Игровая индустрия: полезные материалы для геймдевелопера от A до Z

    В последнее время мы часто сталкиваемся с вопросами о том, как попасть в игровую индустрию, какие полезные материалы на эту тему можно почитать и посмотреть, с чего начать изучение геймдева. Когда начальные знания появляются, то возникают уже более конкретные вопросы, например «где найти единомышленников для создания игры», «как продвигать свой проект с минимальным бюджетом», «на каких издателей стоит выходить, как это делать и стоит ли вообще», «как улучшить ретеншн в нашей игре» и так далее.

    Друг наших образовательных программ Михаил Пименов,  CEO компании Wonder Games и Team Lead инди-проекта "Guard of Wonderland" сам не раз задававший себе эти вопросы, создал для себя выборку всевозможных материалов по индустрии геймдева. От полезных ресурсов, до сообществ, подкастов, книг и фильмов, которые призваны помочь понять, с чего начинается и чем заканчивается разработка игрового проекта. Объединив наши силы, мы с Мишей сделали эту статью с подборкой полезных материалов по игровой индустрии. Вы найдете подборку под катом.



    Чтобы объединить все накопленные материалы в одну структуру, мы решили разделить Статью на несколько разделов. Во «введении» вы найдете материалы для начинающих геймдевелоперов. В разделе «Разработка» — ресурсы с бесплатным контентом. И далее каждый из подпунктов посвящен своей тематике. Несложно догадаться, что «геймдизайн» содержит в себе необходимую информацию об аспектах геймдизайна, понимание которых необходимо для создания игры. В свою очередь «Маркетинг и аналитика» содержит всё о продвижении проектов: метрики, статистические данные, расчеты стоимости проектов и т.д. Далее будут разделы о сообществах в социальных сетях, книгах, подкастах, фильмах, полезных ресурсах и конференциях.

    Все эти материалы призваны помочь разобраться в устройстве игровой индустрии и ответить на большинство вопросов, которые часто возникают не только у начинающих геймдевелоперов, но и уже тертых калачей игровой индустрии.






    Ресурсы с бесплатным контентом


    Геймдизайн


    Маркетинг и Аналитика


    Ресурсы для продвижения


    Сторителлинг





    • А. В. Цыганов. Теория игр
    • Джесси Шелл. Искусство геймдизайна
    • Тристан Донован. История видеоигр
    • R. Koster. A Theory of Fun for Game Design
    • Scott Rogers. Level up
    • Richard Bartle. Designing Virtual Worlds
    • Э. Роллингз, Д. Моррис. Проектирование и архитектура игр
    • Сергей Галёнкин. Маркетинг Игр

    Переводы этих и других иностранных книг по геймдизайну на русский язык есть тут.
    Также на App2Top есть добротная подборка литературы на тему «Что читать геймдизайнеру.




    • Как делают игры: http://galyonkin.com – Один из самых давних и популярных подкастов на территории России и СНГ. Ведущие — М. Кузьмин (ведущий менеджер компании HeroCraft по распространению игр), С. Галенкин (Epic Games. Руководитель издательского подразделения в Восточной Европе)
    • Garage – подкаст от Святослава Торика, преимущественно о геймдизайне (Product Vision Expert в Wargaming.net): http://torick.ru
    • The psychology of videogames: Подкаст о психологии в видеоиграх (на английком языке). Ведущий — Jamie Madigan (Ph.D. in psychology)
    • #RadioFlazm: Подкаст про независимую разработку игр в небольших командах. Технологии, платформы, вопросы продвижения, условия работы. Ведёт Алексей Давыдов (CEO в Flazm.com)
    • TheGameDev. Интервью с разработчиками игр. Ведущие — Алексей Мельников (CGSpeak) и Алиса Хуснутдинова






    app2top.ru — b2b-портал, посвященный всем аспектам индустрии мобильных игр
    gdcuffs.com — портал, преимущественно о геймдизайне
    dtf.ru — Один из самых старых порталов о разработке и индустрии геймдева. В данный момент перенесен на новый движок и возрожден ИД „Комитет“
    igromania.ru — Сайт ИД „Игромания“. Регулярно публикуют новости и статьи об играх со всех платформ
    kanobu.ru — Крупнейший портал об играх и игровой индустрии  
    progamedev.net — Блог о геймдеве от Александра Штаченко
    torick.ru — Блог о геймдеве от Святослава Торика
    gamedev.ru — Старейший портал для разработчиков.
    apptractor.ru — Хороший ресурс о мобильных разработках
    apps4all.ru — Ресурс о новостях мобильных игр
    aushestov.ru — Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова.
    indiedev.name — Блог о разработке и продвижении мобильных игр и приложений
    gamesisart.ru — Полезные статьи и ресурсы о разработке игр
    gcup.ru — Портал посвящён созданию игр, в том числе и без программирования. На сайте можно скачать необходимые для этого инструменты (конструкторы игр, движки), изучить необходимую литературу (статьи, журналы, книги) и т.д. На нашем форуме вы всегда сможете спросить совет или поделиться своими наработками
    www.ant-karlov.ru — Авторский блог о создании игр
    www.gamedis.ru — Блог о геймдизайне
    gamesjam.org —  Площадка, где проходят геймджемы различных тематик и направлений
    www.gamedevblogs.ru — Бывшие FlashGameBlogs.ru — это дружественное объединение блогов независимых разработчиков игр
    leaden.ru — Личный блог геймдизайнера Ярослава Кравцова
    habrahabr.ru — Огромный портал с материалами по программированию, ресурсам и полезным статьям о разработке ПО и игр.
    www.progamer.ru/dev — Есть хорошие материалы о разработке игр
    gameinstitute.ru — Присутствует ряд статей о разработке игр
    mmozg.net — Сайт об MMO-играх
    core-rpg.net — Основное направление сайта — разработка RPG
    tiendil.org — Блог Алексея Елецкого о разработке ПО и создании игровых проектов
    gopractice.ru — Блог Олега Якубенкова. Публикуются материалы про создание, аналитику и маркетинг мобильных приложений и веб сервисов
    warnworld.com — Блог геймдизайнера Ильи Туменко. Разработка игр, геймдизайн, мобильные рынки и игровая индустрия
    fallingtosky.livejournal.com — Блог Дарьи Моргуновой о геймдизайне



    ВК:

    vk.com/gameinstitute — DirectX, OpenGL, Ogre3D, Unity, Udk и прочие игровые технологии. Туториалы, статьи, конкурсы, уроки.
    vk.com/vgamedev — Всё для начинающего и профессионального разработчика игр: Игровые движки, Конструкторы игр и Среды разработки, Статьи.
    vk.com/virtualnaya_realnost_segodnya — Про разработку игр в виртуальной реальности.
    vk.com/androiddevelopers -Разработка приложений для платформы Google Android
    vk.com/empathybox — Группа про разработку игр и культуру геймдева.
    vk.com/gamedev_ru — Создание игр, проекты игр, новости индустрии, поиск работы. Как сделать игру.
    vk.com/gametarget — Новинки онлайн игр и новости MMORPG: анонсы, релизы, бета-тесты
    vk.com/mmocult — Портал исключительно MMOG, MOBA, MMORPG и других Online игр
    vk.com/zobra_fun — Актуальные новости игровой индустрии
    vk.com/unicrydk — Публикации материалов о создании игр
    vk.com/gdacademy — Пошаговый алгоритм создания своей игры с нуля
    vk.com/gamedev_group — Группа посвящена всему что касается индустрии разработки видео игр. Новости, технические статьи, учебные материалы, игровая индустрия, игровые проекты и т.д.
    vk.com/globalgamedev — Еженедельный обзор GameDev статей со всего интернета.
    vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии
    vk.com/igromania — Группа журнала „Игромания“
    vk.com/gamenavigator — Журнал, телепередача и портал о видеоиграх. В строю с 1997 года
    vk.com/rabota_v_gamedeve — Сообщество о вакансиях и соискателях работы в игровой индустрии
    vk.com/cgic_group — Сообщество с материалами о моделировании и всем, что с этим связано
    vk.com/xakep_mag — Сообщество крупнейшего журнала в России и Европе, посвященного вопросам информационной безопасности, программирования и администрирования компьютерных сетей.
    vk.com/loftblog — Бесплатные видеоуроки по HTML5, CSS3, JAVASCRIPT, PHP, C++, PYTHON, RUBY, JAVA и др.
    vk.com/tindie — Здесь вы сможете узнать много интересной и полезной информации по разработке игр
    vk.com/gdevs — Все об игровой индустрии и разработке игр
    vk.com/indie_info — Новости, интересные факты и цифры игровой индустрии.
    vk.com/best_games_app — В группе размещаются полезные советы и гайды для начинающих Indie разработчиков или людей которых интересует геймдев, а также статьи об игровых движках
    vk.com/over720 — Материалы о создании игр, а также о разных интересных технологиях
    vk.com/gamedesignation — Геймдизайн с нуля
    vk.com/games_element — Всё об играх и их разработке
    vk.com/gameart — Коллективный блог разработчиков игр
    vk.com/indie_help —  Помощь Инди-Разработчикам
    vk.com/indiedev_name — Продвижение и разработка игр
    vk.com/cg_vk — Сообщество о создании игр
    vk.com/mistle_gamer — Сообщество будет интересно тем, кто занимается геймдизайном, или косвенно связанной деятельностью
    vk.com/gamgid — Материалы о разработке игр
    vk.com/world_of_indie — Одно из самых больших сообществ об инди играх
    vk.com/from_idea_to_release — Создание проекта начиная с идеи, заканчивая релизом. Много полезных материалов о разработке
    https://vk.com/metagd — хорошее сообщество по геймдизайну „Метафизика Геймдизайна“

    FB:

    pringamedev — PR in GameDev
    vr.ar.gamedev — Группа о виртуальной и дополненной реальности
    gamedeff — Все о геймдеве
    IndieGamePromo — Промо своих проектов
    IndieGameDevs — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
    601210009911004 — Продвижение проектов
    2248433342 — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
    indiedevhangout — Сообщество инди разработчиков
    russia.android — Сообщество российских разработчиков под Android
    GamingIndustryTalent — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
    IndieGameChat — Сообщество инди разработчиков
    GameDevBeginners — Сообщество начинающих разработчиков
    gdrullez — Практический геймдизайн
    714657441905881 — Продвижение игровых проектов
    gamedevfeedback — Сообщество разработчиков по обсуждению и фидбеку для инди игр
    1435669336648312 — Сообщество игроков и разработчиков инди игр
    793578767413728 — Продвижение игровых проектов



    DevGAMM — крупнейшая конференция для профессионалов игровой индустрии в России, Беларуси и Европе. Преимущества DevGAMM: качественный контент на тему разработки игр, низкий порог входа для начинающих разработчиков и серия мероприятий, нацеленных на продуктивное времяпровождение и эффективный нетворкинг.

    White Nights Conference — международная бизнес конференция, посвященная разработке и продвижению игр на всех платформах. Она проходит три раза в год: в феврале в Европе, в июне в Санкт-Петербурге, в октябре в Москве. Суммарно за год White Nights собирает более 4000 профессионалов игровой индустрии.

    Game Developers Conference (GDC) — крупнейший ежегодный сбор профессиональных разработчиков компьютерных игр с упором на обучение и вдохновение. Мероприятие включает в себя выставку, сетевые события, церемонии награждения, такие как Independent Games Festival и Game Developers Choice Awards, а также различные консультации, лекции и круглые столы по отраслям разработчиков игр, охватывающие программирование, дизайн, звук, бизнес и управление, и изобразительное искусство.

    NextCastle — Ежегодный фестиваль для геймеров и разработчиков. Отличный шанс для инди-разработчиков показать игру геймерской аудитории и получить фидбек по проекту.

    upd. 31.10:
    https://vk.com/devmeat — МитАпы представителей игровой индустрии (Санкт-Петербург)
    https://vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии (Москва)

    Вообще игровых конференций в СНГ и в мире великое множество начиная с крупнейших типа Gamescom и E3 и заканчивая небольшими, но приятными тусовками разработчиков игр типа DevsGo. Мы описали в данной статье несколько из них, подробный список конца текущего года есть тут. А вот календарь, заточенный под мобильного разработчика.
    upd. от Lerika: Топ игровых мероприятий 2016
    upd. от PatientZero: Есть ещё хороший календарь игровых инди-джемов.


    Данная статья будет пополняться новыми материалами по мере их появления. Если вы хотите поделиться ресурсами, которые не были указаны в статье — напишите в комментарии. Обращаем ваше внимание на то, что приоритетно собирали русскоязычные ресурсы поэтому гамасутра и еще 100500 иностранных ресурсов не включали, про иностранные полезные ресурсы лучше сделаем отдельный материал дабы не раздувать этот каталог до нечитабельных размеров. Тем не менее, не забывайте, что все решения по добавлению или не добавлению присланных ресурсов остаются за авторами статьи и ведутся на их усмотрение.
    Метки:
    ВШБИ — Менеджмент игровых интернет-проектов 35,90
    Программа профпереподготовки по созданию игр
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 26
    • +2
      Если вы идете в геимдизайнеры, то есть один совет. Играйте во все игры. Вообще во все. Не только в хорошие. Так же играя в плохие вы будете видеть косяки и недостатки. Не игнорируйте мобаил, пк и прочее. Если вы играете только в ААА и думаете, что хороший дизайнер, то это не так. Потому что ваша задача будет делать из ничего хорошо, и из плохого хорошо. А не смотреть на хорошо и затылок чесать, деньгу получать. Спрашивать «чтобы вы исправили в наших играх?» это не значит, что разработчик не вкурсе ошибок. Это значит, что он просто хочет проверить, как вы видите проблемы и как их решаете. Книжки тут не очень помогут. CD Project Red просят дизайнеров изобрести гвинт за 2 часа на собеседовании в оффисе. И вы им будете отвечать, что в книжках такого не писали и не готовили? Сомневаюсь.
      • +1
        По поводу того, что, работая в игровой индустрии, надо играть в игры, согласен. Просто это настолько очевидно, что как-то даже странно в статью ставить :-) Ну и список игр, в которые поиграть стоит, явно превышает лимит допустимых знаков. В комментарии позволю себе оставить свой список удовольствия:
        Любимые жанры: MOBA, MMORPG, браузерные стратегии, браузерные RPG, мобильные match-3, баттлеры и кликеры
        Любимые игры: LoL, Perfect World, Hearthstone, Легенда: Наследие драконов, Ведьмак, Juggernaut Wars
        Более 100 часов геймплея: LoL, World of Tanks, Armored Warfare, Эволюция, Hearthstone, Skyforge, Dota 2, R2 Online, Герои войны и денег, Business Tycoon Online, Perfect World, Бумз!, Canaan Online, Prime World, Средиземье, Point Blank, Cultures Online, Warface, Skyrim, Dragon Age, Ведьмак, Цивилизация, HoMM, Mortal Combat, Juggernaut Wars, VR-игры, и много других.
        Несколько часов геймплея: сотни российских и иностранных онлайн игр.
        • +4

          Каков результат от потраченного на игры времени?

        • 0
          Тогда нужно иметь целый штат сотрудников которые будут играть и анализировать сыгранные игры и составлять отчёты. Но это пол беды. Есть PC Gamimg Aliance(название завуалировано) который указывает каким требованиям должны соответствовать ААА тайтлы.
          • 0
            Этому совету несколько десятков лет. Только вот найти время на все, бывает очень трудно. Играя в игру поверхностно, нельзя увидеть ее косяков и понять их глубину. А ведь надо еще и решение найти, которое не находят разработчики конкретной игры ссылаясь на фитбек игроков.
            По большому счету играть надо в игры, того жанра, которым занимаетесь, а с учетом что последние несколько лет игры делаются не для игроков а для денег, этот совет вообще не имеет смысла.
            А для тех для кого имеет, и так это знают.
          • +1
            У нас еще есть немного:

            Илкка Паананен: «Игры, как бизнес, не должны управляться процессами»
            Может быть, пришло время и вам убить свою игру: Как Supercell закрывает игры в сауне за пивом
            Джон Ромеро: Принципы разработки игр в id Software
            Руководство по рекламным кампаниям для продвижения мобильных игр в Facebook
            Как использовать когортный анализ для уменьшения оттока пользователей и принятия лучших решений
            Как правильно выбрать шрифт для игры
            Сколько должен стоить soft launch?
            Мислиды в рекламе мобильных игр: за и против
            Как выбрать лучшего издателя для вашей мобильной игры
            Дэн Грей (Ustwo Games): Делать игры, которые влияют на всех
            Делаем App Store Optimization с помощью Google Spreadsheet
            Как преодолеть страх перед маркетингом, если вы инди-разработчик
            14 советов по улучшению презентации вашей игры
            Как произвести впечатление на издателей
            Невероятная история Амира Раджана: Как получить фичеринг Apple и стабильный доход от разработки игр
            • 0
              Что скажете про восьмитомник Game Programming Gems и серию Game Development Essentials?
              • 0
                Кажется незаслуженно забыли самое большое сообщество в вк по гейм-дизайну:) https://vk.com/metagd
              • 0
                Я конечно понимаю, что это сейчас самый прибыльный рынок (в особенности по соотношению затраты/прибыль), но немного обижает, что везде упор на мобильные статьи, раскрутку и прочее. Нужно постараться, что бы найти действительно хорошие статьи по раскрутки ПК и в особенности консольных игр. Большинство либо мобилки, либо подходят и туда и туда. Но ПК совершенно другой рынок и раскрутка там тоже не такая же.

                Ничего не имею против моб. индустрии, но пожалуйста, когда делаете статью, в заголовке которой нету слова «Мобильные», пожалуйста, наполняйте контент равномерно. Это применительно не только к данной статье, а вообще. На будущее, так сказать :)

                А за саму статью спасибо большое. Несмотря на вышеописанное, много полезного.
                • 0
                  Ну а что делать, если вход в мобильный рынок наиболее простой и «дешевый» для разработчиков. Плюс мы фактически сразу можем получить определенные деньги и платформу распространения.

                  Но нужно также признать, что тут часто появляются статьи о том, как ребята проходят зеленый свет в стим. Что фактически и есть десктоп.
                • 0
                  Ребят, так получилось, что я теперь саунд-дизайнер/композитор в одной небольшой студии. И вроде бы все норм, ничего нового, но у звука в играх своя специфика и многие вещи вызывают вопросы. Сколько статей ни читал, создается такое ощущение, что все кладут на звук в играх, никто его не обсуждает и вообще все с ним, как бы понятно.

                  Может есть у нас тут хаб на эту тему или может другое место, где можно перетереть за звук в играх?
                  • +1
                    • +1
                      Вот славные ребята делают коллективный блог про звук в играх — Игрозвук.
                      • 0

                        Единственная игра, которая лично меня по-настоящему зацепила в плане звука – Divinity: Original Sin. И то, это не столько про звук, сколько про музыку.

                      • 0
                        Про полезные мероприятия есть еще одна подборка прямо тут на Хабре:
                        Топ игровых мероприятий 2016
                        • –1
                          Бизнес, маркетинг, дизайн, еще всякая малафья и ни одной ссылки на физику и архитектуру
                        • 0
                          Есть ещё хороший календарь игровых инди-джемов.
                        • 0
                          Статья прям для тех, кто занимается продвижением игровых проектов! Очень круто, спасибо большое.
                          Точнее, спасибо за обобщение все в одном
                          • +1
                            по геймдизайну есть отличный курс лекций Яна Шрайбера
                            • +1
                              добавлю от себя немного. веду канал в телеграме с линками на разные геймдев-релейтед материалы. тут много ингла если что.
                              https://telegram.me/gamedevporn

                              ещё полезное бывает тут:
                              https://telegram.me/progamedev
                              • 0
                                Хорошая идея добавить подборку чатиков в телеграме
                              • 0
                                >Что такое лудонарративный диссонанс
                                поправьте ссылку

                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                              Самое читаемое