Pull to refresh
2
0
Олег @ulole

Пользователь

Send message

Сложно о простом. Модель OSI и TCP/IP

Level of difficultyEasy
Reading time5 min
Views16K

Приветствую, коллеги! Меня зовут @ProstoKirReal, и я сетевой инженер, который пришел в эту профессию из совершенно другой сферы. На начальном этапе было особенно трудно разобраться в сложных терминах и принципах работы сетевых протоколов и оборудования. Мне захотелось написать цикл статей, посвященных специфике работы сетей и сетевых протоколов. Прежде всего, я делаю это для себя, чтобы наконец разобраться в тех понятиях, которые до конца не понимаю. Надеюсь, эта информация будет полезна и вам, а если нет, то послужит хорошей шпаргалкой для меня самого.

В первой статье цикла я хочу начать с базовых понятий, которые пригодятся всем начинающим сетевым инженерам, студентам и тем, кто связан с сетевыми технологиями. Это модель OSI и TCP/IP. Это база, которую необходимо знать. Вначале мне было трудно запомнить и понять суть этих моделей и их связь с настройками обычного коммутатора. Однако понимание модели OSI облегчает понимание работы различных протоколов и позволяет общаться с коллегами на одном языке. Меня раньше часто поправляли из-за того, что я говорил неправильно, не зная базовых понятий.

Итак, давайте разберемся с базовой информацией.

Модель OSI (Open Systems Interconnection) — это эталонная модель, разработанная для описания функций телекоммуникационных или вычислительных систем, необходимых для сетевого взаимодействия. Она разделяет процесс сетевого взаимодействия на семь взаимосвязанных уровней. Каждый уровень выполняет специфические функции и взаимодействует с уровнями непосредственно выше и ниже.

Читать далее
Total votes 21: ↑18 and ↓3+17
Comments29

Современные команды и фичи Git, которыми стоит пользоваться

Level of difficultyEasy
Reading time5 min
Views30K

Мы, разработчики ПО, пользуемся git каждый день, однако большинство из нас применяет только самые основные команды, например, addcommitpush и pull, как будто на дворе по-прежнему 2005 год.

С тех пор в Git появилось множество фич, пользование которыми может сильно упросить вашу жизнь. Так давайте исследуем некоторые из недавно добавленных современных команд git, о которых вам стоит знать.

Читать далее
Total votes 60: ↑58 and ↓2+71
Comments29

Как в git работает HEAD

Level of difficultyEasy
Reading time5 min
Views12K

Недавно я провела в Mastodon опрос о том, насколько мои читатели уверены в том, что они хорошо понимают работу HEAD в Git. Результаты (на основании примерно 1700 голосов) меня немного удивили:

10% — 100%

36% — достаточно сильно уверен

39% — уверен в некоторой степени

15% — представления не имею

Меня удивило, что люди не уверены в своём понимании: я-то считала, что HEAD — это довольно простая тема.

Обычно, когда остальные, в отличие от меня, считают какую-то тему запутанной, причина заключается в какой-то скрытой сложности, которую я не учитываю. И в дальнейших обсуждениях выяснилось, что HEAD действительно чуть сложнее, чем я считала!

Читать далее
Total votes 20: ↑17 and ↓3+20
Comments21

Настройка связки VScode, OpenOCD, WCH-LinkE, Cortex-M

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views3.1K

Wch-link является программатором для ARM, RISC-V микроконтроллеров. По возможностям это аналог St-link, JLink и прочих. По сравнению с st-link он поддерживает контроллеры не только фирмы STM. А по сравнению с JLink стоит намного дешевле и не имеет проблем с лицензиями, которые могут встречаться у дешевых клонов JLink. Также плюсом идет поддержка набирающих популярность контроллеров от китайской компании WCH.

Есть несколько вариантов этого отладчика, я буду говорить о версии Wch-linkE rev 1.3.

Читать далее
Total votes 11: ↑11 and ↓0+13
Comments26

Как обхитрить мозг и заставить его полюбить сложные задачи [Дофаминовый детокс]

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views136K

Как часто вы ловили себя на мысли «Вот, блин, весь выходной прозалипал в бесконечных лентах, а ничего полезного так и не сделал»? Не спешите себя винить! Скорее всего, все дело в вашем мозге, который привык баловаться дофамином. Увы, с этой проблемой сталкиваются большинство современных людей (и мы в beeline cloud — не исключение). Хорошая новость: ее можно решить!

Почему некоторых людей гораздо сильнее мотивируют именно сложные задачи? И есть ли способ превратить трудные дела в легкие?

Скорее всего, вы можете играть в видеоигры хоть каждый день. Или, например, листать социальные сети. Не сомневаюсь также, что вы без труда сможете просидеть целый день перед экраном монитора.

А теперь попробуйте целый час посвятить учебе... Звучит очень утомительно. А что, если вместо этого часок-другой поработать над своим сайд-проектом? Хм. Всё равно скукотища.

Читать далее
Total votes 118: ↑106 and ↓12+105
Comments144

Как «оптимизация» зарплат вредит бизнесу, и что делать

Level of difficultyMedium
Reading time64 min
Views30K

Оптимизация фонда оплаты труда (далее - ФОТ) в долгосрочной перспективе вредит компаниям, ухудшает их положение и усиливает кризисы.

Этот вопрос мы рассмотрим на основе проблем в Boeing и Blizzard, разбора жёсткого поведения Amazon в отношении сотрудников, с примерами лучших практик Генри Форда и General Electric, а так же ссылками на исследования, с описанием психологических аспектов и ключевых трендов. И рекомендациями: что с этим делать.

Цель данной публикации - описать ключевые аспекты и нюансы проблемы, чтобы любой мог прийти к финансистам, кадровикам или генеральному директору с ней со словами “хватит вредить бизнесу оптимизацией ФОТ!"

Оптимизировать вред оптимизации ФОТ
Total votes 90: ↑87 and ↓3+100
Comments130

Мобильные экранчики в ваших проектах: большой и понятный о гайд о различных дисплеях

Level of difficultyMedium
Reading time18 min
Views24K
image


Пожалуй, немалая часть моих читателей так или иначе интересуется DIY-тематикой. И в различных самодельных девайсах порой есть необходимость вывести какую-либо информацию на дисплей, будь это текст, графики или даже какая-то анимация! Для разных задач существуют самые разные дисплеи и в сегодняшнем материале я хотел бы систематизировать и собрать подробнейший гайд об использовании дисплеев с нерабочих мобильных телефонов: какие бывают протоколы и шины данных, как читать схемы устройств и определять контроллеры дисплеев, какие дисплеи стандартизированы, а какие придётся реверсить самому и как быть с подсветкой. В практической части статьи мы подключим дисплей по протоколу MIPI DBI к RP2040 с использованием DMA. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Total votes 88: ↑86 and ↓2+106
Comments116

Прошиваем AVR вручную

Reading time6 min
Views210K

Картинка для привлечения внимания — xkcd

Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. И вам жизненно необходимо запрограммировать микроконтроллер. Зачем, спросите вы? Ну, допустим, чтобы починить аварийный радиомаяк, без которого шансы на спасение резко падают.

Радуясь, что еще не забыли курс ассемблера, вы кое-как написали программу палочкой на песке. Среди уцелевших вещей каким-то чудом оказалась распечатка документации на контроллер (хорошо, что вы еще не успели пустить её на растопку!), и программу удалось перевести в машинные коды. Осталась самая ерунда — прошить её в контроллер. Но в радиусе 500 километров нет ни одного программатора, не говоря уже о компьютерах. У вас только источник питания (батарея из картошки кокосов) и пара кусков провода.

Как же прошить МК фактически голыми руками?
Читать дальше →
Total votes 171: ↑170 and ↓1+169
Comments66

Слон и Моська, или подключение LCD к Attiny13A

Reading time9 min
Views25K
Вновь приветствую читателей «Хабра»!

Присказка.
Честно сказать, хотел написать статью несколько другого содержания, которая затрагивала бы тему применения и использования сдвиговых регистров, когда сам, даже не думал, что в моих проектах это станет необходимым.
Но так однажды случилось, что я решил втянуть в область программирования микроконтроллеров своего друга, который во многих вопросах с легкостью разберется сам, а в других....
Читать дальше →
Total votes 21: ↑20 and ↓1+19
Comments39

Волшебная сила макросов, или как облегчить жизнь ассемблерного программиста AVR

Reading time8 min
Views12K

Про макросы в ассемблере написано много. И в документации, и в различных статьях. Но в большинстве случаев все сводится либо к простому перечислению директив с кратким описанием их функций, либо к набору разрозненных примеров готовых макросов.
Цель этой статьи — описать определенный подход к программированию на ассемблере для формирования максимально простого и читабельного кода с использованием макросов. В статье не будет описания синтаксиса отдельных команд и директив. Подробное описание уже дано производителем. Мы же сосредоточимся на том, как можно использовать эти возможности для решения конкретных задач.

Читать дальше →
Total votes 19: ↑18 and ↓1+17
Comments35

Приемопередатчик HC-12 и датчик температуры DS18b20 на AVR-ассемблере

Reading time26 min
Views17K
По мотивам содержания моей книжки «Программирование микроконтроллеров AVR: от Arduino к ассемблеру» была опубликована статья о подключении дисплеев к AVR с применением только «чистого» ассемблера. Под «чистым» имеется в виду наличие только простейшего редактора кода и программатора, и отсутствие необходимости во всяких навороченных инструментах вроде Atmel Studio. В конце я пообещал, что изложенный там материал продолжится изложением примеров, затронутых в книжке лишь вскользь или не вошедших в нее вовсе.

Одним из таких моментов является беспроводная связь между устройствами, вторым — цифровые датчики (в книжке большей частью изложено обращение лишь с аналоговыми). По нижеизлагаемым причинам для связи я остановился на модуле HC-12, а в качестве цифрового датчика использовал одну из бессмертных разработок «всех времен и народов» — датчик DS18b20.

Для упрощения отладки проекта его составляющие сначала моделировались на Arduino, и затем воспроизводились на ассемблере на более адекватной элементной базе.
Читать дальше →
Total votes 13: ↑10 and ↓3+13
Comments28

Какие бывают Cortex-M7 ARM-ы, периферия, шины, память, … DMA

Level of difficultyHard
Reading time11 min
Views6.3K

На рисунке приведена структурная схема современного, одного из самых навороченных (я подозреваю) 32-битного ARM процессора или микроконтроллера-microcontroller, в документации используются оба термина: high-performance Flash microcontroller (MCU) based on the 32-bit ARM Cortex-M7 RISC (х.хх CoreMark/MHz) processor.

Мне кажется, если еще разрисовать некоторые прямоугольники из этой схемы, то картинка по масштабу вполне сможет сравниться со структурной схемой какого-нибудь космического корабля.

Все это богатство убирается в микросхеме, которая по объему заметно меньше спичечного коробка. Вы легко можете найти достаточно подробное техническое описание (datasheet) узлов, систем, настроек, спецификаций по этой-такой схеме. Давайте попробуем коротко пройтись по одному из таких описанию, ссылки в конце статьи.

Читать далее
Total votes 13: ↑12 and ↓1+14
Comments5

8 ферзей на AVR-ассемблере

Reading time4 min
Views8.1K

Фанатам ассемблера посвящается.

Всем привет! Решил подключить матрицу светодиодов 8х8 и вывести на неё решение задачи о 8 ферзях. [Описание см. на Википедии]

Процессор

В качестве процессора я выбрал компактный и шустрый процессор attiny85. Программа будет написана на ассемблере. С небольшими настройками программа должна работать на любом другом процессоре AVR: attiny и atmega.

Дисплей

В качестве дисплея используем матрицу светодиодов, которая состоит из 8 вертикальных рядов и 8 горизонтальных строк со светодиодами.

Читать далее
Total votes 14: ↑11 and ↓3+12
Comments5

Нужно ли учить C для понимания работы компьютера?

Reading time8 min
Views23K
Я часто слышал, что для понимания работы компьютера люди предлагают изучать C. Это хорошая мысль? Вы уверены? Сразу изложу выводы статьи, просто для абсолютной ясности:

  • C — это не то, «как работает компьютер».
  • Не думаю, что большинство людей говорят буквально, так что это неважно.
  • Понимание контекста означает, что учить С по этой причине всё еще может иметь смысл, в зависимости от ваших целей.

Я планирую написать ещё две статьи с более подробным объяснением выводов, но этого уже достаточно. Добавлю сюда ссылки, когда статьи выйдут.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑21 and ↓11+10
Comments109

Механизмы и принципы работы памяти головного мозга человека

Reading time6 min
Views114K
image

Поводом написания данной статьи послужила публикация материала американских неврологов на тему измерения емкости памяти головного мозга человека, и представленная на GeekTimes днем ранее.

В подготовленном материале постараюсь объяснить механизмы, особенности, функциональность, структурные взаимодействия и особенности в работе памяти. Так же, почему нельзя проводить аналогии с компьютерами в работе мозга и вести исчисления в единицах измерения машинного языка. В статье используются материалы взятые из трудов людей, посвятившим жизнь не легкому труду в изучении цитоархитектоники и морфогенетике, подтвержденный на практике и имеющие результаты в доказательной медицине. В частности используются данные Савельева С.В. учёного, эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.
Читать дальше →
Total votes 24: ↑21 and ↓3+18
Comments39

Вы еще не программируете микроконтроллеры? Тогда мы идем к вам!

Reading time9 min
Views381K
Здравствуйте, уважаемые Хабражители!

В этой статье я хочу рассказать о том, как однажды решил начать программировать микроконтроллеры, что для этого понадобилось и что в итоге получилось.

Тема микроконтроллеров меня заинтересовала очень давно, году этак в 2001. Но тогда достать программатор по месту жительства оказалось проблематично, а о покупке через Интернет и речи не было. Пришлось отложить это дело до лучших времен. И вот, в один прекрасный день я обнаружил, что лучшие времена пришли не выходя из дома можно купить все, что мне было нужно. Решил попробовать. Итак, что нам понадобится:
Читать дальше →
Total votes 94: ↑85 and ↓9+76
Comments63

Как понять ассемблер для AVR

Reading time4 min
Views104K
Всем добрый вечер! Веду свою трансляцию из уютного мира, который называется «ассемблер». Сразу поясню что тема касается микроконтроллеров AVR — и я пока ещё не знаю, пригодится ли этот пост тем, кто хочет использовать ассемблер для любой другой задачи. Дело в том, что я буквально несколько дней назад начал учить ассемблер с нуля — нужно сделать одно устройство — и я решил сделать в нём всё самостоятельно. Так вот — в один прекрасный день понял, что учить ассемблер абсолютно бесполезно! Ассемблер можно только понять! То есть всем тем, кто хочет программировать на ассемблере я настоятельно рекомендую детально вникнуть в то, каким образом ФИЗИЧЕСКИ работает микроконтроллер, а затем уже изучать тонкости команд.
Так вот, я пожалуй начну небольшой цикл статей, в которых буду с самого начала рассказывать как именно я понял те или иные вещи в программировании на ассемблере — думаю для тех, кто вообще не понимает что такое асм я буду как раз таким «переводчиком» с языка тех, кто в этом деле очень хорошо шарит.
Читать дальше →
Total votes 116: ↑66 and ↓50+16
Comments78

Предел минимального Hello Word на AVR составляет 0 бит

Reading time2 min
Views24K
2 года назад я увидел запись «Предел минимального Hello Word на AVR составляет 2 байта» на Habrahabr`е пользователя swap_map с подначиванием в конце:
Кто-нибудь напишет программу мигания светодиодом еще короче?

Тогда я посчитал, что это просто невозможно, но сейчас я смог это сделать.


Читать дальше →
Total votes 61: ↑52 and ↓9+43
Comments20

Маленький Hello World для маленького микроконтроллера — в 24 байта (и чужое решение в 12 байт)

Reading time7 min
Views35K
Классической тестовой программой для большинства программистов на системах, имеющих хоть какой-то дисплей, является Hello World. Такая традиция была введена Керниганом и Ритчи в 1978 году.

Для микроконтроллеров аналогичным примером уже давно стала программа, которая мигает светодиодом. В этой статье я покажу результат эксперимента по максимальному сокращению такой программы на примере контроллера ATTiny15 фирмы Атмел.

image

UPD: В комментариях привели ссылку на рекордное решение в 12 байт. Браво!
UPD2: Путем насилия над контролером, удалось выиграть еще 2 байта.
UPD3: И еще одно решение, с еще большим насилием над контроллером.
UPD4: Еще один вариант — в одну инструкцию (но исполняется при этом вся память программ), как и в вариантах 2 и 3.
UPD5: Вариант с использованием возможности выдать тактовый генератор на один из пинов контроллера, при помощи FUSE-бита

Читать дальше →
Total votes 60: ↑58 and ↓2+56
Comments41
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Location
Ярославль, Ярославская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity