных процессов
$ ps -ef
и возможно и увидеть некоторые секреты, которых видеть не должны, например, у одного из процессов ниже открыт пароль basicAuth.password (пароль в тексте изменен).
$ strings /proc/1101/cmdline
/usr/local/bin/vmagent
--remoteWrite.url=http://vm-cluster.local:1234/api/v1/write
--remoteWrite.basicAuth.username=user-rw
--remoteWrite.basicAuth.password=123456
--promscrape.config=/usr/local/etc/vmagent-config.yml
Как же быть? Есть несколько способов этого избежать.
Путеводитель по Docker. От основ контейнеризации до создания собственного докера
Добрый день! Сегодня мы поговорим о контейнеризации, а именно о наиболее популярной на данный момент технологии её реализации - Docker. Также вашему вниманию будут представлены уязвимости при реализации данной технологии.
Пошаговая шпаргалка по защите сервера от хакеров и другой нечисти
Когда сервер создается для личных нужд, то чаще всего внимания безопасности почти не уделяется. А ведь это фатальная ошибка…
Представьте: вот арендовали вы сервер, запустили на нем SAMP или Minecraft, а через время видите, как наступает хаос. Виртуальную машину взломали и с открытым фанатизмом портят сборку плагинов, которую вы так долго делали.
Привет! На связи Йети — самый йетический автор Vscale. Это моя первая статья на Хабре. В ней я расскажу, как защитить сервер от хактевистов и другой нечисти. Подробности под катом! :)
6 языков. Как не сойти с ума, переключаясь между раскладками клавиатуры
С изучением языков возникает проблема переключения раскладок клавиатуры. Когда два языка все просто, жамкаешь ALT+SHIFT (или что там у вас) и переключаешься на следующий язык. И ты всегда знаешь на какой именно язык переключился. Когда раскладок становится хотя бы 3 это уже вызывает проблемы. Потому что нажать ALT+SHIFT нужно один или несколько раз и непонятно сколько именно, не посмотрев в угол экрана.
Makefile для самых маленьких
Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.
Компилировать проект ручками — занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile — это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.
Вы должны перестать вручную писать Dockerfile'ы
Вы тоже устали вручную заполнять Dockerfile
и docker-compose.yaml
под каждый новый проект?
Я всегда задумывался, применяю ли я известные best practices, когда пишу конфиг для Docker, и не занесу ли я случайно какие-нибудь уязвимости, вручную заполняя конфиг-файлы.
Что же, теперь мне больше не придется беспокоиться об этом, благодаря добрым людям из Docker, которые недавно реализовали инструмент для этого - docker init
.
Интересно, как экономить время и быстро генерировать конфиги, даже если вы не профи в Docker? Прошу под кат.
Об именах в Haskell
ноль или более букв, цифр, символов подчёркивания _ и одинарной кавычки '. В качестве буквы рассматриваются только латинские символы в интервалах a..z и A..Z. Символ _ принято считать буквой, в следствии чего имя функции может начинаться с этого символа, но не может состоять только из него, в виду того, что в образцах Haskell он обозначает любое значение. Имена функций, составленные не из символов набора ascSymbol, обязательно должны начинаться со строчной буквы или символа _. Имена пространств имён, типов данных, конструкторов данных и классов типов составленные не из символов набора ascSymbol должны начинаться с прописной буквы. В данной заметке даётся некоторая информация об использовании символов набора ascSymbol в идентификаторах Haskell.
Сопоставление с образцом, изменения и перемещения в Rust
Одной из основных целей проекта Rust является безопасное системное программирование. Эта область обычно подразумевает императивную парадигму, что означает присутствие побочных эффектов, необходимость думать о разделяемом состоянии, и т.д. Для того, чтобы в таких условиях можно было обеспечить безопасность, программы и типы данных на Rust должны быть структурированы таким образом, чтобы их можно было статически проверить. Элементы и ограничения языка Rust совместно облегчают написание программ, проходящих эти проверки и, таким образом, обеспечивают безопасность. Например, в Rust глубоко интегрирована концепция владениям данными.
Выражение match
— это специальная конструкция, в которой эти особенности и ограничения сочетаются интересным образом. match
-выражение принимает входное значение, классифицирует его и затем передаёт выполнение коду, который обрабатывает соответствующий класс данных.
В этой статье мы рассмотрим, как работает match
в Rust. Вот основные элементы, которые match
и его дополнение, enum
, объединяют в единое целое:
- Структурное сопоставление с образцом: анализ вариантов и удобство использования гораздо лучше, чем при использовании
switch
в C или Java. - Исчерпывающий анализ:
match
гарантирует, что ни один вариант не пропущен. match
поддерживает и императивный, и функциональный стили: вы можете и дальше использовать операторbreak
, присваивания и прочее, и вам совершенно не нужно переучиваться на стиль, основанный на выражениях;match
умеет как «заимствовать», так и «перемещать»: Rust поощряет программиста думать о владении и заимствовании данных. Выражениеmatch
спроектировано в том числе с возможностью только заимствования части структуры вместо её перемещения. Это нужно для того, чтобы не передать право владения какими-либо данными раньше, чем нужно.
Мы рассмотрим каждый из этих пунктов по отдельности ниже, но для начала нам следует заложить фундамент дальнейшего обсуждения — как match
выглядит и работает?
Используйте Arc<[T]> вместо Vec<T>
В этой статье я хотел бы поговорить о том, почему вы могли бы предпочесть использование Arc<[T]>
вместо Vec<T>
в качестве варианта по умолчанию в вашем Rust-коде.
Делаем макросы в Rust
Привет, Хабр!
Rust имеет два основных типа макросов: декларативные и процедурные. Каждый из этих типов служит различным целям и предоставляет различные возможности манипуляции с кодом.
Декларативные макросы работают, сопоставляя заданные шаблоны с фактическим кодом и заменяя его на другой код во время компиляции. Что-то типо хорошей системы поиска и замены, но для исходного кода. Декларативные макросы подходят для задач, когда нужно избежать дублирования кода или когда нужно предоставить удобный синтаксис для повторяющихся задач.
А вот процедурные макросы уже имеют больше возможностей, они позволяют манипулировать абстрактным синтаксическим деревом кода, т.е можно анализировать, модифицировать и генерировать код на лету. Процедурные макросы могут быть разделены на три категории: атрибутивные макросы, макросы производных и функциональные макросы.
В этой статье мы как раз и рассмотрим то, как их пишут на Rust.
Начнем с декларативных!
Information
- Rating
- 936-th
- Registered
- Activity