Pull to refresh
24
0
HrOokami @faserg1

Программист C++

Send message

Корутины C++ для чайников: пишем асинхронный веб-клиент

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views21K

Написать этот материал меня побудило... отсутствие хороших статей по корутинам в C++ в русскоязычном интернете, как бы странно это не звучало. Ну серьезно, C++20 существует уже несколько лет как, но до сих пор почти все статьи про корутины, что встречаются в рунете, относятся к одному из двух типов. Или обзор начинается с самых глубин и мелочей, пересказывая cppreference, а потом автор выдыхается и все сводится к "ну а дальше все понятно, возьмите и примените это в своем коде", что напоминает известную картинку с совой. Либо иногда в статьях рассматривается применение корутин на примере генераторов, и этим все и ограничивается. Но, давайте будем честны, генераторы — это замечательно, но за все время моей многолетней карьеры разработчика я, вероятно, делал что‑то подобное генераторам разве что разок, в то время как асинхронный ввод‑вывод приходится использовать почти в каждом проекте. И поэтому меня гораздо больше интересует реализация асинхронного ввода‑вывода с использованием корутин, а не генераторы. Поэтому пришлось разбираться во всем самому.

Читать далее
Total votes 68: ↑66 and ↓2+64
Comments34

Локальные нейросети. Аналог ChatGPT-3.5 на домашнем ПК: OpenChat 7B превосходящая 70B, DeepSeek для кода уровня ChatGPT

Reading time8 min
Views79K

Есть много локальных аналогов ChatGPT, но им не хватает качества, даже 65B модели не могут конкурировать хотя бы с ChatGPT-3.5. И здесь я хочу рассказать про 2 открытые модели, которые всё-таки могут составить такую конкуренцию.

Речь пойдет о OpenChat 7B и DeepSeek Coder. Обе модели за счет размера быстры, можно запускать на CPU, можно запускать локально, можно частично ускорять на GPU (перенося часть слоев на GPU, на сколько хватит видеопамяти) и для такого типа моделей есть графический удобный интерфейс.

И бонусом затронем новую модель для качественного подробного описания фото.

UPD: Добавлена информация для запуска на Windows с ускорением на AMD.

Читать далее
Total votes 107: ↑105 and ↓2+103
Comments87

Не Unity единым…

Level of difficultyEasy
Reading time15 min
Views37K

Игры бывают разные, большие и маленькие, триA и супер инди, в компаниях с сотнями разработчиков и что создаются самородками-одиночками. Редко их делают с нуля и пишут код только игры, чаще пишут игровые тулы, редактор и параллельно пишут саму игру. За всей этой многомиллиардной индустрией стоит код, много кода, очень много кода. Игровые движки и фреймворки – мощные инструменты, которые помогают разработчику творить его идеи и создавать увлекательные игровые миры. Это каркас, на котором строятся все игровые вселенные, они включают в себя сотни инструментов, библиотек и ресурсов, позволяя разработчикам превратить строчки кода в театр для одного зрителя.

Существует более сотни игровых движков, каждый из них содержит как минимум одну фичу которой нет ни в каком другом. Всех возможностей вместе нет ни в одном, и это прекрасно - иначе бы такой движок монополизировал рынок. Хм, Unreal5 ты ли это? Иногда полезно пробежать по release notes движка, чтобы оставаться в курсе последних новостей. Возможно вы разрабатываете свое решение и эта статья натолкнет вас на новые идеи. Готовы узнать что ваша любимая игры была сделана не на Unity, а на православном SDL?

Читать далее
Total votes 95: ↑95 and ↓0+95
Comments89

Рендеринг UTF-8 текста с помощью SDF шрифта

Reading time5 min
Views21K

Продолжаем серию статей о мобильном геймдеве. В этой статье я расскажу как рендерить UTF-8 текст с помощью SDF Bitmap шрифтов, как эти шрифты создавать и как использовать эту технику для качественного рендеринга иконок.


Читать дальше →
Total votes 20: ↑19 and ↓1+18
Comments39

Разбираемся с использованием неблокируещего ввода-вывода в ОС Linux. Пишем пример сервера на голых системных вызовах

Reading time11 min
Views13K

Как обычно пишут сервер, если не особо заботиться производительности? Программа запускается, затем начинает принимать входящие соединения от клиентов и для каждого клиента запускает новый поток, который занимается обслуживанием этого клиента. Если вы используете какой-нибудь, прости господи, Spring или Flask или там Poco, то он что-такое внутри себя и делает - разве что потоки можно переиспользовать, то есть брать из некого пула. Это всё довольно удобно, но не слишком эффективно. Скорее всего, ваши потоки, обслуживающие клиентов, живут недолго и большую часть времени ожидают либо получения данных от клиента, либо отправки их клиенту - то есть ждут возвращения системных вызовов. Создание потока ОС - довольно дорогая операция, как и переключение контекста между потоками ОС. Если вы хотите уметь обслуживать много клиентов эффективно, надо придумать что-то другое. Например, коллбеки. Но это довольно неудобно.

Читать далее
Total votes 10: ↑6 and ↓4+2
Comments16

Значимость SPF

Reading time4 min
Views192K
Хочу обратить ваше внимание на важную, на мой взгляд, проблему, которой пренебрегают даже самые крупные и инновационные компании мира. Проблема заключается в отсутствии у большинства доменов SPF-записи, которая защищает домен от его несанкционированного использования в электронной почте.
SPF (Sender Policy Framework) представляет из себя текстовую запись в TXT-записи DNS домена. Запись содержит информацию о списке серверов, которые имеют право отправлять письма от имени этого домена и механизм обработки писем, отправленных от других серверов.
Например, SPF-запись «example.com. TXT «v=spf1 +a +mx -all»» говорит о том, что отправлять письма от имени домена «example.com» могут сервера, указанные в A и MX-записях этого домена, а письма, отправленные от других серверов должны быть удалены (Fail).

Читать дальше →
Total votes 35: ↑32 and ↓3+29
Comments34

Почтовый сервер на Linux

Reading time11 min
Views300K
Как наладить работу почтового сервера, умеющего принимать и отправлять электронную корреспонденцию, бороться со спамом, взаимодействовать с клиентами? На самом деле, всё довольно просто.

Сегодня поговорим о почтовых серверах на Linux. Мы расскажем о том, как настроить сервер, о широко распространённом в интернете протоколе SMTP, а также о других протоколах, таких, как POP и IMAP. В итоге вы окажетесь обладателем полноценной системы для работы с электронной почтой.



Начнём с SMTP-сервера на Linux
Читать дальше →
Total votes 51: ↑39 and ↓12+27
Comments84

Краткий обзор нововведений C++23: deducing this

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views16K

Документ «deducing this», принятый в последний стандарт C++, вводит новый, третий тип методов классов, сочетающий в себе свойства двух уже существующих: нестатических и статических, открывающий перед нами новые горизонты:

1. Дедупликация большого количества кода.

2. Вытеснение CRTP (Curiously Recuring Template Pattern) на свалку истории, его замена более простой и очевидно понятной записью.

3. Рекурсивные лямбды.

И другое.

Но прежде чем рассмотреть само нововведение и его практические применения, углубимся немного в историю и попытаемся понять, почему в нем собственно возникла необходимость.

Читать далее
Total votes 52: ↑52 and ↓0+52
Comments64

Что в DI-Контейнере твоем, С++? Пробуем написать

Level of difficultyEasy
Reading time9 min
Views7.3K

Доброго времени суток, жители Хабра.

Из-за наличия довольно большого опыта разработки на C# мне хотелось наличия таких же удобных DI-контейнеров на C++. Особенно после того, как побывал на нескольких плюсовых проектах, где были фабрики, синглтоны и прочие штуки. И я начал искать, хотя ожидал, что многого я не найду.

Итак, что же было найдено?
Total votes 19: ↑16 and ↓3+13
Comments4

Маскировка трафика OpenVPN при помощи обфускации

Reading time6 min
Views45K

Привет мой дорогой друг. Ну вот и ты озадачился вопросом безопасности и/или анонимности в сети интернет в столь сложное высокотехнологичное время, где каждый очень хочет подглядеть за тобой или как-то ограничить в доступе к ресурсам.

Читать далее
Total votes 27: ↑25 and ↓2+23
Comments30

20+ open source утилит для шифрования файлов на (почти) любой случай жизни

Reading time9 min
Views47K


На самом-самом деле его секреты нафиг никому не нужны. И кстати, такой ключ за 5 баксов ещё надо поискать


Шифропанкам посвящается. Мы собрали тулкит из популярных программ (преимущественно с симметричным шифрованием), которые помогут защитить личные данные от несанкционированного доступа и попросили исследователя криптографии из компании «Криптонит» прокомментировать наш выбор.


Под катом безопасные решения для шифрования файлов при помощи браузера, для быстрой защиты, пересылки, загрузки в облако шифрованных данных, криптографические контейнеры с двойным дном, десяток консольных инструментов для криптографии и комбайн, объединяющий их под единым графическим интерфейсом. А еще ответы на животрепещущие вопросы, например: «Что лучше AES, Кузнечик, Serpent или Twofish»?

Читать дальше →
Total votes 37: ↑36 and ↓1+35
Comments36

Как хранить данные бота прямо в Телеграме

Reading time3 min
Views22K

Как известно, бот это программа на компьютере, которая взаимодействует с серверами Телегам и притворяется человеком. Разумеется, у неё есть данные в своей собственной базе данных или типа того. Но если этот компьютер внезапно исчезнет...

Читать далее
Total votes 25: ↑25 and ↓0+25
Comments20

Импортозамещение облаков: как настроить GitLab Runner в Yandex Cloud и не обанкротиться

Reading time5 min
Views7.8K

У нас в профсоюзе недавно появился сервис, который используется для создания публикаций в социальных сетях. Проект находится в GitLab, но с недавних пор использовать Shared Runners в GitLab не представляется возможным, поскольку для этого требуется подключить банковскую карту, а российские карты не принимаются. Открыть счёт в банке другой страны непросто, поэтому было решено развернуть GitLab Runner в Yandex Cloud, поскольку сервис уже развёрнут в Yandex Serverless Containers.

Развернуть GitLab Runner в Yandex Cloud можно в Managed Service for GitLab или на виртуальных машинах (далее ВМ).

Чистая ВМ — наиболее подходящий вариант, поскольку Managed Service for GitLab и ВМ с образом GitLab обходятся относительно дороже и имеют излишнюю функциональность для текущей задачи. Кроме того, чистая ВМ более гибкая в выборе вычислительных ресурсов, так что стоимость использования может быть ниже.

Но было бы слишком расточительно оставлять ВМ запущенной круглые сутки, ведь работа GitLab Runner может занимать всего несколько минут. Поэтому после недолгих раздумий был придуман финт ушами функциями.

Суть финта: запускать ВМ только при создании нового пайплайна в проекте, а в остальное время держать в выключенном состоянии. В таком случае стоимость использования ВМ сократится до пары сотен рублей. Диаграмма последовательности для такой функциональности представлена ниже.

Читать далее
Total votes 26: ↑24 and ↓2+22
Comments17

Как я добился обещанного гигабита, использовав Mikrotik + мозг

Reading time5 min
Views177K

100 мегабит в секунду от предыдущего провайдера начал сильно замедлять рабочий процесс, поэтому я начал искать провайдера с нормальной скоростью. В моем доме, из быстрых был только МГТС, на чем я и остановился. Провели интернет быстро, два дня между заявкой и кабелем в квартире, оставили большую бухту оптики, за что спасибо…
Читать дальше →
Total votes 87: ↑85 and ↓2+83
Comments108

Руководство по CMake для разработчиков C++ библиотек

Reading time18 min
Views77K

Данное руководство позволит читателю составить полную картину того, как организовать сборку C++ библиотек с использованием современных возможностей CMake. Предполагается, что читатель имеет представление о базовых понятиях из мира CMake и динамических/статических C++ библиотек, так как в руководстве они могут не объясняться.

Читать далее
Total votes 71: ↑71 and ↓0+71
Comments49

Как происходит генерация мира Minecraft

Reading time21 min
Views54K
image

Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько на нашей планете песчинок? По грубым оценкам, более 7 квинтиллионов! Это 7 с 18 нулями. И всё-таки это даже меньше половины количества уникальных миров в Minecraft. Как же Minecraft и другим похожим играм удаётся создавать такие сложные, красивые, однако полностью процедурные миры? В этой статье я расскажу, как игра генерирует свои миры, от самой высокой горы до самой глубокой пещеры.

Часть 1: процедурная генерация


Для многих из вас Minecraft может быть первой (а может быть, и единственной) игрой, в которой миры не творятся вручную дизайнером уровней, а создаются процедурно.

Однако первой игрой с процедурно сгенерированным миром является «Elite», первая версия которой вышла для компьютера BBC Micro в 1984 году. Это прапрадед относительно новой «Elite: Dangerous», выпущенной в 2014 году.


Автоматическая генерация новых миров может казаться привлекательным способом ленивого создания бесконечного контента для игры. Однако на самом деле всё наоборот! Чтобы научить машину тому, как выглядит хороший уровень… нужно быть очень хорошим программистом и дизайнером уровней.

Контент должен быть достаточно разнообразным, чтобы выглядеть свежим, но не настолько разнообразным, чтобы казаться атипичным. И необходимо создавать миры, на которые не просто интересно смотреть, но которые обеспечивают справедливую с точки зрения игрока сложность.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑67 and ↓0+67
Comments17

Как у «Вояджера-1» телеметрия сломалась, и что бы это значило

Reading time6 min
Views24K

Сегодня начну с воспоминаний. Один из моих первых научно-популярных переводов в «хаброформате» вышел в начале 2014 года на сайте dev.by (сейчас https://devby.io/); назывался он «Марсокод, или как создавалось ПО для марсохода Curiosity». Суть этого интереснейшего текста заключается в том, какой неимоверный уровень надежности, долговечности, автономности и интеграции харда и софта должен достигаться при программировании космических аппаратов. Примерно год спустя я получил в работу книгу «Pale Blue Dot» Карла Сагана, вышедшую в издательстве «Альпина Нон-Фикшн» под названием «Голубая точка. Космическое будущее человечества». Эту книгу я до сих пор считаю шедевром моей переводческой работы, хотя, в литредактуре «Альпины» она выглядит существенно лучше, чем в моем черновике. Книга названа так по знаменитой фотографии, сделанной с борта «Вояджера-1»  14 февраля 1990 года, когда этот аппарат находился в районе Сатурна.

В своей книге Саган уделяет «Вояджерам» больше внимания, чем каким-либо иным космическим аппаратам, посвящая им целую главу и несколько отступлений, в том числе, весьма лирических. Но вообще в этом рассказе (глава 8, «Триумф Вояджеров») подчеркивается все та же инженерная прозорливость и смекалка, которыми гордятся авторы ПО к «Curiosity». В последнее время интерес к «Вояджерам» вновь возрос, поскольку в телеметрии «Вояджера-1» стали возникать аномалии, а сами зонды, разменявшие 45-летний юбилей, близки к отключению.

Читать далее
Total votes 86: ↑82 and ↓4+78
Comments77

Пьеса личных местоимений

Reading time7 min
Views9.6K

Есть в русском языке личные местоимения – я, ты, он, она, оно мы, вы, они. Для каждого есть подходящий сценарий использования в разговоре. Говорят мне «ты» - и я понимаю, что речь обо мне, а не о ком-то ещё. Если человек произносит «я» - ясно, будет про себя, а не про меня или Колю.

Однако на работе с личными местоимениями постоянно возникает чехарда. Особенно у людей, скажем так, не очень определившихся с периметром собственной ответственности и влияния. Наблюдать постоянное жонглирование местоимениями весьма забавно, если обращать на это внимание.

Попробуем разыграть небольшую пьесу личных местоимений. Действующие лица: Гена (программист и руководитель программистов), Катя (программист в подчинении Гены) и Валя (менеджер, связующее звено между программистами и клиентом). Возможно, кто-то ещё появится. На сцене постоянно находятся с десяток программистов массовки – сидят тихо, уткнулись в компьютеры.

Итак, утро четверга, 31.03.2022 г. (1Сники поймут), кофе, программисты обсуждают планы на день, на сцену врывается Валя…

Читать далее
Total votes 66: ↑55 and ↓11+44
Comments42

Родинки — это плохо? Разбираемся с эстетикой и раком кожи (не всё так страшно)

Reading time12 min
Views59K
Родинки уже который год ставят рекорды по мифам и страшилкам. Одно только клиническое исследование «Даже однократное посещение солярия повышает риск развития рака кожи в два раза!» чего стоит! Пруф.

Но бояться их не надо. Их надо отслеживать. Я лучше расскажу, что из себя представляют родинки, как самостоятельно отслеживать, всё ли с ними хорошо. Ну и про ультрафиолет тоже расскажу.


Стадии развития меланомы

Зачем нужно разбираться в теме? Затем, что даже если родинка, например, пугающе чёрная или приподнята над кожей — это ещё не значит, что всё плохо. А вот небольшое коричневое пятнышко, у которого края стали неровными (а вы и не замечали, чтобы они и раньше были ровными), — это вполне может быть меланомой, то есть раком кожи.

Ниже будут примеры того, чего бояться не надо, а что, вовремя замеченное, спасёт вас от очень неприятных последствий.
Читать дальше →
Total votes 126: ↑123 and ↓3+120
Comments68

Как мы теряли игроков из-за того, что они платили за игру

Reading time8 min
Views39K
image

Представьте, каково это — найти серьёзный баг в продакшене сразу после выпуска игры. Представьте, что этот баг вредит только платным пользователям. Представьте, что игра зависает сразу после того, как игроки завершают внутриигровую покупку. Представьте, что когда игрок перезапускает игру, она зависает при запуске. Представьте, что игроку так и не удаётся запустить игру и приходится её удалять. Представьте, что ваше приложение в этот момент находится в рекомендованных Apple Store. Эта статья — рассказ о таком баге, худшем из всех, что я видел за тридцать лет программирования. Это история о том, как мы его выявили и совместно с разработчиками Unity работали над его устранением.
Читать дальше →
Total votes 65: ↑61 and ↓4+57
Comments11
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Location
Москва, Москва и Московская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Game Developer
Middle